Если ориентироваться на технические характеристики, то производительность встроенного в APU A-Series графического акселератора находится на уровне дискретных видеокарт AMD Radeon HD 55xx. Следует понимать, что видеоядра APU A-Series не имеют выделенной графической памяти, для организации видеобуфера используется часть ОЗУ. Несмотря на значительную пропускную способность двухканальной SDRAM DDR3, которая на частоте 1866 МГц составляет внушительные 29,8 Гбайт/с, практическое значение будет меньше из-за разделения ОЗУ между вычислительными ядрами и графическим ускорителем.
Пару слов следует сказать об особенностях работы режима Dual Graphics. В теории, в тандем из встроенной и дискретной видеокарт может входить любой акселератор AMD Radeon 6-й серии. Другое дело, что использование старших моделей не даст никакого выигрыша в быстродействии, а в приложениях OpenGL и DirectX 9.0 скорость графической подсистемы будет ограничена производительностью интегрированного видеоядра. Наиболее привлекательно для организации Dual Graphics выглядит адаптер Radeon HD 6570, особенно его версии с видеопамятью стандарта GDDR3. Как показало недавнее тестирование, обладая умеренной ценой и достаточным для большинства современных игры быстродействием, этот акселератор может стать отличным выбором для экономных владельцев небольших мониторов. Самый младший представитель AMD Radeon 6-й серии — HD 6450 изначально обладает небольшим количеством функциональных блоков, а обмен данными с видеобуфером осуществляется по 64-битной шине. Увы, такое сочетание не способно обеспечить приемлемое быстродействие даже в невысоких разрешениях, так что использование данного графического ускорителя в игровой конфигурации под большим вопросом. В то же время, суммарное быстродействие связки Dual Graphics из встроенного в Llano видеоядра Radeon HD 6550D и дискретного Radeon HD 6450 может дать самый неожиданный результат.
Для исследования производительности графической подсистемы APU A8-3850 мы подобрали следующих участников:
Видеоадаптер | Radeon HD 6550D (APU) | Radeon HD 6570 | Radeon HD 6450 |
Техпроцесс, нм | 32 | 40 | 40 |
Количество потоковых процессоров | 400 | 480 | 160 |
Количество текстурных блоков | 20 | 24 | 8 |
Количество блоков рендеринга | 8 | 8 | 4 |
Частота ядра, МГц | 600 | 650 | 625 |
Шина памяти, бит | 128 | 128 | 64 |
Тип памяти | DDR3 | DDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 1333 | 1800 | 3200 |
Объём памяти, МБ | 1024 | 1024 | 1024 |
Поддерживаемая версия DirectX | 11 | 11 | 11 |
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт | 65/100* | 44 | 27 |
*— максимальная потребляемая мощность APU
Кроме двух дискретных видеокарт в тестировании участвовали две конфигурации Dual Graphics: Radeon HD 6550D + Radeon HD 6450 и Radeon HD 6550D + Radeon HD 6750. Также, были добавлены результаты тестирования встроенной графики в режиме разгона, при этом частота вычислительных ядер составляла 3570 МГц, видеоядро работало на 738 МГц, а ОЗУ функционировала в режиме 1970 МГц. В качестве Radeon HD 6750 выступила MSI R6570-MD1GD3/LP, особенности которой были подробно рассмотрены в процессе соответствующего обзора, а тесты Radeon HD 6450 выполнялись при помощи видеокарты HIS HD 6450 Silence.
Конечно, мы отдаем себе отчет, что APU AMD A8-3850 обладает достаточно мощным видеодяром, поэтому для тестирования были выбраны весьма современные и ресурсоемкие игры, такие как Alien vs. Predators, BattleForge, Crysis Warhead, Colin McRae: DiRT 3, Far Cry 2, Tom Clancy's H.A.W.X. 2, Just Cause 2, Metro 2033, Resident Evil 5 и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat. Не обошлось и без полусинтетического Futuremark 3DMark Vantage. Большинство игр тестировалось с высокими настройками качества в двух разрешениях: 1280х1024 и 1680х1050. Исключение составили Crysis Warhead, Metro 2033 и S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat. В первом случае добиться приемлемой частоты смены кадров удалось лишь в режиме DX10 с минимальным качеством текстур, в Crysis Warhead пришлось использовать профиль Mainstream, а оптимальным для тестирования в S.T.A.L.K.E.R. оказался режим полного динамического освещения при среднем уровне детализации.
