Новинки Noctua. Вентиляторы 120 и 200 мм, аксессуары

Начиная с далекого 2005-го года, австрийская компания Noctua не перестает радовать энтузиастов новинками в сфере компьютерного охлаждения. За прошедшие 12 лет их ассортимент занял уже практически все доступные ниши данного рынка, за исключением кулеров для видеокарт и систем СВО. И даже начал расширяться в сторону серверного сегмента. Но было одно направление, куда в Noctua долго отказывались смотреть, а именно — на «крупнокалиберные» вентиляторы. На двух последних выставках Computex даже показывали прототипы, но в продажу их не выпускали. И лишь в середине текущего года, без лишнего шума и громких анонсов, на официальном сайте появились 200-мм пропеллеры Noctua NF-A20 в версиях FLX и PWM. Им и будет посвящен этот обзор. А заодно посмотрим на тонкие 120-мм пропеллеры NF-A12x15 и несколько занятных аксессуаров к ним.

Noctua NF-A20 PWM

Коробка нового 200-мм вентилятора выглядит под стать своему содержимому, то есть внушительно по размерам. Все основные и технические моменты коротко обозначены спереди и на гранях, а на тыльной части упаковки подробно описаны все примененные здесь технологические достижения.

Внутренней защитой от повреждений служит лишь пластиковый лоток. Инструкция закреплена за уголки под верхней крышкой, а под лотком есть еще одна продолговатая коробочка с аксессуарами и креплениями.

Помимо инструкции в комплекте есть удлинительный 300-мм кабель NA-EC1 на четыре контакта, понижающий максимальные обороты переходник NA-RC6, и разветвитель четырехконтактного разъема NA-YC1. В качестве крепежных элементов можно воспользоваться четырьмя комплектными шурупами, а для лучшей изоляции от вибрации на выбор есть два комплекта длинных силиконовых демпферов — двухсторонних (NA-AV3) и односторонних (NA-AV4).

Физические габариты вентилятора NF-A20 PWM составляют 200х200х30 мм. Крыльчатка имеет девять крупных пологих лопастей и не менее внушительную центральную часть ротора, за которой скрывается хороший электродвигатель и гидродинамический подшипник с магнитным центрированием оси типа SSO2. Шесть поперечин удерживают статор с обратной стороны. Кроме того, на углах рамки с фронтальной и тыльной части надеты резиновые демпферы, частично способные погасить вибрацию, даже если пропеллер прикручен к корпусу обычными шурупами. Набор крепежных отверстий тоже весьма широкий. Помимо стандартных «квадратов» под 170х170 мм и 154х154 мм, монтажные отверстия расположены еще и прямоугольником в двух направлениях со сторонами 180х110 мм. Благодаря этому, вентилятор можно закрепить много куда, а для сомневающихся Noctua даже сделала таблицу совместимости с перечнем корпусов, куда эти модели поместятся без проблем. Посмотреть данный список можно на официальном сайте.

Шнур подключения к питанию четырехконтактный, в резиновой оплетке, длиной 200 мм.

Стартовать NF-A20 PWM способен с 350 об/мин при ШИМ-управлении и постоянном напряжении в 12 В. Работать он при этом будет абсолютно бесшумно. Призвуки от ШИМ-контроллера можно будет услышать, только если приложить ухо вплотную к крыльчатке. С 500 об/мин станет различим аэродинамический шум от работы крупных лопастей, но беспокоить пользователя из закрытого корпуса он не будет. А вот уже на 700 и 800 об/мин, пропеллер слышен отчетливо, потому любители тишины явно не захотят его разгонять до такого уровня. Что до производительности вентилятора, то он может прокачивать большие объемы воздуха относительно тихо (в бесшумном режиме один 200-мм пропеллер по мощности равен двум 140-мм), но статическое давление при этом низкое. Потому хорошая вентиляция получится только в достаточно открытом корпусе, без большого количества препятствий в виде решеток или компонентов. На плотные радиаторы СВО такую штуку ставить нецелесообразно.

Обороты в минуту 800 700 600 500 400 350
Акустический комфорт            
Шум, дБ (А) 45 41 38 35 34 34
Расход, м³/ч 148 132 115 101 82 74

Noctua NF-A20 FLX

Упаковка этой версии 200-мм вентилятора отличается от NF-A20 PWM лишь несколькими несущественными деталями в описании, потому останавливаться на ней мы особо не будем.

Внутри все выглядит точно так же.

