Начиная с далекого 2005-го года, австрийская компания Noctua не перестает радовать энтузиастов новинками в сфере компьютерного охлаждения. За прошедшие 12 лет их ассортимент занял уже практически все доступные ниши данного рынка, за исключением кулеров для видеокарт и систем СВО. И даже начал расширяться в сторону серверного сегмента. Но было одно направление, куда в Noctua долго отказывались смотреть, а именно — на «крупнокалиберные» вентиляторы. На двух последних выставках Computex даже показывали прототипы, но в продажу их не выпускали. И лишь в середине текущего года, без лишнего шума и громких анонсов, на официальном сайте появились 200-мм пропеллеры Noctua NF-A20 в версиях FLX и PWM. Им и будет посвящен этот обзор. А заодно посмотрим на тонкие 120-мм пропеллеры NF-A12x15 и несколько занятных аксессуаров к ним.
Noctua NF-A20 PWM
Коробка нового 200-мм вентилятора выглядит под стать своему содержимому, то есть внушительно по размерам. Все основные и технические моменты коротко обозначены спереди и на гранях, а на тыльной части упаковки подробно описаны все примененные здесь технологические достижения.
Внутренней защитой от повреждений служит лишь пластиковый лоток. Инструкция закреплена за уголки под верхней крышкой, а под лотком есть еще одна продолговатая коробочка с аксессуарами и креплениями.
Помимо инструкции в комплекте есть удлинительный 300-мм кабель NA-EC1 на четыре контакта, понижающий максимальные обороты переходник NA-RC6, и разветвитель четырехконтактного разъема NA-YC1. В качестве крепежных элементов можно воспользоваться четырьмя комплектными шурупами, а для лучшей изоляции от вибрации на выбор есть два комплекта длинных силиконовых демпферов — двухсторонних (NA-AV3) и односторонних (NA-AV4).
Физические габариты вентилятора NF-A20 PWM составляют 200х200х30 мм. Крыльчатка имеет девять крупных пологих лопастей и не менее внушительную центральную часть ротора, за которой скрывается хороший электродвигатель и гидродинамический подшипник с магнитным центрированием оси типа SSO2. Шесть поперечин удерживают статор с обратной стороны. Кроме того, на углах рамки с фронтальной и тыльной части надеты резиновые демпферы, частично способные погасить вибрацию, даже если пропеллер прикручен к корпусу обычными шурупами. Набор крепежных отверстий тоже весьма широкий. Помимо стандартных «квадратов» под 170х170 мм и 154х154 мм, монтажные отверстия расположены еще и прямоугольником в двух направлениях со сторонами 180х110 мм. Благодаря этому, вентилятор можно закрепить много куда, а для сомневающихся Noctua даже сделала таблицу совместимости с перечнем корпусов, куда эти модели поместятся без проблем. Посмотреть данный список можно на официальном сайте.
Шнур подключения к питанию четырехконтактный, в резиновой оплетке, длиной 200 мм.
Стартовать NF-A20 PWM способен с 350 об/мин при ШИМ-управлении и постоянном напряжении в 12 В. Работать он при этом будет абсолютно бесшумно. Призвуки от ШИМ-контроллера можно будет услышать, только если приложить ухо вплотную к крыльчатке. С 500 об/мин станет различим аэродинамический шум от работы крупных лопастей, но беспокоить пользователя из закрытого корпуса он не будет. А вот уже на 700 и 800 об/мин, пропеллер слышен отчетливо, потому любители тишины явно не захотят его разгонять до такого уровня. Что до производительности вентилятора, то он может прокачивать большие объемы воздуха относительно тихо (в бесшумном режиме один 200-мм пропеллер по мощности равен двум 140-мм), но статическое давление при этом низкое. Потому хорошая вентиляция получится только в достаточно открытом корпусе, без большого количества препятствий в виде решеток или компонентов. На плотные радиаторы СВО такую штуку ставить нецелесообразно.
Обороты в минуту | 800 | 700 | 600 | 500 | 400 | 350 |
---|---|---|---|---|---|---|
Акустический комфорт | ||||||
Шум, дБ (А) | 45 | 41 | 38 | 35 | 34 | 34 |
Расход, м³/ч | 148 | 132 | 115 | 101 | 82 | 74 |
Noctua NF-A20 FLX
Упаковка этой версии 200-мм вентилятора отличается от NF-A20 PWM лишь несколькими несущественными деталями в описании, потому останавливаться на ней мы особо не будем.
Внутри все выглядит точно так же.
А вот в комплекте поставки отличия есть, поскольку разъем питания тут трехконтактный. Инструкция, четыре шурупа и два набора демпферов (NA-AV3 и NA-AV4) присутствуют. А в качестве удлинительного кабеля тут лежит 300-мм NA-EC2. Для подключения напрямую к блоку питания есть переходник со сквозного «молекса» — NA-AC1. Для снижения максимальной скорости до 550 об/мин предусмотрен резистор NA-RC13.
По всем физическим и техническим параметрам NF-A20 FLX и NF-A20 PWM идентичны между собой. Различить их можно только по наклейке на статоре и разъему питания.
Шнур подключения к питанию трехконтактный, в резиновой оплетке, длиной 200 мм.
Вентилятор имеет высокое стартовое напряжение в 7 В, на котором он показывает скорость в 500 об/мин в полной тишине. Однако уже при 8 В и 600 об/мин становится различимым шум от лопастей крыльчатки. Паразитные аэродинамические звуки проявляются на 700 об/мин и 10 В, ну а на максимальных 800 об/мин его слышно очень даже хорошо. Получается, что у NF-A20 FLX нет призвуков от ШИМ-контроллера (он сам отсутствует), но из-за менее широкого диапазона оборотов, это преимущество использовать не получится. Ведь пропеллер не стартует со скоростью менее 500 об/мин. Оптимальной скоростью, по соотношению уровня шума и производительности, что для FLX-модификации, что для PWM является 550 об/мин. Не зря комплектные резисторы сделаны именно под такое значение.
Обороты в минуту | 800 | 750 | 700 | 650 | 600 | 500 |
---|---|---|---|---|---|---|
Акустический комфорт | ||||||
Шум, дБ (А) | 45 | 42 | 41 | 39 | 37 | 35 |
Расход, м³/ч | 148 | 139 | 132 | 124 | 115 | 101 |