Alice: Madness Returns
Разработчик Spicy Horse Games
Издатель Electronic Arts
Официальный сайт www.ea.com/alice
Дата выхода Июнь 2011
Жанр Экшен, аркада

В далеком 2000 году увидела свет игра American McGee’s Alice от дизайнера Doom и Quake, имя которого было скромненько вынесено в заголовок. Мрачная интерпретация классических произведений Льюиса Кэрролла пленила своим безумием и необычным взглядом на знакомые персонажи. Но на одной «Алисе» Америкэн Макги не остановился. После не особо громкого Scrapland и провального Bad Day L.A. он вновь вернулся к сказочной тематике в сериале American McGee's Grimm. Множество маленьких эпизодов (которые проходились порою за полчаса) предлагали цинично-сатиричную интерпретацию известных сказок на фоне безумных, шизофреничных декораций. Сказки из Grimm очень походили на Alice, но из-за простенького геймплея и плоского юмора быстро приедались. И вот, наконец, после длительного творческого поиска Макги с благословения Electronic Arts вернулся к любимой игроками вселенной «Алисы», чтобы подарить нам еще одно сумасшедшее и захватывающее приключение в Стране Чудес.

События в Madness Returns разворачиваются спустя десять лет после окончания истории, описанной в оригинальной игре. Алиса все еще не пришла в себя после трагедии, унесшей жизни ее сестры и родителей. Но место прописки она уже сменила с сумасшедшего дома на приют для сирот, не отличающихся здравым умом и рассудком. В этом затхлом обиталище старых тайн и скрытого безумия доктор Бамби, психиатр, пытается вернуть Алисе душевное равновесие и избавить ее от кошмарных видений.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Выходит это у него не очень успешно. Небольшой толчок, встреча с прошлым — и Алиса снова оказывается в объятиях волшебной страны грез и фантазий.

Alice: Madness Returns

Радость встречи со Страной Чудес быстро стихает. Яркие цветочные поляны и леса быстро превращаются в темные мрачные долины. Страна, как и героиня, находится не в лучшем состоянии, постепенно погружаясь во тьму. Скверна проникла в волшебный мир и съедает его по частям, превращая в пристанище ночных кошмаров. Огонь, потоки лавы, жуткие монстры — приходится вспоминать былые навыки и браться за верный нож. Сквозь орды врагов нам предстоит пробиваться вперед, в глубины Страны Чудес, чтобы узнать причину разразившегося Апокалипсиса и восстановить все свои воспоминания из реальной жизни.

Alice: Madness Returns

Сюжет Madness Returns развивается параллельно в двух вселенных. В одной мы путешествуем по темным грязным улочкам Лондона, в другой сражаемся со злом в Стране Чудес. Львиная доля событий происходит в мире фантазии, но они непосредственно связаны с развитием истории в реальном мире. По ходу приключений мы находим осколки воспоминаний, которые приоткрывают завесу тайны над прошлым. А спасение волшебного мира может принести не только избавление от душевных мук, но и открыть истину о страшной трагедии, забравшей всю семью Алисы.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Геймплей игры не сильно изменился. Стычки с различными агрессивными существами чередуются с затяжными спортивными упражнениями по преодолению пропастей и прыжками с платформы на платформу. Арсенал кроме ножа включает перцовый пулемет, дубину-конька и чайную пушку. Разные враги требуют разного подхода и заставляют постоянно комбинировать оружие. Есть еще заводной кролик с бомбой, который наносит небольшой урон, но может отвлекать врагов и служить грузом для кнопок. Новое вооружение становится доступно по мере прохождения. Так, самая мощная чайная пушка, выстреливающая зарядами горячего чая с большим радиусом поражения, появляется лишь ближе к середине игры, когда количество врагов заметно увеличивается. Каждую единицу оружия можно прокачать. На апгрейд тратятся зубы, которые разбросаны по всем уровням, скрыты в тайниках и сундуках.