А вот в комплекте поставки отличия есть, поскольку разъем питания тут трехконтактный. Инструкция, четыре шурупа и два набора демпферов (NA-AV3 и NA-AV4) присутствуют. А в качестве удлинительного кабеля тут лежит 300-мм NA-EC2. Для подключения напрямую к блоку питания есть переходник со сквозного «молекса» — NA-AC1. Для снижения максимальной скорости до 550 об/мин предусмотрен резистор NA-RC13.

По всем физическим и техническим параметрам NF-A20 FLX и NF-A20 PWM идентичны между собой. Различить их можно только по наклейке на статоре и разъему питания.

Шнур подключения к питанию трехконтактный, в резиновой оплетке, длиной 200 мм.

Вентилятор имеет высокое стартовое напряжение в 7 В, на котором он показывает скорость в 500 об/мин в полной тишине. Однако уже при 8 В и 600 об/мин становится различимым шум от лопастей крыльчатки. Паразитные аэродинамические звуки проявляются на 700 об/мин и 10 В, ну а на максимальных 800 об/мин его слышно очень даже хорошо. Получается, что у NF-A20 FLX нет призвуков от ШИМ-контроллера (он сам отсутствует), но из-за менее широкого диапазона оборотов, это преимущество использовать не получится. Ведь пропеллер не стартует со скоростью менее 500 об/мин. Оптимальной скоростью, по соотношению уровня шума и производительности, что для FLX-модификации, что для PWM является 550 об/мин. Не зря комплектные резисторы сделаны именно под такое значение.

Обороты в минуту 800 750 700 650 600 500
Акустический комфорт            
Шум, дБ (А) 45 42 41 39 37 35
Расход, м³/ч 148 139 132 124 115 101

Noctua NF-A12x15 PWM

Упаковка данной модели выглядит уже более привычно, чем у 200-мм пропеллера. На фронтальной части коротко изложены основные ее достоинства, а сзади указаны технические характеристики и описаны те же достоинства, но уже на разных языках.

Двух поверхностей для производителя было явно мало, чтобы рассказать о том, насколько прекрасен этот пропеллер. Да и на официальном сайте места на все не хватало. Потому у коробки открывается не только передняя крышка, но и задняя. Обе держатся на липучках. Спереди рассказывается про крыльчатку и подшипник устройства, а еще можно посмотреть на перечень комплектации и убедится, что вентилятор находится внутри. А под задней крышкой покупатель сможет найти информацию в виде картинок и текста еще про 12 уникальных технологий, использованных тут.

Кроме инструкции в комплекте с вентилятором есть удлинительный 300-мм кабель NA-EC1 на четыре контакта, разветвитель NA-YC1, длиной в 100 мм, понижающий резистор NA-RC7 длиной 75 мм (сбрасывает максимальный порог скорости до 1400 об/мин), четыре обычных шурупа и четыре силиконовых крепления NA-AV3.

На первый взгляд NF-A12x15 PWM представляет собой обычный 120 мм вентилятор, с практически стандартной рамкой (если не смотреть на ее узкий профиль). Крыльчатка имеет семь узких лопастей с большим углом атаки и дополнительно укрепленную металлическими вставками сердцевину ротора, придающую ей сходство с пропеллерами индустриального назначения. В углы рамки интегрированы резиновые демпферы вибрации, статор держится на пяти поперечинах. Подшипник классический — SSO2.

Толщина рамки в профиль составляет 15 мм, что собственно, и отражено в названии продукта. Шнур подключения к питанию четырехконтактный, в резиновой оплетке, длиной 190 мм.

Управляется данный пропеллер с помощью ШИМ модуляции, потому диапазон его скоростей очень широкий. Эффективно стартовать он способен с 300 об/мин и сохраняет полную тишину вплоть до 1000 об/мин. Между 1200 и 1400 об/мин крыльчатка работает со средним уровнем шума, а раздражающе громкое жужжание появляется лишь при оборотах выше 1500 и достигает своего пика на максимальной скорости в 1850 об/мин. Призвук от ШИМ-микросхемы слышен в виде характерного шороха и постукивания, но чтобы обнаружить его, придется поднести ухо на близкую дистанцию к вентилятору (в пределах 10–15 см). В диапазоне от 1200 до 1850 об/мин пропеллер проталкивает воздух весьма неплохо, однако статическое давление его сильно снижается, пропорционально понижению скорости крыльчатки. И ниже 1000 об/мин скорость потока, а значит — и объемы прокачиваемого воздуха, просто сходят на «нет».

