Когда-то в далеком прошлом, имя компании Zalman ассоциировалось с необычными системами охлаждения, красивыми и дорогими корпусами. Но современная экономика изменчива и диктует свои условия. В результате, Zalman сначала сделала ставку на средний сегмент шасси, а затем и вовсе ушла, что называется, в «бюджет». Для тех, кто знает историю компании в целом, в данных трансформациях нет ничего удивительного. Мало кто вообще смог бы остаться «в деле» после той серии проблем, что постигали этого производителя несколько раз за прошедший период. Но компания смогла и не единожды. И после очередного возрождения даже создавала симпатичные серии продуктов. Например, исполинский X7, который к нам в тестовую лабораторию так и не добрался. Да, это лишь остатки былого величия, но тем не менее. А для данного обзора нам удалось найти чуть менее редкий, но неплохой экземпляр под названием Zalman X3.

Характеристики

Модель Zalman X3
Страница продукта zalman.com
Тип корпуса Midi-Tower
Размеры, мм 480 (В) x 212 (Ш) x 433 (Г)
Материал Сталь, ABS пластик, закаленное стекло (4 мм)
Вес, кг 8,7
Цвет Черный
Форм-фактор ATX, MicroATX, Mini-ITX
Устройства 5,25″
Устройства 3,5″ внешние
Устройства 3,5″ / 2,5″ внутренние 2 / 2+1 (один 2,5″ диск можно поставить вместо 3,5″)
Поддерживаемое количество слотов расширения 7
Вентиляторы передние — 3 х 120 мм (установлены) / 2 х 140 мм
верхние — 2 х 120 / 140 мм
задний — 1 х 120 мм (установлен) / 140 мм
Интерфейсные разъемы 2 x USB 2.0, 2 x USB 3.0, два 3,5-мм разъема для микрофона и наушников
Прочее Легкосъемные боковые панели, окно из закаленного стекла на левой панели, три передних и один задний 120-мм вентилятор с ARGB подсветкой, встроенный контроллер ARGB подсветки и питания вентиляторов, пылевой фильтр нижней панели, кронштейн поддержки длинных видеокарт
Средняя стоимость 3799 грн

Упаковка и комплект поставки

Корпус поставляется в продажу в яркой упаковке с цветной полиграфией на бортах. На коробке есть всё, что нужно покупателю — изображения продукта, перечисление его достоинств, технические характеристики и даже прорезные ручки по бокам для переноски. От повреждений корпус защищен мягкими вспененными демпферами, пластиковым пакетом и наклейками на стекле во избежание царапин.

Комплект деталей можно найти в отсеке накопителей. Он спрятан там в небольшой белой коробке. Здесь можно обнаружить:

  • инструкцию по сборке;
  • диагностический динамик;
  • переходник под крестовую отвертку для монтажа стоек материнской платы;
  • пять одноразовых пластиковых кабельных стяжек;
  • тряпочку из микрофибры для очистки бокового стекла;
  • четыре заглушки для USB портов и две для 3,5-мм разъемов;
  • восемь удлиненных винтов для 3,5″ жестких дисков;
  • четыре резиновые прокладки для 2,5″ накопителей;
  • четыре удлиненных винта для 2,5″ накопителей;
  • шесть стоек материнской платы;
  • восемь корпусных шестиугольных винтов;
  • 22 мелких винта для материнской платы и 2,5″ накопителей.

Внешний вид

Zalman X3 очень старается выглядеть загадочно. И частично его создателям эта задумка удалась. Дело в том, что передняя панель сформирована из завернутых Г-образно металлических боковин, которые закрывают собой значительную часть фронта. Посередине между ними пролегает вертикальная полоса мелкоячеистой вентиляционной сеточки, за которой угадываются очертания предустановленных вентиляторов. Белая надпись Zalman нанесена справа внизу. И кстати, корпус существует и в белом варианте расцветки. И даже смотрится в нём интереснее, чем в чёрном.

Внешние порты и кнопки собраны в углублении на передней части верхней панели. Здесь есть по два порта  USB 3.0 и USB 2.0, переключатель подсветки, два 3,5-мм аудио-разъема для микрофона и наушников, кнопка запуска ПК, над которой находится синий индикатор питания и красный индикатор активности накопителей, и кнопка перезагрузки системы.

