Предметом нашего обзора сегодня станут пять вентиляторов Aerocool из новых серий Dark Force, Lightning и Project 7. Помимо того, что это бюджетные модели (не считая P7), они еще и являются аналогами того, что обычно встречается в корпусах данного бренда, а значит — могут послужить простой и быстрой заменой в случае преждевременного выхода стоковых пропеллеров их строя. Рассмотрим их все по порядку.
Aerocool Dark Force 8cm Black Fan
Самый маленький в линейке 80-мм вентилятор может пригодиться владельцам старых корпусов. Поставляется в картонной коробке, изображения на фронтальной стороне которой явно навеяны игрой Doom, или чем-то подобным. С обратной стороны приведены технические характеристики.
По форме это более чем стандартный вентилятор с обычной рамкой, типоразмера 80х80х25 мм. На крыльчатке есть семь маленьких лопастей привычной конфигурации и наклейка с логотипом бренда. Изоляция кабеля питания прозрачная, его длина составляет 460 мм до трехконтактного разъема и еще 50 мм до «молекса».
В качестве подшипника применяется обычная втулка скольжения с заявленным производителем сроком наработки на отказ в 20 000 часов. Модель вентилятора и его электрические характеристики указаны на наклейке сзади.
В комплекте есть сразу два типа крепежа — четыре стандартных шурупа и четыре резиновых «гвоздя». Сделаны они из весьма жесткой резины, из-за чего продевать их через отверстия вентилятора без дополнительных инструментов может быть сложно.
Стартовать этот пропеллер способен на 1000 об/мин при подаче 6 В, и это наверное единственный режим, в котором его не слышно. В диапазоне от 1200 до 1700 об/мин подшипник издает назойливый треск и шуршание, а на максимальной скорости в 1800 об/мин к ним прибавляется еще и аэродинамический шум от лопастей. По части измеренного воздушного потока тоже все оказалось не так оптимистично, как заявлял производитель.
Обороты в минуту | 1800 | 1700 | 1600 | 1500 | 1400 | 1200 | 1000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Напряжение, В | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
Акустический комфорт | |||||||
Шум, дБ (А) | 48 | 47 | 46 | 44 | 43 | 40 | 39 |
Расход, м3/ч | 36 | 34 | 32 | 29 | 27 | 24 | 20 |
Aerocool Dark Force 9cm Black Fan
Упаковка 92 мм пропеллера выполнена в том же стиле что и у 80-ки. Потому особо задерживаться на ней не будем.
Этот пропеллер тоже сделан по стандартной схеме, разве что лопасти увеличились немного в размерах. Изоляция кабеля питания прозрачная, его длина составляет 440 мм до трехконтактного разъема и еще 50 мм до «молекса».
Подшипник здесь тоже представляет собой втулку скольжения, чей заявленный ресурс в 20 000 часов использования во многом зависит от того, насколько аккуратно была нанесена смазка на вал, и в какой ориентации относительно земли этот продукт хранился на складе. Двигатель чуть больше по размерам в сравнении с 80-мм моделью.
Набор крепежей состоит из четырех шурупов и четырех резиновых демпферов, призванных изолировать передачу вибраций от пропеллера на корпус ПК.
Вентилятор способен тихо стартовать с 4 В и 800 об/мин, и сохраняет тишину приблизительно до 1300 об/мин и 7В, без паразитных призвуков. В диапазоне 1600–1800 об/мин он выходит за границу комфорта и начинает назойливо шуметь двигателем и лопастями. В целом, 92-мм модель оказалась намного приятнее 80-мм вентилятора, как по производительности, так и по уровню шума.
Обороты в минуту | 1800 | 1700 | 1600 | 1500 | 1400 | 1300 | 1100 | 900 | 800 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Напряжение, В | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
Акустический комфорт | |||||||||
Шум, дБ (А) | 50 | 49 | 48 | 46 | 43 | 40 | 38 | 36 | 34 |
Расход, м3/ч | 58 | 56 | 53 | 49 | 46 | 42 | 38 | 33 | 29 |
Aerocool Dark Force 12cm Black Fan
120-мм вентиляторы являются на сегодня самым популярным типоразмером, устанавливаемым на современные корпуса и кулеры, в первую очередь, из-за сочетания мощности и относительной тишины. Потому Aerocool Dark Force 12cm будет явно более востребованным среди покупателей, чем его меньшие вариации. Есть в этой линейке и пропеллеры калибра 140 и 200 мм, но к нам на обзор они, к сожалению, не попали. Коробка мало чем отличается от остальных изделий в серии, если не считать ее размера.
