Assassin's Creed 4: Black Flag
Разработчик Ubisoft Montreal, Ubisoft Annecy, Ubisoft Quebec, Ubisoft Singapore, Ubisoft Ukraine, Ubisoft Romania, Ubisoft Montpellier
Издатель Ubisoft Entertainment
Официальный сайт http://assassinscreed.ubi.com/ru-ru/home/
Дата выхода Ноябрь 2013
Локализатор Логрус
Жанр Экшен

Третья номерная часть игровой серии Assassin's Creed поставила точку в истории Дезмонда Майлса, который был неизменным героем всех прошлых игр. Протагонист пожертвовал собой, чтобы защитить Землю от глобальной катастрофы. Но такой пустячок, как смерть главного хранилища генетической информации, не могут остановить Ubisoft. Виртуальная компания Abstergo забирает тело погибшего и извлекает из него ДНК, которое успешно используется для дальнейшего исследования славного прошлого лихих предков Дезмонда.

Все игры Assassin's Creed в первую очередь являются приключенческими боевиками в антураже определенных исторических эпох. Сюжетное повествование, которое развивается в современности, никогда не играло главную роль и занимало минимум хронометража при прохождении игры. Так что завязка с сохраненной ДНК дает огромную свободу для сценаристов и не требует особо активного развития повествования в нашем времени. Примерно так и происходит. Четвертая часть начинается с безымянного персонажа. Нам предлагают роль работника Abstergo, который ковыряется в тех слоях памяти, что были накоплены за период жизни Эдварда Кенуэйя, деда Коннора из Assassin's Creed 3. Безликий сотрудник методично изучает воспоминания, вытягивая интересные события для развлекательного подразделения Abstergo. И поначалу нет даже никакого намека на интригу или какие-нибудь интересные события, поджидающие в настоящем.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Совсем другое дело — прошлое. Предок Кенуэйев оказывается пиратом и авантюристом с весьма богатой на приключения жизнью. Исходя из профориентации такого героя сразу становится ясно, что морская тематика, так полюбившаяся игрокам еще в Assassin's Creed 3, теперь на первом месте.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Эдвард вполне мог бы остаться заурядным грабителем кораблей, если бы случай не свел его с ассасином-ренегатом. Притворившись перебежчиком, герой проникает в логово тамплиеров и узнает о некоей Обсерватории, имеющей невероятную ценность для всех древних организаций. Бывалый пират сразу же подумывает о том, как удачно конвертировать все это в звенящие дублоны, и пытается отыскать секретное место своими силами. Попутно Эдвард грабит корабли, выполняет задания для соратников-пиратов, помогая строить им анархистскую республику в Нассау, и уничтожает главных тамплиеров, что позволяет наладить союзные отношения с их извечными врагами ассасинами.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Сюжет насыщен событиями. Кроме развития пиратской тематики игрокам поведают о нюансах местного противоборства древних орденов тамплиеров и ассасинов. Будет затронута тема древних цивилизаций и наследия Майя. Но не чувствуется единой продуманной линии, как это было в Assassin's Creed 3, да и уровень драматичности поменьше. История взросления и становления Коннора воспринималась интереснее, хотя под конец повествование тоже сдувалось, а финал воспринимался как наспех склеенные события. В Black Flag некоторые шероховатости проявляются еще в первой половине игры. Слишком резко повествование прыгает с одного на другое, без плавных переходов или хоть каких-то сюжетных предисловий. Случаются мелкие нестыковки в деталях, когда какой-нибудь персонаж ведет диалог с нами так, будто уже знаком с Кенуэйем.

