Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити) |
|
Разработчик | Rocksteady Studios |
Издатель | Warner Bros. Interactive Entertainment |
Официальный сайт | batman-arkhamcity.ru |
Дата выхода | Ноябрь 2011 |
Локализатор | 1C-СофтКлаб |
Жанр | Экшен |
Комиксы про супергероев — явление немного чуждое для отечественной аудитории. И основную роль в разном восприятии данного явления играют не только культурные различия и менталитет, но и то, что на Западе комиксы давно стали частью массовой культуры. Мы же по большей мере знакомы со всеми этими неисчислимыми полчищами супергероев и суперзлодеев по киноэкранизациям, которых особенно много развелось в последние годы. Но среди всего этого коммерческого «мусора» стоящих фильмов крайне мало. А недавний «Пипец» и вовсе расставил все точки на i, после весь этот маскарад серьезно просто не воспринимается. Истории про инфантильных мегазлодеев и одиноких героев в масках, которые летают и прыгают выше крыши из-за того, что над ними провели какой-то таинственный эксперимент, их укусила блоха-мутант или розовый слоник из параллельной Вселенной трудно воспринимать всерьез любому, кому уже стукнуло больше 16 лет.
С Бэтменом все обстоит немного иначе. При упоминании этого имени в памяти сразу всплывает шикарная готическая сказка за авторством Тима Бертона и мрачная суровая дилогия про Темного рыцаря от Кристофера Нолана. Это один из самых старых и популярных супергеров, карьера которого началась в 1939 году. За огромное время существования данного бренда, герой обзавелся кучей разных врагов и пережил множество приключений. И такой богатый материал просто таки требовал достойной виртуальной реализации. Эту ношу на себя взвалили разработчики из Rocksteady Studios, которые в 2009 году презентовали неожиданно увлекательную и атмосферную игру Batman: Arkham Asylum. Хорошая реализация и популярный герой обеспечили высокие продажи, так что продолжение не заставило себя ждать.
На этот раз долг требует вмешательства Бэтмена в активную криминальную деятельность, которая развернулась в городе Аркхем Сити. Это недружелюбное местечко изначально было задумано как большая тюрьма. Изолированный высокими стенами городок населен всяким сбродом, который сюда бросает полиция. А поскольку все эти «невинные» жертвы системы — закоренелые рецидивисты, то занимаются они исключительно грабежом и мордобоем. Добавьте сюда старых знакомых, которые заглянули на огонек из лечебницы, и мегазлодея, который задумал устроить нечто страшное и грандиозное. Ситуация почти критическая. Без Темного рыцаря не обойтись.
Торопиться в Аркхем Сити не нужно, протагониста туда и так доставят тюремные охранники. Брюса Уэйна схватят прямо на пресс-конференции и бросят в радостные объятья уголовников, которые готовы горячо поприветствовать в своих рядах известного миллионера и героя светской хроники.
Но Брюс без костюма тоже парень не промах. Даже наручники не помешают намять бока нескольким негодяям и скрыться в подворотне, чтобы на крыше забрать из сброшенного контейнера всю амуницию. Летучая мышь в городе. Пора побеспокоить негодяев.
Приключения в Batman: Arkham City ждут на каждом углу. Игровой мир превратился в натуральную криминальную «песочницу». Игровой мир стал больше, в нем больше событий и секретов. Вместо туннелей и подземелий основное время теперь придется проводить на улицах, бегая по крышам и планируя над домами.
Сюжет завязан на нескольких основных событиях. Надо разобраться со Стрейнджем, начальником этого приятного местечка, по приказу которого и схватили Вейна. А еще предстоит урезонить Джокера, который везде успевает набедокурить и имеет очень веские аргументы для того, чтобы убедить Бэтмена найти одну очень нужную для них обоих вещь. Потом на сцену выходит древнее общество ассасинов с эликсиром бессмертия и открываются тайны глобального заговора, в результате которого должна начаться очистка мира от скверны методом огня и меча.
