В наше небольшое сравнение попали современные топовые однопроцессорные карты NVIDIA и AMD, плюс Gigabyte GV-N580SO-15I с заводским разгоном и старичок Radeon HD 5970 с двумя GPU на борту.
Еще один нестандартный участник с повышенными частотами — Sparkle Calibre X560 Ti Lite.
Из старого поколения на руках у нас был GeForce GTX 470.
Характеристики всех участников приведены в таблице ниже.
Видеоадаптер | Gigabyte GV-N580SO -15I |
GeForce GTX 580 | GeForce GTX 570 | Sparkle Calibre X560 Ti Lite | GeForce GTX 560 Ti | GeForce GTX 470 | Radeon HD 5970 | Radeon HD 6970 | Radeon HD 6950 |
Ядро | GF110 | GF110 | GF110 | GF114 | GF114 | GF100 | RV870 x2 (Hemlock) | Cayman XT | Cayman XT |
Количество транзисторов, млн. шт. | 3000 | 3000 | 3000 | 1950 | 1950 | 3200 | 2154 x2 | 2640 | 2640 |
Техпроцесс, нм | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Площадь ядра, кв. мм | 520 | 520 | 520 | 332 | 332 | 526 | 334 x2 | 389 | 389 |
Количество потоковых процессоров | 512 | 512 | 480 | 384 | 384 | 448 | 1600 x2 | 1536 | 1408 |
Количество текстурных блоков | 64 | 64 | 60 | 64 | 64 | 56 | 80 x2 | 96 | 88 |
Количество блоков рендеринга | 48 | 48 | 40 | 32 | 32 | 40 | 32 x2 | 32 | 32 |
Частота ядра, МГц | 855 | 772 | 732 | 950 | 823 | 608 | 725 | 880 | 800 |
Частота шейдерного домена, МГц | 1710 | 1544 | 1464 | 1900 | 1645 | 1215 | 725 | 880 | 800 |
Шина памяти, бит | 384 | 384 | 320 | 256 | 256 | 320 | 256 x2 | 256 | 256 |
Тип памяти | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 | GDDR5 |
Частота памяти, МГц | 4100 | 4008 | 3800 | 4602 | 4008 | 3348 | 4000 | 5500 | 5000 |
Объём памяти, МБ | 1536 | 1536 | 1280 | 1024 | 1024 | 1280 | 1024 x2 | 2048 | 2048 |
Тестовый стенд имел следующий вид:
- процессор: Core i7-965 EE (3,2@3,91 ГГц, BCLK 170 МГц);
- кулер: Thermalright Venomous X;
- материнская плата: Gigabyte GA-X58A-UD3R (Intel X58 Express);
- память: G.Skill F3-12800CL8T-6GBRM (3x2GB, DDR3-1600@1700 МГц, 8-8-8-24-1T);
- жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
- блок питания: FSP FX700-GLN (700 Вт);
- операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
- драйвер Radeon: ATI Catalyst 11.10;
- драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 285.62.
Все настройки графики в положении Ultra. Первый режим — максимальное качество изображения в разрешении 1980x1080 без сглаживания, второй — максимальное качество при сглаживании AA4x. Для обоих режимов совершалось четыре прогона теста.
Без сглаживания все видеокарты показали довольно высокие результаты. Таким образом, вполне можно говорить, что игра при хорошей картинке отличается весьма умеренными требованиями. Хотя, конечно, если вести речь о многопользовательской игре, то 30-40 fps будет все же маловато. Лишь GTX 580 выдает более 60 кадров в секунду, чего хватит с головой для самого требовательного игрока. А на младших картах придется немного понизить настройки. Отметим, что решения AMD показывают невысокие результаты. Radeon HD 6950 по минимальной частоте кадров немного проигрывает «опытному» GeForce GTX 470, а Radeon HD 6970 по всем показателям оказывается слабее GeForce GTX 570 и Calibre X560 Ti Lite. Порадовал лишь Radeon HD 5970. Этот старичок является лидером, хотя Gigabyte GV-N580SO-15I совсем незначительно отстает от него, и по минимальному fps разница между ними менее двух процентов.
Все хорошие результаты Radeon HD 5970 перечеркиваются тем, что при включении сглаживания AA4x на этой карте игра просто не запускается. У остальных графических карт не возникло никаких проблем с этим режимом. И в отсутствие двухчипового конкурента лидером является уже Gigabyte GV-N580SO-15I. Данный видеоадаптер и со сглаживанием демонстрирует отличный результат. А преимущество над ближайшим оппонентом из стана AMD, Radeon HD 6970, в этот раз достигает огромных 35-52%. Оба Radeon демонстрируют довольно низкий результат. Младший Cayman снова проигрывает старому GeForce GTX 470 по минимальному fps, а Cayman XT не дотягивает до уровня форсированного GeForce GTX 560 Ti от Sparkle.
