Пространно распространяться о причинах возникновения дефицита игровых графических решений не будем, ограничимся лишь констатацией факта. Карт мало и стоят очень дорого. В связи с этим у людей, желающих приобрести компьютер с нуля, возникает вопрос: возможно ли играть на встроенных в процессор графических решениях или всё же, скрепя сердце, отдать сотню, а то и не одну (!), долларов за дискретные ускорители начального уровня, такие как NVIDIA GeForce GT 1030, GeForce GTX 1050 или какой AMD Radeon RX 550? На просторах сети распространено мнение, что iGPU процессоров AMD семейства Renoir, подвергнутое разгону в паре с разогнанной и затюнингованной памятью, способно выйти на уровень производительности GeForce GTX 1050 или, даже (!), превзойти дискретное решение. Прогресс не стоит на месте и такое развитие событий вполне допустимо, но так ли это, мы как раз и выясним. Вот только, подойдем несколько с другой стороны — не станем использовать топовые комплектующие. Вполне логично, что вместо приобретения материнской платы, оснащенной двумя слотами ОЗУ, как наиболее подходящей для разгона памяти, и при этом имеющей мощную систему питания, высокочастотных модулей памяти и системы жидкостного охлаждения, лучше эти средства вложить в видеокарту среднего, по нынешним меркам, уровня (GeForce GTX 1650 — 400 долларов) которая, в любом случае, будет производительнее встроенных ускорителей.

Наш выбор — материнская плата начального уровня MSI B450-A PRO MAX, стоимостью ниже 100 долларов, комплект памяти Adata AX4U300038G16-DR30, которая может похвастать режимом XMP с частотой 3000 МГц и задержками 16-18-18-36-2Т при напряжении 1,35 В и не сильно производительная система охлаждения.

Её будет имитировать Noctua NH-L12 c одним комплектным 120 мм вентилятором.

Методика тестирования

Прежде всего нам любопытна кадровая частота, обеспечиваемая встроенной графической частью в сравнении с бюджетными дискретными решениями, небезынтересным было выяснить зависимость производительности от роста частот ОЗУ с применением недорогих модулей без скрупулёзной настройки таймингов. Тестировать будем самое популярное разрешение Full HD. Возможно, кому-то обзор без старшего представителя Renoir в лице AMD Ryzen 7 PRO 4750G и тем более новинок 5-ой серии, покажется неполным, но их высокая стоимость, сравнимая со стоимостью NVIDIA GeForce GTX 1650, и/или малая доступность нам не показались привлекательными. Все участвующие в тестировании процессоры были героями обзоров и некоторые не по одному разу, поэтому ограничимся таблицей с характеристиками. Участниками нашего сравнения стали:

Процессор Ryzen 3 PRO 4350G Ryzen 5 PRO 4650G Ryzen 5 3400G
Ядро Renoir Renoir Picasso
Разъём AM4 AM4 AM4
Техпроцесс, нм 7 7 12
Число ядер (потоков) 4 (8) 6 (12) 4 (8)
Номинальная частота, ГГц 3,8 3,7 3,9
Частота Turbo Boost, ГГц 4,0 4,2 3,6
Интегрированный графический адаптер Radeon 6 Radeon 7 RX Vega 11
Частота iGPU, МГц 1700 1900 1400
Разблокированный на повышение множитель + + +
L1-кэш, Кбайт 4 x (32 + 32) 6 x (32 + 32) 4 x (32 + 64)
L2-кэш, Кбайт 4 x 512 6 x 512 4 x 512
L3-кэш, Мбайт 4 8 4
Поддерживаемая память DDR4-3200 DDR4-3200 DDR4-2933
Каналов памяти 2 2 2
TDP, Вт 65 65 65
Приблизительная стоимость в рознице, $ ~200 ~320 ~209

