Deepcool Captain 360EX — это вторая итерация уже довольно древней по меркам IT-индустрии системы жидкостного охлаждения, появившейся тогда, когда компания попыталась адаптировать в свой дизайн концепцию «стимпанка». Для нас это устройство примечательно в основном тем, что это будет первая трехсекционная СВО в нашей лаборатории, ведь ранее на тесты попадали лишь двухсекционные модели. Кроме того, мы сможем сравнить, насколько она отличается от недавно протестированной СВО из этой же серии — Captain 240EX RGB, имеющей меньший по размерам радиатор, но точно такую же помпу. Итак, приступим.
Упаковка и комплект поставки
Коробка продукта оформлена в сочетании черного, красного и белого цвета и выглядит внушительно, как по дизайну, так и по размерам. Маркетинга тут совсем немного, зато достаточно полезной информации про габариты, совместимость и технические характеристики продукта.
Внутри все, как обычно, упаковано в лоток из прессованного картона. Радиатор, водоблок, вентиляторы и прочие детали из комплекта поставки завернуты в индивидуальные полиэтиленовые пакеты, некоторые их которых подписаны по названию содержимого.
Кроме радиатора, водоблока и трех вентиляторов в комплект поставки входит:
- инструкция по монтажу;
- каталог продукции Deepcool;
- клейкий металлический логотип Gamer Storm;
- 12 длинных винтов для вентиляторов;
- 12 коротких монтажных винтов для крепления радиатора к корпусу;
- четыре винтовые шпильки для сокетов Intel LGA 2011;
- две металлические крепежные лапы для сокетов AMD;
- пластиковая усилительная пластина;
- две металлические крепежные лапы для сокетов Intel LGA 115x/1366/2011;
- четыре металлические гайки с накатанной головкой;
- четырехконтактный удлинитель питания вентилятора в оплетке;
- четыре монтажные винтовые шпильки для сокетов AMD и Intel LGA 115x/1366;
- разветвитель четырехконтактного разъема подключения вентиляторов на четыре порта, двухсторонняя клейкая лента и стяжка к нему;
- четыре металлические стойки.
Внешний вид
Радиатор Deepcool Captain 360EX имеет впечатляющую длину в 395 мм, что автоматически ставит вопрос перед будущим владельцем о подборе подходящего по размеру корпуса для его установки. В то же время, толщина и ширина радиатора вполне стандартная — 27х120 мм. Резиновые шланги обтянуты плотной и жесткой нейлоновой оплеткой, их длина составляет 480 мм с учетом фитингов. Гнутся шланги очень неохотно, их внешний диаметр приблизительно равен 12 мм.
Радиатор полностью изготовлен из алюминия, в нем есть три набора крепежных отверстий для 120-мм вентиляторов, расположенных вплотную. Ребра радиатора ленточного типа, набраны с плотностью в 22 FPI (пластин на дюйм). Размер ребер маленький, посажены они очень близко и плотно. Между ребрами производитель умудрился разместить целых 20 каналов, через которые прокачивается хладагент. Суммарная площадь рассеивания тепла составляет порядка 11400 см2. Вес снаряженной системы без вентиляторов — 1003 грамма.
Шланги неподвижно соединены с фитингами радиатора и впрессованы в металлические шестиугольные обоймы. Толщина коллектора радиатора здесь составляет 19 мм. Сбоку от трубок есть пробка, через которую можно производить замену хладагента и удаление лишнего воздуха, в случае попадания его в систему. На ней наклеено предупреждение о том, что самостоятельное вскрытие контура ведет к потере гарантии на систему.
Коллектор с противоположной стороны имеет толщину в 14 мм.
Комбинированный пластиковый водоблок в данной системе сделан с некоторыми дизайнерскими излишествами. Теоретически, пользователь может наблюдать за течением охлаждающей жидкости через встроенную Г-образную стеклянную трубку. На практике движения жидкости не заметно, ведь видно его может быть лишь в случае попадания в контур пузырьков воздуха, чего быть не должно. Из-за данной пристройки высота помпы составляет 85 мм.
Пользователь большую часть времени будет наблюдать водоблок сверху, при условии, что в корпусе есть окно. Белая область за радиальной решеткой оснащена диодами красной подсветки. За питание помпы и подсветки отвечает единственный трехконтактный кабель в нейлоновой оплетке, длиной 265 мм.
