Assassin's Creed относится к категории тех игр, про которые все в точности известно задолго до их выхода. Активная реклама, многочисленные ролики и интервью прессе – игроков заранее подготавливают и вбивают им в головы, что нас ожидает очередной суперхит. Как мы помним, с Crysis вся эта шумиха окончилась недовольным ворчанием многих игроков. Ставить недостижимые рамки качества очень рискованно, ведь их надо выполнять, а это не всегда по плечу даже опытным студиям.
В случае с Assassin's Creed компания Ubisoft допустила просто непозволительную оплошность. Вначале нас потчевали историями про средневекового убийцу. Однако после того как года два назад на Е3 был показан игровой ролик, в котором был намек на виртуальную имитацию данной эпохи, то главный козырь был раскрыт. Так что никаких сюжетных потрясений ожидать не стоило изначально.
Собственно это и произошло. Нам сразу рассказывают историю простого бармена Дезмонда Майлза, который волею судьбы оказался в лапах некой тайной организации. Он играет роль подопытного, в котором пытаются пробудить память его предков (среди которых был представитель хашашинов) чтобы выведать местонахождение древнего артефакта.
Стоит отметить, что ассасин – это лишь европейская интерпретация слова хашашин. Так себя называли представители агрессивной секты исламских фанатиков. Первые сведения о них появились в Европе после первых крестовых походов. Члены данной организации подчинялись строгой дисциплине и выполняли поручения для главы ордена по всей стране. А поручения относились к такому роду деятельности, которую бы сейчас окрестили терроризмом.
Главный герой Альтаир – лучший убийца в этой организации. Но после неудачной операции, когда из-за своей дерзости и самоуверенности он подставил под удар всю организацию, его приговаривают к смерти. Но казнь заменяют «исправительными работами». И чтобы вернуть себе статус и авторитет, мы должны выполнить серию заданий для ордена.
События в игре происходят во время Третьего крестового похода. Салах-ад-Дин, Тамплиеры, Ричард Львиное сердце – Святая земля находится меж разных огней и каждая сторона преследует свои цели. В условиях постоянной войны Ассасины пытаются сохранить хрупкий баланс, физически уничтожая алчных правителей, торговцев оружием и прочих неприглядных личностей. Основная роль в этом деле ложится на плечи Альтаира.
Assassin's Creed пытается заигрывать с игроками, предлагая некое глубокое обоснование совершенных убийств, пытается закрутить интригу и периодически скармливает нам многозначительные монологи Аль-Му-Алима или наших жертв перед их смертью.
Вот только диалоги эти по большей мере несут минимум смысловой нагрузки, зачастую представляя однотипные пустые рассуждения с попыткой привнести в них немного восточной мудрости.
Дело в том, что большую часть времени нам суждено заниматься исследованием городских закоулков и выполнением разнообразных акробатических трюков. И если поначалу нас бросают то из средневековья в современность, то обратно - потом забывают об этом. Миссии затягиваются, а редкие возвращения к реальности становятся абсолютно пустыми эпизодами на пару минут – вышли, поспали и опять в аппарат «Анимус», который нас возвращает в прошлое. С точки развития сюжета действия абсолютно бессмысленные.
Хотя на самом деле сюжет довольно интересный. Особенно приятно, что в игре нет четкого разграничения на «плохих» и «хороших», чем любят страдать игры, ориентированные на подростковую аудиторию. Люди, которые становятся нашими жертвами, преследуют лишь свои корыстные цели (попутно работая на Тамплиеров). Да и тема межрелигиозного конфликта довольно скользкая, а тут она является одним из важных звеньев сюжета. Опять же, и предательство есть – куда ж без него. Но всему этому уделяется маловато времени в течение довольно длинной игры. И концовка у некоторых игроков без сомнения вызовет разочарование. Поскольку по прошествии всех долгих испытаний нас ждет лишь намек на продолжение, и никаких секретов нам не раскроют.
