По мнению японского композитора Акиры Ямаока, есть три вещи, способные погубить вашу жизнь — это женщины, деньги и видеоигры. Так вот последние двадцать пять лет своей жизни он с удовольствием посвящает последнему.

В ноябре 2015 закончилось его турне по городам Англии, России и Белоруссии, в котором он со своей группой исполнял любимую нами музыку из хоррор-серии Silent Hill. Музыку, сделавшую его знаменитым не только в игровой индустрии, но и среди обычных обывателей. Япония, кстати, подарила нам не мало прекрасных саундтреков к тем же The Legend of Zelda, Mario или Final Fantasy. Но если музыку из этих игр любят многие, то гораздо меньше людей имеют представление о тех, кто за ней стоит. В этом смысле Акира Ямаока стал неким исключением. Его треки можно запросто найти в плейлистах далеко не игровых гиков, а его область деятельности все дальше и дальше выходит за рамки видеоигр.

Начало карьеры

Хотя музыка, так или иначе, всегда присутствовала в жизни Акиры, изначально он не собирался связывать с ней свою карьеру, а планировал отучиться на дизайнера или архитектора. Для того чтобы готовиться к вступительным экзаменам, Ямаока приобрел компьютер и обнаружил на нем простенький софт для создания электронной музыки. Интроверт внутри Акиры ликовал. В свое время он, конечно, как и многие, прошел свой подростковый панк-рок период, но теперь, наконец, он мог сочинять музыку один, самостоятельно принимать все решения и не волноваться за партии других музыкантов.

Между прочим, Ямаока, как он сам утверждает, совсем не знает теорию музыки. Он пробовал брать уроки фортепиано, но ему было так скучно, что его хватило лишь на пару занятий. Каждый раз, записывая импровизации на своей семиструнной гитаре, он держит пальцы крестиком, чтобы в доме не отключили электричество, потому что восстановить все он бы не смог.

Очень быстро музыкальное хобби переросло в нечто большее, и его работы даже победили в паре конкурсов. Это дало ему возможность встретиться с нужными людьми в игровой и музыкальной индустриях и получить первые заказы. Интересно, что, несмотря на это, Акира Ямаока на протяжении еще долгого времени не воспринимал музыку делом своей жизни и все-таки планировал стать дизайнером.

В Konami

На тот момент, когда Konami задумала сделать свой хоррор в противовес капкомовскому Resident Evil, Ямаока проработал в компании уже около пяти лет. Словом, до Silent Hill он успел попробовать силы более чем в десятке игр самых разных жанров: от футбольных симуляторов до платформеров и shoot ‘em up-экшенов. Кстати, мало кто знает, но Ямаока также приложил руку к Castlevania Symphony of Night. «Мичиру Ямане попросил меня помочь ему с барабанными партиями. Нет такого человека на Земле, который программирует ударные лучше меня». Когда же очередь дошла до Silent Hill, и Konami начала собирать команду, Акира первым вытянул руку, ибо считал себя единственным годным кандидатом на эту роль.

Silent Hill

Ямаока вспоминает: «В 1999 клише было повсюду. Везде были слышны одни и те же паттерны, аранжировки и настроения, и мне очень хотелось внести разнообразия». Ямаока твердо решил заново изобрести игровой саундтрек. Вместо ожидаемой бэкграундовой музыки он заполнял место атмосферными звуками, а при появлении врагов использовал шум.

«Музыка в Silent Hill — это результат попыток вызвать у людей страх и отвращение без помощи визуальных образов» — объясняет Акира.

Как результат, в саундтреке первой части не было такого обилия красивых композиций как в будущих частях. В основном он наполнен добротной хоррор музыкой, которую лучше всего можно прочувствовать, аккуратно передвигаясь по туманным улицам города с фонариком наперевес. Заглавная же композиция удалась настолько, что ее звучание мигом придавало игре какой-то дополнительный смысл, а сюжету дополнительные уровни глубины. К слову, Ямаока написал ее удивительно быстро — всего за три часа.

Silent Hill 2

Он продолжил эту традицию в Silent Hill 2, написав заглавную Theme of Laura всего за два дня. В ней, как и во всем саундтреке второй части Ямаока начал давать волю его рок и гранж корням. Silent Hill 2 стала одной из первых игр (по крайней мере в Японии), где была представлена рок-музыка, и что самое главное, не в клишированном виде. Ямаока намеренно сделал упор на индастриал в звучании и отказался от классического для игр подхода с оркестровыми аранжировками.

«Прежде всего, я хотел отличиться и поэтому остановился на индастриале. К тому же какая еще музыка настолько четко передает холод и злость — чувства, которые так сильно подходят к Silent Hill».

Саунд Дизайн

Также Акира был ответственен за весь саунд-дизайн в игре. Создание эффектов, мастеринг, сведение, звукоинжиниринг, тайминг — в любом другом проекте на это бы выделили минимум шесть человек. В случае с Silent Hill никто, кроме Акиры, не притрагивался к звуку от момента создания до момента выхода саундтрека на CD.

Чтобы вызвать у игрока страх, Ямаока действовал в противовес выработанным канонам.