Шланги заходят в водоблок со стороны, противоположной стеклянной трубке, через Г-образные фитинги. Угол их поворота крайне ограничен. Если верхний шланг еще можно куда-то довернуть, то нижний не получится повернуть вверх больше, чем на 30 градусов. Повернуть их в противоположную сторону не получится из-за жесткой фиксации на радиаторе. Это накладывает серьезные ограничения на возможные варианты размещения радиатора в корпусе и поворота водоблока на процессоре.
Встроенная помпа имеет керамический подшипник с прогнозируемым сроком наработки на отказ в 120000 часов и трехфазный электрический двигатель. Работает на постоянной скорости в 2200 об/мин, при этом уровень шума по нашим замерам не превышает 36 дБ (А), а в фоне нет острых паразитных призвуков, не считая жужжания, которое все рано не будет слышно из закрытого корпуса. Устройство в целом работает достаточно тихо, понижение скорости ему не требуется. Два металлических прижимных крепления в виде подпружиненных винтов встроены по бокам водоблока. На основание по умолчанию нанесен тонкий слой термоинтерфейса.
Основание медное, имеет форму правильного квадрата со стороной в 54 мм. Крепежные винты тут с виду обычные шестиугольники, их восемь штук, но если присмотреться, станет видно, что внутри есть цилиндрические вставки по центру. А это значит, что без специального инструмента их не открутить. Основание относительно ровное в центре, со следами радиальной шлифовки. Однако оно не устойчиво к царапинам, и даже оттереть полностью от него термопасту может быть проблематично.
Три комплектных вентилятора формата 120х120х25 мм имеют стандартную рамку с наклеенными не ней по углам резиновыми демпферами красного цвета. Они относятся к серии Gamer Storm TF120 и построены на гидравлическом подшипнике, скромно, но объективно обещающем всего 50000 часов наработки на отказ. Из интересных моментов стоит отметить устройство крыльчатки, имеющей девять лопастей, на задней кромке которых добавлено дополнительное крыло, для увеличения уровня статического давления. Диапазон доступных скоростей составляет от 500 до 1800 об/мин, регулируется при помощи ШИМ. Из посторонних звуков слышно шорканье электроники в районе двигателя, которое возрастает пропорционально росту скорости. Бесшумный диапазон находится в районе 500–700 об/мин и 35–40 дБ (А). Умеренный, но хорошо различимый уровень шума из закрытого корпуса наступает на 1200–1300 об/мин и 53–54 дБ (А). Все что выше и вплоть до 1800 об/мин и 64 дБ (А) — это уже очень сильный аэродинамический шум. Шнур подключения к питанию четырехконтактный, в нейлоновой оплетке, длиной в 265 мм.
На радиаторе вентиляторы смотрятся следующим образом.
Толщина радиатора и вентиляторов в сборе, с учетом шляпок винтов, составляет 55 мм.
Комплектный разветвитель питания — это треугольная в профиль коробочка, которая позволяет включить в один четырехконтактный порт сразу четыре вентилятора и управлять их скоростью с помощью ШИМ сигнала. Скорость будет считываться только от устройства, включенного в первый порт, отмеченный белым цветом. Если ШИМ управление не поддерживается, на пропеллер просто будут подаваться постоянные 12 В, и он будет работать на максимальной скорости. Длина шнура в резиновой оплетке 415 мм, само устройство имеет длину в 75 мм и ширину одной грани в 20 мм. Продается в магазинах отдельно и может пригодиться тем, кому не хватает свободных разъемов. Таким образом, все вентиляторы и помпу Deepcool Captain 360EX можно подключить к одному единственному разъему CPU Fan через этот переходник.
На случай, если какой-то разъем вентилятора не дотягивается до точки подключения, в комплекте есть четырехконтактный удлинитель в нейлоновой оплетке, длиной 395 мм.
Перейдем к установке СВО и тестированию её эффективности.
Установка
Монтаж Deepcool Captain 360EX производится довольно просто, особенно в случае установки на разъем Intel LGA2011. Для начала вкручиваем винтовые шпильки на свое место.
Затем надеваем на шпильки подходящие крепежные лапы и фиксируем их гайками. Все это можно делать и без отвертки, сильная затяжка не требуется.
Далее выставляем два винта на водоблоке в подходящее положение и прикручиваем их равномерно, по несколько поворотов за раз, для ровного прижима. Здесь мы можем столкнуться с тем, что шланги будут упираться либо в память, либо в радиатор силовых цепей в зависимости от поворота. На ОЗУ с высокими радиаторами эту систему поставить будет проблематично. Подключаем питание помпы. Красная подсветка водоблока работает в режиме медленной пульсации, постепенно затухая и разгораясь вновь.
