Серия игровых корпусов Raven является своеобразной визитной карточкой и знаковой линейкой продуктов для компании SilverStone. Инновационный дизайн интерьера в них предполагал нестандартное размещение материнской платы (модификация стандарта BTX, с поворотом платы не на 180 градусов, а лишь на 90, относительно ATX-формата). Как следствие — видеоадаптеры располагались вертикально, равно как и жесткие диски, и обеспечивалась естественная вентиляция, при которой холодный воздух забирался снизу и, нагреваясь, покидал корпус сверху. Этому способствовали еще и мощные нагнетательные вентиляторы, закрытые пылевыми фильтрами, создававшие избыточное давление внутри шасси и (по крайней мере — в теории) сильно снижавшие скорость накопления пыли. В общем, с инженерной точки зрения, линейка Raven являлась не только достаточно удачной в плане вентиляции, но еще и уникальной в своем роде, поскольку другие компании даже не пытались копировать этот дизайн. Но с коммерческой точки зрения все было не так гладко, поскольку очень высокая стоимость отпугивала множество потенциальных покупателей, оставляя шансы на приобретение Raven лишь наиболее состоятельным энтузиастам. Так почему бы не сэкономить на материалах, подумали в компании, и не сделать все дешевле? Так оно и вышло. Встречайте эконом-вариант знаменитого шасси — SilverStone Raven RVX01.

Характеристики

Модель SilverStone Raven RVX01
Страница продукта silverstonetek.com
Тип корпуса Midi-Tower
Размеры, мм 485 (В) x 215 (Ш) x 500 (Г)
Материал ABS пластик, сталь
Вес, кг 5,4
Цвет Черный
Форм-фактор ATX, MicroATX, Mini-ITX
Устройства 5,25″
Устройства 3,5″ внешние
Устройства 3,5″ / 2,5″ внутренние 4 / 4 (2,5″ накопители занимают место 3,5″)
Поддерживаемое количество слотов расширения 7
Вентиляторы передние — 1 х 80 / 92 /120 мм (опционально)
верхние — 1 х 80 / 92 /120 мм (опционально)
нижние — 3 х 120 мм (установлены)
Интерфейсные разъемы 2 x USB 3.0, микрофонный вход и выход на наушники
Прочее Пылевой фильтр снизу, боковое окно.
Рекомендованная стоимость, $ 90

Упаковка и комплект поставки

Несмотря на малый бюджет изделия, на упаковке присутствует одноцветная полиграфия с изображением фронтальной панели корпуса. Информации на коробке немного, но зато приведены самые нужные данные — совместимость с кулером и видеоадаптером, габариты шасси и доступные варианты модели. Судя по всему, корпус поставляется в продажу в четырех версиях — без бокового окна с красными вкраплениями, либо с окном и вставками зеленого, синего или красного цвета. Защита от повреждений стандартная — пластиковый пакет и простые демпферы из пенопласта.

В скромный комплект поставки входит:

  • инструкция по сборке;
  • два лотка для крепления накопителей;
  • девять стоек материнской платы и переходник для их монтажа;
  • 16 винтов для 2,5″ накопителей;
  • четыре винта с накатанной головкой для вертикальной установки 3,5″ дисков;
  • 13 винтов для материнской платы и блока питания;
  • четыре винта с плоской шляпой для вертикальной установки 3,5″ дисков;
  • восемь маленьких винтиков для фиксации 3,5″ накопителей в лотках.

Внешний вид

Дизайнеры SilverStone очень сильно постарались, чтобы внешность бюджетного Raven минимально отличалась от его старших собратьев. Агрессивные обводы и характерный прищур пластиковой передней панели легко узнаваемы фанатами серии даже без взгляда на фирменный логотип со стилизованной в виде крыльев буквой V. Фронт не имеет никаких внешних портов или крышек. Два напоминающих глаза светодиода в средней части светятся постоянным красным цветом и являются индикаторами работы системы.

