Сборка
Сборка системы в корпусе Zalman X3 осуществляется без замечаний. Разве что верхнюю светодиодную ленту придется снять перед тем, как прикручивать вентиляторы. Ко всем компонентам есть прямой доступ. Провода нормально укладываются за поддоном.
Боковое стекло затенено сильно, но благодаря белому окрасу поддона материнской платы, через него частично видно содержимое системы.
Подсветка вентиляторов получается контурной и мало освещает содержимое. Помимо пропеллеров по бокам верхней панели есть светодиодные ленты. ARGB-подсветка может работать автономно, и без синхронизации с материнской платой. Эффекты и цвета меняются нажатием кнопки «Led». А для переключения на контроллер материнской платы кнопку «Led» следует зажать на три секунды.
Индикаторы активности накопителей и питания системы не слепят глаза ни под каким углом зрения.
Тестовый стенд
Для тестирования эффективности охлаждения компонентов в корпусе Zalman X3 использовалась следующая конфигурация:
- процессор: Intel Core i5-9600K (3,7@4,5 ГГц, 1,234 В);
- кулер: Aardwolf Performa 10X, (2 x Noctua NF-A12x25 PWM — 2000 об/мин);
- материнская плата: ASUS TUF Z390M-PRO GAMING (Intel Z390);
- видеокарта: MSI N770 TF 2GD5/OC (Nvidia GeForce GTX 770);
- память: HyperX Savage HX424C12SBK2/16 (2x4 ГБ, DDR4-2400, 12-13-13-35-2Т, 1,35 В);
- твердотельный накопитель: Team MP34 M.2 PCIe SSD (512 ГБ, PCI Express 3.0 x4, NVMe 1.3);
- жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
- блок питания: Chieftec Polaris PPS-750FC (750 Вт);
- дополнительный вентилятор: 1 x 140 мм — Noctua NF-A14 FLX, 1200 об/мин;
- термоинтерфейс: Noctua NT-H1.
Методика тестирования
Тепловая нагрузка на процессор и видеокарту создавалась с помощью стресс-теста CPUID powerMAX версии 1.00.1 с использованием AVX инструкций в течении 10 минут. Нагрузка на жесткий диск производилась программой Crystal Disk Mark 6.0.2 х64. В конце цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды равнялась 27 градусам Цельсия. Скорости вентиляторов процессорного кулера и видеокарты зафиксированы на максимальных оборотах. Пиковое энергопотребление системы составило 422 ватта. Под верхнюю панель был установлен один вытяжной 140-мм пропеллер. Тестирование проводилось в единственном режиме сравнения с открытым стендом. Все корпусные вентиляторы работали на максимальной скорости.
Результаты тестирования
Схема охлаждения у Zalman X3 среднего уровня. Без критичных перегревов, но и не идеальная. Наибольший разрыв по температуре в шесть градусов у процессора и оперативной памяти, что указывает на некоторый застой воздуха в верхней части корпуса, даже при установленном там 140-мм вентиляторе. По видеокарте разница равна четырем градусам, то есть в целом охлаждается она хорошо. Температуры материнской платы и жесткого диска получились идентичными, что в корпусе, что снаружи. Разве что в простое диск в корпусе вентилировался на пару градусов лучше. Корпус подходит для систем в разгоне, особенно если для процессора используется жидкостное охлаждение. С другой стороны, если бы дизайнеры сделали переднюю и верхнюю панель более открытой, ситуация с вентиляцией была бы получше.
Выводы
Формально Zalman X3 является «топовым» корпусом во всей актуальной линейке шасси компании. Самым дорогим и самым прогрессивным. Но, по факту, он соответствует лишь «среднему классу» в линейках других ведущих брендов. В то время, как у самой Zalman есть гораздо более доступные по цене и не менее функциональные корпуса. С другой стороны, радует тот факт, что данное шасси получилось вполне годным продуктом, а не просто очередной манифестацией дизайнерских идей за большие деньги. Из инновационных идей тут стоит отметить исполнение и способ крепления легкосъемных боковых панелей, которые держатся без винтов и магнитов. У других производителей мне такое не попадалось. Само шасси сделано по стандартной сейчас схеме «двух объемов», но достаточно качественно. И как, это ни странно, очень хорошо организована задняя панель. Корпус вместителен, нормально вентилируется, имеет практически полный комплект пропеллеров с подсветкой и универсальным контроллером в придачу. Подсветка выполнена тоже симпатично, она не заливает радужным светом все внутренности, а лишь аккуратно подчеркивает некоторые грани шасси. Из пылевых фильтров фактически есть лишь нижний, сеточки впереди и сверху больше заточены под вентиляцию, чем под фильтрацию.
Критических недостатков у данного шасси нет. Но с точки зрения здравого смысла, дизайнерам стоило бы уменьшить площадь крыльев боковой панели спереди, и сделать верхнюю панель более прозрачной для воздуха. Это повысило бы качество вентиляции не в ущерб внешнему виду.
Лично у меня Zalman X3 вызывает ностальгию по тем временам, когда компания входила в когорту лидеров среди производителей компьютерных шасси. Но ничто не вечно под луной. Хотя кто знает, может со временем они смогут вернуть утраченные позиции. Можно ли рекомендовать Zalman X3 к приобретению? Да, если он вам симпатичен внешне и не отпугивает ценой. Это вполне нормальный корпус, способный пережить не один апгрейд.