Зато все действующие лица являют собой яркие и запоминающие характеры. Среди пиратов случаются как заядлые пропойцы, так и рычащие бесы вроде Черной Бороды, который наводит ужас на окружающих. При этом образ пиратов традиционно романтизирован. Вместо простых грабителей и любителей наживы показаны эдакие романтики-анархисты, пытающиеся достичь полной свободы в алкогольно-разбойничьем кутеже.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Игровой мир в Black Flag самый большой в сравнении со всеми прошлыми играми серии. Основную площадь занимают морские просторы, по которым курсируют торговые суда и военные конвои. Полно мелких островков с припрятанными сундуками и прочими предметами для сбора. Основной мир бесшовный, лишь самые крупные города и селения реализованы в виде отдельных загружаемых локаций.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Морские территории разбиты на зоны, контролируемые фортами. После уничтожения такого форта мы открываем все метки на карте в этой зоне и получаем новую точку для быстрого перемещения.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Управление кораблем осталось на прежнем уровне, появился только более скоростной режим при полных парусах. Направление ветра на управляемости и послушности судна сказывается минимально, но благодаря динамической системе изменения погоды теперь не избежать случайных встреч со штормами, где удерживать ровный курс будет очень тяжело. Black Flag не предлагает какого-то сверхреализма, все понятно и отзывчиво, что позволяет разыгрывать перед игроком масштабные сражения и ввязывать его в борьбу с дикой стихией. Солнечная спокойная погода может легко смениться мощной бурей с огромными волнами, норовящими перевернуть корабль. Появились даже смерчи, которые легко увлекают за собой судно, если не спущены паруса. Используя всего несколько кнопок, вы пытаетесь лавировать в бурном море, а перед вами разыгрывается настоящее зрелище — помощник выкрикивает команды, матросы снуют по кораблю, регулируя положение парусов, волны накатывают сверху и рассыпаются пеной, стекающей по палубе, плотная пелена дождя сверкает в отблесках молний.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Живые ощущения от морской стихии во многом связаны с реалистичной динамической водной поверхностью, подернутой пеленой волн. И чем сильнее ветер, тем мощнее и выше волны, которые раскачивают на своей поверхности корабль. Столь живое динамическое море можно увидеть еще только в Battlefield 4.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Вооружение судна стало немного разнообразнее со времен третьей части. Кроме бортовых пушек появились носовые орудия и мортиры, есть возможность сброса бочек с порохом позади себя. Тем не менее, успех боя все равно зависит от удачно проведенного залпа боковой артиллерии. Наконец-то стало возможным проводить абордаж в реальном времени, не прерывая бой. Когда сильно потрепанное ядрами судно подсвечивается специальной меткой, вы можете цеплять его крюками и подтягивать к себе. Матросы с обеих сторон активно участвуют в побоище. На дальних дистанциях противники отстреливаются и пытаются обрубить канаты. Если же корабль удалось подтянуть вплотную, то наша команда перебирается на его борт и вступает в рукопашную схватку. Сам герой может зрелищно сигать на чужую палубу с канатов или мачт, выполняя фирменные убийства в прыжке.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Успешный захват осуществляется по выполнению определенных условий. В самом простом случае — это уничтожение нужного количества чужих бойцов. На более мощных кораблях еще приходится охотиться за офицерами или взбираться на главную мачту для замены флага.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Игра всячески стимулирует именно к захватам — в этом случае добыча намного богаче, чем если просто разнести корабль на щепки. Завоеванное судно еще можно пустить на ремонт или снизить известность, даровав чужой команде свободу.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Оценить ценность потенциальной жертвы поможет подзорная труба, демонстрирующая информацию о грузе и вооружении. Не редки ситуации, когда ввязавшись в бой с одним кораблем, можно оказаться в окружении небольшой флотилии, подоспевшей на подмогу. А при высокой известности за нами начнется самая настоящая охота со стороны военных судов. Можно самому стать невольным свидетелем стычки между другими кораблями и, воспользовавшись ситуацией, разграбить одно из них.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Black Flag предлагает даже скрытные морские миссии, в которых нужно держаться вне поля зрения вражеских судов, выслеживая свою цель.

В противовес непрерывному морскому бою с абордажем нам предлагают штурм фортов. Вначале нужно разнести внешние башни из корабельных орудий, а потом, причалив к пристани, проникнуть внутрь и уничтожить офицеров, которые руководят сопротивлением. И хотя никто из нашей команды не следует за нами в атаку, но внутри форта всегда кипит отчаянная схватка между солдатами и неизвестно откуда взявшимися пиратами.

Еще одно неожиданное нововведение в игре — подводные миссии. Полученный в одном из сюжетный заданий колокол позволит опускаться на дно возле затонувших судов и собирать припрятанные на них сокровища. Опасностей под водой тоже много — акулы, мурены и морские ежи, облепившие остовы корабля.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Осталась охота на разную живность. Теперь она происходит не только на суше, но и на морских просторах, где можно загарпунить акулу или кита. На твердой земле нам предложат охотиться как за безобидными зайцами, так и за разными хищниками вроде ягуаров и крокодилов. В третьей части охота занимала важное место в контексте индейской тематики, но не имела реальных стимулов для сбора многочисленных шкурок. Теперь же собранные трофеи можно пустить на весьма ощутимые улучшения — более вместительные подсумки для боеприпасов или кобуры под дополнительные пистолеты.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

