Внутреннее устройство
Корпус be quiet! Dark Base Pro 900 поддерживает установку в вертикальном положении материнских плат формата E-ATX, XL-ATX, ATX, MicroATX и Mini-ITX. Пользователь может пересобрать каркас шасси в двух вариантах — ATX (материнская плата на правой стенке, слоты PCI снизу), либо в BTX ориентации (материнская плата на левой стенке, слоты PCI сверху, процессорный разъем внизу). Максимальная допустимая высота процессорного кулера составляет 190 мм. Возможная длина плат расширения достигает 320 мм с установленными корзинами накопителей, и 470 мм без них. Допустимая длина блока питания — до 180 мм, с учетом возможности установки нижнего 120 мм вентилятора (без пропеллеров снизу его длина ничем особо не ограничена).
Под верхней панелью можно закрепить весьма разнообразный набор из четырех 120-мм, трех 140-мм или одного 180-мм вентиляторов (с посадочными отверстиями 154 х 154 мм). Либо радиаторы соответствующих размеров. Между верхней панелью и ее верхней крышкой есть приличный зазор, но туда лучше ничего не монтировать, поскольку данное пространство исполняет роль вентиляционной шахты, направляющей потоки воздух в стороны, и уменьшающей шум, исходящий от внутренних компонентов. По умолчанию сверху имеется запас пространства в 30 мм до поддона и 40 мм до кромки материнской платы, однако эти параметры можно менять, регулируя высоту поддона платы. Звучит уже интригующе, не правда ли?
На задней панели предустановлен на вытяжку 140-мм черный вентилятор Silent Wing 3 с максимальной скоростью 1000 об/мин.
Восемь вентилируемых заглушек слотов PCI удерживаются винтами с накатанной головкой, их можно снимать и ставить без использования отвертки.
А вот так выглядит посадочное место блока питания. БП крепится на отдельную съемную рамку, проложенную мягким демпфером по ободу, ориентация возможна как вентилятором вниз, так и вверх. Рамка держится за четыре винта снизу (с них она снимается без откручивания) и двух винтиках сбоку. Располагать рамку можно в трех положениях по длине, и в двух — по ширине (ближе к правой или левой стенке корпуса). Если сдвинуть ее в самое ближнее к задней стенке положение, то в шасси можно будет поставить 170-мм блок питания и 140-мм вентилятор посередине, либо 180-мм БП и 120-мм вентилятор. В других положениях и с более длинными блоками установка вентиляторов и радиаторов на центр нижней панели будет невозможной. По два резиновых демпфера есть на основании рамки и на корпусе. Как и ожидалось, с внутренней стороны есть небольшой силовой кабель, позволяющий подключить БП к внешнему разъему на корпусе. Зачем нужна вся эта акробатика со смещаемым блоком питания? Ответ прост — этого требует модульная конструкция данного корпуса, чтобы пользователь мог регулировать положение поддона материнской платы. Единственное что меня тут смущает — размер вентиляционного выреза под блок питания, он не покрывает даже половины площади стандартного вентилятора БП.
В передней части снизу находится два посадочных места для 120- или 140-мм вентиляторов. Крепежные отверстия рассчитаны не на шурупы, а на длинные винты, коих в комплекте обнаружено не было. Самая нижняя корзина накопителей, нависающая впереди сверху, оставляет под собой достаточно пространства для стандартных пропеллеров, но если сюда будет монтироваться еще и радиатор, то одну или даже две корзины придется снять. Как уже упоминалось ранее, все днище корпуса закрыто пылевым фильтром, а забор воздуха производится через нижние боковые вентиляционные отверстия.
Стойка накопителей состоит из семи индивидуальных корзин, каждую из которых можно демонтировать по отдельности. Между ними и передней панелью есть запас пространства в 35 мм. Сверху есть корзина еще и на два 5,25″ устройства, которые крепятся туда старым проверенным методом — с помощью винтов с накатанной головкой. Никаких хилых автоматических защелок тут нет!