Результаты тестирования в приложениях под DirectX 10
3DMark Vantage
Встроенная в AMD A8-3850 графика показывает весьма неплохие результаты на фоне самого младшего дискретного ускорителя AMD 6-й серии — Radeon HD 6450, а комплексный разгон APU позволяет вплотную приблизиться к производительности более мощной видеокарты Radeon HD 6570. Совершенно не впечатляют результаты Dual Graphics, собранной из APU и Radeon HD 6450, да и тандем из более мощного Radeon HD 6570 и интегрированного Radeon HD 6550D смотрится неубедительно. Будем надеяться, что в реальных приложениях эффект использования Dual Graphics будет более существенным.
Crysis Warhead
Даже в разрешении 1280х1024 и со сравнительно щадящими настройками комфортно поиграть на встроенной в Llano видеокарте не выйдет, а на Radeon HD 6450 игра вовсе превращается в слайд-шоу. После разгона быстродействие интегрированной графики становится сопоставимым с Radeon HD 6570, который обеспечивает приемлемый fps независимо от разрешения. Но самые интересные результаты показывают связки Dual Graphics. Так, объединение ресурсов Radeon HD 6550D и Radeon HD 6450 позволяет абсолютно комфортно играть в любом из двух разрешений, а вот более мощная пара Radeon HD 6550D + Radeon HD 6570 демонстрирует не такой значительный прирост.
Far Cry 2
В разрешении 1280х1024 встроенная в AMD A8-3850 видеокарта обеспечивает неплохой средний fps, но частые просадки до 20 кадров в секунду делают игровой процесс неудобным. После разгона гибридного процессора ситуация улучшается и производительность возрастает до уровня Radeon HD 6570. Интересно, что абсолютно аналогичные результаты демонстрирует конфигурация Dual Graphics с использование Radeon HD 6450. При увеличении разрешения до 1680х1050 минимальный комфортный уровень быстродействия обеспечивается только связка Radeon HD 6550D + Radeon HD 6570, все остальные решения едва преодолевают «психологический рубеж» в 24 кадра. В очередной раз радует эффективность работы Dual Graphics, которая достигает 40% в конфигурации даже с Radeon HD 6450.
Just Cause 2
Для оценки быстродействия мы использовали тест на уровне «Рассвет в пустыне». Встроенное в AMD A8-3850 видеоядро позволяет в полной мере насладиться красивыми пейзажами огромного игрового мира. После разгона APU его производительность сравнивается с быстродействием графического ускорителя Radeon HD 6570 и тандема Radeon HD 6550D + Radeon HD 6450. Снова можно наблюдать значительный прирост от объединения ресурсов интегрированного видеоядра и дискретной видеокарты, который достигает 40%.
Metro 2033
Шутер от первого лица с элементами «ужастика» Metro 2033 предъявляет чрезвычайно высокие требования к производительности видеоподсистемы. Неудивительно, что допустимую частоту смены кадров нам удалось получить лишь после разгона A8-3850 да и то, в динамичных сценах падение быстродействия сильно затрудняет игровой процесс. Относительно комфортный геймплей можно получить только с использованием дискретной видеокарты Radeon HD 6570, а вот эффект от использования Dual Graphics на этот раз минимальный.
Resident Evil 5
Не смотря на свой почтенный возраст, игра продолжает радовать качественно графикой, хотя движок отлично оптимизирован для работы на не самых мощных конфигурациях. Даже с высокими настройками детализации встроенная в APU A-Series видеокарта полностью справляется со своей задачей, обеспечивая приемлемую частоту смены кадров. После разгона производительность интегрированного графического ускорителя вплотную приближается к Radeon HD 6570, а конфигурации Dual Graphics в обоих случаях обеспечивают заметный прирост производительности.