Самое загадочное в данном шасси для человека, который первый раз его видит, это то, как снимаются боковые панели. А они просто отщелкиваются в стороны, поскольку удерживаются на нескольких стержневых креплениях. Никаких винтов или магнитов. Максимально легко и просто. После данного действия фронтальную панель можно рассмотреть полностью. И состоит она из пластиковой рамки и съемной металлической сетки.

Передняя решетка держится на паре магнитов и нескольких защелках. Вопреки ожиданиям, пылевого фильтра здесь нет. Да, пыли будет больше. Но зато и потоку воздуха мешать не должно.

За решеткой открывается доступ к трем предустановленным 120-мм вентиляторам с ARGB-подсветкой по периметру рамки. Примечательно, что для доступа к 140-мм посадочным отверстиям придется полностью снять фронтальную панель.

В правую боковину встроено массивное закаленное стекло размером 305х360 мм, с 20% степенью тонировки. Справа внизу красуется надпись Х3.

С обратной стороны панели стекло удерживается пластиковой накладкой и девятью винтами. Крепежные и направляющие штырьки наращены на рельсах снизу и сверху. Вдоль верхней и нижней грани передка наклеены полоски из мягкого материала.

Правая боковина ровная и сплошная.

Правая дверца с обратной стороны является зеркальной копией левой панели, только без стекла.

Решетка верхней панели пластиковая, хотя и старательно замаскированная под шлифованный металл. По бокам есть небольшие выемки, за которыми прячутся светодиодные ленты. За продолговатыми массивными «прутьями» виднеется привычная металлическая сеточка вентиляции.

Боковины слегка заходят и на заднюю панель, придавая ей интересный внешний вид. В целом тыльная часть организована просто и открыто. Вверху справа есть вентиляционная решетка с крупными сотовыми отверстиями. На неё можно повесить один 120-мм или 140-мм вентилятор. Семь слотов PCI закрыты многоразовыми вентилируемыми заглушками, причем без перемычек между ними. Блок питания можно установить исключительно вентилятором вниз.

Из-под блока питания сзади извлекается длинный пылевой фильтр в виде сеточки на пластиковой рамке, который закрывает собой всю нижнюю панель.

Отверстия фильтра совпадают с прорезями на основании корпуса, из-за чего возникает ощущение, что металлическое дно вообще отсутствует. Но на самом деле это не так.

Пластиковые ножки по углам полые внутри и с мягкими наклейками снизу. Их высота составляет 20 мм. Передняя панель сделан в один уровень с нижней линией ножек. В ней есть выемка для удобства демонтажа.

Посмотрим на внутреннее устройство шасси.

Внутреннее устройство

Корпус Zalman X3 поддерживает установку в вертикальном положении материнских плат формата ATX, MicroATX и Mini-ITX. Максимальная высота процессорного кулера равна 175 мм. Оптимальная длина плат расширения во всех слотах составляет 330 мм, при смонтированных впереди вентиляторах толщиной 25 мм. Длина блока питания с установленной корзиной накопителей не должна превышать 160 мм.

Запас пространства под верхней панелью равен 25 мм до кромки материнской платы. Достаточно для вентиляторов, но мало для систем СВО, даже с учетом смещения крепежных отверстий.

Сзади на вытяжку предустановлен 120-мм вентилятор с семью черными лопастями стандартной конфигурации. Все семь слотов расширения крепятся обычными винтами. Для большего удобства напротив винтов в боковой грани сделан вырез под отвертку.

Вентилятор имеет маркировку ZM-RFD12OA и развивает скорость крыльчатки до 1500 об/мин. Срок наработки на отказ заявлен на отметке в 40000 часов. Разъем подключения к питанию трехконтактный, длина провода составляет 580 мм. Разъем подсветки представляет собой стандартный +5VDG на шлейфе длиной 580 мм. Подшипник гидравлический. Светодиодные элементы встроены по периметру массивной рамки с лицевой и тыльной стороны. На всех крепежных ушках с обеих сторон наклеены резиновые демпферы вибраций.

Кожух блока питания и поддон материнской платы окрашены в красивый белый цвет. Отверстий в кожухе на удивление немного — два для укладки проводов посередине и сзади, и одно впереди глубиной в 75 мм и шириной в 140 мм. Два лотка для 2,5″ накопителей закреплены сверху винтами с накатанной головкой.

На передней панели внутри прикреплены три 120-мм вентилятора с ARGB-подсветкой, аналогичные тому, что расположен сзади.