Основная ставка сделана на Freeplay-геймплей. Большая территория, по которой можно свободно перемещаться и делать все что хочешь. До появления данной игры, единственный проект, который мог бы похвастаться столь богатым игровым миром, была игровая серия GTA.
События развиваются на территории трех крупных городов – Акра, Дамаск и Иерусалим. Территория, которая их соединяет, также доступна для исследования. Есть еще Масиаф – центр братства Ассасинов. Все эти территории проработаны до мелочей. Каждый город выделяется своей уникальной великолепной архитектурой, поскольку находится под властью разных религиозно-политических сил.
Внешняя территория наполнена небольшими поселками, сторожевыми башнями, есть военные лагери, древние руины – в общем, полная атмосфера жизни, а не несколько пустых дорог, соединяющих города.
На каждое строение мы можем залезть. Наш герой Альтаир вообще отличается отличными способностями скалолаза и акробата. Любого малейшего уступа достаточно чтобы зацепится за стену и взобраться по ней. А прыжки по крышам – это эстетически прекрасное зрелище. Герой наш порхает по каменным джунглям словно птица, непринужденно выполняя невероятные чудеса акробатики, балансируя на тонких балках, взбираясь на самые высокие башни и совершая сумасшедшие «прыжки веры» с огромной высоты.
Такому проворству позавидовал бы сам Давид Белль. Средневековый паркур – главная составляющая геймплея, благодаря которой игра приобретает свою изюминку. И это превращает даже любую простую прогулку в захватывающее приключение. Да и путь к очередной жертве приобретает разнообразие – можно не просто вломиться с парадного входа, а подкрасться с крыши или залезть по стене.
Особенно красиво выглядят «прыжки веры». Для того чтобы узнать местонахождение сюжетных и дополнительных заданий Альтаиру надо взобраться на определенные высокие здания – точки обзора. Отсюда он, созерцая город, собирает (неведомым нам способом) необходимую информацию. А чтобы не тратит время на долгий спуск можно сигануть в заботливо подставленные внизу повозки с сеном.
Везде здесь кипит жизнь. Дороги наполнены путешественниками, купцами. На улицах городов полно прохожих, торговцев, проповедников, стражников. Просто бегая среди них, мы и внимание привлекаем, и с прохожими сталкиваемся. В толпе приходится перейти на шаг, аккуратно расталкивать их, чтобы никого не сбить. Если перед носом у стражи начать практиковаться в искусстве лазания по стенам, они забьют тревогу. А вот если Альтаир как культурный человек воспользуется лестницей, то это не привлечет внимание.
При определенных правилах поведения в толпе легко скрыться. Только вот, пожалуй, нищенки, пристающие со своими жалобными прошениями, раздражают невероятно. Они еще и бегают за нами, под ногами мешаются и постоянно привлекают к нам внимание. Вызывают откровенное желание убить их втихаря, да вот незадача – сделать это с ними нельзя.
Слева есть индикатор, который показывает, насколько наши действия вызывают подозрение. Если он начинает светиться красным – то лучше вести себя спокойнее. Когда же мы все-таки стали целью преследования стражи, у нас есть несколько вариантов, для того чтобы скрыться – например, спрятаться в одном из специальных шатров на крыше, или притвориться одним из членов группы монахов.
Кроме основных миссий у нас есть множество побочных заданий. К выполнению они не обязательны, но определенные бонусы дают. Спасенный от стражи горожанин рассказывает своим товарищам о вашем подвиге, и если вы будете в их районе убегать от стражи, они помогут вам, сдерживая преследователей. Чтобы пройти в любой из городов необходимо спасти ученого, а потом вас легко пропустят с их группой внутрь (конечно всегда можно просто проложить себе путь мечом сквозь стражу). Удивительно, но внутри компании ученых или монахов в белых одеяниях, один человек с мечом на поясе уже не привлекает внимание.