По обеим сторонам передней панели есть небольшие вертикальные прорези для вентиляции, хотя они здесь играют в большей мере декоративную роль.

Органы управления и внешние порты вынесены на верхнюю грань фронтальной панели. Кнопки старта и перезагрузки системы расположены слева и справа соответственно, еще правее есть индикатор активности накопителей (красного цвета), а в углублении между клавишами встроены два 3,5-мм аудиоразъема, разделяющие собой два порта USB 3.0. Сюда так и просится какая-то откидная или сдвижная крышка, для защиты этих разъемов от пыли, но, к сожалению, ее здесь не предусмотрено.

Поскольку материнская плата в данном корпусе повернута на 90 градусов, ее поддон находится с левой стороны. Боковина с окном, естественно, расположена справа. Окошко врезано заподлицо с основной панелью и оно полностью прозрачное, без модного ныне дымчатого эффекта. В нижней части шасси сделан невысокий пластмассовый бортик, который конструктивно относится к основанию корпуса, а дверца заходит за него. Левая и правая панель снимаются по направлению вверх, после демонтажа кожуха верхней панели.

Размер окна составляет 168х318 мм. Держится на обычных металлических язычках. Хотя толщина металла в корпусе тяготеет к параметрам фольги, дверцы получились достаточно крепкими за счет небольших размеров и усиления ребрами жесткости. В верхней части панели есть по три небольшие пластиковые ручки, каждая прикручена к двери двумя маленькими винтиками.

Левая боковая панель сплошная, без окон или вентиляционных отверстий. В остальном, по конструкции она полностью сходна с правой панелью.

Сверху на задней части шасси есть два вентиляционных отверстия. Верхнее является многофункциональным — служит одновременно как ручка для переноса корпуса, место для протяжки внешних проводов и как отвод горячего воздуха. А перфорация в металле чуть пониже нужна для вентиляции блока питания, в случае его установки пропеллером по направлению на заднюю стенку.

Снизу сзади из шасси извлекается для очистки качественный пылевой фильтр. Он закрывает собой нагнетательные вентиляторы. Единственное замечание — фильтр очень длинный, и чтобы его достать без проблем, тыльную сторону корпуса понадобится отодвинуть от ближайшей стены минимум на полметра.

Пластмассовый кожух верхней панели выглядит очень стильно за счет ромбовидных металлических решеток красного цвета, занимающих большую часть его поверхности, и, теоретически, обеспечивающих неплохую вентиляцию.

Держится верхний кожух на двух винтах с накатанной головкой, после откручивания которых он легко сдвигается назад и снимается.

Под кожухом скрывается то, что мы обычно привыкли видеть на задней панели корпуса. За тем исключением, что это, фактически теперь верхняя панель. В задней ее части, возле ручки расположено посадочное место блока питания, который можно ориентировать вентилятором в двух направлениях. Далее видим место для вывода задних портов материнской платы. Рядом с ним есть перфорация, к которой можно закрепить не только 120-мм, но и 92-мм, и даже 80-мм вентилятор. Под решеткой видны две заготовки под слегка устаревшие порты. Семь слотов PCI закрыты шестью вентилируемыми одноразовыми и одной сплошной, зато многоразовой заглушками. Держатся на месте они благодаря боковой прижимной планке, которую, в свою очередь удерживает один единственный винт.

Нижняя часть шасси обрамлена красными пластмассовыми вставками. Про фильтр мы уже упоминали ранее. За ним находится сразу три предустановленных на вдув 120-мм вентилятора типа SilverStone Air Penetrator. Закреплены они с помощью длинных винтов и слегка сдвинуты в сторону левой панели. Желобок с другой стороны вполне можно использовать для укладки проводов. Решение использовать именно стандартные 120-мм пропеллеры очень гуманно со стороны компании, ведь в старших моделях шасси применялись специфические 180-мм вентиляторы, которым сложно было подыскать замену в случае выхода их из строя.