Рамка и крыльчатка вентилятора полностью стандартные — семь лопастей с обычным наклоном, без ухищрений и «улучшающих» аэродинамику модификаций. Изоляция кабеля питания прозрачная, длина составляет 440 мм до трехконтактного разъема и еще 50 мм до «молекса».
Подшипник — втулочный, но размер двигателя снова увеличился, что обещает лучшее соотношение его мощности к потреблению электроэнергии.
Комплект такой же, как и у других моделей серии — четыре шурупа и четыре резиновых «гвоздя».
Пропеллер стартует практически бесшумно с 4 В и 600 об/мин и сохраняет полную тишину до 6 В и 800 об/мин. Выше этого порога появляется заметный гул. Раздражающий уровень шума и вибрация рамки начинается после 9 В и 1100 об/мин.
Обороты в минуту | 1250 | 1200 | 1150 | 1100 | 1000 | 900 | 800 | 700 | 600 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Напряжение, В | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
Акустический комфорт | |||||||||
Шум, дБ (А) | 50 | 49 | 48 | 46 | 44 | 42 | 39 | 37 | 35 |
Расход, м3/ч | 77 | 73 | 69 | 64 | 61 | 55 | 51 | 47 | 42 |
Aerocool Lightning 12cm Blue Led Fan
Упаковка следующего продукта выполнена оригинально. На ее фронтальной части сверху изображен пропеллер, из которого бьет молния по направлению в море. К счастью, это лишь художественная интерпретация и испускать молнии на самом деле этот вентилятор не умеет.
Серия Lightning мало чем отличается от Dark Force по техническим параметрам вентиляторов, но имеет полупрозрачные лопасти и рамку, и подсветку, как следует из ее названия. Подсветка и лопасти этих моделей бывают синего либо красного цвета, в типоразмерах 120, 140 и 200 мм. Изоляция кабеля питания прозрачная, длина составляет 425 мм до трехконтактного разъема и еще 50 мм до «молекса».
Энергопотребление данного вентилятора существенно выросло из-за подсветки. Светодиодов всего четыре и они расположены по углам рамки. Подшипник такой же, как и ранее — обычная втулка скольжения.
Подсветка синим цветом неоднородная и не особо яркая, образует на лопастях визуальный эффект в форме изогнутых линий либо цветка, в зависимости от скорости вращения крыльчатки.
Комплект из четырех шурупов и четырех резиновых «гвоздей», мы определенно уже где-то встречали ранее.
Вентилятор в целом получился более тихим, чем аналог из серии Dark Force, но в глаза бросается сильный дисбаланс подшипника, из-за чего вибрации достигают своего апогея на максимальной скорости. Стартовать пропеллер способен с 4 В и 550 об/мин, тишину сохраняет до 850 об/мин. Интересно и то, что в диапазоне от 900 до 1200 об/мин не проявляется характерный гул и аэродинамический шум. Хотя при установке в корпус с учетом упомянутых выше вибраций ситуация в плане паразитных призвуков может быть намного хуже.
Обороты в минуту | 1200 | 1150 | 1100 | 1000 | 950 | 850 | 800 | 650 | 550 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Напряжение, В | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 |
Акустический комфорт | |||||||||
Шум, дБ (А) | 46 | 45 | 44 | 43 | 40 | 38 | 37 | 35 | 34 |
Расход, м3/ч | 70 | 68 | 66 | 62 | 59 | 55 | 51 | 46 | 42 |
Aerocool P7-F12 Pro
P7-F12 Pro — это даже не один вентилятор, а целый набор, состоящий из RGB-контроллера P7-H1 и трех пропеллеров Aerocool P7-F12 RGB 12cm Fan. Поставляется он в компактной коробке с красивой полиграфией на бортах.
В комплекте кроме контроллера и трех вентиляторов есть инструкция по подключению, двухсторонняя клейкая липучка для монтажа устройства в любом месте корпуса, 12 шурупов и четыре кабельные стяжки.