С первых минут нас ведут за ниточку по линии основного повествования, но быстро дают свободу. Никто не требует срочного выполнения насущных дел, и вы можете заняться исследованием города и его закоулков. Благо, сама игра стимулирует к подобным действиям и умело подкидывает нам новые задания. Например, зазвонил телефон на улице — подбежали, ответили, ввязались в игру с телефонным маньяком, который угрожает убивать, если вы не успеете к следующему звонящему аппарату. И вот так, носясь по городу и выслушивая исповедь маньяка по телефону, Бэтмен постепенно будет его выслеживать, пока точно не определит логово и не отправится спасать заложников. Таинственный наблюдатель оставляет странные знаки в труднодоступных местах. Убийца Дэдшот балуется, расстреливая людей из винтовки. Надо найти всех жертв, исследовать место преступления на предмет улик, выследить и остановить негодяя. Даже крик о помощи не случайное явление. Это невинные политзаключенные вечно попадают в передрягу, а спасти их от головорезов можем только мы. Некоторые из заданий можно получить от персонажей, которые появляются в ходе развития основного сюжета. Например, Фриз хочет получить жену, которую выкрал Джокер. При этом сам Фриз оказался в заточении у Пингвина, а Джокеру позарез нужна помощь хладнокровного профессора. В общем, все действуют из расчета, что человек человеку волк, что лишь добавляет нам лишних хлопот и приключений.
Важное место занимают загадки Ридлера. Как и в Arkham Asylum по всей игровой территории разбросаны трофеи, которые нам нужно собирать. И добыть их не так уж и легко. В лучшем случае они спрятаны в каком-то проходе или за разрушаемой стеной. Но обычно, для того, чтобы получить их, придется немного попотеть и пошевелить извилинами — активировать за короткое время в правильной последовательности несколько кнопок, пробиться сквозь ловушки или остановить какой-то хитрый механизм. Некоторые решения очевидны, а некоторые задачки поставят в тупик. И не все трофеи можно получить сразу, для некоторых понадобятся особые приспособления, которые мы получим позже. Игра по поиску и решению таких головоломок оказывается довольно занятной и полезной, ведь найденные секреты позволяют начать с Ридлером свою игру в кошки-мышки и спасти захваченных им заложников.
Кроме этого любой трофей приносит бонус в виде игрового опыта. Свои премиальные игра отсыпает за любое задание — сбитые воздушные шарики или выполнение трюков в тренировочных полетах. На каждом новом уровне открываются новые приемы или возможности улучшить характеристики костюма. Новая амуниция становится доступна по мере прохождения разных миссий, и некоторые из обновок мы получаем в результате необязательных побочных квестов. А с новыми техническими приспособлениями можно уже попытаться проникнуть в те секретные места, которые были недоступны ранее. Да и сама сюжетная линия порою дважды приводит в одно и то же место, позволяя заново исследовать территорию по второму разу.
Что же касается драк и боевой системы, то они осталась без изменений. Бэтмен, следуя своему кодексу пай-мальчика, орудует исключительно кулаками и ногами, нокаутируя врагов. Никакой крови и отрубленных конечностей в игре нет. И такой стиль боя немного странно смотрится на фоне мрачного антуража с готичной архитектурой и с маньяками-психопатами на улицах. Понятно, что игра как и комиксы рассчитаны на подростковую аудиторию и низкий возрастной рейтинг. Но попытки подвести под миролюбие протагониста какие-то философские убеждения выглядят глупо и наивно. Даже сам Джокер один раз намекнет герою, а не надоело ли ему бегать за ним, все равно ведь убежит и перебьет потом кучу людей. Мол, сколько можно одним и тем же заниматься.
Драки на первых порах просты до безобразия. Используем один удар и вовремя нажимаем клавишу контратаки, когда над врагом загорается соответствующий значок. Но при такой простоте выглядит все зрелищно благодаря отличной анимации. Главное кликать да направлять героя в нужную сторону, а он сам уже будет прыгать от одного противника к другому, нанося стремительные удары. Прыжок позволит сделать сальто через голову ближнего нападающего и уйти из-под ударов, если вас взяли в кольцо. Сложность постепенно растет, и приходится действовать все активнее, пытаясь провести серии ударов для реализации комбо, использовать спецприемы для бандитов со щитами или в бронежилете. В компании сразу дюжины врагов реализовать все это будет довольно сложно, ведь не сразу замечаешь в такой толпе значки для контратаки, а наши добивающие удары могут легко прервать. Со стрелками в открытом бою все еще сложнее. Вся крутизна Бэтмена сдувается, когда на сцену выходят хотя бы пару человек с автоматами. Тут поможет дымовая граната в качестве прикрытия и верный крюк, с помощью которого можно быстро убежать на крышу, а уж там, обойдя врагов с тыла, снимать их по-тихому.