Пластиковые ножки имеют крупное основание из мягкой и цепкой резины. Их высота составляет 25 мм.

Посмотрим, как обстоят дела в интерьере SilverStone Raven RVX01.

Внутреннее устройство

Корпус SilverStone Raven RVX01 поддерживает установку в вертикальном положении материнских плат формата ATX, MicroATX и Mini-ITX. Максимальная допустимая высота процессорного кулера составляет 162 мм (для версии без окна) и 159 мм для шасси с боковым окном. Возможная длина плат расширения достигает 349 мм, однако нужно учесть, что не все платы подойдут по ширине, в случае установки накопителей на боковую планку. Если накопителей нет, ширина ограничена 151 мм, при смонтированном 2,5″ диске — 141 мм, а при 3,5″ — 126 мм. Допустимая длина блока питания — до 180 мм, с учетом возможности нормального подключения проводов.

На боковую планку, расположенную в нижней части корпуса, можно вертикально закрепить два 2,5″ или 3,5″ накопителя с помощью винтов. Они будут находиться со стороны материнской платы, и, создавать ограничение по ширине PCI плат, о котором уже упоминалось выше. Функционально же, данная распорка просто усиливает общую жесткость шасси, сделанного из довольно тонкого металла.

Так выглядит 3,5″ жесткий диск, закрепленный на боковой планке.

Справа снизу (точнее — в задней нижней части корпуса) расположена корзина для двух 2,5″ или 3,5″ накопителей.

Для установки в корзину, накопители нужно привинтить к специальным салазкам. Обратите внимание, что 3,5″ диск крепится исключительно маленькими винтами с плоской головкой. В случае использования других винтов салазки просто не войдут в рельсы корзины.

После установки накопителей в корзину оказалось, что 3,5″ диск можно зафиксировать сбоку, предотвращая его выскальзывание. А вот намертво прикрутить 2,5″ диск не получится никаким образом, потому он будет болтаться. Кроме того, подключение накопителей производится со стороны поддона материнской платы, что не очень удобно в условиях стесненного пространства.

Блок питания крепится вертикально на задней стенке. Никаких демпферов для него не предусмотрено. Максимальный запас пространства для БП — 225 мм, однако лучше не превышать 180 мм, чтобы не было проблем с подключением и укладкой кабелей. Блок питания можно ориентировать вентилятором наружу, тогда он будет брать холодный забортный воздух. Но, на мой взгляд, БП лучше направить пропеллером на материнскую плату, так циркуляция воздуха внутри корпуса будет намного лучше.

Так выглядит верхняя панель корпуса изнутри. Ничего особенного в этом ракурсе обнаружено не было, а подробное описание было дано, когда мы разглядывали ее снаружи. Отмечу лишь один момент — с учетом направления воздушных потоков в корпусе, верхнюю панель стоило сделать гораздо более вентилируемой. Все, что может исправить в ней пользователь самостоятельно — это снять заглушки и крепежную планку с PCI слотов. Они там не приносят никакой практической пользы, только мешая отводу горячего воздуха.

Единственное примечательное, что есть на передней панели, это вентиляционная решетка, к которой можно прикрепить один 80-, 92- или 120-мм пропеллер, улучшив тем самым обдув видеоадаптеров. Но стоит учесть, что это отверстие не закрыто пылевым фильтром.

На дне корпуса, точнее под ним, размещается три 120-мм нагнетательных вентилятора. Они служат основным источником прохлады и приточной вентиляции в данном шасси. Приятно, что пропеллеры установлены в голые отверстия, без каких либо решеток, движению воздуха ничего не мешает. Пластиковая защитная и направляющая рамка есть на них самих, потому при замене вертушек на новые позаботьтесь о том, чтобы никакие провода случайно не попали в крыльчатку. При большом желании сюда можно попытаться установить 240-мм радиатор СВО, благо запаса по длине отсека более чем достаточно.

