Правда о девятой роте

«Не бывает атеистов в окопах под огнем»
Егор Летов



Блуждая в магазине в поисках не известно чего, наткнулся на диск с игрой «Правда о девятой роте». Проект, о котором давно слышал в сети, но в руки не попадался. Игра реконструирует бой за высоту 3234 в Афганистане, произошедший 7-8 января 1988 года и, как следует из названия, должна рассказать правду об этом событии. В этом бою участвовала 9 рота 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка. Видимо, фильм «9 рота», основанный на тех же событиях, разработчикам не внушил доверия, раз взяли такое название. В качестве идейного вдохновителя выступает Дмитрий Пучков, более известный как Гоблин. Ну что ж, посмотрим, что получилось у Extreme developers и KranX Productions.

Вступительная заставка отдает дань памяти павшим и живым участникам ограниченного контингента в Афганистане. Короткий вступительный ролик расскажет о начале военных действий.

Перед первым боем, рисованная заставка поведает о высоте 3234, битве за которую и посвящена игра. Такие ролики будут предшествовать каждому эпизоду. Из них мы узнаем, как проходил бой за высоту 3234, кто в нем участвовал и как он закончился.





И вот мы уже выполняем боевую задачу младшего сержанта Александрова. Чем выделился интерфейс, так это отсутствием указателя цели и мини-карты, ставших привычными в последнее время. Все как в жизни – без маркеров. Хорошо хоть компас дали, и на этом спасибо. Но так как весь игровой процесс пройдет на довольно небольшой территории, а отдельная карта все же присутствует, то запомнить расположение отдельных кладок не составит большого труда. Вокруг нас окружают горы со снежными шапками. Спустившиеся сумерки ограничивают видимость. Нам требуется отбить внезапную атаку духов на наши позиции.



В качестве первого оружия выступает станковый пулемет «Утес». Мощная штука, стреляющая 12,7 мм патронами и снабженная оптическим прицелом. Ну, духи, держитесь!





В пылу битвы нам иногда подсказывают, с какой стороны и из-за какой кочки лезет очередной отряд нападающих. Компьютерные противники не обладают живучестью. Одного выстрела из любого оружия достаточно для нейтрализации. Дергаться и извиваться, пытаясь еще раз в тебя выстрелить, недобитые моджахеды не будут. Зато у самого игрока здоровья вполне хватает, чтоб выдержать не одно попадание, и даже подорваться на собственной мине, которыми усеян склон (удивительно, но духи на этих минах почему-то не подрываются, наверное, у каждого металлоискатель в рукаве спрятан). Главное потом прилечь - и через пару секунд можно снова идти в бой. Если же досталось очень сильно, то глаза зальет кровь.



Как уже упоминалось, игра основана на реальных событиях. Поэтому, как не отстреливай нападающих, младший сержант Александров погибнет. Продержимся 12 минут – полное историческое соответствие – получим весь справочный блок. Погибнем раньше – лишимся необходимой информации. Из справочных материалов, которых в игре достаточно много, мы узнаем, что перед смертью он отослал свой расчет в укрытие и отбивался уже один. Наверное, этим игра и выделяется среди остальных шутеров, где мы отстреливаем болванчиков, пусть иногда и намного более умных, в честь демократии на Ближнем Востоке или ради нейтрализации российской ядерной угрозы всему миру. В «Правде о 9 роте» попытались воссоздать атмосферу войны, лишенной смысла, в которой участвуют простые ребята, не желающие умирать и терять своих товарищей. Каждый эпизод представляет собой отдельную боевую задачу конкретного бойца, который был там, на высоте 3234, и старался всеми силами ее выполнить.

В игре множество дополнительных данных об истории войны, оружии и участниках. Описана история взаимоотношений России и Афганистана начиная с начала ХХ века. В справочных материалах представлены даже письма воинов-интернационалистов домой.







В следующих эпизодах нам нужно будет выполнить боевые задачи обычных стрелков, снайпера, командира взвода и даже артиллерийского корректировщика. Возможности бесшабашного расстрела духов и беготни по всей территории в духе Серьезного Сэма не будет. Зато будет необходимо контролировать все подступы к высоте и отдавать приказы бойцам о направлении атак, выполняя боевую задачу старшего лейтенанта Сергея Ткачева. В условиях ночного боя разглядеть замаскировавшихся под камни и кусты духов весьма непросто. Поэтому надежда остается на осветительные ракеты, кстати, весьма красиво реализованные в игре.



Патроны подобрать невозможно, поэтому их нужно по возможности экономить, переключившись в одиночный режим стрельбы. Неизрасходованные патроны в магазине остаются в распоряжении. Мелочь, но проект-то претендует на реконструкцию событий. Экономия патронов хорошо чувствуется во время выполнения боевой задачи снайпера – рядового Нурмата Муратова. Быстро найти нескольких гранатометчиков и уничтожить их до того, как они убьют кого-то из твоих товарищей. При этом нужно не отвлекаться на обычных духов стрелков – патронов ведь немного.





Также довольно интересный эпизод - выполнение боевой задачи артиллерийского корректировщика старшего лейтенанта Ивана Бабенко. Выискивая подкрадывающиеся группы воинов Ислама, вам придется вызвать огонь полковой артиллерии и на себя тоже. Главное не забыть предупредить свистком своих ребят, чтобы они отошли в безопасное место.





Настроек сложности в игре нет. Поэтому переигрывать некоторые эпизоды придется не раз. Поможет в этом весьма заскриптованное поведение противников. Группы нападающих, гранатометчики, снайперы и прочие отрицательные личности в тюрбанах, подлежащие уничтожению, появляются в одних и тех же местах, и в одной и той же последовательности. Свои же соратники в игре тоже получились не шибко умными. Зачастую, метко стреляя в противника на большом расстоянии, они могут пропустить духа в двух шагах от себя. Такой искусственный интеллект не делает плюса игре.

Визуальное оформление на среднем уровне. Красиво отрисованные горы на закате и рассвете, укутанные мохнатыми пушистыми облаками.









И в тоже время весьма простые текстуры мы видим под ногами, а также мутные кустики, за которыми хорошо прячутся серые одинаковые моджахеды.



Хотя все вместе взятое создает приятную картинку и довольно шуструю производительность. Также огорчает отсутствие физики в игре. Интерактивных предметов практически нет.

Звуковое оформление довольно неплохо создает атмосферу горячего боя – взрывы снарядов, свист пуль и крики командира. Некоторую улыбку вызывают голоса духов на русском языке и с акцентом, выкрикнутые, будто на ухо, хотя до ближайшего противника десятки метров. Озвучка героев на неплохом уровне, но однообразна. Фраза «Ваня, Ваня, ты только скажи куда, я положу тебе, скажи только куда, слышишь, Ваня» в первый раз передает бурю эмоций артиллериста, но услышанная в который раз при переигрывании эпизода приедается и лишается своей чувствительности. Музыкальное оформление тоже небогатое, однако, создает необходимую атмосферу и настраивает на военно-патриотический лад.

Общее впечатление от игры двоякое. С одной стороны, игра получилась довольно короткая. Но некоторые моменты неоправданно тяжелы, а сам игровой процесс оригинальностью не блещет. Поэтому n-ная попытка прохождения эпизода с заскриптоваными противниками удовольствия не приносит. С другой стороны, вместе с объемными справочными материалами и отзывами людей, которые действительно сражались за высоту 3234, весь проект заслуживает внимания. Хотя бы потому, что это – правда о ненужной войне, в которой участвовали обычные ребята, и они просто хотели выжить. Но не всем это удалось. Светлая им память.