Вентилятор имеет экзотический внешний вид. К круглой черной рамке прикреплены монтажные проушины, на которые с каждой стороны наклеены резиновые демпферы. Крыльчатка состоит из 13 полупрозрачных лопастей, имеющих специфичекий изгиб, с более пологим углом наклона возле подшипника и более острым возле законцовок, которые вообще завернуты в противоположную сторону. На лопастях есть и строенные «плавники». На этом их аэродинамические оптимизации заканчиваются. Из пропеллера выходит два раздельных кабеля: один трехконтактный, отвечающий за питание, длиной в 425 мм; второй, четырехконтатный, нужен для подачи RGB-сигнала. Он имеет длину 450 мм до разъема «мама» и еще 60 мм до разъема «папа» (прикрытого крышечкой, во избежание короткого замыкания).
В вентиляторе задекларировано использование гидравлического подшипника со сроком наработки на отказ в 60 000 часов. Учитывая, что каждый производитель вкладывает в это название что-то свое, можно сказать, что здесь установлено нечто лучше, чем обычная втулка, но хуже, чем классический гидродинамик.
Очень хорошая новость состоит в том, что крыльчатка снимается путем простого выдавливания (и это предусмотрено производителем). Первый раз это сделать тяжело, но все последующие — уже намного легче. В вентиляторе явно есть центрирующий магнит, который притягивает ее назад, но полностью лопасти садятся на свое место только после щелчка. С одной стороны — удобно чистить пыль, но самое важное то, что вал ротора можно своевременно смазать без особых усилий, продлив ему срок службы и снизив уровень шума от трения.
Так выглядит двигатель и подшипник вентилятора вблизи. Обмотка якорей сделана вручную и как попало, но медная втулка с каналами внутри внушает надежду на долговечность. По периметру печатной платы статора равномерно расположено шесть RGB-светодиодов.
А так выглядят разъемы питания и управления RGB подсветкой:
Разводка кабелей на них подписана, провод 12 В дополнительно отмечен стрелочкой, но на них нет никаких механических защелок, которые не позволяли бы соединять разъемы неправильно. Потому соблюдайте осторожность и проверяйте их лишний раз перед включением. Разъем «мама» используется для подключения к контроллеру, а «папа» — для параллельного соединения других RGB-вентиляторов или лент.
Что действительно красиво в этом вентиляторе, так это подсветка на 16,8 млн. цветов. Она очень равномерная по всей площади, имеет хороший запас по яркости и не зависит от подаваемого на трехконтактный разъем питания напряжения. Другими словами, подсветка работает, даже если крыльчатка вентилятора не вращается. Цветопередача полностью корректная, это первый вентилятор на моей памяти, который нормально показывает белый цвет. Кроме того, саму яркость можно регулировать без смазывания оттенков.
В том, что касается производительности, все не так однозначно. В зависимости от конкретного экземпляра вентилятора и источника его питания, стартовое напряжение может составлять 6 либо 7 В и 750 либо 850 об/мин соответственно. В первом случае вентилятор будет бесшумным, во втором его будет уже слышно. Приблизительно с 1100 об/мин становится хорошо различимым аэродинамический шум от лопастей, а на максимальных 1200 об/мин он только усиливается. У меня даже закралось предположение, что Aerocool оптимизировал форму крыльчатки не под соотношение шума и производительности, а так, чтобы диоды подсветки на ней хорошо отражались. Потому что сами по себе лопасти рассекают воздушный поток довольно шумно. И это притом, что паразитных призвуков от подшипника и двигателя практически нет.
Обороты в минуту | 1200 | 1150 | 1100 | 1050 | 950 | 850 | 750 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Напряжение, В | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 |
Акустический комфорт | |||||||
Шум, дБ (А) | 50 | 49 | 48 | 46 | 44 | 41 | 38 |
Расход, м3/ч | 76 | 72 | 67 | 62 | 60 | 54 | 48 |
Поскольку далеко не все материнские платы умеют регулировать RGB-подсветку и тем более имеют подходящий четырехконтактный разъем для этого, в комплекте с P7-F12 Pro поставляется RGB-контроллер P7-H1, который может продаваться и отдельно, и входить в комплект некоторых корпусов Aerocool. Он представляет собой маленькую и очень легкую пластиковую коробочку формата 89х71х19 мм.
На нижней грани контроллера есть три несъемных шнура и три двухпозиционных переключателя. Переключатели можно выставить в восьми комбинациях, задав механически, таким образом, порядковый номер для данного контроллера. Это нужно для того, чтобы можно было подключить до восьми подобных устройств одновременно к материнской плате, и организовать RGB-вечеринку, используя родное программное обеспечение.
