Aliens: Fireteam Elite
Разработчик Cold Iron Studios
Издатель Focus Home Interactive
Официальный сайт aliensfireteamelite.com
Дата выхода 24 августа 2021
Жанр Шутер, хоррор

Анонс Aliens: Fireteam Elite изначально не внушал оптимизма. От проекта про «Чужих» ждешь напряженного хоррора, а игра Cold Iron Studios явно метила в очередное кооперативное развлечение с прокачкой, коих и так полно на рынке. С другой стороны, со времен Aliens vs. Predator 2010 года не было приличных шутеров в этой вселенной, а великолепный хоррор Alien: Isolation явно далек от жанра. В такой ситуации Aliens: Fireteam Elite была обречена на определенное внимание, и судя по положительным отзывам в Steam, большинство игроков игра не разочаровала.

Название Aliens сразу намекает на связь с фильмом Джеймса Кэмерона. События игры развиваются после основной кинотрилогии на одной из колонизируемых планет. Все развивается по стандартной схеме — древние артефакты, эксперименты корпорации Weyland-Yutani и орды вырвавшихся на свободу монстров.

Особенностью данной игры является то, что она одновременно сочетает элементы из старых и новых фильмов. За классической историей про чужих внутри замкнутого пространства встает история про опыты с патогеном «инженеров», а кроме знакомых монстров нам противостоят роботы-синты и мутанты.

Вот только игра не про сюжет, а про зачистку локаций от монстров. Нам доступно четыре кампании по три миссии в каждой, плюс режим «Орда». Выбираем бойца определенной специализации, подбираем снаряжение и отправляемся на задание. В рамках кампании каждая миссия имеет связную последовательную историю, но сюжет подается не через игровые события, а через фоновые диалоги. И следить за субтитрами в пылу боя проблематично. Получить дополнительную информацию можно на уровне-хабе, где доступно общение с некоторыми персонажами.

Миссии построены на поэтапной зачистке локаций. Мы постоянно бежим вперед или отбиваемся от волн монстров, пока открывается дверь, взламывается компьютер и выполняется какое-то иное условие. На протяжении всей игровой сессии нас активно атакуют монстры, выползая из дыр в стенах и выпрыгивая из-за угла. Игра не дает передышки, а враги генерируются случайным образом, чтобы возникали новые боевые ситуации. В какой-то момент перед нами встает закрытая дверь или терминал, который надо взломать. Тогда монстров становится еще больше, и прут они со всех сторон.

В целом игра напоминает все кооперативные шутеры и экшены в духе Left 4 Dead, Warhammer: Vermintide, Zombie Army и прочих Это бодрый отстрел врагов, где игроки разной специализации взаимодействуют друг с другом для лучшей эффективности. Монстры тоже имеют определенное разнообразие. Есть рядовые чужие, которые выступают в роли «мяса», наваливаясь целыми толпами. Есть взрывающиеся монстры и плюющиеся кислотой, есть ксеноморфы-охотники и ксеноморфы-переростки.

Среди врагов в Aliens: Fireteam Elite присутствуют и роботы, которые активно используют оружие. Это вынуждает к иной тактике и заставляет активнее пользоваться укрытиями. Среди синтов тоже есть разные специалисты и бронированные джаггернауты с тяжелым оружием. Синты могут сталкиваться с чужими, вести с ними бой, и это можно частично использовать в свою пользу. А еще есть мутанты в стиле «Прометея», которые по своему поведению больше напоминают зомби «Потоп» из Halo.

В итоге игра оказывается весьма разнообразной по части врагов и того, как мы им противостоим. Против «мяса» лучше использовать дробовик или огнемет, на средней дистанции эффективнее автоматическое оружие, а быстро выбить снайпера-синта можно с помощью дальнобойной винтовки. Также есть спец-способности и расходуемые предметы — гранаты, мины, дроны поддержки и автоматические турели.

Главное испытание ждет в конце миссии. Каждый этап завершается сражением в стиле «Орды». Перед нами есть ящики с припасами и время на расстановку мин и турелей. Когда все участники команды восполнили боеприпасы, подлечились и заняли позиции, можно нажимать кнопку и начинать финальное сражение. И тут Aliens: Fireteam Elite раскрывается в полной мере. Враги напирают сильнее и сильнее, появляются монстры самых разных видов, и каждая новая волна усиливает давление. Если раньше какие-то мощные твари атаковали по одиночке, теперь они идут в бой целым отрядом. Игра создает безумное напряжение и драйв с острым ощущением выживания в безнадежной ситуации.

Эффективность команды зависит от правильного использования навыков каждого бойца. В игре несколько классов. Стрелок вооружен автоматическим оружием и дробовиком, имея дополнительные умения броска гранат и режима яростной стрельбы. Подрывник может орудовать смартганом и огнеметом, имея навыки взрывной волны и ракетного залпа. Техник является мастером владения пистолета и дробовика, используя турели и электрические ловушки. Медик использует стандартный комплект из пистолета и винтовки, поддерживая жизнь напарников.

