Продолжая развивать и совершенствовать линейку своих игровых продуктов, компания MSI вторглась в неизведанную ранее ею часть рынка, а именно — в охлаждение для процессоров. Энтузиасты легко вспомнят, что системы охлаждения уже пытались производить и ASUS, и Gigabyte, но особой популярности их кулера так и не получили. Однако MSI подходит к вопросу несколько с другой стороны. Они стремятся сделать серию Gaming целостной, наполнив ее всеми необходимыми компонентами — материнскими платами, видеокартами, игровой периферий, и вот, теперь, даже системой охлаждения процессора. Дебютный кулер компании получил название Core Frozr L, в духе наименований кулеров их видеоадаптеров. Буква «L» недвусмысленно намекает на то, что модель будет не единственной в серии, и в будущем мы увидим другие варианты Core Frozr для процессоров с разным TDP. А пока что мы изучим возможности данной модели.
Упаковка и комплект поставки
Кулер поставляется в розничной упаковке, выдержанной в том же стиле оформления, что и материнские платы и видеокарты серии Gaming. Ведущим сочетанием цветов тут является черным с красным, а все надписи сделаны красивым белым шрифтом. Технической и маркетинговой информации на коробке более чем достаточно для осознанного выбора покупателя, даже без знакомства с официальным сайтом.
Внутренняя упаковка представляет собой пластиковый блистер, состоящий из двух половинок. Все аксессуары сложены в маленькую черную коробку с лаконичным логотипом Gaming серии посередине верхней крышки.
Открыв коробку, я был приятно удивлен. Вместо привычных пакетиков тут был обнаружен сплошной демпфер, в фигурных отверстиях которого были аккуратно разложены запчасти и аксессуары.
В комплект поставки MSI Core Frozr L кроме радиатора и вентилятора входит:
- инструкция по установке;
- шприц с термоинтерфейсом;
- сменная верхняя накладка на кулер черного цвета;
- две дополнительные крепежные скобы для вентилятора;
- четыре резиновых демпфера для второго вентилятора;
- универсальная усилительная пластина;
- крепежная скоба для кулера;
- универсальная крепежная рамка для всех типов разъемов;
- четыре металлические резьбовые подставки с резиновыми накладками;
- четыре длинных винта;
- четыре резьбовые подставки с накатанной головкой для сокета Intel LGA2011;
- четыре коротких винта;
- четыре крупные пластиковые прокладки;
- четыре маленькие пластиковые прокладки;
- два крепежных винта для сокетов Intel;
- две крепежных винта для сокетов AMD.
Внешний вид
Внешность MSI Core Frozr L достаточно стандартна. Он сделан по классической U-образной схеме размещения тепловых трубок и обладает средними габаритами. Ось симметрии радиатора смещена в сторону, сделано это, вероятно, с целью устранения возможного конфликта со слотом PCI-E, при монтаже на маленьких материнских платах.
Вентилятор крепится к радиатору с помощью проволочных скоб специфической формы. По габаритам он не выступает за тело радиатора, ни в какой проекции.
Большую часть времени, пользователь будет видеть кулер со стороны его верхней панели. На ней сделана красивая накладка серого цвета (ее можно заменить на черную при желании) с подсвечиваемым логотипом Gaming-серии, в виде дракона.
Вентилятор имеет стандартный типоразмер 120х120х25 мм. По его уголкам встроены резиновые демпферы вибраций красного цвета, с обеих сторон. 14 лопастей крыльчатки имеют необычную форму, с которой мы ранее уже сталкивались на системах охлаждения видеокарт компании MSI. Лопасти отличаются резким изгибом в профиль посередине, что должно создавать лучший поток воздуха при меньшем уровне шума. В центре ротора тоже наклеен логотип в виде дракона. Шнур питания имеет четырехконтактный разъем, небольшую длину и лишен оплетки.
С обратной стороны, на статоре, мы можем узнать наименование OEM-производителя данного пропеллера. Им оказалась небезызвестная компания Power Logic. Тут заявлено использование подшипника гидравлического типа (HDB), который не стоит путать с гидродинамическим (FDB). Последнему он может уступать как по качеству, так и по продолжительности наработки на отказ. Впрочем, это все равно намного лучше обычной втулки скольжения или шумных шариковых подшипников. Диапазон рабочих скоростей крыльчатки составляет от 500 до 1800 об/мин. Условно бесшумной ее можно считать на отрезке от старта до 800 об/мин и 40 дБ (А). При 900–1000 об/мин становится слышным шум лопастей. До 1300 об/мин уровень шумности можно охарактеризовать как средний, а в диапазоне от 1400 до 1800 об/мин шум становится сильным и раздражающим слух. Скорость вентилятора регулируется при помощи ШИМ.
В комплекте вентилятора есть разветвитель, необходимый для подключения светящегося логотипа MSI на верхней панели кулера. И если питание пропеллера снимается без проблем, то отсоединить питание логотипа без повреждения кабеля может оказаться проблематичным. К сожалению, в комплекте нет разветвителя для включения второго вентилятора.
Накладка на верхней панели держится на четырех маленьких винтах. Для их демонтажа может понадобиться часовая отвертка. Кроме того, на самой накладке есть пластиковые защелки, потому снимать ее следует осторожно.
Верхняя панель с логотипом держится на четырех тонких и длинных винтах. Плата логотипа не имеет видимых дорожек с обратной стороны и держится еще на шести мелких винтиках. Ее мы разбирать уже не стали.
Судя по верхнему ребру, пластины кулера не имеют практически никакой аэродинамической оптимизации. Хотя производитель и заявляет, что насечки по центру служат «направляющими» для воздуха в сторону тепловых трубок, верится в этом мало.
Всего в радиаторе используется четыре тепловые трубки крупного 8-мм диаметра. Они медные с никелированным покрытием. Припой в местах контакта с ребрами отсутствует, пластины просто напрессованы на тепловые каналы, расставленные в поперечном срезе в виде ромба с левой и правой стороны.
В профиль мы видим, что тепловые трубки разведены по обеим сторонам в шахматном порядке, в два ряда, что обеспечивает хорошее распределение тепла при оптимальной проницаемости для воздушного потока. Тем не менее, ребра расположены достаточно плотно, с зазором всего в 1,8 мм, что ухудшает продуваемость радиатора на низких оборотах вентилятора. Суммарная площадь рассеивания тепла достигает приблизительно 8000 см², и это является весьма неплохим показателем для башенных кулеров среднего класса.
По углам радиатора наклеены дополнительные резиновые демпферы, несмотря даже на то, что антивибрационные резинки есть и на самом вентиляторе.
Так выглядит радиатор в профиль. Общая его высота, даже с пластиковой накладкой сверху не будет превышать 155 мм, а значит — он по определению совместим по высоте с подавляющим большинством стандартных и даже бюджетных корпусов.
При взгляде на кулер снизу видно, насколько сильно основание смещено в сторону, относительно оси симметрии тела радиатора.
Никелированная сплошная подошва кулера не отполирована до зеркального блеска, однако оставляет впечатление относительно ровной. Измерения с помощью металлической линейки указывают на ровную приподнятую площадку в центре и незначительные скосы по углам. Припой тепловых трубок, проходящих через основание можно увидеть невооруженным глазом.