Alice: Madness Returns

Привычный вид от третьего лица активен во время боя оружием ближнего боя. Для ведения огня на расстоянии приходится входить в режим прицеливания, заметно сковывающий наши движения. Больше всего в этом режиме мешает камера, с трудом реагирующая на мышь и заметно усложняющая процесс наведения на цель. Привыкнуть можно, но во время напряженного боя это не дает возможности максимально эффективно использовать перцемет или чайную пушку.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

При стычках со множеством врагов или с боссами приходится прибегать к режиму автонаведения. Алиса концентрируется на одном враге, начиная двигаться вокруг него, как вокруг оси. В такие моменты игра превращается в слешер в духе Devil May Cry — прыгаем и уклоняемся от ударов, добивая боссов в момент временного ступора после оглушения. При небольшом количестве врагов на простых локациях битвы в таком режиме очень удобны — достаточно держаться на расстоянии и поливать всех огнем. Но если вокруг какие-то колонны, стены или просто толпы монстров, то сразу начинаются проблемы с движением, камерой и ориентированием в происходящем. Когда огромный монстр поливает все огнем, рядом копошатся его мелкие соратники, а вы постоянно используете уклонение, во время которого Алиса растворяется и телепортируется чуть поодаль, на экране трудно разобрать, кто где; вы действуете почти вслепую, по наитию, не видя толком героиню, но пытаясь при этом не попасть под удар.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Зато стрельбу автонаведение упрощает значительно. Это самый простой способ разобраться с летающими противниками за минимум времени, камера даже сама будет менять цель после уничтожения выбранной. Против определенных стреляющих противников без такого режима вообще не выстоять. В нем появляется возможность использовать в качестве щита зонтик, который может даже отклонять вражеские снаряды назад, оглушая стрелка, что и дает нам возможность нанести ему в этот момент урон.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Но основное место в игре занимают не бои, а прыжки. Вокруг нас постоянно какие-то парящие острова, платформы, клетки и разные непонятные конструкции. Тропинка по ним проложена так, что требует еще активации промежуточных платформ, поднимающих воздушных потоков или иных вспомогательных средств механизмов. Некоторые из таких платформ и помостов даже невидимы и для того, чтобы их различить, надо входить в особый режим сверхчувствительности. Во время таких «прыгательных» упражнений погибать приходится чаще чем во время драк — уж больно хитро все обставлено.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Чтобы играть было еще сложнее и интереснее, на уровнях разбросаны различные тайники. В состоянии чувствительности Алиса уменьшается в размерах и может проникать через мышиные норки в потайные помещения. Но чтобы добраться до них, дополнительно приходится выполнить не одну серию прыжков с преодолением препятствий.

В Alice: Madness Returns имеются еще различные мини-игры. Иногда нам могут предложить собрать простой пазл, верно проиграть мелодию в местном аналоге Guitar Hero или сыграть в простенький 2D-шутер и платформер. Последние, кстати, органично вписываются в общее повествование, будь то бой с ордой акул на кораблике в подводном мире или прыжки по деревьям и колоннам в рисованном мире китайского пейзажа.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Есть еще ряд испытаний, позволяющие немного увеличить максимальное здоровье. Это в основном битвы на аренах, когда наша задача сводится к банальному выживанию. Иногда в роли испытаний выступают и знакомые уже двухмерные аркадные мини-игры.

