Синтетика
В синтетическом пакете 3DMark’06 новичок выглядит неплохо, хотя повышение рабочей частоты несильно влияет на итоговый балл. Встроенное графическое ядро вполне подходит для игр, только старых. Например, Doom 3, Half-Life 2 или Far Cry.
3DMark Vantage уже более чувствителен к вычислительной мощности процессора и четыре логических ядра Clarkdale вносят свою лепту в конечный результат.
Игры
Но в синтетике особо не наиграешься, а в реальных приложениях Clarkdale смотрится не так однозначно, как в оптимизированном ПО. За счет более высокой частоты и турбо-режима Core i5-660 позволяет в некоторых играх получить больше кадров в секунду. Но стоит разогнать процессоры до одинакового уровня, как он сдает позиции и его результат ничем не отличается от результата CPU прошлого поколения. Именно так в Far Cry 2 и произошло.
Для Crysis 32-нм процессоры подходят в меньшей степени, чем Core 2 Duo, не говоря уже про Lynnfield.
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky равнодушно относится к новому продукту — для однопоточного приложения кроме частоты нужен еще и емкий кэш. Этим Core i5-660 похвастаться не может.
В Tom Clancy's H.A.W.X. в номинальном режиме Clarkdale демонстрирует свое превосходство над двухъядерным процессором за счет более высокой частоты. При разгоне же эффективность новинки падает. А ведь 3,8 ГГц — не предел для обеих платформ, и что будет после достижения 4,2 ГГц можно лишь догадываться.
Стратегия реального времени World in Conflict сильно зависит от мощности процессора, но Core i5-660 может проявить себя лишь при более высокой частоте, чем у предшественника. Складывается впечатление, что семейство Clarkdale для игр можно использовать только при номинальном режиме работы, иначе при разгоне до 4 ГГц 32-нм решения начнут уступать морально устаревшим Core 2 Duo с повышенной частотой.
Подсистема памяти и шина QPI
Теперь посмотрим, как повлияет на производительность системы различная частота шины QPI. Для этого процессор Core i5-660 был разогнан до 3,8 ГГц (173х22), память OCZ OCZ3G1333LV4GK работала на частоте 1384 МГц (эффективный множитель х6) с таймингами 8-8-8-24-1T. Для QPI использовались следующие значения скорости шины: 6,22 (множитель х18), 6,92 (х20), 7,61 (х22) и 8,3 ГТ/с (х24). Все данные по тестам внесены в таблицу, представленную ниже. Также в ней можно увидеть результаты при использовании разогнанных процессоров Core i5-660 и Core i7-870 с отключенными Hyper-Threading и Turbo Boost. Для последнего использовалось лишь два ядра.
Core i7-870 3,8GHz, 2core | Core i5-660 3,8GHz, noHT, QPI 6,22 GT/s | Core i5-660 3,8GHz, HT, QPI 6,22 GT/s | Core i5-660 3,8GHz, HT, QPI 6,92 GT/s | Core i5-660 3,8GHz, HT, QPI 7,61 GT/s | Core i5-660 3,8GHz, HT, QPI 8,3 GT/s | |
Lavalys Everest, Read, MB/s | 17665 | 9885 | 9905 | 10466 | 10917 | 11123 |
Lavalys Everest, Write, MB/s | 17775 | 8004 | 8006 | 8640 | 9083 | 9458 |
