Battlefield 3
Разработчик DICE
Издатель Electronic Arts
Официальный сайт www.battlefield.com/battlefield3
Дата выхода Ноябрь 2011
Локализатор Electronic Arts
Жанр Шутер

Battlefield 3 был одной из самых ожидаемых игр года. Electronic Arts не поскупилась на рекламу и вложила в раскрутку новой игры огромные средства. Гегемония Call of Duty и громадные прибыли Activision не дают конкурентам покоя. Залогом успеха серии является не только то, что разработчики «Зова» умеют держать планку качества, выдавая каждый год очередную порцию бешенного экшена. Удачные продажи последних частей Call of Duty во многом обязаны и раскрученному имени. Поэтому неудивительно, что Electronic Arts проводила такую агрессивную рекламную кампанию. Всем охота урвать свой кусок пирога, тем более что последние громкие шутеры издателя (Medal of Honor и Bulletstorm) хороших продаж не показали, да и вообще оказались недооценены широкой аудиторией. Все надежды были возложены на Battlefield 3, в котором нам обещали не только отличный масштабный мультиплеер, но и не менее зрелищную одиночную кампанию, способную привлечь как самых заядлых задро... фанатов серии, так и ярых фанатов военного аттракциона под названием Call of Duty.

Полноценным синглом Battlefield обзавелся еще в двух частях Bad Company. Но по размаху и накалу страстей, как и по постановке игровых сцен, эти игры до основного конкурента не дотягивали. Battlefield 3 тоже нельзя назвать революционным, но прогресс заметен. Хотя вот по сюжетной части ничего оригинального в новой игре нет. Авторы развивают столь актуальную ныне тему терроризма и пугают нас украденными ядерными бомбами. Манера подачи напоминает прошлогодний Black Ops. Главный герой, морпех Блэкбёрн, находится на допросе в ЦРУ и раскрывает нам всю историю в виде флешбеков, которые посвящены военным действиям в Ираке и Иране. Попутно мы будем узнавать о деталях развивающихся событий от лица других персонажей — оперативника ГРУ Димы Маяковского, сержанта Миллера, члена экипажа танка, и лейтенанта Хокинс, пилота истребителя.

Battlefield 3

Суть всего происходящего сводится к очередному безумцу с бомбой, который намерен взорвать всех и вся. В этот раз объектами атаки станут Париж и Нью-Йорк. О причинах и целях главного негодяя нам ничего не скажут: в Battlefield 3 таким мелочам внимания не уделяют. Тут многое остается за кадром, а мотивация героев вызывает большие вопросы. А уж сцена братания Блэкбёрна и Маяковского и вовсе вводит в недоумение. Несколько минут назад русские и американцы стреляли друг в друга, а тут добродушное лицо Олега Тактарова (с которого и срисован Дмитрий) подкупает наивного солдата, и он сразу же понимает всю суть глобального заговора. Чудеса, да и только!

Battlefield 3

Стараясь не обходить стороной суровую правду жизни, авторы периодически умерщвляют отдельных персонажей и демонстрируют нам разные душещипательные сцены. Хотя по уровню драматизма до Modern Warfare 2 или последней части Medal of Honor они все равно не дотягивают.

Battlefield 3

В общем, история незамысловата и в чем-то даже вторична. Но для военного шутера этого вполне достаточно, главное чтобы геймплей был отличный. А с этим у Battlefield 3 проблем нет. Игра далеко не сразу набирает динамичный темп; первые уровни проходятся лениво, периодически вызывая чувство недоумения. Перестрелка в поезде с разлетающимися ошметками кресел напоминает сцену в самолете в сами знаете какой игре, а зачистка иракских улочек — и вовсе стандартная процедура для игроков. На первых порах кроме красивых лучиков света, которые пробиваются из каждого окна и каждой щелки, игра больше ничем не привлекает внимание. Первая же перестрелка и попытка действовать нестандартно вгоняют в ступор компьютерных врагов и напарников, которые спокойно толпятся рядом друг с другом. Сцена со снайпером на крыше? Отлично, вот только все ее уже видели в ролике...

