Технические характеристики вентиляторов
Название модели | Габариты, мм | Скорость, минимум (об/мин) | Скорость, максимум (об/мин) | Поток, м3/ч | Статическое давление, мм Н2О | Сила тока, А | Номинальное напряжение, В | Потребление, Вт | Тип подшипника | Уровень шума дБ (А) | Наработка на отказ, в часах |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Noctua NF-A20 PWM | 200х200х30 | 350 | 800 | 146,9 | 1,08 | 0,08 | 12 | 0,96 | SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) | 18,1 | 150 000 |
Noctua NF-A20 FLX | 200х200х30 | 500 | 800 | 146,9 | 1,08 | 0,08 | 12 | 0,96 | SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) | 18,1 | 150 000 |
Noctua NF-A12x15 PWM | 120х120х15 | 300 | 1850 | 94,2 | 1,53 | 0,13 | 12 | 1,56 | SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) | 23,9 | 150 000 |
Noctua NF-A12x15 FLX | 120х120х15 | 900 | 1850 | 94,2 | 1,53 | 0,13 | 12 | 1,56 | SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) | 23,9 | 150 000 |
Методика тестирования
Основным параметром, характеризующим эффективность вентилятора, является соотношение уровня шума к создаваемому воздушному потоку. Эти показатели мы измеряли с помощью шумомера UNI-T UT352 и анемометра UNI-T UT362. Для изменения скорости вращения крыльчатки PWM вентиляторов контролер оборотов Noctua NA-FC1. Для остальных применялась регулировка напряжения при помощи контрольной панели Scythe Kaze Master Pro KM03-BK.
Шум измерялся с дистанции 10 мм спереди от подшипника вентилятора, находящегося в вертикальном положении и подвешенном на виброразвязке. Уровень фонового шума в тихом помещении без посторонних источников звука составил 33 дБ (А). Минимальная чувствительность шумомера — 30 дБ (А). Комфортным уровнем звукового давления можно считать 40 дБ (А), относительно того, как оно ощущается с дистанции 150 мм. Субъективно близким к бесшумному является порог 37 дБ (А) на той же дистанции.
Расход воздуха определялся исходя из соотношения показаний скорости воздушного потока к площади поперечного сечения плоскости вентилятора. Анемометр приставлялся непосредственно к рамке вентилятора, ближе к краям лопастей в поисках максимальной скорости воздушного потока. Нужно учитывать, что в разных зонах крыльчатки эта скорость отличается, но благодаря эффекту турбулентности на выходе получается средневзвешенное значение ускорения потока, близкое к номиналу.
Статическое давление не измерялось в связи с отсутствием необходимого оборудования. Обращаем внимание читателей, что полученные данные нельзя считать абсолютно точными, но они являются аккуратными друг относительно друга и демонстративными для сравнения вентиляторов между собой.
Сводные результаты
Как видно из результатов тестирования, и это вполне ожидаемо, 200-мм вентиляторы являются чемпионами по объему прокачиваемого воздуха. Что еще интереснее — благодаря технологиям Noctua им удается сохранять при этом относительную тишину. Но тонким 120-мм моделям технологии не помогли. Они, конечно, дотягиваются до показателей вентиляторов со стандартной рамкой, но 1850 об/мин делают свое черное дело, создавая акустический дискомфорт для пользователя.
При снижении уровня шума до заветных 40 дБ (А), при которых вентилятор практически не слышим в закрытом корпусе, картина особо не меняется. 200-мм пропеллеры Noctua лишь незначительно (около 13% от номинала) проседают в своих показателях. А 120-мм модели с тонкой рамкой теряют чуть больше трети своей производительности.
Выводы
Крупные 200-мм и тонкие 120-мм вентиляторы Noctua получились достаточно специфическими продуктами, которые не столько нужны массовому потребителю, сколько рассчитаны на то, чтобы заполнить небольшие ниши спроса на рынке систем охлаждения. Потому то, что их выпустили, это хорошо, но мне кажется, что сделано это было с легким опозданием, ведь пик популярности как супер-корпусов, так и мини-шасси уже прошел, и неизвестно, вернется ли он снова. А теперь обо все по порядку:
Noctua NF-A20 PWM. Долгожданная 200-мм модель от австрийского производителя, наконец-то позволит заменить обладателям больших корпусов свои старые стоковые вентиляторы. Но подойдет она далеко не всем, потому для начала стоит ознакомиться со списками совместимости с шасси на официальном сайте. NF-A20 PWM имеет высокое качество изготовления, богатую комплектацию и отличные показатели производительности при относительно невысоком уровне шума. Наличие ШИМ у данной модели позволяет снизить скорость пропеллера до минимального порога в 350 об/мин, при которой он будет полностью бесшумным. Однако, наиболее эффективная по соотношению производительности и шума скорость для него — это 550 об/мин, в которые легко можно попасть, используя комплектный понижающий резистор.
Noctua NF-A20 FLX. Мало чем отличается от NF-A20 PWM по техническим параметрам и производительности. Тут нет ШИМ для гибкого и оперативного управления скоростью вентилятора, зато есть трехконтактный разъем, и переходник для подключения к блоку питания. Потому типичный сценарий использования данного пропеллера выглядит так: подключаем его к БП, используя переходник, удлинитель и комплектный резистор, снижаем скорость до 550 об/мин и забываем о его существовании.
Noctua NF-A12x15 PWM. Догадаться о базовом предназначении данной модели вентилятора несложно. Она нужна для радиаторов, на которые по тем или иным причинам не получается надеть пропеллер стандартной толщины. Речь может идти как о низкопрофильных кулерах или СВО в тесных объемах, так и о конфликтах с оперативной памятью. Скорость крыльчатки может регулироваться в очень широком диапазоне и это замечательно. Однако паразитные призвуки будут появляться уже начиная с 1000 об/мин и это обусловлено именно специфической формой лопастей. Потому, сама по себе эта модель является сложным компромиссом между размерами, производительностью и уровнем шума.
Noctua NF-A12x15 FLX. Если с PWM-вариантом данного вентилятора особых вопросов не возникает, то зачем нужен пропеллер таких габаритов с фиксированными оборотами, мне не понятно. На корпус его смысла устанавливать нет, слишком уж низкое статическое давление на малых оборотах. На радиатор он тоже подходит слабо, поскольку не сможет ускоряться до предельной скорости при необходимости. На 1850 об/мин крыльчатка слишком громкая, на 1400 об/мин (с LNA-переходником) ее отчетливо слышно, а на 950 об/мин (с ULNA-переходником) она становится очень тихой, но и поток воздуха малозаметен.
Noctua NA-FC1. Этот ШИМ-контроллер является замечательным аксессуаром. Почему Noctua не выпустила что-то похожее раньше? На данное устройство можно повесить практически все вентиляторы в корпусе (при условии, что они поддерживают ШИМ) и выставить их на необходимую скорость. Очень полезная штука для любителей СВО, тех, кому не хватает разъемов на материнской плате и тех, кому не нравятся громоздкие реобасы. Было бы неплохо, если бы компания догадалась произвести на свет еще и контроллер, способный регулировать напряжение вентиляторов. Желательно в тех же габаритных размерах.
Noctua NA-SAC5. Переходник с PowerSATA на четырехконтактный разъем — штука, безусловно, в хозяйстве полезная и нужная. Потому, те, кому она нужна, ее купят.
Noctua NA-SAV3. Набор антивибрационных креплений хорош. 16 демпферов позволят достаточно просто установить четыре вентилятора без использования отвертки, причем не только фирменных, но и пропеллеров от многих сторонних производителей.