Lavalys Everest, Copy, MB/s | 18943 | 9341 | 9326 | 9834 | 10275 | 10591 |
Lavalys Everest, Latency, ns | 45,8 | 73,3 | 73,2 | 71 | 69,6 | 70,05 |
WinRAR 3.92b1, KB/s | 2258 | 1415 | 2124 | 2271 | 2270 | 2309 |
7-Zip 4.65, Compressing, KB/s | 6588 | 5996 | 7816 | 7874 | 7934 | 7918 |
7-Zip 4.65, Decompressing, KB/s | 79400 | 76998 | 119697 | 116650 | 117202 | 118590 |
Cinebench 10, 1CPU, score | 4325 | 4232 | 4244 | 4253 | 4247 | 4259 |
Cinebench 10, xCPU, score | 8344 | 8198 | 9817 | 9918 | 9806 | 9909 |
POV 3.7 b35a, 1CPU, PPS | 881,02 | 880,12 | 877,41 | 879,34 | 879,16 | 879,57 |
POV 3.7 b35a, xCPU, PPS | 1774,32 | 1765,03 | 1605,38 | 1603,23 | 1620,72 | 1599,8 |
Fritz Chess Benchmark, KNPS | 5641 | 5288 | 6964 | 6978 | 6974 | 6971 |
wPrime 2.0, 32M, s | 17,084 | 16,927 | 12,511 | 12,603 | 12,542 | 12,587 |
wPrime 2.0, 1024M, s | 543,723 | 540,883 | 399,986 | 399,765 | 399,813 | 399,64 |
x264 HD Benchmark 3.10, average fps | 38,63 | 35,02 | 39,22 | 39,45 | 39,53 | 39,69 |
Virtual Dub 1.8.6, s | 3:45 | 4:02 | 3:50 | 3:50 | 3:51 | 3:49 |
3DMark’06, overall score | 19603 | 18085 | 19262 | 19338 | 19273 | 19339 |
3DMark’06, CPU, score | 3390 | 3331 | 4104 | 4125 | 4105 | 4113 |
3DMark Vantage, Performance, overall score | 14333 | 13443 | 15068 | 15080 | 15149 | 15060 |
3DMark Vantage, Performance, CPU, score | 8605 | 8145 | 10988 | 11032 | 11089 | 11048 |
Far Cry 2, 1024x768, MQ, fps | 118,27 | 90,06 | 101,19 | 101,37 | 103,3 | 102,49 |
Far Cry 2, 1680x1050, UQ, fps | 76,1 | 58,91 | 65,37 | 65,06 | 65,26 | 65,55 |
Crysis, 1024x768, MQ, fps | 98,62 | 80,4 | 79,24 | 80,03 | 81,65 | 81,3 |
Crysis, 1680x1050, VQ, fps | 45,4 | 39,24 | 39,71 | 39,79 | 39,68 | 39,66 |
H.A.W.X., 1024x768, MQ, fps | 164 | 123 | 162 | 165 | 163 | 167 |
H.A.W.X., 1024x768, VQ, fps | 94 | 81 | 88 | 88 | 89 | 89 |
S.T.A.L.K.E.R.:CS, 1024x768, MQ, fps | 157,5 | 112,5 | - | - | - | - |
S.T.A.L.K.E.R.:CS, 1680x1050, VQ, fps | 71 | 59 | - | - | - | - |
World in Conflict, 1024x768, MQ, fps | 127 | 93 | 95 | 98 | 98 | 100 |
World in Conflict, 1024x768, VQ, fps | 56 | 44 | 49 | 50 | 50 | 51 |
Итак, с чего же начать? Наверное, со сравнения решений различных семейств. Процессоры Lynnfield обладают более производительным контроллером памяти и емким кэшем третьего уровня, равным 8 МБ. Clarkdale ограничен 4-мегабайтным кэшем и очень медленным контроллером. Теперь посмотрев на результаты тестов, оптимизированных под многопоточность становится ясно, что для 32-нм процессоров производительный контроллер памяти не нужен, так как CPU попросту не сможет обрабатывать больший поток данных. Приложения, зависящие от емкости кэша в таком случае окажутся в проигрыше, что видно по играм и архиватору WinRAR. Но процессоры Core i5-6xx и Core i3-5xx больше ориентированы как корпоративные решения и для систем начально-среднего уровня, а игры в таком случае отходят на второй план.