Отпечаток на подошве водоблока получился слегка смазанным, прижим по центру неплохой, но углы основания задраны вверх. Особенно это видно внизу слева, где контакт ослаблен. Перейдем к тепловому тесту.
Технические характеристики
Эффективность отвода тепла системой жидкостного охлаждения Deepcool Captain 360EX сравнивалась с одним из лучших современных воздушных кулеров — Noctua NH-D15S и с укороченной до 240 мм версией СВО из нашего прошлого обзора — Deepcool Captain 240EX RGB.
Техническая характеристика | Deepcool Captain 360EX | Deepcool Captain 240EX RGB | Noctua NH-D15S |
---|---|---|---|
Страница продукта | gamerstorm.com | gamerstorm.com | noctua.at |
Совместимость с процессорными разъемами | Intel LGA 115x/1366 Intel LGA 2011/2011-3/2066 AMD AM4 AMD AM2(+)/AM3(+)/FM1/FM2(+) |
Intel LGA 115x/1366 Intel LGA 2011/2011-3/2066 AMD AM4 AMD AM2(+)/AM3(+)/FM1/FM2(+) |
Intel LGA 1156/1155/1150/1151 Intel LGA 2011-0/2011-3/2066 AMD AM4 AMD AM2(+)/AM3(+)/FM1/FM2(+) |
Размеры радиатора (ДхШхВ), мм | 395x120x27 | 274x120x27 | 150х135х160 |
Размеры вентилятора (ДхШхВ), мм | 3 шт, 120х120х25 | 2 шт, 120х120х25 | 150х140х25 |
Материал радиатора и конструкция | Алюминиевый водяной радиатор с ребрами ленточного типа | Алюминиевый водяной радиатор с ребрами ленточного типа | Вертикальный двухсекционный радиатор из алюминиевых пластин, нанизанных на 6 медных тепловых трубок диаметром 6 мм, расположенных U-образно. Ребра радиатора, тепловые трубки и основание никелированы, все соединения пропаяны. |
Вес радиатора, г | 1003 | 760 | 980 |
Количество пластин радиатора, шт. | 312 | 190 | 45 / 45 |
Толщина пластин, мм | 0,2 | 0,2 | 0,5 |
Межреберное расстояние, мм | 1,1 | 1,3 | 2 |
Расчетная площадь радиатора, см2 | ~11 400 | ~6 300 | ~12 660 |
Размер водоблока, (ДхШхВ), мм | 93x93x85 | 96x93x85 | – |
Материал водоблока | Пластмассовый корпус с медным основанием и стеклянной декоративной вставкой | Пластмассовый корпус с медным основанием и стеклянной декоративной вставкой | – |
Скорость помпы при 12В, об/мин | 2200 | 2200 | – |
Пиковое энергопотребление помпы, Вт: | 2,4 | 1,8 | – |
Модель вентилятора | Gamer Storm TF120 | Gamer Storm TF120 | 1 x Noctua NF-A15 PWM |
Скорость вращения вентилятора, об/мин | 500 ~ 1800 с ШИМ | 500 ~ 1800 с ШИМ | 450 ~ 1500 с ШИМ |
Воздушный поток, м3/ч | 130 | 130 | 140,2 |
Уровень шума вентилятора, дБ (А) | 17,6 ~ 31,3 | 17,6 ~ 31,3 | 24,6 |
Статическое давление, мм воды | 3,31 | 3,31 | – |
Количество и тип подшипника вентилятора | Гидравлический подшипник (Hydro bearing) | Гидравлический подшипник (Hydro bearing) | Гидродинамический подшипник с магнитной стабилизацией (SSO2) |
Время наработки на отказ вентилятора, час | 50 000 | 50 000 | 150 000 |
Номинальное напряжение вентилятора, В | 12 | 12 | 12 |
Сила тока вентилятора, А | 0,12 | 0,12 | 0,13 |
Пиковое энергопотребление вентилятора, Вт | 1,44 | 1,44 | 1,56 |
Дополнительные особенности | Водоблок оснащен красной подсветкой. На радиаторе есть пробка для замены жидкости. В водоблок встроена прозрачная трубка, позволяющая наблюдать за течением жидкости. | Водоблок оснащен RGB подсветкой, в комплекте есть собственный RGB пульт и светодиодная RGB лента. На радиаторе есть пробка для замены жидкости. В водоблок встроена прозрачная трубка, позволяющая наблюдать за течением жидкости. | Понижающий максимальные обороты переходник |
Средняя стоимость, $ | ~130 | ~130 | ~100 |
Тестовый стенд
Для тестирования эффективности системы жидкостного охлаждения Deepcool Captain 360EX использовался стенд на базе платформы Intel LGA2011 в следующей конфигурации:
- процессор: Intel Core i7-4960X (3,6@4,5 ГГц, 1,360 В);
- материнская плата: ASUS Rampage IV Formula/Battlefield 3 (Intel X79);
- видеокарта: Gigabyte GV-N750OC-1GI (Nvidia GeForce GTX 750);
- память: Kingston KHX24C11X3K4/16X (4x4 ГБ, DDR3-2400, 11-13-13-30-2Т, 1,65 В);
- твердотельный накопитель: GoodRAM C100 Series 120GB (SSDPR-C100-120, 120 ГБ, SATA 6Gb/s);
- блок питания: Raidmax Cobra RX-800AE (800 Вт);
- контроллер вентиляторов: Noctua NA-FC1;
- термопаста: Noctua NT-H1.
