Технические характеристики вентиляторов

Noctua redux и industrialPPC


Методика тестирования

Основным параметром, характеризующим эффективность вентилятора, является соотношение уровня шума к создаваемому воздушному потоку. Эти показатели мы измеряли с помощью шумомера UNI-T UT352 и анемометра UNI-T UT362. Поскольку все вентиляторы обладают ШИМ-регулировкой, на них подавалось фиксированное напряжение 12 В. Для изменения скорости вращения крыльчатки использовался ШИМ-контролер оборотов Zalman PWM Mate.

Шум измерялся с дистанции 10 мм спереди от подшипника вентилятора, находящегося в вертикальном положении и подвешенном на виброразвязке. Уровень фонового шума в тихом помещении без посторонних источников звука составил 34 дБ (А). Минимальная чувствительность шумомера — 30 дБ (А). Комфортным уровнем звукового давления можно считать 40 дБ (А), относительно того, как оно ощущается с дистанции 150 мм. Субъективно близким к бесшумному является порог 37 дБ (А) на той же дистанции.

Расход воздуха определялся исходя из соотношения показаний скорости воздушного потока к площади поперечного сечения плоскости вентилятора. Анемометр приставлялся непосредственно к рамке вентилятора, ближе к краям лопастей в поисках максимальной скорости воздушного потока. Нужно учитывать, что в разных зонах крыльчатки эта скорость отличается, но благодаря эффекту турбулентности на выходе получается средневзвешенное значение ускорения потока, близкое к номиналу.

Статическое давление не измерялось в связи с отсутствием необходимого оборудования. Обращаем внимание читателей, что полученные данные нельзя считать абсолютно точными, но они являются аккуратными друг относительно друга и демонстративными для сравнения вентиляторов между собой.


Сводные результаты

Сопоставив между собой полученные результаты максимальной производительности вентиляторов можно утверждать следующее. Наиболее мощным оказался Noctua NF-A14 industrialPPC-3000 PWM, благодаря высокой скорости вращения крыльчатки. Оптимальным по соотношению шума и производительности можно считать Noctua NF-A14 industrialPPC-2000 IP67 PWM, который лишь слегка уступил NF-F12 industrialPPC-3000 PWM в производительности, зато значительно выиграл у него по уровню шума. Оба вентилятора NF-P14s и r-redux оказались чуть производительнее, чем NF-F12 industrialPPC-2000 IP67 PWM при равном уровне шума. И особняком стоит довольно медленный, но зато и самый тихий из сегодняшних участников тестирования Noctua NF-S12B redux-1200 PWM.

Тестирование Noctua серии redux и industrialPPC

Результаты полученные при уровне шума в 40 дБ (А) в целом повторяют общую тенденцию, однако здесь NF-S12B redux-1200 PWM внезапно обходит более крупные NF-P14 redux по объему прокачиваемого воздушного потока. NF-A14 конечно еще более производительные, но паразитные шумы двигателя на малых оборотах сводят на нет это преимущество, когда требуется полная тишина.

Тестирование Noctua серии redux и industrialPPC


Выводы

Итак, Noctua все же выпустила старые вентиляторы в новой обертке. По поводу их розничной стоимости можно пока лишь догадываться, но если она будет заметно ниже, чем у собратьев с полным комплектом поставки, то серия redux имеет все шансы на успех у неприхотливых пользователей.

Касательно вентиляторов industrialPPC, я сомневаюсь, что они найдут применение в промышленных отраслях, по крайней мере, в нашей стране. Зато уверен, что после появления в рознице их непременно приобретут энтузиасты, которым важен каждый градус для продува радиаторов систем воздушного и жидкостного охлаждения.

И все же поклонникам полной тишины определенно стоит остановиться в своем выборе на традиционной коричневой расцветке вентиляторов Noctua. А в применении рассмотренных моделей я бы дал следующие рекомендации:

Noctua NF-P14r redux-1500 PWM. Старый добрый NF-P14 FLX в новом цвете. Достаточно тихий до 700 об/мин, и шумный за счет формы крыльчатки, но все же производительный на 1500 об/мин. Имеет посадочные отверстия от 120-мм моделей. Можно применять на воздушных радиаторах, особенно если требуется обдув элементов возле сокета. При установке на корпус нужно помнить о нестандартных габаритах рамки.

Noctua NF-P14s redux-1500 PWM. То же самое что и NF-P14r, но с квадратной рамкой и посадочными отверстиями под 140-мм. Можно использовать в качестве корпусного или на радиаторах соответствующего размера.

Noctua NF-S12B redux-1200 PWM. Весьма тихий и производительный вентилятор. Больше всего подойдет для использования в корпусе в качестве вытяжного. Желательно не устанавливать в места с большим количеством препятствий для движения воздуха из-за низкого статического давления. На радиаторы можно применять в случае, если расстояние между их пластинами больше чем 2 мм.

Noctua NF-B9 redux-1600 PWM. Не особо мощный вентилятор, но вполне подойдет для установки на маленькие процессорные радиаторы. Бесшумен вплоть до 1100 об/мин.

Noctua NF-R8 redux-1800 PWM. Бесшумен до 1300 об/мин, можно использовать в качестве вытяжного вентилятора в малогабаритных корпусах.

Noctua NF-A14 industrialPPC-3000 PWM. Очень мощный и очень шумный пропеллер. Подойдет для промышленных систем, однако крупный размер позволит использовать их разве что в стойках формата 4U. Отличный выбор для энтузиастов, использующих системы жидкостного или фреонного охлаждения и азотные стаканы.

Noctua NF-A14 industrialPPC-2000 IP67 PWM. Оптимальный вентилятор с точки зрения применения на радиаторах СВО. Как за счет мощности, так и благодаря устойчивости к попаданию влаги.

Noctua NF-F12 industrialPPC-3000 PWM. По мощности соответствует NF-A14 industrialPPC-2000 IP67 PWM, но гораздо шумнее на высоких оборотах. Можно применять для вентиляции в серверных стойках формата 3U, либо в радиаторах СВО, если система используется для круглосуточного рендеринга, к примеру.

Noctua NF-F12 industrialPPC-2000 IP67 PWM. Хороший вариант для радиаторов СВО формата 240 мм и больше. Можно использовать на корпусе для продува корзин жестких дисков, или на воздушных процессорных радиаторах, в общем — везде, где требуется высокое статическое давление. Но не стоит забывать и о высоком уровне паразитных шумов двигателя, заметных на низкой скорости вращения крыльчатки.