Ну и несколько слов о том, какой объем памяти необходим для игры. Судя по мониторингу MSI Afterburner, в тестовой сцене без сглаживания не загружается более 942 МБ, а при включении антиалиасинга игра потребляет уже до 1102 МБ.
Но это лишь данные по короткому игровому эпизоду. Для более объективной оценки мы отследили потребление видеопамяти при длительной нагрузке на видеокарте GV-N580SO-15I. По итогам нескольких часов игры в мультиплеер на разных картах пик загрузки составил 1213 МБ, а при сглаживании AA4x максимум достиг 1404 МБ.
Как видим, для Full HD одного гигабайта видеопамяти маловато. Хотя это не мешает GeForce GTX 560 Ti с повышенными частотами демонстрировать больший fps, чем Radeon HD 6970 с 2 ГБ на борту. Так что для комфортной игры при максимальных настройках в разрешении 1920x1080 лучше всего подходят GeForce GTX 570 и GeForce GTX 580.
Процессорозависимость
Игра Bad Company 2 известна своими высокими требованиями к мощности процессора и количеству ядер, поэтому мы решили проверить, каковы запросы у нового Battlefield. Сразу отметим, что наше крошечное «исследование» проводилось на одном и том же процессоре при разной частоте и с разных числом активных ядер. Так что о соотношении производительности между Intel и AMD никаких выводов не будет.
Для теста использовалась вышеописанная сценка миссии «Молот и наковальня». Настройки графики максимальные, отдельно проведены тесты для режима без сглаживания и с AA4x. Использовалась видеокарта Gigabyte GV-N580SO-15I на ее заводских частотах. Процессор Core i7-965 EE работал на частотах 2,93 ГГц (память 1600 МГц) и 3,91 ГГц (память 1700 МГц). При низкой частоте тесты проведены при двух и четырех активных ядрах, в разгоне — только с четырьмя ядрами. Плюс для каждого варианта дополнительно проведены тесты с активным Hyper-Threading.
По итогам тестирования видно, что двухъядерный процессор будет слабым звеном в системе с мощной видеокартой. Для комфортной игры достаточно мощного четырехъядерного CPU. Минимальный прирост от повышения частоты почти на 1 ГГц говорит о том, что разгон в данном случае не имеет особого практического смысла. Хотя, напомним, это актуально лишь для Bloomfield и более мощных процессоров Intel. Также бесполезным оказывается включение Hyper-Threading на четырехъядерных CPU. Это не увеличивает результаты, а даже немного снижает их. Но двухъядерный процессор наоборот значительно выигрывает от этой технологии. Это позволяет сделать вывод о том, что Intel Core i3 получат весомое преимущество над младшими Pentium.
Итоги
Battlefield 3 вышел отличным шутером с великолепной многопользовательской частью и крепкой одиночной кампанией. В попытке обойти Call of Duty разработчики нового Battlefield явно ориентировались на старомодного конкурента, во многом подражая ему. Поэтому сингл мало чем может удивить. Но есть в нем кроме «коридорного» геймплея и отдельные эпизоды, которые вызывают эффект погружения в эпицентр военных действий. И в такие моменты немаловажную роль играют графика и физика, чем не могут похвастать другие игры. Световые эффекты и разрушаемые укрытия выступают такими же участниками конфликта, как и компьютерные противники. Слепящий свет и эффект «мутного стекла» хоть и вызывают неоднозначные впечатления, но добавляют реализма. Все это дает новый спектр ощущений, которых напрочь лишен топчущийся на месте Call of Duty. Несмотря на то что сюжет и динамика местами проседают, одиночная часть в целом вышла хорошей. По сравнению с Bad Company 2 — это явный шаг вперед. Там, где не вытягивает постановка сцен, спасают сочная графика и звук. А звучит Battlefield 3 просто великолепно — звуки выстрелов, взрывы и мощный рокот пулемета, от которых дрожит мебель в комнате, а сабвуфер обдает волной холода. Игра избавилась от эффекта «зала», который был характерен для любого звукового режима «Плохой компании». Ну а многопользовательская составляющая просто на высоте. Поднаторевшие в этом деле разработчики из DICE на сей раз выдали настоящий симулятор военных действий на огромных продуманных до мелочей картах. И в этой виртуальной войне может принять участие каждый из нас. Ради этого и стоит покупать игру. Сингл как играл роль второй скрипки, так и не избавился от нее. Хотя современный графический движок и система разрушений явно имеют хороший потенциал для реализации еще более массовых и зрелищных батальных сцен. И если разработчики продолжат развивать серию в нужном направлении, без постоянной оглядки на конкурентов, то вполне может быть, что следующий Battlefield переплюнет всех и станет новой иконой для любителей попкорновых зрелищных боевиков.