За разнообразие ударов и их серию выдают дополнительный бонусный опыт, а последние особо мощные удары демонстрируются с ближних ракурсов в замедленной съемке. Правда, зачастую неудачное положение камеры портит такой киношный эффект.
Игра почти всегда строго делится на две части: рукопашные драки и стелс с вооруженными огнестрельным оружием противниками. Бывают определенные сочетания, но обычно, если имеются стрелки с автоматами, то имеются и возможности для игры в прятки. Забрались на высокую точку, осмотрелись и начинаете охоту. Врагов можно хватать, если они пройдут прямо под вашим «насестом». Можно нейтрализовать тихим приемом с помощью удушения со спины. Более быстрый прием с ударом услышат, сбегутся. Этим можно воспользоваться, чтобы незаметно нырнуть в какой-то проход в вентиляции и там поджидать новую жертву. Особенно забавно в такой ситуации слушать, как по мере уменьшения числа активных бойцов, оставшиеся начинают нервничать и с ужасом говорят о Бэтмене как о призраке. Кстати, чтобы не сильно упрощать такие игры в охотника и жертву некоторые враги имеют датчики сердцебиения, и после оглушения одного остальные вскоре понимают, что случилось, и поднимают переполох.
В бою можно применять и разные гаджеты, да толку от них мало, все равно придется потом действовать вручную. В лучшем случае можно кратковременно оглушить врага или сковать его ледяной гранатой. Но в бою с множеством противников, чтобы отвлечься на секунду, обычно все равно не хватает времени — сразу же получишь подзатыльника от окруживших.
Не обошлось и без боссов. Все они разнообразны и требуют разной тактики. Некоторые сражения требуют заманивать врага в ловушки. Так, победить Фриза без использования окружения и вспомогательных средств не получится. Битва с ним вообще одна из самых интересных. Она не сложная, но требует хитрости.
Есть и боссы-здоровяки, сражения с которыми превращаются в натуральный слешер. Огромный на полэкрана бугай что-то постоянно метает и бросает в нас, а нам приходится прыгать и уклоняться от ударов, пытаясь выполнить определенные действия, чтобы ослабить его, а потом уже добить.
Один из плюсов игры — возможность поиграть за женщину-кошку. Ей уделено меньше сюжетного времени, но от этого играть не менее интересно. У нее есть свои цели, есть даже свои трофеи Ридлера. Причем доступ к некоторым может открыть только Бэтмен, а уже потом в роли кошки мы сможем их забрать. Драки проходят по знакомой схеме, но у кошки совершенно иная анимация и приемы. Она более грациозна как в лазании по стенам, так и в мордобое. Кошка радует глаз изящными прыжками, приемчиками с поцелуйчиками во время захватов и хлыстом в качестве оружия.
Те, кому лишние деньги жмут карман, могут скачать дополнения, открывающие еще Робина и Найтвинга в качестве игровых персонажей для режима испытаний.
Игра базируется на стареньком движке Unreal Engine 3, но демонстрирует очень приятную картинку. Дизайнеры потрудились на славу, и детализированный ночной город, со своими мокрыми слегка заснеженными улочками выглядит просто отлично, создавая мрачную атмосферу. Хорошо поставленное освещение добавляет приятной иллюминации. Внутренние интерьеры смотрятся заметно скромнее. Но все равно это один из самых красивых проектов на базе UE3.
Главные персонажи великолепно проработаны и детализированы. По мере игры их костюмчики изнашиваются и после изрядного числа боев видны дырки и порезы. Вроде бы и мелочь, но почему-то никто кроме Rocksteady до такого не додумался.
Игра поддерживает DirectX 9 и DirectX 11. Во втором режиме используется более реалистичная система освещения HBAO, мягкие тени и тесселяция. Что касается освещения, то разница заметна не всегда и слабо выражена, хотя кое-где изображение приобретает больший эффект глубины, а лучики света выглядят еще симпатичнее. Отличия в тенях и вовсе без лупы не заметить. А вот тесселяция заметно преображает некоторые закоулки Аркхем Сити. Стены и брусчатка становятся более объемными, растения и всякие щупальца со своей бугристой поверхностью выглядят просто шикарно. Некоторые аморфные персонажи тоже становятся более детализированными. Преображаются каменные завалы и кучки угля. Мокрый талый снег на улицах смотрится очень натурально и реалистично.