Как уже упоминалось ранее, предустановленные 120-мм вентиляторы относятся к серии Air Penetrator и столь громкое и двусмысленное название они получили из-за специфической встроенной решетки, сделанной в виде изогнутых радиальных планок. Смысл решетки в том, что она фокусирует и направляет поток воздуха прямо, увеличивая его статическое давление, и, как следствие, улучшая обдув компонентов. Максимальная скорость вращения крыльчатки составляет 1200 об/мин, стартовать она может лишь с 8 В и 850 об/мин. Втулочный подшипник смазан и сбалансирован хорошо и не издает паразитных призвуков, хотя при установке в корпус все же возникают лишние вибрации. В целом пропеллер можно охарактеризовать как достаточно тихий даже на максимальной скорости. Длина трехконтактного шнура питания составляет всего 300 мм, чего в данном корпусе откровенно не хватает.

Запаса пространства за поддоном материнской платы фактически нет. Боковая стенка при закрытии прилегает к поддону почти вплотную. Потому укладка или протяжка кабелей с этой стороны невозможны. Зато здесь имеется вырез для доступа к усилительной пластине процессорного кулера и окошко, через которое можно подключить кабеля к накопителям.

Передняя пластиковая панель снимается очень легко — достаточно потянуть ее за вырез снизу. Ничего примечательного на ее обратной стороне мы не обнаружили. Демонтаж потребуется только в случае установки переднего вентилятора, в остальном ее трогать не обязательно.

Так выглядит фронтальная панель корпуса без пластикового обвеса:

Все внешние порты собраны на пластмассовой планке сверху, а поперечина с индикаторами работы системы почему-то расположена прямо напротив вентиляционной решетки.

В набор проводов входит одна колодка USB 3.0, кабель HD Audio, четыре стандартных кабеля от индикаторов работы системы и активности накопителей, кнопки старта и перезагрузки системы. Длина всех шнуров достаточная, цвет изоляции проводки полностью черный.

Перейдем к сборке системы и тепловому тесту.

Сборка

Сборка системы в корпусе SilverStone Raven RVX01 представляет собой своеобразный тест на ловкость рук. Дело в том, что внутренне пространство корпуса получилось весьма стесненным, что ощущается и при установке материнской платы, и при подключении накопителей, и при монтаже видеоадаптера, и особенно при попытке уложить все кабеля более-менее пристойно. Потому для людей, привычных к частой замене комплектующих, я порекомендовать это шасси не могу. Из моментов, которые меня откровенно расстроили, отмечу слишком малую длину проводов питания вентиляторов, необходимость использования нестандартных по длине отверток для закручивания передних винтов на материнской плате и микро-манипуляции при подключении накопителей. Ну а обладатели крупных видеоадаптеров не раз вспомнят компанию SilverStone при попытке извлечь их из корпуса и защелки материнской платы, или при подключении питания к ним. Хотя на выходе сборка получилась довольно опрятной, чего я откровенно не ожидал. Вырез в поддоне попал точно на место расположения усилительной пластины, а значит крупные кулера можно монтировать непосредственно в шасси, не вынимая материнскую плату.

Через прозрачное боковое окно хорошо просматриваются все основные компоненты системы. Проводов практически не видно, хотя при установке накопителей на боковину, они могут быть заметны. Индикаторы активности накопителей и работы системы светятся рассеянным красным цветом и визуально не раздражают, ни в темноте, ни при свете.