По игровым локациям разбросаны и спрятаны флаги. За определенное количество найденных флагов здоровье Альтаира будет увеличено на одно деление. Также мы можем заниматься уничтожением рыцарей-тамплиеров, за них тоже можно получить бонус к шкале здоровья.
Управление персонажем, заточенное под геймпад игровых приставок, не сильно изменилось в версии для РС, хорошо хоть мышь для обзора ввели. А вот непонятная система с переключениями стоек так и осталась. Что это из себя представляет? Есть четыре основных клавиши действия. При активации нижней стойки они отвечают одним действиям, в высокой – другим, более агрессивным. Касается это и взаимодействия с внешним миром и действиям во время боя.
С одной стороны управление Альтаиром довольно легко. Бег по крышам можно свести вообще к нажатию пары клавиш, а герой сам будет прыгать в нужный момент. Так же вроде и с боевой системой дела обстоят – нажимай в нужный момент кнопку, и всех-то делов. Но игрок то пытается всякие комбо выполнять, не говоря уже о разнообразии ударов, а система управления этому всячески мешает. Например, чтобы вместо защиты нанести удар, надо нажать две кнопки (переключение стойки и удар). Или можно вначале переключить стойку, а потом наносить удары. Это пока против нас будет один-два противника можно комбинировать да сочетать удары, захваты и защиту. Но вокруг нас обычно собирается толпа, может и пару десятков человек сбежаться. В такой ситуации идеальный вариант перейти в защитную стойку и в тот момент, когда один из врагов наносит удар, нажимать «отражение». Схема победы оказывается проста до безобразия. Альтаир проведет контр-атаку и зрелищно раскромсает врага. При этом камера показывает убийство с самых разных ракурсов, чтобы мы могли насладиться этим зрелищем. Несмотря на множество разных красивых ударов, выполняются они автоматически.
Все вроде легко, да и компьютерные болванчики покорно ждут своей участи, нападая по одному. А вот если мы решим показать мастерство и нанести парочку ударов или захватов, то стоит переключиться в другой режим, как нам уже нанесут несколько ударов, а потом легко добьют. Вот и приходится ограничивать себя одним действием для легкой победы. Все это выглядит удручающее, поскольку игроки привыкли к довольно большой свободе действий в средневековых играх. Но Assassin's Creed это не слешер какой-то, так что данная особенность была простительна, если бы не обилие боев.
Несмотря на ориентирование не стелс-жанр, скрытное убийство ключевых персонажей невозможно. Незаметно подобраться не получится. Жертва обязательно нас заметит. А даже если мы и успеем молниеносно убить ее скрытым ножом, все равно сбежится стража.
Это не Hitman, где можно было пройти миссию без единого выстрела. Еще одно недоразумение – невозможность убить главных персонажей с помощью метательных ножей.
Зато скрытные способы убийства пригодятся при выполнении остальных заданий. Незаметно убить стражников и смешаться с толпой – тут без спрятанного в рукаве ножа не обойтись. Также это отличный способ для быстрого и бесшумного снятия лучников с крыши – главное быстро подбежать к ним, пока они не разобрались что к чему. Слухом компьютерные болванчики, похоже, совсем не наделены, поскольку подбегающего сзади убийцу они не слышат.
Зато очень интересно реализована система виртуальной симуляции средневековья с точки зрения того, что это лишь восстановленные воспоминания. Смерти как таковой в игре нет. Если наше здоровье падает до нуля, то происходит рассинхронизация и мы отключаемся из системы симуляции. Доступ к некоторым территориям до поры ограничен под предлогом того, что данный раздел памяти еще не восстановлен. Это все довольно органично вписывается в игровую механику и концепцию.
Графика в игре не революционная, как в Crysis, но выглядит отлично. Скрупулезное отношение к деталям позволило создать невероятно красивый реалистичный игровой мир. Редкие игры могут похвастаться такими большими игровыми локациями.
