На календаре 31 декабря, скоро Новый год, а это значит, что настало время не только готовить поздравления для родных и близких, но также вспомнить, чем же таким запомнился 2015 год в области персональных компьютеров и всего, что с ними связано. Как водится, он был весьма насыщенным и продуктивным, что, впрочем, совершенно не удивительно, учитывая, насколько стремительно прогрессируют высокие технологии. Но, обо всем по порядку, и начнем мы, пожалуй, с центральных процессоров — этих «полупроводниковых сердец» современных персональных компьютеров. Стоит ли спорить, что нынешний год прошел под знаком компании Intel, которая нарушила собственную стратегию «Тик-так» выпустив подряд два знаковых продукта — Broadwell-H и Skylake-S. Первый ознаменовал переход чипмейкера на массовое применение 14-нм технологического процесса, и явился, скорее, не эволюционным развитием носителей микродизайна Haswell, а специфическим продуктом для платформы Intel LGA1150 с беспрецедентно мощной видеоподсистемой Iris Pro Graphics 6200 и огромным кэшем 4-го уровня, разделяемым между графическими и вычислительными ядрами. В общем, настольные Core i5-5675C и Core i7-5775C запомнились не столько выдающимся разгонным потенциалом или высоким средним уровнем быстродействием, хотя и с тем, и с другим у этих CPU полный порядок, сколько отличной производительностью встроенной видеокарты, которая ощутимо пошатнула гегемонию гибридных процессоров AMD.
Впрочем, если Broadwell-H вряд ли претендуют на широкую популярность как из-за достаточно высокой стоимости, так и вследствие специфического позиционирования, то представленные в августе 2015 процессоры Skylake-S можно считать важной вехой на пути развития компьютерной индустрии. Вобрав в себя все самые передовые наработки, такие как 14-нм технологический процесс производства, улучшенную микроархитектуру Core 6-го поколения, а также мощное графическое ядро и, наконец, поддержку быстрой современной ОЗУ стандарта DDR4. Кроме прочего, разработчики постарались сделать дизайн новейших процессоров максимально универсальным и это значит, что продукты на базе Skylake займут все рыночные ниши: от энергоэффективных решений для ультрабуков и планшетов до самых производительных моделей для энтузиастов с разблокированным множителем. Последние, к слову, показали неплохие способности к оверклокингу, а тот же Core i7-6700K в очередной раз повысил планку быстродействия для настольных систем.
Увы, настольные Skylake-S получили новое конструктивное исполнение LGA1151, несовместимое с продуктами предыдущего поколения, что обусловило выход на рынок массы материнских плат на базе системной логики Intel 100-й серии, обладающих полным набором самых востребованных возможностей расширения. Но настоящий сюрприз ждал любителей оверклокинга как раз под конец уходящего года. Сперва появились робкие первые сведения от энтузиастов о разгоне 14-нм Celeron, Core и Pentium путем повышения частоты тактового генератора. Затем, два крупнейших производителя системных плат ASRock и MSI «сознались», что такая возможность действительно существует для многих «материнок» на базе Intel Z170, стоит лишь прошить специальную версию UEFI, а также согласиться с такими ограничениями как отключение функций энергосбережения и технологии Turbo Boost. Стоит ли говорить, что эта новость поможет подогреть не слишком высокий интерес к Skylake со стороны любителей оверклокинга. Напомним, что от разгона в привычном его понимании Intel отказался в 2011 году вместе с выходом процессоров Sandy Bridge.
А что же AMD? К сожалению, второй крупнейший производитель центральных процессоров не особенно радовал своих поклонников громкими анонсами. Выпущенные весной 2015 года APU Godavari оказались ни чем иным, как переименованными Kaveri — неплохими, но уже несколько устаревшими решениями для игровых ПК начального и среднего уровней, тогда как в сегменте высокопроизводительных систем AMD может предложить лишь 32-нм модели в исполнении Socket AM3+, которым в этом году пошел четвёртый год — немыслимый по меркам индустрии возраст. Так что, все надежды поклонников марки обращены к будущей микроархитектуре Zen, которая будет представлена в 2016 году и за счет 40% увеличения IPC, возможно, вернет процессоры Advanced Micro Devices в высшую лигу.
Зато, где AMD чувствует себя «как рыба в воде», так это на рынке дискретных графических ускорителей. Умело переименовывая и управляя розничными ценами многочисленных продуктов предыдущих поколений чипмейкеру удается не только регулярно обновлять модельный ряд, но и успешно противостоять основному конкуренту — компании NVIDIA во главе с одиозным Дженсеном Хуангом. Впрочем, в уходящем году Advanced Micro Devices продемонстрировал, что «порох в пороховницах» у инженеров таки есть, представив трио графических адаптеров Radeon R9 на базе революционного видеочипа Fiji. Помимо колоссальной вычислительной мощи — шутка ли: до 4096 универсальных шейдерных процессоров GCN 1.2 в максимальной конфигурации — новинки первыми в индустрии получили видеопамять HBM (High Bandwidth Memory), которая размещается рядом с кристаллом GPU на одной подложке. Такой подход позволил реализовать 4096-битную шину обмена графического чипа и кадрового буфера, добившись высочайшей пропускной способности при относительно невысоких тактовых частотах чипов памяти, тем самым заметно повысив энергоэффективность видеокарты без ущерба быстродействию. Кроме того, старшая версия Radeon R9 Fury X — одна из немногих графических карт, оснащенных штатной системой водяного охлаждения. Конечно, это не могло не отразиться на стоимости новинки, которая оценивается в $650.
