AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050 и GeForce GT 1030. Игры в условиях дефицита

Пространно распространяться о причинах возникновения дефицита игровых графических решений не будем, ограничимся лишь констатацией факта. Карт мало и стоят очень дорого. В связи с этим у людей, желающих приобрести компьютер с нуля, возникает вопрос: возможно ли играть на встроенных в процессор графических решениях или всё же, скрепя сердце, отдать сотню, а то и не одну (!), долларов за дискретные ускорители начального уровня, такие как NVIDIA GeForce GT 1030, GeForce GTX 1050 или какой AMD Radeon RX 550? На просторах сети распространено мнение, что iGPU процессоров AMD семейства Renoir, подвергнутое разгону в паре с разогнанной и затюнингованной памятью, способно выйти на уровень производительности GeForce GTX 1050 или, даже (!), превзойти дискретное решение. Прогресс не стоит на месте и такое развитие событий вполне допустимо, но так ли это, мы как раз и выясним. Вот только, подойдем несколько с другой стороны — не станем использовать топовые комплектующие. Вполне логично, что вместо приобретения материнской платы, оснащенной двумя слотами ОЗУ, как наиболее подходящей для разгона памяти, и при этом имеющей мощную систему питания, высокочастотных модулей памяти и системы жидкостного охлаждения, лучше эти средства вложить в видеокарту среднего, по нынешним меркам, уровня (GeForce GTX 1650 — 400 долларов) которая, в любом случае, будет производительнее встроенных ускорителей.

AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050

Наш выбор — материнская плата начального уровня MSI B450-A PRO MAX, стоимостью ниже 100 долларов, комплект памяти Adata AX4U300038G16-DR30, которая может похвастать режимом XMP с частотой 3000 МГц и задержками 16-18-18-36-2Т при напряжении 1,35 В и не сильно производительная система охлаждения.

AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050

Её будет имитировать Noctua NH-L12 c одним комплектным 120 мм вентилятором.

Методика тестирования

Прежде всего нам любопытна кадровая частота, обеспечиваемая встроенной графической частью в сравнении с бюджетными дискретными решениями, небезынтересным было выяснить зависимость производительности от роста частот ОЗУ с применением недорогих модулей без скрупулёзной настройки таймингов. Тестировать будем самое популярное разрешение Full HD. Возможно, кому-то обзор без старшего представителя Renoir в лице AMD Ryzen 7 PRO 4750G и тем более новинок 5-ой серии, покажется неполным, но их высокая стоимость, сравнимая со стоимостью NVIDIA GeForce GTX 1650, и/или малая доступность нам не показались привлекательными. Все участвующие в тестировании процессоры были героями обзоров и некоторые не по одному разу, поэтому ограничимся таблицей с характеристиками. Участниками нашего сравнения стали:

Процессор Ryzen 3 PRO 4350G Ryzen 5 PRO 4650G Ryzen 5 3400G
Ядро Renoir Renoir Picasso
Разъём AM4 AM4 AM4
Техпроцесс, нм 7 7 12
Число ядер (потоков) 4 (8) 6 (12) 4 (8)
Номинальная частота, ГГц 3,8 3,7 3,9
Частота Turbo Boost, ГГц 4,0 4,2 3,6
Интегрированный графический адаптер Radeon 6 Radeon 7 RX Vega 11
Частота iGPU, МГц 1700 1900 1400
Разблокированный на повышение множитель + + +
L1-кэш, Кбайт 4 x (32 + 32) 6 x (32 + 32) 4 x (32 + 64)
L2-кэш, Кбайт 4 x 512 6 x 512 4 x 512
L3-кэш, Мбайт 4 8 4
Поддерживаемая память DDR4-3200 DDR4-3200 DDR4-2933
Каналов памяти 2 2 2
TDP, Вт 65 65 65
Приблизительная стоимость в рознице, $ ~200 ~320 ~209

Процессорных тестов не будет, только сравнение в синтетических бенчмарках и игровых приложениях. Renoir протестирован в разных режимах работы ОЗУ: первая ступень — 3200 МГц, доступная большинству современных модулей памяти, 3600 МГц — как вполне себе претензия на продвинутого пользователя, 4000 МГц — заявка на оверклокинг, и максимум для нашей МП — 4266 МГц, ради высокой частоты пришлось пожертвовать таймингами. Материнская плата была способна запускать этот комплект памяти и на частоте 4533 МГц, вот только стабилизировать частоты выше значения 4266 МГц не удалось. Тайминги не являются идеальными и, имея время и настойчивость, можно получить более производительные конфигурации параметров. TSME (Transparent Secure Memory Encryption) для процессоров PRO было отключено. В случае с Ryzen 5 3400G материнская плата MSI B450-A PRO MAX сплоховала. В работе с памятью существенных сложностей не возникло, проблемы возникли при попытке разгона iGPU. В играх и тестах частоты графических и вычислительных ядер предательски снижались, несмотря на отключенные энергосберегающие функции и лимиты мощности, приводя к рваному времени кадра и лагам. В штатном же режиме проблем с частотами не было. Результаты тестов в стоке превосходили полученные ранее значения после такого «разгона». В связи со всем вышесказанным, решено тестировать коварного Ryzen 5 3400G с использованием системной платы ASUS PRIME X470-PRO, для которой не составило труда обеспечить стабильные частоты вычислительных модулей и кадров. Хотя это и ставит под сомнение «бюджетность» той конфигурации, будем считать его участие «вне конкурса», на всякий случай он также протестирован при штатных настройках GPU и CPU.