Навыки бойцов восстанавливаются со временем, поэтому число гранат или турелей не ограничено. Но без прокачки период восстановления большой, часто их использовать не получится. Улучшение характеристик бойца доступно через систему перков и модификаторов, которые открываются по мере получения новых уровней. Интересно реализована схема применения этих улучшений. У нас есть поле с ячейками для перков. При ограниченном объеме поля можно установить какой-то перк с общими бонусами, а можно разместить вместо него модификатор, который при соединении с соответствующим навыком обеспечит дополнительную эффективность.

По итогам миссии мы получаем разные награды, среди которых могут выпадать модули для оружия и внешние элементы кастомизации. Есть шанс заработать апгрейд для своего «ствола», но вам все равно придется тратить местную валюту у торговца для покупки апгрейдов. Этим игра стимулирует к повторным прохождениям. Больше наград можно получить за счет системы испытаний. Перед стартом миссии выбирается карта с условием в духе «долгая перезарядка» или «случайно неработающее оружие», чтобы получить множитель на итоговые очки. Также можно выбить карту без негативных эффектов, к примеру, увеличенный урон от оружия. Присутствуют и типичные для подобных игр испытания-дейлики.

В рамках своего класса у каждого бойца ограниченный выбор оружия. Но из трех винтовок или нескольких пистолетов каждое оружие обладает особыми характеристиками, что хорошо ощущается в бою. Не говоря уже о разнице между классами, где уникальные навыки и разный арсенал немного меняют общий стиль поведения в бою. И слаженная команда должна умело сочетать сильные стороны каждого класса. При отсутствии живых игроков вы можете бегать с напарниками-ботами. Без них даже в легком режиме прохождение было бы весьма проблематичным.

Не обошлось без визуальных скинов и раскрасок на оружие. Вот только пестрые раскраски и несуразные элементы одежды совершенно не вписываются в атмосферу игры. К счастью, есть броня и шлемы в классическом стиле. Возможность немного модифицировать своего бойца в рамках стандартного образа «колониального морпеха» безусловно радует.

В целом игра старается следовать классике. Тут больше от «Чужих», чем от «Прометея» и «Завета». Многие события происходят в знакомой стилистике корабельных коридоров, где из щелей пробивается пар, с потолка что-то капает, а в вентиляции слышны жуткие звуки.

Музыкальное сопровождение тоже подчеркивает общую преемственность. Но если эмбиентные мелодии хороши, то боевые наполнены какими-то раздражающими звуками.

В качестве хоррора игру трудно воспринимать, поскольку нас сразу погружают в динамичные сражения с монстрами. А противников так много, что происходящее больше смахивает на Alien Shooter. Толпы чужих, обильные взрывы и вспышки пламени подчас сливаются в яркую кашу из визуальных эффектов.

В целом игра демонстрирует приятную графику. Дизайн больших локаций простоват, но освещение и эффекты сразу напоминают, что в основе Aliens: Fireteam Elite движок Unreal Engine 4.

Мы решили оценить производительность игры в высоких разрешениях, используя несколько доступных у нас видеокарт. Сравнение проведено на нашем стандартном тестовом стенде с процессором Intel Core i9-9900K. Тестирование проводилось на уровне-хабе, а чтобы как-то симулировать боевые действия, выполнялась стрельба по определенным точкам и применялись гранаты. Выбрано максимальное качество графики при стандартном уровне сглаживания 4x.

Комфортно играть в 1440p можно на Radeon RX 6600 и сопоставимых видеокартах старых поколений. Более мощные Radeon RX 6600 XT и GeForce RTX 3060 показывают близкие результаты. В топовом сегменте GeForce RTX 3070 немного выигрывает у GeForce RTX 2080Ti.

В 4K видеокарты GeForce RTX 3070 и GeForce RTX 2080Ti выдают около 60 кадров, но в жарких сражениях возможны просадки до 50 кадров. GeForce RTX 3070 Ti обеспечит полный комфорт в таком режиме. Загрузка видеопамяти в высоком разрешении около 6 гигабайт.

Если оценивать Aliens: Fireteam Elite с оглядкой на другие игры по франшизе, то перед нами нечто несуразное. Вместо хоррора и напряжения от встречи с каждым монстром нам предлагают нескончаемый отстрел «мяса». Все миссии выстроены по одной схеме, сюжет подается через диалоги на заднем фоне, много однотипных локаций. Это напоминает попытку эксплуатации знакомых образов в рамках типичной игры-сервиса. С другой стороны, игра предлагает бодрый геймплей с напряженными сражениями, работающую систему классов и продуманную прокачку. В Aliens: Fireteam Elite есть азарт и желание повторного прохождения, что крайне важно для игр такого жанра. И тут в минусы можно записать только небольшое количество миссий и проблемы с поиском напарников из-за падения интереса со стороны активных игроков.