Еще имеется поддержка NVIDIA PhysX, что тоже неплохо преображает картинку в некоторых эпизодах и местах. Больше натуралистичного густого дыма и тумана, который разгоняется движением воздушных масс при наших движениях. Появляются газетки и палая листва на улицах, которые тоже разлетаются в стороны при быстрых движениях. Некоторые занавески и канаты в музеях из статичных объектов приобретают все атрибуты реальных физических тел. Коврики под ногами «оживают», скомкиваются и сворачиваются, если вы вытанцовываете на них боевые па. Рассыпанные в хранилище купюры танцуют, захваченные воздушным потоком от стремительных движений. Все эти листики, большее число частичек разбитого стекла и льда, разная иная мишура не изменяют общий вид игрового мира, но делают его чуточку живее. А ледяная пушка с включением PhysX выглядит просто великолепно, осыпая все вокруг дождем из кусочков льда.
В Arkham Asylum потрясающие изменения при включении эффектов PhysX происходили во время погружения в галлюцинации, которые вызывал Пугало — стены красиво рассыпались на кучу кирпичиков, которые парили замысловатыми потоками. В нынешней игре есть похожий по красоте сюрреалистичный эпизод, где потоки левитирующих камней отлично вписываются в общий антураж.
Без DirectX 11 и эффектов PhysX игра выглядит беднее. В DirectX 9 стены домов и окружение более плоские, никакого снега нет и в помине, заросли вокруг логова Плюща угловаты. Ледяное оружие и схватки с аморфными боссами теряют в зрелищности из-за меньшего числа частиц. С другой стороны, все эти изменения кардинально не меняют общий визуальный стиль. Зато системные требования при рендеринге средствами старого API и без PhysX довольно низкие. С Full HD при максимальном сглаживании справится даже видеокарта уровня Radeon HD 5770. Но если вы хотите получить максимум визуальных впечатлений, то для такого разрешения понадобится GeForce GTX 580. И то, в некоторые моменты с множеством частичек будут заметные просадки fps. Хотя данная игра не шутер и точность позиционирования большой роли не играет, так что на игровом процессе это не скажется. Тем же, кого даже такие редкие просадки категорически не устраивают, придется обзавестись второй видеокартой GeForce специально для «физики».
Если же говорить о реальной физике, а не о дополнительных эффектах PhysX, то никаких изменений со времен прошлой части не произошло. То есть окружение почти полностью статично, а разрушению поддаются редкие деревянные перегородки и стекла.
Звуковое оформление стало под стать возросшей эпичности происходящего. Саундтрек более насыщенный и яркий.
Общее впечатление от Batman: Arkham City весьма положительное. Игра недалеко ушла от первой части, но стала более масштабной, а мир более интересен для исследования. Еще больше врагов и персонажей из выдуманной Вселенной Готэма. По мере игры открывается огромное число данных о мире Бэтмена и других действующих лицах — биографии, описание прошлого города и разных ключевых событий. Под конец вы получите полноценную мини-энциклопедию по этому миру. Сюжетное наполнение довольно богатое, но сочетание мрачной готичной атмосферы с абсурдностью поведения некоторых злодеев вызывает противоречивые чувства. Дело в корнях, в комиксах. Поэтому и балансирует Arkham City между наивным детским повествованием и суровым мрачным боевиком. В итоге выходит нечто вроде фентезийной сказки в духе Бертона, что хорошо. Но иные эпизоды все равно напоминают отрывки из какого-то глупого мыльного сериала. Постоянная игра в кошки-мышки и противостояние Бэтмена с Джокером в контексте законопослушных методов борьбы с криминалом и противодействия насилию выливается в абсурдный финал, когда протагонист забивает на подружку и отдает последние почести былому врагу. Тушите свет. Но играть то все равно интересно. Хотя драки под конец надоедают, потому как все сводится к простому мордобою и бешенному закликиванию. Приемов для тихого обезвреживания не так уж и много, а стелс имеет ряд условностей. Но интересный дизайн уровней вносит свое разнообразие, дает определенную свободу и позволяет разыгрывать разные хитрые комбинации. Да и возможность быстрого перемещения на высокие точки весте с полетами добавляют зрелищности. Приятно пронестись между домами и приземлиться в саму гущу бандитов, разбрасывая их. Еще игра поддерживает необходимое разнообразие и хорошо стимулирует игрока к выполнению побочных миссий, которые ничем не хуже основных. А огромное число загадок заставят вас облазить все закоулки города-тюрьмы. Получился хороший и внешне привлекательный виртуальный комикс, который понравится всем любителям такой тематики, ведь игра увлекательнее многих «геройских» кинофильмов.