Тестирование систем охлаждения производилось на открытом стенде в горизонтальном положении материнской платы при постоянной температуре 28 градусов Цельсия в помещении. Для прогрева центрального процессора использовался стресс-тест LinX 0.6.5 (AVX) с 6144 МБ выделенной памяти в течение 10 минут. Минимальная температура измерялась спустя десять минут простоя системы без нагрузки. На графике отображен максимальный среди всех ядер температурный результат. Для мониторинга температур процессора использовалась программа Real Temp 3.70.
Для измерения уровня звукового давления, применялся шумомер UNI-T UT352. Все замеры производились в тихом помещении без посторонних источников звука. Шумомер располагался на расстоянии 10 мм от переднего подшипника системы охлаждения, смонтированной на материнскую плату. Уровень фонового шума составлял 33 дБ (А).
Результаты тестирования
Системы охлаждения сравнивались между собой по соотношению уровня шума к общей эффективности. Для Noctua NH-D15S приведены показатели на максимальной доступной для нее скорости, и на 900 об/мин, при уровне шума в 40 дБ (А), который не будет слышен из закрытого корпуса. Пройти тест на более низкой скорости Noctua не смогла из-за высокой температуры в помещении. Зато обе системы СВО Captain 360EX и Captain 240EX RGB оказались на это способны. Потому и был протестированы в тихом, среднем и громком режиме работы. Примечательно — общий уровень шума, что от двух, что от трех одинаковых вентиляторов оказался идентичным для обеих «водянок».
Посмотрим на график температур для каждого уровня шума.
Как показали результаты тестов, на пониженных оборотах Deepcool Captain 360EX выигрывает у Captain 240EX RGB всего лишь два градуса в нагрузке и по одному в простое системы. При полной скорости вентиляторов обе системы жидкостного охлаждения демонстрируют одинаковую эффективность. С учетом того, что версия 360EX имеет на треть большую площадь рассеивания тепла и один дополнительный вентилятор, рискну предположить, что ее мощность упирается в предельную производительность помпы, которая одинакова у обеих СВО. Тем более, что вентиляторы выводят радиатор почти на пиковую производительность уже при 1300 об/мин. Что же до воздушной системы охлаждения Noctua NH-D15S, то она уступает обеим "водянкам" по производительности при одинаковом уровне шума. Тем не менее, она намного более надежна в перспективе длительного использования.
Выводы
Deepcool Captain 360EX — это достаточно тихая, мощная и простая в установке и эксплуатации система жидкостного охлаждения, которая без проблем справится с любым процессором в разгоне из тех, которые можно установить в поддерживаемые разъемы. Однако, раскрыться в полной мере ей не дает производительность установленной тут водяной помпы. Будь она более мощной, Captain 360EX показал бы гораздо лучшие результаты, а так он лишь немного превосходит младшего собрата в лице Captain 240EX RGB. Приятно, что качество изготовления этой СВО находится на хорошем уровне, а хладагент можно заменить при необходимости.
Из недостатков системы можно отметить неудачно расположенные сбоку входы шлангов, которые не позволяют повернуть систему наоборот и могут конфликтовать с высокой памятью или другими элементами материнской платы. Кроме того, обработка основания водоблока оставляет желать лучшего.
С учетом сказанного выше, наиболее оптимальным СВО в линейке Deepcool Captain, исходя из сочетания стоимости и производительности, можно считать обычный 240EX. А из Captain 360EX можно сделать безусловного лидера по уровню тишины и мощности, если добавить ему еще три вентилятора, установленных по схеме Push/Pull. Однако подобная система, поместится далеко не в каждое шасси, ведь помимо длины в 395 мм, радиатор будет иметь общую толщину порядка 80 мм.