Battlefield 3

Battlefield 3

Первые негативные впечатления постепенно проходят под натиском меткого противника. Ну а землетрясение и падающие дома внушают надежду на то, что вот сейчас-то самая «жара» и начнется. Но в том как раз и состоит основное отличие Battlefield 3 от Call of Duty: игра не старается все время поддерживать на одном уровне военное безумие, разворачивающееся на экране. Авторы пытаются придать военным действиям больше осмысленности и правдоподобия. Нас не бросают мгновенно в воздушную битву или танковое сражение. Предварительно мы пройдемся, сядем в самолет, наденем шлем, проверим приборы и закрылки, пронаблюдаем облака и землю внизу в течение нескольких минут, пока, наконец, не встретим истребители противника. Нам дают время немного вжиться в роль, прочувствовать себя на месте виртуального пилота, оператора танка или любого другого персонажа.

Battlefield 3

Battlefield 3

Наземные операции не являются чередой фейерверков и пробежкой по коридору с тиром, хотя и такого вполне хватает. Максимум впечатлений дают те миссии, где разработчики отходят от шаблонов сами знаете какой игры и пытаются изобразить реальные военные действия с захватом ключевых точек и зданий. И чем больше общая территория, тем лучше обыгрывается каждая битва. Умело расставленные болванчики удерживают ключевые точки, бронетехника крушит наши хилые укрепления. Вокруг треск автоматов и канонада взрывов. Сразу ощущаешь себя в эпицентре реальной схватки.

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

К сожалению, такие вот эпизоды крайне редки. В остальном игра не может предложить чего-либо нового кроме графики и разрушаемости, что, впрочем, тоже немало. Банальный отстрел наступающих врагов приобретает больше динамичности из-за необходимости менять позицию по мере того, как под вражеским огнем разрушается наше укрытие. В гуще растительности врага в камуфляже можно вычислить лишь по вспышкам выстрелов. В темное время суток приходится быть настороже и предварительно изучать обстановку, не брезгуя ползанием на пузе. Фонарики на оружии и лазерные целеуказатели слепят нас до того, как мы успеем определить местонахождение противника. Да и яркое солнце, которое всегда находится напротив нас, не улучшает обзор. И эта игра со светом является неотъемлемой частью геймплея, что тоже верно, ведь наступать в ночное время, когда свет фонарей бьет в глаза, весьма непросто. Это привносит определенный реализм. Хотя иногда разработчики чрезмерно увлекаются такими эффектами, и фары автомобиля слепят не хуже мощных прожекторов.

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Не обошлось в игре без обязательного нынче quick time event. Вот только следование моде не пошло на пользе игре. QTE-эпизоды затянуты и скучны. Крутая перестрелка может смениться длинной рукопашной дракой, и герой вместо стремительных и смертельных приемов будет долго мутузить противника кулаками. Финальная битва является апофеозом этого недоразумения. Драка вышла в лучших традициях заплесневелых голливудских боевиков, когда злодей должен предварительно отвесить немало ударов герою, прежде чем будет повержен. Смотрится скучно и уныло, особенно если вспомнить стремительные погони в финале каждой части Modern Warfare.

Battlefield 3

Battlefield 3

Впрочем, сингл в Battlefield 3 играет роль дополнения к основному блюду — многопользовательской игре. DICE и так радуют поклонников масштабных виртуальных баталий большими продуманными картами с использованием разной техники, но тут уж они разгулялись во всю. В одной битве теперь могут участвовать до 64 игроков с применением наземной техники и авиации. Одновременно в бою схлестнутся вертолеты, истребители, танки и бронемашины. Причем востребован каждый участник отряда и каждая единица бронетехники. Уровни построены так, что без слаженной работы всех групп войск придется довольно сложно. Авиация прикрывает сверху и пытается отсечь противника в воздушном пространстве, танки идут на прорыв, позволяя мобильной пехоте продвинуться на рубежи врага и зачистить внутренние помещения зданий. А продуманный дизайн рельефа и строений приводит к невероятному по напряжению противостоянию. Множество укрытий и лазеек дают преимущество при обороне и усложняют захват ключевых точек. Существует огромное количество нюансов при штурме каждого района и даже здания. Плюс изменяется архитектура, ведь здания разрушаются по мере боя. Во время особенно яростных схваток от некоторых строений вообще может остаться почти один каркас и груда камней. В этом плане особенно стоит выделить локацию Firestorm, в центре которой сосредоточены огромные склады и недостроенные здания. Тут бой идет за каждую пядь земли и за каждый этаж. Нырнул со света в темный проход — получи пулю сверху. И только враг укрылся за стеной, как выстрел дружественного танка разносит ее. А буквально через секунду неизвестно откуда взявшийся на крыше боец с РПГ уже выводит машину из строя.