В перечень несъемных кабелей входит внутренняя USB-колодка, для управления контроллером с материнской платы, четырехконтактный вентиляторный разъем для мониторинга (и не только), скорости вращения крыльчатки пропеллеров, и «молекс» для питания устройства напрямую от БП. Длина всех проводов составляет 490 мм.
На верхней и левой грани устройства есть пять пронумерованных четырехконтактных разъемов для подключения вентиляторов. Суммарная мощность всех каналов — 18 ватт. Хотя производитель и заявляет, что контроллер не может регулировать их скорость, это не совсем правда. Он считывает ШИМ-сигнал с пропеллерного разъема материнской платы и передает его на все подключенные вентиляторы, изменяя их скорость, независимо от того, имеют они четыре или три контакта. На изменения напряжения на разъеме мониторинга контроллер никак не реагирует.
На правой грани контроллера есть два разъема для подключения четырехконтактных колодок RGB. Еще раз стоит напомнить о необходимости соблюдать полярность соединения, ведь защиты от неправильного включения нет. Максимум по мощности, который можно сюда подключить составляет 24 ватта.
Так выглядит плата контроллера, если снять с него крышку.
Aerocool P7-H1 управляется собственным программным обеспечением P7-S1 RGB Software, которое можно загрузить с официального сайта. Устанавливается оно только в случае, если контроллер подключен к материнской плате.
Из опций доступно три световых эффекта — постоянное свечение, дыхание или пульсация. Автоматическая смена спектра цветов активируется нажатием на LOOP RGB On. Регулируется яркость и скорость смены эффекта в пределах от 10 до 100%. Отслеживается скорость пяти вентиляторов — их нужно переключать вручную, щелкая по изображению лопастей. В палитре ползунками выбирается цвет и его насыщенность, задействовать изменения можно нажатием кнопки Preview System. Кроме того, цвет можно задавать RGB- или HTML-кодом вручную. Полностью отключить подсветку можно задав значения R 0, G 0, B 0, специальной кнопки для этого не предусмотрено. Справа от палитры из шести цветов находится клавиша «сохранить» и «отменить». Если нажать первую из них, то выбранный профиль цвета сохранится в один из шести слотов. Вверху находятся вкладки, щелкая по которым можно переключать все присоединенные контроллеры подсветки. Нажав на шестеренку в верхнем правом углу можно проверить обновление программы. Внизу слева есть клавиша синхронизации контроллеров. Язык интерфейса пока что доступен только английский. Если вы им владеете, то клип-инструкцию по данному ПО можно посмотреть на официальном канале Aerocool.
Перейдем к сравнительному тестированию шума и производительности вентиляторов.
Технические характеристики вентиляторов
Название модели | Габариты, мм | Скорость, минимум (об/мин) | Скорость, максимум (об/мин) | Поток, м³/ч | Статическое давление, мм Н2О | Сила тока, А | Номинальное напряжение, В | Потребление, Вт | Тип подшипника | Уровень шума дБ (А) | Наработка на отказ, в часах |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Aerocool P7-F12 RGB 12cm Fan | 120х120х25 | 700 | 1200 | 77,81 | 1,01 | 0,15 | 12 | 1,8 | Гидравлический | 14,5 | 60 000 |
Aerocool Lightning 12cm Blue Led Fan | 120х120х25 | 600 | 1200 | 70,34 | 1,32 | 0,25 | 12 | 3 | Втулка скольжения | 22,5 | 20 000 |
Aerocool Dark Force 12cm Black Fan | 120х120х25 | 600 | 1200 | 70,34 | 1,32 | 0,12 | 12 | 1,44 | Втулка скольжения | 22,5 | 20 000 |
Aerocool Dark Force 9cm Black Fan | 92х92х25 | 800 | 1800 | 58,45 | 1,12 | 0,12 | 12 | 1,44 | Втулка скольжения | 23,5 | 20 000 |
Aerocool Dark Force 8cm Black Fan | 80х80х25 | 1000 | 1800 | 56,75 | 1,32 | 0,12 | 12 | 1,44 | Втулка скольжения | 24,5 | 20 000 |
Методика тестирования
Основным параметром, характеризующим эффективность вентилятора, является соотношение уровня шума к создаваемому воздушному потоку. Эти показатели мы измеряли с помощью шумомера UNI-T UT352 и анемометра UNI-T UT362. Для изменения скорости вращения крыльчатки применялась регулировка напряжения при помощи контрольной панели Scythe Kaze Master Pro KM03-BK.