Держится каждая такая корзинка на трех винтах с накатанной головкой и легко снимается с обратной стороны поддона материнской платы. В одни салазки помещается один 3,5″ жесткий диск, который крепится специальными винтами через оранжевые резиновые демпферы. Либо сюда можно привинтить сразу два 2,5″ накопителя — сверху и снизу внутри. Кроме того, корзина приспособлена для установки дополнительных аксессуаров, например вот такого переходника под помпу СВО.
После демонтажа всех корзин накопителей в корпусе открываются поистине широкие возможности для установки радиаторов СВО. Корзина для 5,25″ устройств, кстати, тоже снимается. За ней есть еще два посадочных места, куда можно переставить корзины дисков. Спереди видны два предустановленных 140-мм вентилятора.
В качестве корпусных вентиляторов в Dark Base Pro 900 установлены три 140-мм пропеллера серии be quite! Silent Wings 3, которые сегодня не продаются отдельно в розницу. От прошлых серий их можно легко отличить визуально по видоизмененной рамке — она имеет теперь форму восьмиугольника, с вывернутыми наружу гранями. На углах надеты съемные крепежные уголки с шахтами цилиндрической формы. Внутри каждой такой трубки проложена резиновая вставка, то есть любой шуруп или винт всегда будет контактировать с вентилятором через демпфер. Крыльчатка принципиальных изменений не претерпела. Длина четырехконтактного шнура питания составляет 600 мм. В качестве подшипника используется очень хороший гидродинамик с в сочетании с шестью катушками статора. Скорость регулируется с помощью ШИМ в диапазоне от 300 до 1000 об/мин. При ШИМ регулировке на некоторых контроллерах вентилятор издавал высокочастотный писк (усиливающийся по мере снижения оборотов), на других — никаких посторонних призвуков от него не было вообще. В плане шума, крыльчатка полностью бесшумна до 800 об/мин (9В при управлении напряжением), а на 1000 об/мин слышен лишь аэродинамический шум лопастей и то, если поднести ухо достаточно близко к ротору. Стартовать пропеллер способен при подаче 4 В напряжения на 300 об/мин.
Поддон материнской платы в данном корпусе является съемным и крепится шестью винтами (через резиновые прокладки) к задней панели корпуса и еще тремя винтами — к стойке накопителей. В поддоне есть три прорезиненных отверстия для протяжки проводов, 15 проушин для кабельных стяжек, огромный вырез для усилительной пластины процессорного кулера и даже четыре резиновые ножки, на которые поддон удобно ставить в демонтированном положении. Запас пространства по ширине для укладки кабелей здесь не очень большой — всего 20 мм с учетом толщины шумоизоляции, но и этого вполне хватает. Для проводов найдется место еще и в районе БП (до 70 мм), при условии, что он закреплен с противоположной стороны. Провода можно прокладывать над и под поддоном, а можно дополнительно протянуть их через вертикальные прорези в ребрах жесткости (по две сверху и снизу).
Под вырезом усилительной пластины есть две примечательных вещи. Это плата контроллера и корзина для одного 2,5″ накопителя (держащаяся на винте с накатанной головкой). Данная плата позволяет подключить и одновременно контролировать скорость четырех вентиляторов с ШИМ регулировкой и трех обычных пропеллеров. Кроме того в нее включается две светодиодные ленты.
Пространства в передней части шасси, напротив стойки накопителей более чем достаточно для разного рода манипуляций по подключению дисков и укладке проводов.
Передняя панель корпуса снимается легко. Прежде всего, нужно извлечь нижний пылевой фильтр, потом отжать по четыре пластиковых лепестка с каждой стороны панели, изнутри. Провода к ней не подведены, потому снимать можно без опаски. Разве что придерживайте дверцу — чтобы она резко не распахнулась. Кстати на снятой панели дверцу можно тоже снять и поменять ей направление открывания. Для этого потребуется перекрутить несколько лишних винтиков.
На передок можно поставить три 120- или 140-мм вентилятора. Правда, прикручиваются они с внутренней стороны, что не очень удобно — нужно будет еще и корзины накопителей снять, чтобы добраться до винтов. Чтобы поставить третий вентилятор — снимите корзину 5,25″ устройств и привинтите на ее место комплектную крепежную рамку.