Обороты в минуту 1850 1700 1600 1500 1400 1300 1200 1100 1000 900 800 700 600 500 400 300
Акустический комфорт                                
Шум, дБ (А) 51 50 48 44 43 42 40 38 37 36 35 34 34 33 33 33
Расход, м³/ч 94 87 82 76 71 66 63 60 56 44 40 35 29 23 19 16

Noctua NF-A12x15 FLX

Упаковка NF-A12x15 FLX в точности повторяет NF-A12x15 PWM, если не считать измененных названий и нескольких мелких деталей в характеристиках и тексте.

По-прежнему богаты и содержательны внутренние и внешние развороты коробки.

Комплект поставки подобран с учетом того, что это уже обычный, а не ШИМ-управляемый вентилятор. Кроме инструкции тут есть четыре самореза, комплект силиконовых креплений NA-AV3, 100-мм переходник со сквозного «молекса» — NA-AC1, удлинительный кабель на 300 мм NA-EC2. И сразу два 75-мм понижающих резистора NA-RC10 (1400 об/мин) и NA-RC12 (1000 об/мин) на три контакта каждый.

Внешность FLX и PWM версии практически одинаковая, разницу в них выдает лишь наклейка и разъем питания.

Шнур подключения к питанию трехконтактный, в резиновой оплетке, длиной 190 мм.

Стартовать NF-A12x15 FLX способен с 5 В и 900 об/мин. Жужжание от него слышно уже при 6 В и 1100 об/мин. Не назойливым этот призвук остается до 1500 об/мин, после чего и вплоть до максимальных 1850 об/мин пропеллер слышен отчетливо и навязчиво. И снова, узкий диапазон условно «тихих» оборотов обусловлен высоким стартовым напряжением. Потому преимущества в тишине относительно ШИМ-версии у FLX-модификации практически не наблюдается.

Обороты в минуту 1850 1700 1600 1500 1400 1300 1200 1100 1000 900
Акустический комфорт                    
Шум, дБ (А) 51 50 48 44 43 42 40 38 37 36
Расход, м³/ч 94 87 82 76 71 66 63 60 56 44

Noctua NA-FC1

Самый приятный и неожиданный подарок, который достался нам на обзор от компании Noctua — это их первый фирменный ШИМ-контроллер NA-FC1. До этого похожие устройства попадались лишь в ассортименте Zalman. Поставляется контроллер в небольшой черной коробке, не отягощенной лишней полиграфией. Под крышкой прячется инструкция по использованию и небольшая картонная вкладка с перечнем аксессуаров.

В комплекте кроме контроллера и инструкции есть 100-мм разветвитель NA-SC1 с одного на три четырехконтактных разъема (провод тахометра присутствует только на том, что имеет желтую наклейку), кабель для соединения материнской платы с контроллером и блоком питания NA-AC4 и 300-мм удлинитель NA-EC2.

NA-FC1 представляет собой маленькую аккуратную пластиковую коробочку черного цвета. На его фронтальной части есть два индикатора, оранжевого и зеленого цвета, ручка регулятора и небольшая кнопка. Ручка регулирует интенсивность ШИМ-сигнала в пределах от 0 до 100%, соответственно подключенный вентилятор замедляется либо ускоряется. Оранжевый индикатор показывает эту скорость яркостью своего свечения. Чем ярче — тем быстрее и наоборот, вплоть до полного затухания. Кнопка под ручкой активирует режим «без остановки», который не дает полностью остановить вентилятор, независимо от текущего уровня ШИМ-сигнала. Зеленый индикатор светится в случае, если режим «без остановки» включен. Четырехконтактный разъем для подключения вентилятора находится спереди.

Сзади есть порт, куда подается кабель от материнской платы (есть в комплекте) и/или питания от БП. Данный котроллер может работать как автономно, если подключить его в БП напрямую и самостоятельно генерировать ШИМ-сигнал для контроля вентиляторов, так и ограничивать верхний порог сигнала, подаваемый с материнской платы. При питании от БП, к NA-FC1 можно включить сколько угодно вентиляторов, используя разветвители. А если питание берется от материнской платы, то там нужно соблюдать ограничения по нагрузке на разъем. Обратите внимание, регулировать напряжение NA-FC1 не умеет, потому вентиляторы без ШИМ всегда будут работать на максимальной скорости.

На обратной стороне контроллера ничего нет. Система крепления для него не предусмотрена. Никаких липучек, фиксаторов, ничего такого.

Так выглядит кабель NA-AC4, длиной 300 мм. Разъем SATA подключается к питанию БП, средний контакт вставляется в контроллер, а крайний разъем — в материнскую плату.

Noctua NA-SAC

Понимая, что далеко не всем хватает разъемов «молекс» для подключения вентиляторов, в Noctua сделали фирменный переходник для питания от Power-SATA. Коробка продукта довольно большая, и открывая ее, ожидаешь увидеть там десяток подобных кабелей.