Было бы наивным предполагать, что NVIDIA, «выстрелившая» в 2014 году парой видеоускорителей верхнего ценового диапазона GeForce GTX 970 и GTX 980, будет спокойно наблюдать за агрессивными действиями конкурента. Напортив, «зеленые» решила закрепить прошлогодний успех GTX 980, выпустив в марте 2015 года настоящего монстра GeForce GTX Titan X, а чуть погодя — и его облегченную версию GTX 980 Ti.
Оба ускорителя, получившие 384-битную шину видеопамяти, базируются на чипе GM200, который насчитывает порядка 8 млрд. транзисторов, и различаются количеством функциональных блоков. Старшая модель комплектуется 12 ГБ графической памяти, тогда как GeForce GTX 980 Ti довольствуется «всего-навсего» 6 ГБ GDDR5. Естественно, под стать флагманским характеристикам и розничная стоимость — около 1000 долларов и 650 долларов соответственно. Впрочем, фанаты могут спать спокойно: Radeon R9 Fury X, равная по стоимости GeForce GTX 980 Ti, в большинстве дисциплин демонстрирует заметно меньшее быстродействие.
Что касается видеокарт среднего ценового диапазона, то в NVIDIA вплотную занялись внедрением дизайна Maxwell в этом сегменте рынка, представив графический акселератор GeForce GTX 960, предлагающий отличное сочетание потребительских характеристик при стоимости менее 200 долларов, а после небольшого разгона способный тягаться с флагманом предыдущего поколения GeForce GTX 770.
Но как говорится, «не видеокартами едиными…», не менее значимые подвижки произошли и на рынке твердотельных накопителей. Несколько лет назад мы искренне радовались снижению стоимости хранения 1 ГБ до 1 доллара, но сейчас благодаря массовому внедрению дешевой флэш-памяти TLC (Triple Level Cell), способной хранить в каждой ячейке не два, а три бита информации, стоимость хранение 1 ГБ информации опустилась до $0,4. В сочетании с использованием недорогих контроллеров это позволяет создавать SSD с беспрецедентно низкой стоимостью, например, цена за Crucial BX200 емкостью 240 ГБ, в основе которого лежит 16-нм TLC NAND производства Micron, не превышает 90 долларов или всего $0,375 за 1 ГБ.
Обратной стороной использования TLC NAND является низкая скорость записи и меньший, чем у продуктов на базе микросхем MLC ресурс. К счастью, исследователи не сидят «сложа руки», например, совместная разработка Micron Technology и корпорации Intel — 32-слойные чипы 3D NAND флеш-памяти — позволяет увеличить объём отдельно взятой микросхемы типа MLC до 256 Гбит, а в случае с TLC — до 384 Гбит, что в будущем даст возможность создавать SSD-накопители форматов 2,5″ и M.2 ёмкостью 10 и 3,5 ТБ соответственно.
«А как же традиционные винчестеры?» — спросите вы. Спешим заверить, прогресс не обошел и привычные накопители на магнитных жестких дисках, правда, он направлен не столько на улучшение быстродействия, сколько на увеличения дискового пространства и повышение надежности хранения данных. Так, совсем недавно один из лидеров отрасли — компания HGST, ныне являющаяся частью Western Digital, представила 10-терабайтный винчестер Ultrastar He10. Корпус 3,5-дюймового накопителя заполнен гелием (технология HelioSeal) и содержит не менее восьми пластин с плотностью записи 1,33 ТБ на пластину. В HDD используется «классическая» технология записи PMR (перпендикулярная магнитная запись), интерфейс подключения — SATA 6 Гбит/с или SAS 12 Гбит/с, в зависимости от модификации, а скорость вращения шпинделя — 7200 об/мин. В принципе, уже сейчас 10 ТБ — не предел, особенно в свете развития технологии SMR (черепичной магнитной записи), которая дает существенно большую, нежели PMR, плотность, но все еще не может похвастаться высокими показателями производительности и надежности.
Конечно, на этом значимые события мира высоких технологий, не исчерпываются, но уместить их все в одном материале вряд ли стоит пытаться, а потому предлагаем перейти от аппаратного обеспечения к программным продуктам. Безусловно, самым весомым анонсом 2015 года стал выпуск очередной версии операционной системы от Microsoft — Windows 10.
Так уж исторически сложилось, что «винду» не ругают только ленивые, что, между тем, не мешает «форточкам» занимать доминирующее положение, вплоть до 90% рынка настольных систем согласно последним исследованиям компании Net Applications. И хотя до популярности Windows 7 с ее 55% долей рынка «десятка» все еще не дотягивает, но уже вплотную приближается к показателям версии 8.1, которая была весьма прохладно воспринята публикой, очевидно, из-за не слишком удобного Metro-интерфейса.