Процессорных тестов не будет, только сравнение в синтетических бенчмарках и игровых приложениях. Renoir протестирован в разных режимах работы ОЗУ: первая ступень — 3200 МГц, доступная большинству современных модулей памяти, 3600 МГц — как вполне себе претензия на продвинутого пользователя, 4000 МГц — заявка на оверклокинг, и максимум для нашей МП — 4266 МГц, ради высокой частоты пришлось пожертвовать таймингами. Материнская плата была способна запускать этот комплект памяти и на частоте 4533 МГц, вот только стабилизировать частоты выше значения 4266 МГц не удалось. Тайминги не являются идеальными и, имея время и настойчивость, можно получить более производительные конфигурации параметров. TSME (Transparent Secure Memory Encryption) для процессоров PRO было отключено. В случае с Ryzen 5 3400G материнская плата MSI B450-A PRO MAX сплоховала. В работе с памятью существенных сложностей не возникло, проблемы возникли при попытке разгона iGPU. В играх и тестах частоты графических и вычислительных ядер предательски снижались, несмотря на отключенные энергосберегающие функции и лимиты мощности, приводя к рваному времени кадра и лагам. В штатном же режиме проблем с частотами не было. Результаты тестов в стоке превосходили полученные ранее значения после такого «разгона». В связи со всем вышесказанным, решено тестировать коварного Ryzen 5 3400G с использованием системной платы ASUS PRIME X470-PRO, для которой не составило труда обеспечить стабильные частоты вычислительных модулей и кадров. Хотя это и ставит под сомнение «бюджетность» той конфигурации, будем считать его участие «вне конкурса», на всякий случай он также протестирован при штатных настройках GPU и CPU.

Тестовые стенды

Тестирование проводилось с использованием следующих комплектующих, которые собирались на открытом стенде:

  • процессор №1: AMD Ryzen 3 PRO 4350G;
  • процессор №2: AMD Ryzen 3 PRO 4650G;
  • процессор №3: AMD Ryzen 5 3400G;
  • материнская плата №1: MSI B450-A PRO MAX (UEFI 7B86vMC, AMD AGESA ComboAm4v2PI 1.2.0.0);
  • материнская плата №2: ASUS PRIME X470-PRO (UEFI 5843, AMD AM4 AGESA V2 PI 1.2.0.1);
  • видеокарта №1: Sapphire PULSE RX 550 2G G5 640SP (Radeon RX 550 640SP);
  • видеокарта №2: ASUS GeForce GT 1030 2GB Phoenix Fan OC Edition (PH-GT1030-O2G);
  • видеокарта №3: Palit GeForce GTX 1050 StormX (PA-GTX1050 StormX 2G);
  • охлаждение: Noctua NH-L12S;
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
  • память: Adata XPG Gammix D30 AX4U300038G16-DR30 (2x8 ГБ, 3000 МГц, 16-18-18-36, 1,35В);
  • накопитель №1: Samsung PM981 512GB (PCIe Gen3 x4, NVMe);
  • накопитель №2: Kioxia Exteria 480GB (SATA);
  • блок питания: Super Flower LEADEX II Gold 1000W (1000 Вт);
  • операционная система: Windows 10 Business Edition 64-bit 10.0.19043;
  • драйверы: AMD Chipset Drivers 2.13.27.501, Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 21.4.1 Driver for Windows 10 64-bit, Nvidia GeForce Graphics Driver 466.27.

Все обновления для ОС, доступные в Центре обновления Windows на момент установки, были инсталлированы. Сторонние антивирусные продукты не привлекались, тонкие настройки системы не производились, размер файла подкачки определялся системой самостоятельно.

Частота процессорных ядер устанавливалась равной 4,2 ГГц, исключением стал Ryzen 5 3400G, для которого максимальным значением стали 4,15 ГГц. Ограничением выступила система охлаждения, с более производительной ему доступны частоты выше. Мы сделали выбор в пользу частот графической составляющей. Для интегрированного графического решения устанавливались максимально стабильные значения, которые в случае Renoir равнялись 2400 МГц, а для Picasso — 1750 МГц. Формула таймингов для Ryzen 3 PRO 4350G и Ryzen 5 PRO 4650G идентична.

Формула рабочих частот и настроек памяти приведены ниже:

Настройки частот и таймингов в кратком виде имеет такой вид:

  • Ryzen 5 3400G ГГц: 3600 МГц, 16-17-21-17-36-1T, 1,45 В;
  • Ryzen 5 3400G@4,15 ГГц: 3600 МГц, 16-17-21-17-36-1T, 1,45 В;
  • Ryzen 3 PRO 4350G@4,2 ГГц: 4000 МГц, 18-19-24-19-51-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G: 3200 МГц, 14-16-19-16-32-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 3200 МГц, 14-16-19-16-32-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 3600 МГц, 16-16-21-16-47-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 4000 МГц, 18-19-24-19-51-1T, 1,4 В;
  • Ryzen 5 PRO 4650G@4,2 ГГц: 4233 МГц, 18-20-26-22-42-1T, 1,45 В.