Верхняя панель снимается по тому же принципу, что и передняя — отжимается по четыре пластиковых лепестка с каждой стороны. Демонтаж можно проводить без опаски — провода не присоединены и сюда. С обратной стороны тоже обнаруживается слой шумоизоляции.
Блок внешних портов представляет собой отдельный модуль, который держится на каркасе шасси на четырех винтах. Вот к нему то и тянутся все провода.
В набор проводов входит кабель HD Audio, колодка USB 3.0 (с плоским шнуром, что очень приятно при укладке), колодка USB 2.0, набор стандартных проводов от кнопок старта и перезагрузки системы, индикаторов активности накопителей и подачи питания. От управляющей платы, расположенной за поддоном, тянется кабель питания с силовым SATA разъемом (долой устаревшие Molex!) и шнур управления ШИМ, который потребуется включить в материнскую плату. Все провода имеют черный цвет и достаточную длину для подключения куда угодно.
А вот два провода, которые выходят из основного блока портов и требуют подключения к управляющей плате. Двухжильный отвечает за LED подсветку, а четырехжильный — за регулировку скорости вентиляторов.
А так выглядит плата индукционного зарядного устройства Qi стандарта, закрепленная внутри блока, в районе выделенного пластиковой каемкой квадратика.
А вот и верхняя панель без крышки и блока внешних портов. Последний понадобится демонтировать, а потом ставить обратно, разве что в случае установки 480-мм радиатора. А так — любой вентилятор или радиатор можно легко привинтить на место без особых проблем.
Вот так выглядит демонтированная корзина 5,25″ устройств. Ее держит шесть винтиков.
Вы думаете, что это все и корпус разобран до голого каркаса? Вовсе нет! Выкручиваем девять винтов, отмеченных оранжевыми резиновыми прокладками, и извлекаем поддон материнской платы.
Из поддона материнской платы сам по себе получился бы отличный открытый стенд. Именно о таком я мечтал, когда тестировал системы охлаждения.
Как уже упоминалось выше, поддон материнской платы можно ставить в три положения по высоте. Это делается для того, чтобы освободить больше пространства сверху под крупногабаритные по толщине радиаторы СВО. Первым делом требуется снять две заглушки внизу — по бокам выкручиваем по два винта. Пластинку с внешним разъемом питания тоже можно снять, но это пригодится разве что для того, чтобы повернуть разъем в другую сторону. Например, при сборке BTX ориентации каркаса.
Затем прикручиваем поддон материнской платы в крайнее нижнее положение, а заглушки поднимаем вверх. Сзади это будет выглядеть следующим образом:
Снизу мы теряем два слота PCI, они уходят за блок питания. Сверху остаются свободными шесть слотов. При этом плата формата ATX сюда по-прежнему становится без проблем.
Зато сверху запас пространства под толстые радиаторы увеличивается до 84 мм. В среднем положении материнской платы у нас тут будет 62 мм при семи отрытых PCI слотах. А в самом верхнем положении — 40 мм и восемь PCI слотов. Такая вот интересная возможность трансформации для любителей СВО. А при BTX ориентации материнской платы получится еще больше места сверху, но тут уже нужно будет экспериментировать с разными конфигурациями контура СВО.
Как может догадаться наблюдательный читатель — пластиковый поддон корпуса является местом для накопления пыли, поскольку отделен от основного объема пылевым фильтром. Как можно его почистить? Очень легко. Посередине корпуса выкручивается два шурупа, каркас сдвигается на сантиметр вперед и снимается с поддона. Для этого даже не обязательно разбирать шасси — достаточно снять боковую дверцу, чтобы получить доступ внутрь.
Как пересобрать корпус в BTX ориентацию? Снимаем поддон материнской платы, корзину 5,25″ накопителей и стойку жестких дисков. Стойка служит ребром жесткости корпуса и играет роль несущей конструкции для поддона, потому использовать шасси без нее не стоит.
Затем ставим их на место, только с левой стороны. Обратите внимание, что резиновые прокладки в шасси и рамку блока питания тоже нужно будет перенести на другую сторону. На выходе получается перевернутая в стандарт BTX материнская плата.
Перейдем к сборке системы и тепловому тесту.