Монтаж системы в корпусе Zalman R1 не вызывает особых проблем, но следует отметить некоторые особенности. В частности, протяжка кабеля питания процессора через верхнее правое отверстие возможна только до монтажа материнской платы, которая перекроет 50% площади отверстия после установки. И второй момент. Стойка поддержки карт расширения может конфликтовать как с разъемами питания видеокарты, так и крупным кулером центрального процессора. Стойка находится ровно напротив второго слота оперативной памяти и, если какой-то из габаритов радиатора выходит за эту условную границу, подпорку придется снять. Да и слишком широкие видеоадаптеры могут не поместиться вместе со стойкой. Места для укладки проводов за поддоном оказалось совсем немного, и боковая дверца закрылась с трудом, после того, как большая часть кабелей была стянута в выемку поддона.
Через прозрачное боковое окно хорошо просматриваются все основные компоненты системы.
Подсветка от переднего вентилятора в корпусе не особо заметна. Индикаторы питания и работы накопителей на верхней панели горят не ярко и не раздражают зрение.
Тестовый стенд
Для тестирования эффективности охлаждения компонентов в корпусе Zalman R1 использовалась следующая конфигурация:
- процессор: Intel Core i7-2600K (3,4@4,5 ГГц, 1,352 В);
- кулер: Zalman CNPS10X Performa;
- материнская плата: ASUS P8Z77-M Pro (Intel Z77);
- видеокарта: ASUS R9270-DC2OC-2GD5 (AMD Radeon R9 270);
- память: Hynix HMT351U6BFR8C-H9 (1 x 4 ГБ, DDR3-2133 МГц, 11-13-12-28-1T, 1,5 В);
- твердотельный накопитель: Crucial M4 CT064M4SSD2 (64 ГБ, SATA 6Gb/s);
- жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- блок питания: be quiet! Dark Power Pro 10 (550 Вт);
- термоинтерфейс: Noctua NT-H1.
Методика тестирования
Тепловая нагрузка создавалась с помощью одновременной работы стресс-тестов LinX 0.6.5 с 2048 МБ выделенной памяти и MSI Кombustor 2.5 на протяжении 10 минут после стабилизации температуры. Нагрузка на жесткий диск производилась программой Crystal Disk Mark 3.0.3 х64. В конце цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды равнялась 25 градусам Цельсия. Скорости вентиляторов процессорного кулера и видеокарты зафиксированы на максимальных оборотах. Пиковое энергопотребление системы составило 302 ватта. Тестирование проводилось в двух режимах:
- Open top — верхняя крышка открыта, спереди размещается один 120-мм вентилятор, ориентированный на вдув, а с сзади и сзади-сверху — еще по одному 120-мм пропеллеру, которые направлены на вытяжку.
- Closed — верхняя крышка закрыта, два 120-мм вентилятора размещены спереди на вдув и один сзади на вытяжку.
Результаты тестирования
Поскольку Zalman R1 имеет комплект из трех вентиляторов, мы проверили охлаждение в двух наиболее рациональных вариантах их расположения. В частности, при открытой верхней крышке, пропеллеры перемещать не имеет смысла, они стоят правильно. Но при закрытой верхней панели, верхний вентилятор лучше сместить вперед. В результате, наиболее заметная разница получается в температуре процессора. При снятой верхней крышке корпус уступает открытому стенду всего три градуса, а при закрытой — уже целых 11. Нагрев видеокарты отличается всего на два градуса, но против открытого стенда она греется на 8 градусов сильнее. Материнская плата подогревается видеокартой и в корпусе ее температура повышается на 7–9 градусов. Жесткие же диски охлаждаются всего на пару градусов лучше. Следует отметить, что тесты проводились с закрытой передней дверцей. Если поставить дополнительные вентилятора и открывать переднюю панель при сильных нагрузках, температурные показатели будут явно лучше.
Выводы
Как выяснилось в процессе обзора, корпус Zalman R1 является переработанной дизайнерами вариацией на тему шасси Zalman Z3. Основные отличия приходятся на внешний вид, который стал более строгим и сдержанным. Поменялась и система вентиляции, получившая уклон в сторону подавления паразитных шумов, уступая при этом в эффективности таковой в Z3. Дополнительная передняя дверца и глухая крышка сверху (съемная, к счастью) может и снижает слегка уровень шума, но количество воздуха, способного быстро попасть в корпус, тоже заметно уменьшается. Безусловным же преимуществом является наличие достаточного для организации нормального охлаждения количества бортовых вентиляторов.
Недостатки конструкции произрастают из бюджетной концепции шасси. Это и весьма условные пылевые фильтры, и тонкий металл, и некоторые огрехи в конструкции поддона материнской платы и стойки поддержки видеоадаптеров, отсутствие виброизоляции жестких дисков и т.д. Но в целом все получилось очень даже неплохо, поскольку, ни один из недостатков не является критическим.
Zalman R1 наравне с Zalman Z3 — это наиболее базовые АТХ-корпуса в продуктовой линейке компании. Их существование делает модель Zalman Z1 несколько нелогичной, поскольку старшие решения стоят не намного больше, имея при этом целый ряд преимуществ. В то же время, функциональная разница между R1, Z3 и более продвинутыми Z9, Z11 и Z12 уже не такая значительная, чтобы повысить бюджет на покупку еще на 30%.
Таким образом, Zalman R1 неплохо выглядит в бюджетном сегменте и вполне подойдет непритязательным пользователям, желающим собрать систему малой или средней мощности, без переплаты за лишние возможности.