Пытаясь угодить сразу всем группам пользователей, Microsoft наделила новую «операционку» элементами оформления разных стилей и комбинированным меню «Пуск». Среди полезных нововведений нельзя не отметить поддержку виртуальных рабочих столов, добавление API DirectX 12, голосового помощника Cortana и много другого. Как показала практика, Windows 10 отлично подходит для игрового ПК, во всяком случае, именно под ее управлением тестовый стенд в большинстве случаев демонстрировал максимальный результаты, а поддержка DX 12 — отличный задел на будущее!
Насыщенным выдался этот год и для любителей компьютерных игр. В середине апреля поклонников порадовал релиз PC-версии экшена Grand Theft Auto V от студии Rockstar. В результате пятилетнего труда был освоен рекордный по меркам индустрии бюджет в $265 млн., но результат, в целом, оправдал ожидания и Grand Theft Auto V стала достойным продолжателем легендарной серии GTA. Игра подкупает интересным сюжетом и тонким юмором, динамичным и открытым миром, а также приятной картинкой и неожиданно хорошей оптимизацией под аппаратное обеспечение прошлых поколений.
Одной из самых ожидаемых игр 2015 года стала третья часть саги про Ведьмака, созданная по мотивам фэнтези польского писателя Анджея Сапковского — The Witcher 3: Wild Hunt. Эта захватывающая RPG продолжила славные традиции, которыми отличались две первые части и, казалось бы, разве можно сделать игру еще лучше? Оказалось, что можно, в третей части игроки получили возможность с головой погрузиться в яркий сюжет с живыми персонажами, сложной системой социальных взаимоотношений и огромным открытым миром, который теперь разросся до размеров гигантской «песочницы» со значительным количество побочных заданий. С технологической точки зрения игра выглядит чудо как хорошо, правда, кинематографическое качество изображения требует очень мощного «железа».
Уходящий год запомнился также релизом четвертой части ролевой игры Fallout. Действия происходят в окрестностях полуразрушенного Бостона, где главный герой, выбравшийся из «убежища», тот час попадает в самую гущу событий, динамка которых не позволяет расслабиться до самого окончания игры, а неповторимая атмосфера постапокалиптического мира, полного опасностей и приключений, заставляет щекотать нервы. Как и подобает настоящей RPG игроку предстоит осваиваться в новых условиях, добывать оружие и броню, заводить знакомства с местными жителями и выполнять для них различные задания. Правда, в четвертой части Fallout ролевая составляющая несколько уступила экшену, что может прийтись не по вкусу поклонникам серии, зато, новые игроки оценят динамику сюжета и массы побочных миссий.
Что касается онлайн-игр, и связанного с ними киберспорта, то одним из самых запоминающихся событий стало заявление инвестиционной компании USM Holdings о намерении инвестирования $100 млн в российский киберспортивный проект Virtus.pro. Эти средства пойдут как на развитие самой команды, так и на запуск новых турниров, организацию трансляций и строительство необходимой инфраструктуры.
Если говорить о состоянии отечественного киберспорта, то для самого известного и сильного проекта — Na’Vi — 2015 год выдался не самым удачным. Наши парни не смоги пробиться в плей-офф одного из заглавных мировых чемпионатов по Dota 2 — The International с общим призовым фондом свыше 15 млн. долларов, который проходил на KeyArena в Сиэтле в течение 11 дней и транслировался в 400 кинотеатрах по всей территории США. Видимо, эта неудача, кстати, одна из многих в череде, привела к тому, что Na’Vi объявили о роспуске легендарной команды по Dota, но уже в самом скором времени «Рожденные побеждать» обещают представить обновлённый состава, так что нам остается лишь пожелать парням новых побед. А тем временем украинские киберспортсмены показали отличные результаты в дисциплине CS:GO заняв первое место в чемпионате IEM San Jose по CS:GO и завоевав серебро в первенстве ESL ESEA Pro League Season 2 в Лос-Анджелесе.
Не самым продуктивным оказался уходящий год и для украинских профессиональных оверклокеров. Наши соотечественники не взяли призовых мест ни на одном крупном турнире, зато, команда Overclockers.UA заняла восьмое место оверклокерском марафоне HWBot Team Cup.
Из одиночных результатов стоит отметить достижения Vadimua, который завоевал пятое призовое место в соревновании ROG OC Showdown Formula R2 и добился впечатляющих достижений в разгоне старых видеокарт, поставив перед самым новым годом 11 оверклокерских рекордов, а также седьмой результат StingerYar — капитана команды Overclockers.UA на турнире MSI Godlike в дисциплине Ambient 3D Battle. Безусловно, повод для гордости есть, но в будущем можно пожелать нашим оверлоркерам новых побед!
Вот таким выдался 2015 год — насыщенным и динамичным, полным надежд и ожиданий, часть из которых свершились, а части, возможно, будет суждено исполниться в новом году. Оставайтесь с нами и до новых встреч!