«Я хотел играть на неожиданности: в напряженных сценах я мог оставить тишину, а когда вокруг ничего не происходило, наоборот, заполнить пространство звуком. Прогуливаетесь по пустому коридору? Фоном будет звук сирены. Встретили босса? Деритесь с ним под звуки затачивающегося ножа».

С приходом Silent Hill 3 Ямаока неожиданно обнаружил себя в роли продюсера. Неудивительно, ведь музыка и звук в игре стали одним из фирменных элементов серии. Обязанности Акиры выросли, но его голод на музыкальные эксперименты никуда не исчез, а наоборот приобрел новую форму.

Новый формат

В третьей части Ямаока взял новый курс и поставил перед собой цель сделать саундтрек более реалистичным, более похожим на музыку, которую слышишь в магазинах пластинок или кинотеатрах.

«Главным персонажем в третьей части стала девушка, и я решил придать музыке поп-вкуса».

Для этого Акира подрядил певицу Мэри Элизабет МакГлинн, некогда снимавшуюся в «Зена — королева воинов», и певца с по-японски глубоким голосом Джо Ромерса. Их союз оказался настолько удачным, что в дальнейшем ни один саундтрек серии не обошелся без песен.

Фильм

То, что в 2006 году серия дорвалась до экранизации, для фанатов стало долгожданной, но сомнительной новостью. Более чем спорный результат работы режиссеров Кристофа Гана и Майкла Джю Бассетта над двумя картинами — отдельная тема для другой статьи. Акира выступал полноценным продюсером картины, раз за разом проходя изнурительные этапы утверждения сценария, арта и концепции в целом. Кристоф Ган тщательно пытался передать атмосферу города и часто консультировался с Ямаокой по всем вопросам. Само собой никуда не делась и привычная роль композитора, хотя новой музыки в фильме практически не было. В основном Ямаока, никогда до этого не работавший с фильмами, перерабатывал треки для аудиосистемы 5.1.

Зарубежный опыт

Начиная с SH: Origins, оригинальная команда Team Silent перестала работать над серией, а Konami, к сожалению, передала разработку за океан. Об опыте работы с зарубежными коллегами Ямаока отзывался в основном положительно, хотя и рассказал о трудностях, связанных с непониманием некоторых японских традиций.

«В Японии все знают о “Татари” или “Onryo” (духи людей, преследующие обидчиков после смерти), но американцы нет. Мне пришлось потратить уйму времени, объясняя команде эту концепцию».

После Silent Hill

После выхода SH: Shattered Memories Ямаока почувствовал, что, наконец, дал любимой серии все, что мог и ушел из Konami. Думаю, это случилось, в том числе, потому что серия окончательно зашла в тупик. Этому свидетельствует и тот факт, что как только Хидео Кодзима (Metal Gear Solid) встал у руля возрождения Silent Hill, Акира Ямаока тут же выразил свой интерес вернуться.

Как бы там ни было, после ухода из Konami Акира обосновался в Grasshopper Manufacture — компании своего близкого друга, знаменитого геймдизайнера Suda51, работающего преимущественно с консолями. С тех пор Акира написал музыку для большинства игр компании, в том числе к небезызвестным Shadows of the Damned и Killer is Dead.

И хотя работать над разными жанрами ему не привыкать, Ямаока четко дал понять, что депрессивная меланхоличная музыка — его настоящая стихия.

«Для меня важен баланс. Когда я сочиняю позитивную музыку, сам я могу с легкостью погрузиться в депрессию. Если же я работаю над мрачной музыкой, она, наоборот, вытаскивает меня из любого негатива».

Ямаока очень критично относится к работам своих коллег. По его словам среди композиторов в индустрии не хватает настоящих художников и много игровой музыки создается как сайд-проект музыкантов, у которых не получилось осуществить свои главные мечты. Тем не менее, в одном из интервью он все же выделил композитора Вуди Джексона (Red Dead Redemption) как одного из любимых и сказал, что находит в его работах много общего со своими.

Сейчас

В настоящий момент Ямаока работает над следующей игрой от Grasshopper Manufacture «Let it Die». Экшен в жанре hack and slash выйдет на PS4 в 2016. Помимо этого готовится к выходу Rime, приключенческая игра в открытом мире от Tequila Works, чьим платформером Deadlight совсем недавно восхищался Ямаока.

Но самое интересное то, что он работает над новым фильмом Дарио Ардженто, известного итальянского режиссера джелло-ужасов. «Суспирия» Ардженто прочно закрепилась на первом месте в списке любимых фильмов Акиры, так что он в неописуемом восторге от возможности поработать над его новой лентой “The Sandman”, в которой, кстати говоря, снимется сам Игги Поп.

***

Сложно сказать, куда двинется Ямаока дальше. В дальнейших частях Silent Hill, если таковые будут, фанаты, несомненно, хотели бы видеть в роли композитора именно Акиру. Другое дело, что его усилий явно недостаточно, чтобы вернуть серию в былую форму.

Его заветной мечтой всегда было поработать с Дэвидом Кейджем в Quantic Dream, и, кажется, будь у него возможность поработать в команде такого уровня, он сумел бы заново раскрыть себя и игровой саундтрек.

«Во всей игровой индустрии, я сумел создать такое взаимодействие звука и стиля игры, которого до меня не удавалось добиться никому».