Но нет. Кабель там всего один, хоть и в резиновой оплетке и длиной 255 мм. В разъем вентилятора можно подключить и четырех- и трех- контактные пропеллеры.

Noctua NA-SAV3

Силиконовые демпферы-крепления, которыми Noctua комплектует большинство своих вентиляторов, имеют тенденцию изнашиваться и рваться со временем, особенно если пропеллер подвергается неоднократным повторным установкам. Потому в компании основательно подошли к вопросу замены, выпустив целый отдельный набор NA-SAV3.

В комплекте набора есть инструкция по монтажу и 16 штук силиконовых креплений NA-AV3, чего достаточно для установки четырех вентиляторов.

Само крепление двухстороннее, что позволяет вставлять его на место как будет удобно. Можно сначала в вентилятор, а потом в корпус. А можно и наоборот. Сторона с коротким хвостиком предназначена для протягивания через посадочные отверстия шасси. На длинном хвосте, который протягивается через вентилятор, есть пять пронумерованных позиций фиксации: 1) соответствует обычной толщине рамки вентилятора, при креплении через крайнее отверстие; 2) рамка толщиной 10 мм, 3) рамка толщиной 15 мм; 4) рамка в 20 мм; 5) стандартная рамка для вентиляторов толщиной в 25 мм при креплении через дальнее отверстие. После установки лишнюю длину креплений можно при желании обрезать, если не планируется повторный монтаж или замена.

Перейдем к сравнительному тестированию шума и производительности вентиляторов.

Технические характеристики вентиляторов

Название модели Габариты, мм Скорость, минимум (об/мин) Скорость, максимум (об/мин) Поток, м3/ч Статическое давление, мм Н2О Сила тока, А Номинальное напряжение, В Потребление, Вт Тип подшипника Уровень шума дБ (А) Наработка на отказ, в часах
Noctua NF-A20 PWM 200х200х30 350 800 146,9 1,08 0,08 12 0,96 SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) 18,1 150 000
Noctua NF-A20 FLX 200х200х30 500 800 146,9 1,08 0,08 12 0,96 SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) 18,1 150 000
Noctua NF-A12x15 PWM 120х120х15 300 1850 94,2 1,53 0,13 12 1,56 SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) 23,9 150 000
Noctua NF-A12x15 FLX 120х120х15 900 1850 94,2 1,53 0,13 12 1,56 SSO2 (Гидродинамический c магнитной стабилизацией) 23,9 150 000

Методика тестирования

Основным параметром, характеризующим эффективность вентилятора, является соотношение уровня шума к создаваемому воздушному потоку. Эти показатели мы измеряли с помощью шумомера UNI-T UT352 и анемометра UNI-T UT362. Для изменения скорости вращения крыльчатки PWM вентиляторов контролер оборотов Noctua NA-FC1. Для остальных применялась регулировка напряжения при помощи контрольной панели Scythe Kaze Master Pro KM03-BK.

Шум измерялся с дистанции 10 мм спереди от подшипника вентилятора, находящегося в вертикальном положении и подвешенном на виброразвязке. Уровень фонового шума в тихом помещении без посторонних источников звука составил 33 дБ (А). Минимальная чувствительность шумомера — 30 дБ (А). Комфортным уровнем звукового давления можно считать 40 дБ (А), относительно того, как оно ощущается с дистанции 150 мм. Субъективно близким к бесшумному является порог 37 дБ (А) на той же дистанции.

Расход воздуха определялся исходя из соотношения показаний скорости воздушного потока к площади поперечного сечения плоскости вентилятора. Анемометр приставлялся непосредственно к рамке вентилятора, ближе к краям лопастей в поисках максимальной скорости воздушного потока. Нужно учитывать, что в разных зонах крыльчатки эта скорость отличается, но благодаря эффекту турбулентности на выходе получается средневзвешенное значение ускорения потока, близкое к номиналу.

Статическое давление не измерялось в связи с отсутствием необходимого оборудования. Обращаем внимание читателей, что полученные данные нельзя считать абсолютно точными, но они являются аккуратными друг относительно друга и демонстративными для сравнения вентиляторов между собой.

Сводные результаты

Как видно из результатов тестирования, и это вполне ожидаемо, 200-мм вентиляторы являются чемпионами по объему прокачиваемого воздуха. Что еще интереснее — благодаря технологиям Noctua им удается сохранять при этом относительную тишину. Но тонким 120-мм моделям технологии не помогли. Они, конечно, дотягиваются до показателей вентиляторов со стандартной рамкой, но 1850 об/мин делают свое черное дело, создавая акустический дискомфорт для пользователя.