Тестовые стенды

Тестирование проводилось с использованием следующих комплектующих, которые собирались на открытом стенде:

  • процессор №1: AMD Ryzen 3 PRO 4350G;
  • процессор №2: AMD Ryzen 3 PRO 4650G;
  • процессор №3: AMD Ryzen 5 3400G;
  • материнская плата №1: MSI B450-A PRO MAX (UEFI 7B86vMC, AMD AGESA ComboAm4v2PI 1.2.0.0);
  • материнская плата №2: ASUS PRIME X470-PRO (UEFI 5843, AMD AM4 AGESA V2 PI 1.2.0.1);
  • видеокарта №1: Sapphire PULSE RX 550 2G G5 640SP (Radeon RX 550 640SP);
  • видеокарта №2: ASUS GeForce GT 1030 2GB Phoenix Fan OC Edition (PH-GT1030-O2G);
  • видеокарта №3: Palit GeForce GTX 1050 StormX (PA-GTX1050 StormX 2G);
  • охлаждение: Noctua NH-L12S;
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
  • память: Adata XPG Gammix D30 AX4U300038G16-DR30 (2x8 ГБ, 3000 МГц, 16-18-18-36, 1,35В);
  • накопитель №1: Samsung PM981 512GB (PCIe Gen3 x4, NVMe);
  • накопитель №2: Kioxia Exteria 480GB (SATA);
  • блок питания: Super Flower LEADEX II Gold 1000W (1000 Вт);
  • операционная система: Windows 10 Business Edition 64-bit 10.0.19043;
  • драйверы: AMD Chipset Drivers 2.13.27.501, Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 21.4.1 Driver for Windows 10 64-bit, Nvidia GeForce Graphics Driver 466.27.

Все обновления для ОС, доступные в Центре обновления Windows на момент установки, были инсталлированы. Сторонние антивирусные продукты не привлекались, тонкие настройки системы не производились, размер файла подкачки определялся системой самостоятельно.

Частота процессорных ядер устанавливалась равной 4,2 ГГц, исключением стал Ryzen 5 3400G, для которого максимальным значением стали 4,15 ГГц. Ограничением выступила система охлаждения, с более производительной ему доступны частоты выше. Мы сделали выбор в пользу частот графической составляющей. Для интегрированного графического решения устанавливались максимально стабильные значения, которые в случае Renoir равнялись 2400 МГц, а для Picasso — 1750 МГц. Формула таймингов для Ryzen 3 PRO 4350G и Ryzen 5 PRO 4650G идентична.

Формула рабочих частот и настроек памяти приведены ниже:

AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050AMD Ryzen 5 PRO 4650G против NVIDIA GeForce GTX 1050

Настройки частот и таймингов в кратком виде имеет такой вид:

  • Ryzen 5 3400G ГГц: 3600 МГц, 16-17-21-17-36-1T, 1,45 В;
  • Ryzen 5 3400G@4,15 ГГц: 3600 МГц, 16-17-21-17-36-1T, 1,45 В;
  • Ryzen 3 PRO 4350G@4,2 ГГц: 4000 МГц, 18-19-24-19-51-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G: 3200 МГц, 14-16-19-16-32-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 3200 МГц, 14-16-19-16-32-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 3600 МГц, 16-16-21-16-47-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 4000 МГц, 18-19-24-19-51-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 4233 МГц, 18-20-26-22-42-1T, 1,45 В.

В качестве тестов использовались следующие приложения:

  • AIDA64 6.33.5714 Engineer (Cache & Memory benchmark, BenchDLL 4.5.850.8-x64);
  • Futuremark 3DMark 13 (2.18.7185 s64);
  • Counter-Strike: Global Offensive;
  • Dota 2;
  • Assassin's Creed Odyssey;
  • Battlefield V;
  • Call of Duty: Warzone;
  • GTA V;
  • Metro Exodus 1.01.7;
  • Outriders Demo;
  • Shadow of the Tomb Raider (v1.0 build 298.0_64);
  • Total War Saga: Troy (1.2.0);
  • The Witcher 3: Wild Hunt (v1.32).

Проверять производительность в трехмерных сценариях будем в синтетических тестах и играх. Список проектов не отличается свежестью и оригинальностью, но представление о возможностях тестируемых позволит составить. В случае если игра имеет встроенный тест производительности, замер производился в нём с применением Riva Tuner Statistics Server из состава MSI Afterburner для регистрации статистики, исключение Shadow of the Tomb Raider и Metro Exodus, где использованы данные самих тестов и GTA V, встроенный бенчмарк которого не использовался. Для The Witcher 3: Wild Hunt, GTA V и Outriders Demo использовалось сохранение, на котором повторялись заскриптованные при помощи утилиты клавиатуры SteelSeries действия. Аналогично для Battlefield V, в котором использовалась миссия основного обучения, и Call of Duty: Warzone, где сбор телеметрии происходил в момент выброса на карту «Карстовая долина» с ботами и завершался по истечению времени по приземлению. Dota 2 — измерение fps проведено на реплее финала турнира, где был задействован один и тот же промежуток времени. В Counter-Strike: Global Offensive задействована карта мастерской, для Total War Saga: Troy тестовый сценарий battle. В случаях, где применялся MSI Afterburner, происходил сбор статистики по Average и 1% low. Разрешение — Full HD, как самое распространенное для игровых платформ даже начального уровня. Режимы графики подбирались на основе пресетов, предлагаемых непосредственно самими игровыми проектами с минимальными изменениями.