В целом, игровой процесс на суше остался почти без изменений. Мы взбираемся на обязательные вышки для синхронизации и открытия новых участков карты, собираем предметы и выполняем мелкие побочные задания. Среди новых задач — поиск кладов. Вначале мы находим какую-то карту, а потом по ней разыскиваем место, где закопан сундучок с золотишком. Вместо летающих рукописей теперь предлагают бегать за листками с пиратскими песнями для нашей корабельной команды. Есть ряд контрактных убийств для ассасинов. Они доступны с самого начала игры, хотя по сюжету в курс дела нас вводят лишь спустя несколько миссий.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Протагонист скачет по крышам и ветвям деревьев не хуже любого старого героя Assassin's Creed. Умело карабкается по стенам, уступая Коннору только в умении взбираться по скалам. Более важную роль в скрытной системе стала играть растительность, которая теперь выглядит намного симпатичнее. Различных кустов и зарослей больше, что позволяет дольше сохранять инкогнито. Есть традиционные телеги с сеном и кучи листвы, где герой тоже может прятаться. В остальном же скрытность работает строго по старым схемам. Избегаем взглядов охранников, вжимаемся в углы или уходим на крыши, подманиваем из засады часовых свистом и уходим от погонь, отсиживаясь в кустах и сене.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Набор оружия довольно широкий. Кроме пары шпаг и пистолетов нам доступны дымовые бомбы, различные дротики и даже экзотический шэнбяо. Стиль ведения боя у нового героя немного отличается от старых ассасинов, но никаких новых ощущений игра не дает. В чем-то схватки с холодным оружием даже стали проще, ведь теперь все держится исключительно на умелом парировании. В Assassin's Creed 3 с некоторыми противниками нужно было проявлять смекалку. А еще Коннор умел проводить эффектные комбо под сопровождение не менее эффектной плавающей камеры. В новой игре столь зрелищных комбинаций нет, лишь в моменты каких-то добивающих ударов идет замедление времени.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Зато в стрельбе новый герой более умелый. Среди его новых способностей — быстрая пальба навскидку поочередно из всех пистолетов. В крупной потасовке это помогает моментально проредить ряды окруживших нас врагов.

Для нашего судна доступно множество улучшений. Цены на них весьма высокие, что вполне оправдывает необходимость грабежа. Все эти улучшения доступны как в специальных лавках, так и прямо из каюты капитана. В сочетании с возможность ремонта за счет захваченных судов это дает возможность на полностью автономное существование в море без обязательного посещения портов.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Традиционное баловство с бесполезным обустройством своего личного гнездышка никуда не пропало. Но теперь нет сюжетных миссий по сбору рабочих и помощников в свою колонию, что порою было весьма занятным развлечением в третьей игре. Исчезла торговля с непонятным громоздким интерфейсом по снаряжению караванов, которые частично заменили флотом. Собирая захваченные корабли, мы можем направлять их с грузами в разные точки Атлантического океана. В чем-то это напоминает прокачку команды ассасинов из прошлой игры с распределением заданий по регионам. Вот только работает новая система не совсем понятно и ясно. Лично у меня быстро возник дефицит ресурсов для снаряжения кораблей, а купить или добыть их в реальной игре нигде не удается.

На определенном этапе сюрпризы начинает преподносить и повествование о современном герое. После непонятного вступления безымянный работник Abstergo оказывается втянут в какие-то интриги с кражей внутренней корпоративной информации. Все основное время мы будем заниматься взломом компьютеров сотрудников в разных мини-играх. Открывшаяся информация окажется весьма любопытной. Приоткроется завеса тайны над судьбой тела Дезмонда, можно будет узнать о первых прототипах Анимуса и первых испытуемых. Много упоминаний о реальных исторических артефактах вроде манускрипта Войнича и антикитерского механизма, которые в мире Assassin's Creed вплетены в историю Предтеч и древних знаний. Не боятся сценаристы и самоиронии, подкидывая нам маркетинговые отчеты с предложениями по поводу будущих игр от Abstergo/Ubisoft и перспективах ежегодного конвейера. Из этих очерков, кстати, можно предположить, какие эпохи могут найти отражение в следующих играх — Великая французская революция, средневековая Япония, период Наполеоновских войн, Дикий запад, Викторианская Англия. Упоминается даже один из товарищей Альтаира, что тоже можно рассматривать как затравочку под какой-то аддон.