В качестве тестов использовались следующие приложения:

  • AIDA64 6.33.5714 Engineer (Cache & Memory benchmark, BenchDLL 4.5.850.8-x64);
  • Futuremark 3DMark 13 (2.18.7185 s64);
  • Counter-Strike: Global Offensive;
  • Dota 2;
  • Assassin's Creed Odyssey;
  • Battlefield V;
  • Call of Duty: Warzone;
  • GTA V;
  • Metro Exodus 1.01.7;
  • Outriders Demo;
  • Shadow of the Tomb Raider (v1.0 build 298.0_64);
  • Total War Saga: Troy (1.2.0);
  • The Witcher 3: Wild Hunt (v1.32).

Проверять производительность в трехмерных сценариях будем в синтетических тестах и играх. Список проектов не отличается свежестью и оригинальностью, но представление о возможностях тестируемых позволит составить. В случае если игра имеет встроенный тест производительности, замер производился в нём с применением Riva Tuner Statistics Server из состава MSI Afterburner для регистрации статистики, исключение Shadow of the Tomb Raider и Metro Exodus, где использованы данные самих тестов и GTA V, встроенный бенчмарк которого не использовался. Для The Witcher 3: Wild Hunt, GTA V и Outriders Demo использовалось сохранение, на котором повторялись заскриптованные при помощи утилиты клавиатуры SteelSeries действия. Аналогично для Battlefield V, в котором использовалась миссия основного обучения, и Call of Duty: Warzone, где сбор телеметрии происходил в момент выброса на карту «Карстовая долина» с ботами и завершался по истечению времени по приземлению. Dota 2 — измерение fps проведено на реплее финала турнира, где был задействован один и тот же промежуток времени. В Counter-Strike: Global Offensive задействована карта мастерской, для Total War Saga: Troy тестовый сценарий battle. В случаях, где применялся MSI Afterburner, происходил сбор статистики по Average и 1% low. Разрешение — Full HD, как самое распространенное для игровых платформ даже начального уровня. Режимы графики подбирались на основе пресетов, предлагаемых непосредственно самими игровыми проектами с минимальными изменениями.

Результаты тестирования

Подсистема памяти наших испытуемых выступает видеобуфером для интегрированных видеоядер, поэтому её производительность очень важна для производительности системы в играх.

AIDA64

Оценим результаты наших манипуляций при помощи замера пропускной способности и задержек системной памяти в AIDA64 Cache & Memory Benchmark. Тут всё вполне ожидаемо, наивысшая частота ОЗУ даёт наивысшие показатели в чтении и записи, копирование и латентность предпочитают частоту немного пониже, но с более агрессивными таймингами.

3DMark Fire Strike

В первом синтетическом тесте безоговорочным лидером является GeForce GTX 1050 в противовес её младшей сестре. Обратим внимание на влияние настроек памяти на результаты при прочих равных, по понятным причинам режим с самой низкой частотой памяти в аутсайдерах, но лучшие показатели у режима, который имел наименьшую латентность, а не высокие скорости чтения и записи.

3DMark Time Spy

Переход к тесту, использующему набор API DirectX 12, нивелировал разницу между высокочастотными режимами работы ОЗУ, а режим с частотой памяти 3600 МГц почти равен остальным. GeForce GTX 1050 всё так же демонстрирует доминирование, а вот бюджетные видеокарты выглядят бледно на фоне разогнанных интегрированных решений.

Counter-Strike: Global Offensive

Старшая из «Паскалей» в нашем тестировании демонстрирует кратное преимущество над остальными, Radeon RX 550 равняется с iGPU, минимальные значения кадровой частоты на дискретной графике значительно лучше. Применимо к нашему тесту, который имеет невероятную плотность дыма, это означает, что в реальной игре при встрече с дымовой гранатой играть на выделенном графическом адаптере будет намного комфортнее. Касаемо производительности разных режимов памяти: тенденции, отслеженные синтетикой, сохраняются.

Dota 2

Dota 2 не преподносит никаких сюрпризов, отметим способность интегрированных графических ядер продемонстрировать средний показатель кадровой частоты на уровне минимального значения GeForce GTX 1050. Режим памяти 3600 МГц практически равен 4266 МГц.

Assassin's Creed Odyssey

Младшее дискретное решение уступает всем участникам вне зависимости от их режимов. Разница производительности между 4000 МГц и 4266 МГц не различима из-за невысокого среднего fps, но 3600 МГц уже показывает результаты чуть хуже.

Battlefield V

Достаточно популярная сессионная мультиплатформенная игра в тестовых условиях высоко оценила наличие одиннадцати вычислительных графических устройств в составе Ryzen 5 3400G. Результаты GeForce GT 1030 грустно наблюдать, а играть-то как грустно! Отметим достаточной частоту памяти в 3600 МГц для относительно высоких показателей.