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat
Встроенное в AMD A8-3850 графическое ядро выдает приемлемый средний fps, но провалы в производительности не позволяют в полной мере насладиться пейзажами заброшенной Припяти. Разгон APU поднимает минимальную частоту смены кадров до психологического рубежа в 24 fps, но только в разрешении 1280х1024. Единственный адаптер, которому «по зубам» немолодой уже, но весьма требовательный шутер — это Radeon HD 6570. Совсем неубедительно выглядит самый младший представитель линейки Radeon 6-й серии — HD 6450, и лишь объединение его вычислительных ресурсов со встроенной видеокартой с трудом обеспечивает комфортный уровень производительности.
Результаты тестирования в приложениях под DirectX 11
Aliens vs. Predator
Игра предъявляет слишком высокие требования к производительности графической подсистемы, и ни один из участников в одиночку не показал приемлемого быстродействия. В то же время, после объединения интегрированного в APU графического ускорителя и дискретного к Radeon HD 6570 скорость увеличивается до вполне комфортного уровня.
BattleForge
В разрешении 1280х1024 для нормальной игры вполне хватает мощности встроенной видеокарты Radeon HD 6550D, а после небольшого разгона APU можно поиграть и в разрешении 1680х1050. Аутсайдер сегодняшнего тестирования — Radeon HD 6450 превращает красивую картинку в подобие слайд-шоу, в то время как более мощный Radeon HD 6570 чувствует себя абсолютно уверено. В очередной раз радует эффективность работы Dual Graphics, причем высокий уровень производительности позволяет задуматься об использовании более качественного режима или полноэкранного сглаживания.
Colin McRae: DiRT 3
Автомобильный симулятор DiRT 3 оказался достойным продолжением хорошо известной сери аркадных гонок, где на первое место ставится не реалистичность управления или физическая модель, а эффектная графика. Несмотря на это, даже с высокими настройками качества интегрированное в APU видеодяро позволяет полноценно играть даже в разрешении 1680х1050. Что касается остальных участников тестирования, то Radeon HD 6570 демонстрирует отличную производительность, а одиночный Radeon HD 6450 в очередной раз доказывает свою непригодность на роль игрового видеоускорителя. Снова, отлично выглядят конфигурации Dual Graphics, которые обеспечивают абсолютно комфортный геймплей.
Tom Clancy's H.A.W.X. 2
Завершает сегодняшнее тестирование красивейший авиационный симулятор. Несмотря на использование аппаратной тесселяции и высоких настроек качества, единственным графическим адаптером, который не справился с заданием, снова стал Radeon HD 6450. В то же время, интегрированный ускоритель Radeon HD 6550D обеспечивает вполне комфортные условия игры, а после разгона даже показывает уровень быстродействия, сопоставимый с достаточно мощным Radeon HD 6570.
Итак, что можно сказать о графической составляющей APU AMD A8-3850? Во-первых, нельзя не отметить впечатляющий уровень производительности, которого действительно хватает для комфортного геймплея даже в новейших игровых проектах. Конечно, про разрешения Full-HD и полноэкранное сглаживание придется забыть, но такую роскошь позволяют далеко не все графические акселераторы ценою до 100 долларов США. Во-вторых, в силу архитектурных особенностей, разгон APU приносит очень заметные плоды, обеспечивая порой уровень производительности полноценных дискретных видеокарт. За это придется платить возросшим энергопотреблением, и, как следствие — повышенным нагревом и шумом. В-третьих, порадовала эффективность работы технологии Dual Graphics, которая, вопреки ожиданиям скептиков, полностью доказала свою работоспособность. На этой оптимистичной ноте мы переходим к не менее интересному разделу нашего сегодняшнего обзора — исследованию производительности вычислительной части APU AMD A8-3850.