Сетевые схватки предлагают знакомое развлечение, где все держится на умелом поддержании скрытности. Команды соревнуются между собой, смешиваясь с толпой и пытаясь вычислить в куче компьютерных болванчиков реального противника. При наличии на уровне большого количества одинаковых персонажей задача вроде и простая, но есть свои нюансы вроде радара или тревожных звуков, указывающих на близость врага. Ну и, конечно, поведение играет первостепенную роль. Беготня и прыжки могут быстро выдадут вас, и все окончится внезапным ударом из толпы. Режимы завязаны на противоборстве команд, совместной охоте за жертвами или борьбе за артефактами, которые нужно незаметно вынести с базы противника. Бывалые игроки ничего нового в этом не увидят. Порадует лишь возможность создавать свою игру с полностью настраиваемым условиями. Недружелюбная прокачка, когда реальные апгрейды выдавались не за повышение уровня, а за выполнение определенных испытаний внутри игры, сменилась более привычной системой, вознаграждающей за каждый новый уровень.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

У Black Flag значительный прогресс в графическом исполнении. Игра по праву может считаться самым красивым игровым проектом с открытым миром. Сильно подросла детализация и четкость текстур.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Огромный рывок заметен в визуализации растительности. Вместо куцых кустиков теперь вокруг густые заросли, в которых героя видно разве что по шевелению листвы. Деревья тоже выглядят намного лучше и естественнее — детализированная кора, густая листва и обвивающий стволы плющ. При этом имеет место правильное затенение от растительности.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Работа с освещением и тенями поднялась на новый уровень. Поддерживается режим глобального освещения HBAO+. Есть полноценная динамическая система смены времени суток с формированием правильных теней в зависимости от положения светила.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Сами тени стали четче и детальнее. При этом контуры их мягкие и слегка расплывчатые, что соответствует реальной картине формирования теней от рассеянного солнечного света.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Появились объемные солнечные лучики. Эффект не сильно выражен, но весьма заметен вдоль краев объектов, расположенных против солнца или во время закатов.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Отлично реализованы погодные эффекты. Многослойные потоки ливня блестят в сполохах молний, листва дрожит под порывами ветра, мокрая земля пузырится от мощного водяного потока и отражает в лужах окружающий мир.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

В сравнении с предшественницами новая игра блистает объемной фактурой всех поверхностей. Неровные камни или поверхность земли смотрятся очень хорошо, хотя и без явной деформации, которую может придавать тесселяция.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

О реалистичном море уже упоминалось выше. В первую очередь, это стало возможным благодаря сложной динамике волн. Отражения и блики тоже смотрятся хорошо, а в прибрежной зоне частично прозрачная вода еще и преломляет изображение.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Недавно в игру был добавлен улучшенный дым, реализуемый средствами NVIDIA PhysX. Это нововведение в чем-то является спорным. При выстрелах из пистолетов формируется огромное облако дыма, мешающее обзору. А во время перестрелок на кораблях дым может полностью окутать наше судно, скрывая от глаз противника.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Зато в непогоду этот же дым выглядит очень эффектно благодаря сложному взаимодействию со средой — дождь и ветер прибивают его к земле и сгоняют клубами в сторону.

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Assassin’s Creed IV: Black Flag

Такие эффекты серьезно влияют на производительность в моменты сильного задымления даже на топовых картах GeForce. В случае с Radeon, когда все расчеты PhysX ложатся на плечи процессора, просадки будут еще критичнее. Подробнее о производительности мы поговорим в ближайших обзорах видеокарт, где в списке тестовых приложений появится и эта игра.

Assassin’s Creed IV: Black Flag является главной игрой про пиратов за последние годы. При этом она выполнена вполне в духе Ubisoft — без сложного управления и с рядом аркадных элементов. Но именно это и позволяет получить максимум удовольствия от погружения в игровой мир, где без особых премудростей можно ощутить себя грозой морей, который не боится ни самого крупного галеона, ни самой зубастой акулы. У игры есть все атрибуты хорошего приключения: яркие харизматичные герои, охота за сокровищами, масштабные битвы с абордажем кораблей, секретные гробницы и древние ордены. Мизерные изменения игрового процесса на суше и существенное расширение возможностей игрока на море в итоге делают игру разноплановой и насыщенной. Большие просторы, однотипные вторичные задания и сбор предметов могут утомить, но Assassin’s Creed всегда позволяет переключиться на что-то иное. Как сюжетное историческое приключение Black Flag слабее предшественников, но как игровая «песочница» увлекательнее и красивее. В итоге игра понравится как фанатам серии, так и игрокам, слабо знакомым с Assassin’s Creed. Для последних Black Flag и вовсе может стать лучшим игровым приключением 2013 года.