При снижении уровня шума до заветных 40 дБ (А), при которых вентилятор практически не слышим в закрытом корпусе, картина особо не меняется. 200-мм пропеллеры Noctua лишь незначительно (около 13% от номинала) проседают в своих показателях. А 120-мм модели с тонкой рамкой теряют чуть больше трети своей производительности.

Выводы

Крупные 200-мм и тонкие 120-мм вентиляторы Noctua получились достаточно специфическими продуктами, которые не столько нужны массовому потребителю, сколько рассчитаны на то, чтобы заполнить небольшие ниши спроса на рынке систем охлаждения. Потому то, что их выпустили, это хорошо, но мне кажется, что сделано это было с легким опозданием, ведь пик популярности как супер-корпусов, так и мини-шасси уже прошел, и неизвестно, вернется ли он снова. А теперь обо все по порядку:

Noctua NF-A20 PWM. Долгожданная 200-мм модель от австрийского производителя, наконец-то позволит заменить обладателям больших корпусов свои старые стоковые вентиляторы. Но подойдет она далеко не всем, потому для начала стоит ознакомиться со списками совместимости с шасси на официальном сайте. NF-A20 PWM имеет высокое качество изготовления, богатую комплектацию и отличные показатели производительности при относительно невысоком уровне шума. Наличие ШИМ у данной модели позволяет снизить скорость пропеллера до минимального порога в 350 об/мин, при которой он будет полностью бесшумным. Однако, наиболее эффективная по соотношению производительности и шума скорость для него — это 550 об/мин, в которые легко можно попасть, используя комплектный понижающий резистор.

Noctua NF-A20 FLX. Мало чем отличается от NF-A20 PWM по техническим параметрам и производительности. Тут нет ШИМ для гибкого и оперативного управления скоростью вентилятора, зато есть трехконтактный разъем, и переходник для подключения к блоку питания. Потому типичный сценарий использования данного пропеллера выглядит так: подключаем его к БП, используя переходник, удлинитель и комплектный резистор, снижаем скорость до 550 об/мин и забываем о его существовании.

Noctua NF-A12x15 PWM. Догадаться о базовом предназначении данной модели вентилятора несложно. Она нужна для радиаторов, на которые по тем или иным причинам не получается надеть пропеллер стандартной толщины. Речь может идти как о низкопрофильных кулерах или СВО в тесных объемах, так и о конфликтах с оперативной памятью. Скорость крыльчатки может регулироваться в очень широком диапазоне и это замечательно. Однако паразитные призвуки будут появляться уже начиная с 1000 об/мин и это обусловлено именно специфической формой лопастей. Потому, сама по себе эта модель является сложным компромиссом между размерами, производительностью и уровнем шума.

Noctua NF-A12x15 FLX. Если с PWM-вариантом данного вентилятора особых вопросов не возникает, то зачем нужен пропеллер таких габаритов с фиксированными оборотами, мне не понятно. На корпус его смысла устанавливать нет, слишком уж низкое статическое давление на малых оборотах. На радиатор он тоже подходит слабо, поскольку не сможет ускоряться до предельной скорости при необходимости. На 1850 об/мин крыльчатка слишком громкая, на 1400 об/мин (с LNA-переходником) ее отчетливо слышно, а на 950 об/мин (с ULNA-переходником) она становится очень тихой, но и поток воздуха малозаметен.

Noctua NA-FC1. Этот ШИМ-контроллер является замечательным аксессуаром. Почему Noctua не выпустила что-то похожее раньше? На данное устройство можно повесить практически все вентиляторы в корпусе (при условии, что они поддерживают ШИМ) и выставить их на необходимую скорость. Очень полезная штука для любителей СВО, тех, кому не хватает разъемов на материнской плате и тех, кому не нравятся громоздкие реобасы. Было бы неплохо, если бы компания догадалась произвести на свет еще и контроллер, способный регулировать напряжение вентиляторов. Желательно в тех же габаритных размерах.

Noctua NA-SAC5. Переходник с PowerSATA на четырехконтактный разъем — штука, безусловно, в хозяйстве полезная и нужная. Потому, те, кому она нужна, ее купят.

Noctua NA-SAV3. Набор антивибрационных креплений хорош. 16 демпферов позволят достаточно просто установить четыре вентилятора без использования отвертки, причем не только фирменных, но и пропеллеров от многих сторонних производителей.

Обсудить в форуме (комментариев: 32)