Теперь относительно повышения частоты шины QPI. Увеличение скорости этого интерфейса повышает производительность подсистемы памяти процентов на 10-20. В реальных приложениях такой эффект не наблюдается, так как зависит от совокупности многих факторов (тот же кэш, возможности двухъядерного процессора с технологией Hyper-Threading). В играх же пару кадров получить все-таки можно, но конечный эффект от этого минимален. Скорее всего, большую выгоду от увеличения частоты QPI получать младшие представители Clarkdale при разгоне, которые ограничены скоростями 5,86 и 4,8 ГТ/с в номинале.
Выводы
Представив в далеком в 2008 году высокоуровневые процессоры Core i7-9xx компания Intel наконец-то выпустила самые доступные решения на базе новой микроархитектуры. Желание интегрировать графическое ядро вынудило инженеров реализовывать первого представителя Westmere в виде пары чипов на одной подложке. Один полупроводниковый кристалл, содержащий два ядра и кэш-память, выполнен по технологическим нормам 32 нм, в то время как второй, с GPU и контроллером памяти, — лишь на старом, 45-нм техпроцессе. Но даже с такой компоновкой процессоры Clarkdale стали относительно дешевыми и позволяющими заменить собой линейку Core 2 Duo, а за счет использования технологии Hyper-Threading — даже младшие четырехъядерные модели с разъемом LGA775.
Из-за архитектурных особенностей производительность контроллера памяти Clarkdale находится на уровне чипсетов Intel 3/4 Series. Но, как показало наше тестирование, даже этого более чем достаточно для очередных процессоров под Socket LGA1156. Возможность использовать Clarkdale с материнскими платами как на новых чипсетах с поддержкой встроенного графического ядра, так и на Intel P55 Express позволяют создавать системы различной ценовой категории.
Но не все так гладко, как хотелось бы. Процессоры Core i5-6xx, являющиеся старшими моделями в новой линейке продуктов Intel, относительно дороги и в некоторых приложениях, особенно в играх, проигрывают даже двухъядерным решениями семейства Penryn. Энтузиастов вряд ли заинтересуют такие новинки — лучше обратить внимание на Intel Core i5-750 или старшие AMD Phenom II. Скорее всего, высокочастотные Clarkdale станут уделом корпоративного сектора, где найдется применение поддерживаемым ими технологиям.
Для массового рынка оптимальным выбором становятся процессоры Core i3-5xx, которые хоть и лишены возможности увеличивать свою тактовую частоту за счет Turbo Boost, но они, как и старшие модели, поддерживают технологию Hyper-Threading. Последнее позволяет видеть операционной системе вместо двух физических ядер четыре логических, что положительным образом скажется на производительности в оптимизированном программном обеспечении. Высокий разгонный потенциал Clarkdale придется по душе экономным оверклокерам, которые смогут достигнуть 4,0–4,2 ГГц даже на Core i3-530 с относительно недорогой материнской платой.
Самое доступное решение Pentium G6950, лишенное поддержки технологий Turbo Boost и Hyper-Threading и обладающее меньшей тактовой частотой, как и все процессоры новой линейки, имеет в своем распоряжении встроенное видеоядро. Естественно, такой продукт не сможет конкурировать по производительности со 150-долларовыми «монстрами», а его офисное использование ставится под сомнение — связка Celeron DC или Athlon II с интегрированным решением обойдется в два раза дешевле. Пожалуй, на базе Pentium G6950 можно строить медиацентры начального уровня. Но опять же, без проблем найдется большое количество конфигураций за меньшую цену и с такой же функциональностью.
И последнее. Материнские платы на Intel H55/H57 и Q57 сейчас отличаются не самой демократичной стоимостью — за один разъем PCI Express x16, пару видеовыходов и «южный мост» просят около 100 долларов и выше. Отчасти заслуга этому высокая отпускная цена на микросхемы PCH, которая составляет $40-43. Но, если сравнивать их с недорогими решениями на базе Intel P55, то они смотрятся более привлекательно, так как при аналогичном разгонном потенциале позволяют воспользоваться графическим ядром процессоров Clarkdale. С приходом новых чипсетов платформа LGA1156 становится действительно массовой и, возможно, в следующем году процессоры под Socket LGA775 останутся лишь в сегменте low-end.