Call of Duty: Warzone

После очередного обновления Call of Duty: Warzone заблокировалась возможность сбора статистики посредством RTSS и, хотя с последующими патчами ситуацию поправили, возможность проведения тестирования повторно отсутствовала. В этом проекте встроенные решения внезапно смогли превзойти дискретные.

GTA V

Radeon RX 550 внезапно демонстрирует прыть в не теряющей популярности Grand Theft Auto V и даже GeForce GT 1030 не выглядит уныло. Вполне можно поиграть со средневысокими настройками. Всё сказанное ранее относительно режимов работы RAM верно и здесь, 3600 МГц — достаточно при условии настройки таймингов.

Metro Exodus

Триумф iGPU, младшие дискретные графические адаптеры унижены, а лидер предыдущих тестов выступает на уровне графического ядра прошлого поколения. Отметим равнодушность Metro Exodus к низкой латентности ОЗУ.

Outriders Demo

Творение People Can Fly распределяет результаты между тестируемыми аналогично большинству используемых приложений. Первая — старший Pascal, следом идёт Radeon Graphics c семью исполняемыми устройствами в составе Ryzen 5 PRO 4650G. Неожиданно слабые результаты продемонстрировал Ryzen 5 3400G.

Shadow of the Tomb Raider

Бенчмарк игры оказался привередлив к частоте памяти, разрыв между 3600 МГц и 4000 МГц получился больше, чем мы привыкли видеть. GeForce GTX 1050 сохраняет за собой лидерские позиции, GeForce GT 1030 непригодна для игры FHD.

Total War Saga: Troy

Играть можно на вполне приятных настройках, карта GTX недостижима и находится на ином уровне производительности.

The Witcher 3: Wild Hunt

Ведьмак оказался согласен с предыдущими «ораторами». Расклад сил идентичен большинству 3D-игр, протестированных ранее. Отметим только, что творению CD Projekt RED переход от частоты памяти в 3600 МГц к значениям 4000 МГц и выше, даёт больше пользы, чем в иных проектах.

Выводы

Что касается мощности встроенного графического ядра в процессорах семейства Renoir: младший «графический акселератор» в составе Ryzen 3 PRO 4350G, выполненный на основе шести активных вычислительных блоков, после разгона во всех игровых приложениях превосходит GeForce GT 1030 и Radeon RX 550, единственное исключение GTA V. Ускоренный он, в основном, производительнее старшего решения, работающего на штатных настройках или с разгоном только iGPU, но ограниченного памятью с частотой 3200 МГц, пусть и с подстроенными таймингами. «Средний» GPU в семействе Radeon Graphics, располагающий в своем активе семью блоками, при поддержке шести производительных ядер Zen 2, сдобренных удвоенным кэшем, демонстрирует удовлетворительную производительность на штатных настройках. Разгон памяти и графической составляющей позволяет улучшить стабильность минимальных значений и получить вполне играбельные показатели производительности, в некоторых проектах опережая GeForce GTX 1050. В нашем случае, это два проекта, но они достаточно свежие, особенно это применимо к Call of Duty: Warzone.

А вот представитель предыдущего поколения, даже имеющий фору в виде более продвинутой материнской платы, в большинстве сценариев уступил своему преемнику в лице Ryzen 3 PRO 4350G. Так что несмотря на его наличие в продаже лучше всё же смотреть на «Ренуар», который и производительнее, и холоднее.

Что касается влияния частот памяти на производительность в играх, то до 20% производительности можно получить при переходе от 3200 МГц к 4000 МГц. Минимально необходимыми считаю 3600 МГц при подстроенных таймингах. Как видно, имея бюджетную память на чипах, взятых в «плохой корзине» можно получить из «почти неиграбельно» после настройки «вполне играбельно».

Теперь относительно бюджетного гейминга на APU — плата за 70 долларов, не самый производительный кулер и комплект памяти не на unique Items b-die, вполне позволит поиграть. В первую очередь следует сконцентрировать усилия на оптимизации подсистемы памяти и только потом уже разгонять графическую часть. Разгон вычислительных ядер вообще не обязателен и при неимении хотя бы средней системы охлаждения, можно принести в жертву, снизив напряжение и частоту. Графическая часть способна демонстрировать производительность и на частотах ниже 2400 МГц, что достигается при более низком напряжении и теплопакете в целом.