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Для того чтобы изучить все нюансы уровней, уйдет не один час игрового времени. И каждый из них требует разного подхода и тактики. Тут вам и открытые пустынные просторы с заводскими строениями, и порт, обросший сетью построек, и карьер с туннелем в центре, в котором схлестываются две армии, и много чего еще.

Battlefield 3

Battlefield 3

Кроме дезматча между командами и подразделениями, в игре есть стандартный режим по захвату флагов и «Штурм». Последний наиболее зрелищен и порою радует настоящими кинематографичными сценами: спуск по горной вершине с захватом точек и прыжок с парашютом в конце, высадка десанта на морском побережье под огнем врага. Да и знакомый по бета-версии уровень «Метро» радует не только красивыми видами Парижа, но и яростным характером боя. Впрочем, трудно сказать в каком режиме и на какой карте накал был бы меньше. Просто где-то нужно больше тактики, где-то меньше. Простые командные сражения «стенка на стенку» на небольших картах и вовсе превращаются в «мясо», которое так любят игроки Call of Duty.

Battlefield 3

Battlefield 3

Ситуация меняется так быстро, что без надежной связи с напарниками и слаженной командной работы долго не протянуть. Особенно это актуально для больших карт, когда задействована вся техника. Мощный танк, такой опасный на дальних дистанциях, вблизи уязвим из-за ограниченного поля зрения (и тут многое зависит от стрелка за пулеметом). Вертолет сеет смерть и хаос, но без прикрытия тоже станет легкой мишенью для истребителя. Бойцы за пулеметом прикроют с фланга, помогут солдатам внизу, а после зачистки — десантируются в нужное место.

Battlefield 3

Да и опыт нам выдают не столько за убийства, сколько за слаженные действия. Игра отсыпает порции очков за поддержку бойцов, захват флагов и их удержание, ремонт техники, лечение, обезвреживание бомб и любое важное действие. Классов четыре: штурмовик, инженер, медик и солдат поддержки. У каждого свой начальный арсенал и дополнительные устройства для ремонта, лечения и т.п. С повышением уровня мы получаем доступ к особым навыкам и новому оружию. Очки выдаются и за использование разной техники, что постепенно тоже открывает доступ к разным «плюшкам» для танка, вертолета или самолета. Для оружия открываются многочисленные апгрейды — прицелы, глушители, стволы и много чего еще, что помогает в бою и стимулирует игроков к набору лишних баллов для достижения следующего уровня.

Выглядит и звучит игра отлично. По сравнению с тем, что мы видели в Bad Company 2, улучшились текстуры, детализация растительности и многие визуальные эффекты. Более агрессивно используется рельефное текстурирование. Приятная водичка и мокрые стены, по которым стекают ручьи.

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Но главное — это отличная работа со светом. Система освещения играет тут не только декоративную роль, радуя нас лучиками света в листве и окнах, но и непосредственно влияет на игровой процесс. И дело не только в слепящих фонариках, но и в том, как можно использовать тень в качестве прикрытия.

Battlefield 3

Battlefield 3

Battlefield 3

Хотя, как уже говорилось выше, по части световых эффектов разработчики даже немного перестарались. Из-за радужных разводов и пятен не отделаться от эффекта «мутного стекла». Ладно, если по сюжету герой бегает в защитных очках, но ведь иной раз ясно, что очков на герое нет, а эффекты таки присутствуют. Хорошо лишь, что это досаждает нам только в одиночной кампании и является частью атмосферы реализма, которую пытаются воссоздать вокруг игрока. В сетевой игре подобные эффекты используются не столь агрессивно.