Alice: Madness Returns

Но главное, благодаря чему затягивает игра — это не мини-игры или поиск зубов в тайниках. Это непередаваемая уникальная атмосфера безумия, неподвластная обычной логике. Атмосфера эта создается благодаря уникальному дизайну и мрачному антуражу. Каждая глава игры, связанная с той или иной частичкой сознания Алисы, представляет уникальный визуализированный мир воплотившихся воспоминаний, фантазий и кошмаров. Яркие солнечные пейзажи сменяются сценами огненного Апокалипсиса и разрушения волшебной страны. Промелькнувшая в реальности тема Востока служит базой для воплощения фарфорово-акварельного мира оживших оригами с полотнищами иероглифов, плывущих по небу. Разрушенное царство Червовой Королевы предстает как могильник, наполненный картами-зомби, а сама Королева — как одно их темных проявлений альтер-эго самой Алисы. Сквозь призму болезненного сознания героини мрачный приют, окутанный тайнами, трансформируется в странный игрушечный мир, воплощение кошмаров искалеченных детских душ. Тут смешались вместе и гротескный стимпанк, и готический постапоклиписис, и много чего еще. Визуальная форма напрямую связана с канвой повествования, приобретая особый непонятный безумный смысл, создавая калейдоскоп мрачных и очаровательных образов.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Качество визуального исполнения не всегда дотягивает до того дизайнерского полета мысли, который заложен в игру. Иногда Madness Returns радует сочной симпатичной картинкой, но порою перед нами предстают унылые серые пейзажи. Сказывается возраст движка Unreal Engine 3, на котором создана игра. Основной недостаток — в простеньких текстурах окружения. Зато уровни большие и насыщенные. Удачные пост-эффекты тоже приятно преображают картинку — вспышки от оружия, эффект изменения резкости в режиме автонаведения и фиксации на цели.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Паря в воздухе Алиса окутывается облачком листиков и лепестков. Растворяясь при уклонении от удара, она рассыпается дождем бабочек.

Alice: Madness Returns

Заметно улучшает картинку использование NVIDIA PhysX. С помощью этого движка реализовано множество дополнительных физических эффектов. Монстры-разрушители появляются из сгустков живой черной жижи, которая ведет себя очень реалистично. Эта жижа стекает каплями по поверхности, поверженные монстры брызжут ей во все стороны. Во время бега Алиса рассекает и разбивает такие лужицы на отдельные части. Так же реализован дым с реальной физикой газов. Перцемет при стрельбе извергает снопы мелких песчинок и дым, который потихоньку обволакивает пространство вокруг нас. Ходячие рыбы создают густые струи ледяного воздуха и обильно орошают землю мелкими кусочками льда. Чайнутые человечки носят на голове шлемы, которые радостно рассыпаются снопами маленьких осколков от наших ударов. Механические роботы-чайники при взрыве извергают фонтаны деталей и шестеренок. Благодаря всему этому стычки значительно преображаются, становятся намного зрелищнее.

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

Alice: Madness Returns

После напряженного боя земля обильно полита всеми этими осколочками и частичками. Авторы вообще не скупятся на такую «мишуру» — во время землетрясений сверху постоянно падают и перекатываются по земле камни, что придает живости.

Alice: Madness Returns

К сожалению, такие дополнительные эффекты даются ценой значительного падения производительности. Без использования PhysX системные требования у игры довольно скромные (как и любого проекта на Unreal Engine). А нормально поиграть с максимальным качеством PhysX-эффектов можно будет только на старших видеокартах NVIDIA. К примеру, для Full HD разогнанного акселератора GeForce GTX 460 порою не хватает — бывают значительные просадки производительности ниже 20 кадров. Причем, больше всего грузит карту дым — чем его больше, тем ниже fps. А вот драки с морем осколков и лужами черной жижи даются такой карте легко. Так что самые требовательные игроки для высоких разрешений должны запастись GeForce GTX 580 или выделить для PhysX отдельную видеокарту.

Alice: Madness Returns стала достойным продолжением оригинальной игры 2000 года. Великолепное атмосферное приключение в мир безумной неудержимой фантазии и сюрреалистичных образов. Насыщенные схватки с врагами отлично сочетаются с мудреными акробатическими номерами. Игровой мир насыщен секретами, которые действительно хочется искать, даже если ради этого дополнительно надо выполнить ни один десяток сложных прыжков. Игра умеет поддерживать интерес к игровому процессу и сюжету. И это при том, что она продолжительная и некоторые моменты откровенно затянуты. Авторы не брезгуют копировать отдельные элементы, периодически выпуская нас на однотипные арены или заставляя выполнять схожие действия на протяжении длительного периода. Классический подход. Сейчас предпочитают делать короче, но насыщеннее. Впрочем, Madness Returns от этого хуже не становится. Игра уникальная по стилю и атмосфере. Кроме первой Alice и Psychonauts аналогов у нее больше нет. Путешествие в мрачную Страну Чудес может вызвать противоречивые чувства, но оно точно не забудется. И, несмотря на некоторые шероховатости, это игра которую нельзя пропустить.