Шум измерялся с дистанции 10 мм спереди от подшипника вентилятора, находящегося в вертикальном положении и подвешенном на виброразвязке. Уровень фонового шума в тихом помещении без посторонних источников звука составил 33 дБ (А). Минимальная чувствительность шумомера – 30 дБ (А). Комфортным уровнем звукового давления можно считать 40 дБ (А), относительно того, как оно ощущается с дистанции 150 мм. Субъективно близким к бесшумному является порог 37 дБ (А) на той же дистанции.
Расход воздуха определялся исходя из соотношения показаний скорости воздушного потока к площади поперечного сечения плоскости вентилятора. Анемометр приставлялся непосредственно к рамке вентилятора, ближе к краям лопастей в поисках максимальной скорости воздушного потока. Нужно учитывать, что в разных зонах крыльчатки эта скорость отличается, но благодаря эффекту турбулентности на выходе получается средневзвешенное значение ускорения потока, близкое к номиналу.
Статическое давление не измерялось в связи с отсутствием необходимого оборудования. Обращаем внимание читателей, что полученные данные нельзя считать абсолютно точными, но они являются аккуратными друг относительно друга и демонстративными для сравнения вентиляторов между собой.
Сводные результаты
Как видно из результатов тестирования, 120-мм вентиляторы демонстрируют на одинаковой скорости производительность, которая отличается в пределах погрешности измерения. Aerocool Lightning слегка уступил своим коллегам, вероятно из-за дисбаланса подшипника. 92-мм Dark Force показал себя достаточно прилично, а вот 80-ка наоборот. Мало того, что она оказалась шумной, так еще и производительность на проверку вышла заметно ниже заявленной.
При снижении уровня шума до 40 дБ (А), и скорости крыльчатки до показателей, которые способны обеспечить этот уровень, Aerocool Lightning вырвался неожиданно вперед. Второе и третье место с одинаковым результатом поделили между собой 120-мм Dark Force и P7-F12, а 92-мм Dark Force лишь немного уступил им. 80-ка ожидаемо заняла последнее место.
Выводы
Подведем итоги. Серия Aerocool Dark Force в той части, которая попалась нам на обзор, это вполне вменяемые бюджетные вентиляторы для корпуса. Они не дорогие, имеют в комплекте крепеж в виде винтов и резинок, и два типа подключения — трехконтактный разъем и «молекс» на случай, если разъемов на материнской плате не хватает. «120-ка» и 92-мм модель мне понравились, их можно сделать тихими при желании, и производительности достаточно. 80-мм Dark Force скорее всего — это просто неудачный экземпляр, поскольку паразитные призвуки в нем были с момента первого запуска, что косвенно говорит о неправильном хранении и утечке масла из подшипника.
Серия Lightning — это Dark Force «видом в профиль», технически они одинаковые, если не считать подсветки и прозрачного пластика. В нашем экземпляре был обнаружен дисбаланс подшипника, который вызывал сильные вибрации рамки и, вероятно, снижение производительности на максимальной скорости. Тем не менее, по уровню шума на пониженных скоростях Lightning почему-то оказался лучше. Вероятно, опять сыграло свою роль количество и качество смазки на подшипнике.
Вентиляторы P7-F12 — это своеобразный прорыв для компании по части внешнего дизайна и качества RGB-подсветки. Подсветка действительно реализована хорошо, она яркая, равномерная с корректной передачей цветов и без слепящих светодиодов. Кроме того, данные вентиляторы можно связать между собой в гирлянду и от материнской платы потребуется всего один RGB-разъем. А еще в ассортименте компании есть СВО, блок питания и корпус, которые полностью совместимы с этими пропеллерами. Однако, если планируется создание в корпусе полной иллюминации, то лучше сразу приобретать комплект P7-F12 Pro, куда входит три пропеллера и контроллер, либо фирменный корпус со встроенным контроллером. Одного такого управляющего устройства хватит на пять вентиляторов и практически любое количество элементов подсветки.
По части производительности P7-F12 — это вполне обычный 120-мм вентилятор, средний по мощности и уровню шума. На рамке есть резиновые демпферы, а полностью тихим он является лишь на минимальных оборотах. В остальном диапазоне его слышно, но звук не является раздражающим. Основное преимущество P7-F12 состоит в том, что тут есть неплохой гидравлический подшипник и съемная крыльчатка, которую можно легко чистить от пыли и смазывать вал, что заметно увеличит срок наработки на отказ и сохранит тишину в работе устройства в течение всего периоды эксплуатации.