Тестовый стенд

Для тестирования эффективности охлаждения компонентов в корпусе SilverStone Raven RVX01 использовалась следующая конфигурация:

  • процессор: Intel Core i7-2600K (3,4@4,4 ГГц, 1,330 В);
  • кулер: Zalman CNPS10X Performa;
  • материнская плата: Gigabyte GA-Z77MX-D3H TH (Intel Z77);
  • видеокарта: ASUS R9270-DC2OC-2GD5 (AMD Radeon R9 270);
  • память: Kingston KHX24C11X3K4/16X (2x4 ГБ, DDR3-2133, 10-12-12-27-2Т, 1,65 В);
  • твердотельный накопитель: Crucial M4 CT064M4SSD2 (64 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: be quiet! Dark Power Pro 10 (550 Вт);
  • дополнительный вентилятор: 1 x 120 мм — be quiet! Silent Wings USC 120mm (1500 об/мин);
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1.

Методика тестирования

Тепловая нагрузка создавалась с помощью одновременной работы стресс-тестов LinX 0.6.5 с 2048 МБ выделенной памяти и MSI Кombustor 3.5.1.0 на протяжении 10 минут после стабилизации температуры. Нагрузка на жесткий диск производилась программой Crystal Disk Mark 5.0.3 х64. В конце цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды равнялась 26 градусам Цельсия. Скорости вентиляторов процессорного кулера и видеокарты зафиксированы на максимальных оборотах. Пиковое энергопотребление системы составило 335 ватт. Тестирование проводилось в единственном режиме сравнения с открытым стендом. Сверху на вытяжку в корпус был установлен один 120-мм пропеллер. Все пропеллеры работали на максимальных доступных скоростях.

Результаты тестирования

Система вентиляции в корпусе SilverStone Raven RVX01 далека от идеала старших моделей, но в целом неплоха. Процессор греется на пять градусов больше, чем на открытом стенде. Ему это простительно, ведь весь тепловой поток проходит через его радиатор. Видеоадаптер разогревается на семь градусов выше. Для закрытого корпуса это тоже нормальный показатель. Силовые цепи питания процессора показывают плюс шесть градусов, а материнская плата — плюс пять градусов относительно открытой системы. Другими словами, закрытый Raven RVX01 прибавит к температуре компонентов в среднем пять градусов, что является средним показателям (норма, напомню — плюс три градуса). Зато жесткие диски здесь проветриваются хорошо, не в пример другим современным шасси, где про их вентиляцию частенько забывают.

Выводы

Подводя итоги знакомства с корпусом SilverStone Raven RVX01, мне хочется обратить особое внимание на гениальность дизайнеров компании. По-сути, они взяли за основу готовое шасси бюджетного класса, повернули его на 90 градусов, сменили пластиковый обвес и, проведя пару косметических изменений, смогли вписать его в знаменитую серию Raven. Браво. Если закрыть глаза на эту подробность, а также на конечную стоимость изделия, корпус получился довольно интересным в плане внешнего дизайна и интерьера. Если сравнивать его с аналогичными шасси серийных игровых машин (например, от Acer или ASUS), то Raven RVX01 выглядит просто верхом функциональности и совершенства. Из достоинств шасси особо подчеркнем хороший внешний дизайн, наличие трех встроенных вентиляторов и пылевого фильтра, нормальную схему охлаждения, совместимость с крупными компонентами и возможность скрытого подключения внешних проводов. Недостатками я считаю тонкий металл корпуса, наличие лишних решеток на верхней панели шасси, чрезмерно короткие шнуры вентиляторов и неудобный процесс сборки системы.

SilverStone Raven RVX01 может быть рекомендован для разовой сборки игровой системы с одним или двумя видеоадаптерами и, несомненно, заинтересует как игроманов так и OEM-сборщиков, ведь даже по доступным расцветкам корпуса производитель постарался угодить сразу всем — и фанатам Intel, и NVIDIA, и AMD. Тем же, кто часто меняет комплектующие, или собирается использовать контур СВО, данное шасси подходит мало. Кроме того, в случае приобретения, лично я предпочел бы вариант шасси без бокового окна, поскольку именно в них без проблем помещаются стандартные 160-мм по высоте процессорные кулеры.