Но Европа — это еще не весь мир, тем более, что «уголок для писающих в бассейне» там организован преимущественно на соседних дорожках. Стоит только вспомнить, что такое Бурштынский энергоостров и как и с какой энергосистемой он связан.
В миру структура генерации выглядит примерно вот так.
Т.е. уголек до сих пор в почете, а его надо очень вредно жечь. Причем в общем случае чем более страна относится к числу развивающихся, тем грязнее уголь идет в расход.
Конечно не все так печально и в опытной эксплуатации уже сегодня имеются даже парные ядерные реакторы замкнутого цикла использования топлива, но этого пока еще недостаточно для массового внедрения и науке еще есть куда расти. Последние, к слову, должны работать примерно по такой схеме:
С примерно вот такими результатами:
Обратите внимание — часть того, что ранее было ядерными отходами под захоронение становится топливом для парного реактора, где доводится процессом до состояния, когда его можно будет использовать как топливо опять в первом. В теории всю подходящую атомную энергетику привести бы к такой схеме, т.к. это позволит при том же обороте ядерного топлива повысить выработку и снизить объемы конечных отходов. Опять же в теории все должно быть относительно безопасно: МАГАТЭ там и все такое. Но как МАГАТЭ просохатило ситуацию на Фукусиме — тема отдельная. Как и тема о том, что радиоактивную воду с Фукусимы будут сливать прямиком в океан. Помните «уголок для писающих в бассейне» — это он самый сферический в вакууме. Неэкологичненько совсем, к слову, но всем пофигу, ибо далеко.
Как получится на практике с опытными парными ядерными реакторами и прочими возобновляемыми источниками экологичного электричества — посмотрим, а в данный момент никто не предлагает реальных альтернативных решений для, например, дальнемагистральных морских, авиационных и наземных перевозок.
Грузовой флот, авиация и автопоезда в обозримом будущем массово с ископаемого топлива не сойдут, а статистически объемы перевозимых грузов ежегодно только растут. Кстати, одним из основных потребителей солярки являются автотягачи и заменить их траками Tesla конечно можно, но упираемся в описанное ниже, хотя в грузоперевозках в этом плане свои нюансы с тахографами, обязательным простоем и прочими «ландышами», что в итоге может сформировать в этой нише отдельное логистическое направление, диспетчеризацию которого, впрочем, будет не сильно-то сложно и автоматизировать.
Это достаточно точный график динамики мировых морских грузовых перевозок и электрифицировать тут пока можно только относительно короткие паромные участки при наличии просто лошадиных инвестиций в инфраструктуру. Типа как в Норвегии. В остальном вся эта ключевая для планеты радость — синяя линия, к слову, это готовая продукция, т.е. в основном контейнеры — будет продолжать бункероваться тяжелым судовым топливом 4 класса опасности для организма человека на основе нефтепродуктов в эпический объемах. При этом в расчете на стоимость перевозки килограмма на милю это самый дешевый вид транспорта в т.ч. по причине масштабов. Экономика моря и все такое. Расскажут где-нибудь на кафедре финансов Национального университета кораблестроения им. адм. Макарова. Но мы отвлеклись.
А здесь коротко о типичном количестве гражданских самолетов в воздухе. И тысячи их (с), как говорится.
И чуть крупнее для осознания масштаба. Сайт известный — каждый может удостовериться лично в любой момент. Сколько тонн авиационного топлива и как сжигается в сутки — вопрос умеющим в анализ публичной отчетности, но таковая не будет учитывать военные перелеты. Заметим только, что если в воздухе с гражданской машиной произойдет какой-то непонятный движ и надо будет аварийно садиться, то в соответствии с инструкцией самолет будет вырабатывать топливо по ситуации аж до самых сухих баков, т.е. крыльев, даже если только что взлетел. Конечно расход керосина на километро-тонну у самолета относительно небольшой, но мы-то помним про экологию и прочие радости.
Так что глобальный столик для курения пока можно только отодвинуть, но сквозняк свое дело все равно сделает. И несмотря на то, что хлопцы вот тут считают, что мировая энергетическая модель будет опираться на электричество по мере удешевления технологий, наш тезис о том, что первоочередная идея «электричек» как транспорта все же пока локальная, а не глобально-экологическая, будем считать более-менее обоснованным. Общую же мировую энергетическую модель интересно повтыкать вот тут.
Поэтому к автоэлектрификации стоит относиться все же трезво, четко разграничивая не понятия «хорошо» или «плохо», а вопросы целевой эффективности тех или иных конкретных решений для конкретных задач. Первые условно-современные (т.к. фактически электрокарам-то уже лет и лет) легковые электрокары имели практический запас хода около 100 км, что хоть и покрывало суточный городской пробег большинства пользователей, но, тем не менее, было слишком мало для единственной машины в семье и для более-менее физически большой страны.
Т.е. как и в холиваре SSD vs HDD важно сегментировать предлагаемые рынку научно-техническим прогрессом продукты и применять их в адекватные ниши. Ну право — никого же не удивляет, что в спесцслужбах за шпионами не следят незаметно в черном на БелАЗах? А БелАЗ из больших (как обобщённое название особо крупной карьерной техники), внезапно, технически — электрокар, если кто не знал. Как и большинство карьерных самосвалов. Электричество, правда, от дизель-генератора, но с колесами он механической трансмиссией прямо не соединен. Ниже с помощью «лопаты и какой-то матери» ремонтируют соответствующую гондолу мотор-колеса.
К слову у меня нет никаких сомнений, что если Батька скомандует, то тамошняя Контора Глубокого Бурения весьма патриотично, быстро и качественно загонит любого нарушителя государственного спокойствия оперативными БелАЗами.
Так что всему есть своя ниша и глупо сравнивать удобство забивания гвоздей микроскопом и молотком.
Сегодня в в продажу выкатили серийные образцы электромобилей, выглядящих совершенно обычно и без изысков с запасом хода в около 500 реальных километров. И это не только дорогущая Tesla, а и вполне менее дорогущая KIA с производными.
Сразу после релиза на YouTube было опубликовано видео с логом проезда около 500 км на одной зарядке. Дороги на видео, правда, далеко не образца Николаев-Кропивницкий (Кировоград), но тем не менее.
Это огромный шаг вперед и практически полное решение для небольших стран с развитой электроинфраструкутрой, а так же для тех, у кого есть личное паркоместо с розеткой или частный дом.