Детализация всех персонажей тоже отличная – проработан каждый элемент, каждая складка на одежде. А вот разнообразие моделей персонажей могло бы быть и побольше, а то стражники почти всегда на одно лицо.
Местные лошади - это самые реалистичные модели этих животных из всех, что пока доводилось видеть в компьютерных играх.
Зато в противовес красивым пейзажам и городским видам, «современность» смотрится невзрачно, даже модели страдают некой угловатостью.
Это прячут за шумами и прочими фильтрами, создавая нарочитое ощущение нереальности и электронной картинки. Может в следующих частях нас ждет очередная матрица по типу матрешки (одна симуляция внутри другой)?
Особенность игры – поддержка лишь широкоформатных разрешений. Так что обладатели обычных мониторов будут наблюдать черные полосы сверху и снизу, но это абсолютно не напрягает. Самое приятное, что при отличной картинке игра обладает довольно умеренными системными требованиями. Также стоит отметить поддержку нового DirectX10, которая скорее формальная, чем реальная. Разницу в изображении вы не почувствуете - это явно не Crysis, где, запуская игру под DX10 на максимальных настройках, можно было ахать от тех красот, что рисовал движок. Зато сколько это дало поводов для разговоров обиженных фанатов видеокарт AMD/ATI. Ведь изначально игра вроде как поддерживала DirectX 10.1, а после патча лишь DirectX 10.0, что, мол, лишило владельцев этих видеокарт каких-то визуальных преимуществ.
Вроде и сюжет у игры интерсный есть, и богатый проработанный мир Ближнего Востока, но игра не затягивает. Точнее, поначалу-то, в этот мир погружаешься с головой, но потом однообразные задания начинают надоедать. Несмотря на огромные возможности, невероятный средневековый паркур и красивую графику, задания все скроены на один манер. Не будешь же постоянно восхищаться умениям Альтаира порхать по крышам да ловко орудовать мечом, когда-нибудь и это надоест. Управление в игре тоже неоднозначно. С одной стороны оно простое, с другой стороны, для свободы боя неудобное до безобразия. А драться, используя лишь одну клавишу, тоже со временем станет скучно. Игра напоминает интерактивное кино, но очень затянутое. Вроде бы все есть для наслаждения игровым миром, но прохождение кажется долгим. Введи разработчики более разнообразные побочные задания, а не просто собирание флажков, то интерес к игре мог бы продержаться дольше. Еще один недочет - отсутствия интриги как таковой. Первые полчаса насыщены действиями – атака на Мосиаф, псевдоказнь Альтаира, да еще и история Дезмонда, невольно ставшего участником этого эксперимента. Потом сюжетная линия приобретает монотонный окрас, и подобных по напряжению сюжетных моментов больше нет. Вот и выходит, что вроде отличнейшая игра, но до конца не каждый захочет ее проходить.
Интересно, что некоторые пытаются оправдать игру, мол не для широкой аудитории она, глубокий интеллектуальный сюжет у нее не всякому близкий и понятный. Смешно это все, сюжет у игры не более интеллектуальный, чем у всех продуктов Ubisoft, направленных на массового потребителя. А заумные диалоги иногда напоминают пустой треп, который нам скармливали в продолжениях фильма «Матрица». Казалось бы, умные речи с намеком на философские размышления, а смысл на самом деле в пару фраз укладывается. А остальное всего лишь «вода»...
Возможно все это потому, что Ubisoft решили растянуть историю аж на три части. Вот и выходит скомканный финал, как рекламная «завлекаловка», которая должна простимулировать игроков на покупку продолжения. Укороти игру в два раза или не растягивай ее на трилогию, тогда, может, и вышел бы идеальный «всеядный» продукт. А так, до игры года проект явно не дотягивает, да и до максимальной оценки тоже, разве что на пять с минусом.
Assassin's Creed. Le Parkour
23.06.2008