В передней части поддона есть пластиковая рамка для поддержки длинных видеокарт. Держится она на двух винтах с накатанной головкой и для неё можно регулировать высоту крепления, угол поворота и вылета планки. Поддержку можно применять для видеокарт длиннее 225 мм.

На поддоне есть вырез для усилительной пластины кулера, пять отверстий для протяжки проводов и девять проушин для крепления кабельных стяжек. Дополнительно впереди находится две многоразовые липкие ленты для фиксации крупных проводов. Запас пространства по ширине до боковой дверцы составляет всего 10 мм в задней части поддона, и до 34 мм напротив углубления спереди.

Вверху слева двумя винтами закреплен встроенный контроллер вентиляторов и подсветки. Для подключения всех проводов контроллер проще снять.

Пластиковая накладка легко снимается с контроллера. Как видим, на печатной плате слева расположено шесть стандартных разъемов для вентиляторов, затем — два контакта от переключателя подсветки и еще два разъема на три контакта для подключения двух лент светодиодной подсветки от верхней панели. Снизу подключается кабель синхронизации с материнской платой и разъем питания Power SATA. По правой стороне есть шесть разъемов +5VDG для подключения подсветки. Два из шести портов с каждой стороны закрыты резиновыми заглушками, чтобы избежать короткого замыкания. Кстати, по центру еще есть мелкая кнопка, подписанная как «Speed». Но регулирует она не скорость вентиляторов, а скорость воспроизведения световых эффектов, записанных непосредственно в памяти устройства.

Спереди предусмотрена съемная корзина для двух дисков. Держится она на двух винтах с накатанной головкой. Через резиновые прокладки винтами тут можно зафиксировать два 3,5″ жестких диска, либо один 3,5″ и один 2,5″ накопитель. Запас пространства перед корзиной равен 35 мм.

На посадочном месте блока питания нет ничего примечательного. Вместе с корзиной поместится БП длиной до 160 мм, с учетом изгиба проводов.

Верхняя панель легко отсоединяется от корпуса, если потянуть её за выступ сзади. Кабеля на ней не закреплены. По бокам можно увидеть два рассеивателя для светодиодных лент.

На верхней панели есть крупноячеистая решетка и два набора удлиненных посадочных отверстий, смещенных в левую сторону. Сюда можно закрепить два 120- или два 140-мм вентилятора. Но предварительно придется частично открутить левую ленту светодиодов, поскольку она перекрывает собой крепежные отверстия.

Передняя панель тоже легко снимается вслед за верхней, если потянуть её снизу.

А так выглядит фронтальная панель без пластикового обвеса. Она может принять три 120-мм или два 140-мм вентилятора. Либо СВО соответствующего формата.

В набор кабелей от корпуса входит разъем HD Audio, колодка USB 2.0, колодка USB 3.0, четыре пары проводов от кнопок запуска и перезагрузки системы, индикатора питания и активности накопителей, кабель от кнопки управления подсветкой на два контакта и два кабеля на три контакта от светодиодных лент верхней панели. Все провода окрашены в черный цвет и имеют достаточную для подключения длину.

Перейдем к сборке системы и тепловому тесту.

Сборка

Сборка системы в корпусе Zalman X3 осуществляется без замечаний. Разве что верхнюю светодиодную ленту придется снять перед тем, как прикручивать вентиляторы. Ко всем компонентам есть прямой доступ. Провода нормально укладываются за поддоном.

Боковое стекло затенено сильно, но благодаря белому окрасу поддона материнской платы, через него частично видно содержимое системы.

Подсветка вентиляторов получается контурной и мало освещает содержимое. Помимо пропеллеров по бокам верхней панели есть светодиодные ленты. ARGB-подсветка может работать автономно, и без синхронизации с материнской платой. Эффекты и цвета меняются нажатием кнопки «Led». А для переключения на контроллер материнской платы кнопку «Led» следует зажать на три секунды.

Индикаторы активности накопителей и питания системы не слепят глаза ни под каким углом зрения.

