Технические характеристики вентиляторов
Название модели | Габариты, мм | Скорость, минимум (об/мин) | Скорость, максимум (об/мин) | Поток, м³/ч | Статическое давление, мм Н2О | Сила тока, А | Номинальное напряжение, В | Потребление, Вт | Тип подшипника | Уровень шума дБ (А) | Наработка на отказ, в часах |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Aerocool P7-F12 RGB 12cm Fan | 120х120х25 | 700 | 1200 | 77,81 | 1,01 | 0,15 | 12 | 1,8 | Гидравлический | 14,5 | 60 000 |
Aerocool Lightning 12cm Blue Led Fan | 120х120х25 | 600 | 1200 | 70,34 | 1,32 | 0,25 | 12 | 3 | Втулка скольжения | 22,5 | 20 000 |
Aerocool Dark Force 12cm Black Fan | 120х120х25 | 600 | 1200 | 70,34 | 1,32 | 0,12 | 12 | 1,44 | Втулка скольжения | 22,5 | 20 000 |
Aerocool Dark Force 9cm Black Fan | 92х92х25 | 800 | 1800 | 58,45 | 1,12 | 0,12 | 12 | 1,44 | Втулка скольжения | 23,5 | 20 000 |
Aerocool Dark Force 8cm Black Fan | 80х80х25 | 1000 | 1800 | 56,75 | 1,32 | 0,12 | 12 | 1,44 | Втулка скольжения | 24,5 | 20 000 |
Методика тестирования
Основным параметром, характеризующим эффективность вентилятора, является соотношение уровня шума к создаваемому воздушному потоку. Эти показатели мы измеряли с помощью шумомера UNI-T UT352 и анемометра UNI-T UT362. Для изменения скорости вращения крыльчатки применялась регулировка напряжения при помощи контрольной панели Scythe Kaze Master Pro KM03-BK.
Шум измерялся с дистанции 10 мм спереди от подшипника вентилятора, находящегося в вертикальном положении и подвешенном на виброразвязке. Уровень фонового шума в тихом помещении без посторонних источников звука составил 33 дБ (А). Минимальная чувствительность шумомера – 30 дБ (А). Комфортным уровнем звукового давления можно считать 40 дБ (А), относительно того, как оно ощущается с дистанции 150 мм. Субъективно близким к бесшумному является порог 37 дБ (А) на той же дистанции.
Расход воздуха определялся исходя из соотношения показаний скорости воздушного потока к площади поперечного сечения плоскости вентилятора. Анемометр приставлялся непосредственно к рамке вентилятора, ближе к краям лопастей в поисках максимальной скорости воздушного потока. Нужно учитывать, что в разных зонах крыльчатки эта скорость отличается, но благодаря эффекту турбулентности на выходе получается средневзвешенное значение ускорения потока, близкое к номиналу.
Статическое давление не измерялось в связи с отсутствием необходимого оборудования. Обращаем внимание читателей, что полученные данные нельзя считать абсолютно точными, но они являются аккуратными друг относительно друга и демонстративными для сравнения вентиляторов между собой.
Сводные результаты
Как видно из результатов тестирования, 120-мм вентиляторы демонстрируют на одинаковой скорости производительность, которая отличается в пределах погрешности измерения. Aerocool Lightning слегка уступил своим коллегам, вероятно из-за дисбаланса подшипника. 92-мм Dark Force показал себя достаточно прилично, а вот 80-ка наоборот. Мало того, что она оказалась шумной, так еще и производительность на проверку вышла заметно ниже заявленной.
При снижении уровня шума до 40 дБ (А), и скорости крыльчатки до показателей, которые способны обеспечить этот уровень, Aerocool Lightning вырвался неожиданно вперед. Второе и третье место с одинаковым результатом поделили между собой 120-мм Dark Force и P7-F12, а 92-мм Dark Force лишь немного уступил им. 80-ка ожидаемо заняла последнее место.
Выводы
Подведем итоги. Серия Aerocool Dark Force в той части, которая попалась нам на обзор, это вполне вменяемые бюджетные вентиляторы для корпуса. Они не дорогие, имеют в комплекте крепеж в виде винтов и резинок, и два типа подключения — трехконтактный разъем и «молекс» на случай, если разъемов на материнской плате не хватает. «120-ка» и 92-мм модель мне понравились, их можно сделать тихими при желании, и производительности достаточно. 80-мм Dark Force скорее всего — это просто неудачный экземпляр, поскольку паразитные призвуки в нем были с момента первого запуска, что косвенно говорит о неправильном хранении и утечке масла из подшипника.
Серия Lightning — это Dark Force «видом в профиль», технически они одинаковые, если не считать подсветки и прозрачного пластика. В нашем экземпляре был обнаружен дисбаланс подшипника, который вызывал сильные вибрации рамки и, вероятно, снижение производительности на максимальной скорости. Тем не менее, по уровню шума на пониженных скоростях Lightning почему-то оказался лучше. Вероятно, опять сыграло свою роль количество и качество смазки на подшипнике.
Вентиляторы P7-F12 — это своеобразный прорыв для компании по части внешнего дизайна и качества RGB-подсветки. Подсветка действительно реализована хорошо, она яркая, равномерная с корректной передачей цветов и без слепящих светодиодов. Кроме того, данные вентиляторы можно связать между собой в гирлянду и от материнской платы потребуется всего один RGB-разъем. А еще в ассортименте компании есть СВО, блок питания и корпус, которые полностью совместимы с этими пропеллерами. Однако, если планируется создание в корпусе полной иллюминации, то лучше сразу приобретать комплект P7-F12 Pro, куда входит три пропеллера и контроллер, либо фирменный корпус со встроенным контроллером. Одного такого управляющего устройства хватит на пять вентиляторов и практически любое количество элементов подсветки.
По части производительности P7-F12 — это вполне обычный 120-мм вентилятор, средний по мощности и уровню шума. На рамке есть резиновые демпферы, а полностью тихим он является лишь на минимальных оборотах. В остальном диапазоне его слышно, но звук не является раздражающим. Основное преимущество P7-F12 состоит в том, что тут есть неплохой гидравлический подшипник и съемная крыльчатка, которую можно легко чистить от пыли и смазывать вал, что заметно увеличит срок наработки на отказ и сохранит тишину в работе устройства в течение всего периоды эксплуатации.