Тестовый стенд

Для тестирования эффективности охлаждения компонентов в корпусе Zalman X3 использовалась следующая конфигурация:

  • процессор: Intel Core i5-9600K (3,7@4,5 ГГц, 1,234 В);
  • кулер: Aardwolf Performa 10X, (2 x Noctua NF-A12x25 PWM — 2000 об/мин);
  • материнская плата: ASUS TUF Z390M-PRO GAMING (Intel Z390);
  • видеокарта: MSI N770 TF 2GD5/OC (Nvidia GeForce GTX 770);
  • память: HyperX Savage HX424C12SBK2/16 (2x4 ГБ, DDR4-2400, 12-13-13-35-2Т, 1,35 В);
  • твердотельный накопитель: Team MP34 M.2 PCIe SSD (512 ГБ, PCI Express 3.0 x4, NVMe 1.3);
  • жесткий диск: Western Digital WD2000JS-00MHB0 (200 ГБ, SATA 3Gb/s, 7200 об/мин);
  • блок питания: Chieftec Polaris PPS-750FC (750 Вт);
  • дополнительный вентилятор: 1 x 140 мм — Noctua NF-A14 FLX, 1200 об/мин;
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1.

Методика тестирования

Тепловая нагрузка на процессор и видеокарту создавалась с помощью стресс-теста CPUID powerMAX версии 1.00.1 с использованием AVX инструкций в течении 10 минут. Нагрузка на жесткий диск производилась программой Crystal Disk Mark 6.0.2 х64. В конце цикла тестирования система работала 10 минут в холостом режиме для определения минимальных тепловых показателей. Температура окружающей среды равнялась 27 градусам Цельсия. Скорости вентиляторов процессорного кулера и видеокарты зафиксированы на максимальных оборотах. Пиковое энергопотребление системы составило 422 ватта. Под верхнюю панель был установлен один вытяжной 140-мм пропеллер. Тестирование проводилось в единственном режиме сравнения с открытым стендом. Все корпусные вентиляторы работали на максимальной скорости.

Результаты тестирования

Схема охлаждения у Zalman X3 среднего уровня. Без критичных перегревов, но и не идеальная. Наибольший разрыв по температуре в шесть градусов у процессора и оперативной памяти, что указывает на некоторый застой воздуха в верхней части корпуса, даже при установленном там 140-мм вентиляторе. По видеокарте разница равна четырем градусам, то есть в целом охлаждается она хорошо. Температуры материнской платы и жесткого диска получились идентичными, что в корпусе, что снаружи. Разве что в простое диск в корпусе вентилировался на пару градусов лучше. Корпус подходит для систем в разгоне, особенно если для процессора используется жидкостное охлаждение. С другой стороны, если бы дизайнеры сделали переднюю и верхнюю панель более открытой, ситуация с вентиляцией была бы получше.

Выводы

Формально Zalman X3 является «топовым» корпусом во всей актуальной линейке шасси компании. Самым дорогим и самым прогрессивным. Но, по факту, он соответствует лишь «среднему классу» в линейках других ведущих брендов. В то время, как у самой Zalman есть гораздо более доступные по цене и не менее функциональные корпуса. С другой стороны, радует тот факт, что данное шасси получилось вполне годным продуктом, а не просто очередной манифестацией дизайнерских идей за большие деньги. Из инновационных идей тут стоит отметить исполнение и способ крепления легкосъемных боковых панелей, которые держатся без винтов и магнитов. У других производителей мне такое не попадалось. Само шасси сделано по стандартной сейчас схеме «двух объемов», но достаточно качественно. И как, это ни странно, очень хорошо организована задняя панель. Корпус вместителен, нормально вентилируется, имеет практически полный комплект пропеллеров с подсветкой и универсальным контроллером в придачу. Подсветка выполнена тоже симпатично, она не заливает радужным светом все внутренности, а лишь аккуратно подчеркивает некоторые грани шасси. Из пылевых фильтров фактически есть лишь нижний, сеточки впереди и сверху больше заточены под вентиляцию, чем под фильтрацию.

Критических недостатков у данного шасси нет. Но с точки зрения здравого смысла, дизайнерам стоило бы уменьшить площадь крыльев боковой панели спереди, и сделать верхнюю панель более прозрачной для воздуха. Это повысило бы качество вентиляции не в ущерб внешнему виду.

Лично у меня Zalman X3 вызывает ностальгию по тем временам, когда компания входила в когорту лидеров среди производителей компьютерных шасси. Но ничто не вечно под луной. Хотя кто знает, может со временем они смогут вернуть утраченные позиции. Можно ли рекомендовать Zalman X3 к приобретению? Да, если он вам симпатичен внешне и не отпугивает ценой. Это вполне нормальный корпус, способный пережить не один апгрейд.