Battlefield 3

Battlefield 3

Конечно, графика не самая выдающаяся из того, что мы уже видели. Metro 2033 может похвастать и лучшей детализацией, и более живыми объемными поверхностями, но ведь и размер уровней там намного меньше — сплошь одни туннели да коридоры. А в Battlefield 3 огромные уровни с высокой дальностью прорисовки. Bad Company 2 огорчал тем, что очень быстро все затягивалось белесой дымкой, и дальние объекты значительно теряли в четкости и детализации. Теперь каждый уровень со всеми деталями виден почти до самого горизонта, на несколько километров вперед. Дальность отображения травы тоже очень высокая, что создает единый живой пейзаж без заметных границ растительности (а такое бывает в некоторых играх).

Battlefield 3

Battlefield 3

Разрушаемость является одной из изюминок игры. И чтобы игрок полностью прочувствовал все прелести этого процесса, перед нами периодически устраивают зрелищные взрывы или уничтожают целые здания.

Battlefield 3

Battlefield 3

Игра не поддерживает Windows XP и работает только в среде DirectX 10 или DirectX 11. Системные требования можно назвать умеренными, хотя для максимальной графики без мощной видеокарты не обойтись. В этот раз мы решили немного отойти от стандартной манеры повествования в наших игровых обзорах и более обстоятельно осветить тему производительности, сравнив результаты нескольких топовых видеокарт. Производительность видеокарт

В наше небольшое сравнение попали современные топовые однопроцессорные карты NVIDIA и AMD, плюс Gigabyte GV-N580SO-15I с заводским разгоном и старичок Radeon HD 5970 с двумя GPU на борту.

Видеокарта Gigabyte GV-N580SO-15I

Еще один нестандартный участник с повышенными частотами — Sparkle Calibre X560 Ti Lite.

Видеокарта Sparkle Calibre X560 Ti Lite

Из старого поколения на руках у нас был GeForce GTX 470.

Характеристики всех участников приведены в таблице ниже.

Видеоадаптер Gigabyte GV-N580SO
-15I
GeForce GTX 580 GeForce GTX 570 Sparkle Calibre X560 Ti Lite GeForce GTX 560 Ti GeForce GTX 470 Radeon HD 5970 Radeon HD 6970 Radeon HD 6950
Ядро GF110 GF110 GF110 GF114 GF114 GF100 RV870 x2 (Hemlock) Cayman XT Cayman XT
Количество транзисторов, млн. шт. 3000 3000 3000 1950 1950 3200 2154 x2 2640 2640
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 520 520 520 332 332 526 334 x2 389 389
Количество потоковых процессоров 512 512 480 384 384 448 1600 x2 1536 1408
Количество текстурных блоков 64 64 60 64 64 56 80 x2 96 88
Количество блоков рендеринга 48 48 40 32 32 40 32 x2 32 32
Частота ядра, МГц 855 772 732 950 823 608 725 880 800
Частота шейдерного домена, МГц 1710 1544 1464 1900 1645 1215 725 880 800
Шина памяти, бит 384 384 320 256 256 320 256 x2 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 4100 4008 3800 4602 4008 3348 4000 5500 5000
Объём памяти, МБ 1536 1536 1280 1024 1024 1280 1024 x2 2048 2048

Тестовый стенд имел следующий вид:
  • процессор: Core i7-965 EE (3,2@3,91 ГГц, BCLK 170 МГц);
  • кулер: Thermalright Venomous X;
  • материнская плата: Gigabyte GA-X58A-UD3R (Intel X58 Express);
  • память: G.Skill F3-12800CL8T-6GBRM (3x2GB, DDR3-1600@1700 МГц, 8-8-8-24-1T);
  • жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
  • блок питания: FSP FX700-GLN (700 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйвер Radeon: ATI Catalyst 11.10;
  • драйвер GeForce: NVIDIA GeForce 285.62.
В качестве тестовой сцены выбрана миссия «Молот и наковальня», момент спуска по склону в долину. Выбор этого эпизода обусловлен тем, что при большой дальности видимости нагрузка на видеокарты выше, как и потребление видеопамяти. Тестовая сценка включала, кроме спуска, начало перестрелки при штурме первого ряда укреплений. Огонь велся по двум точкам из-за укрытия через прицел. С учетом простого спуска общий порядок действий легко повторим, а итоговые результаты не зависят от случайных факторов. Плюс в кадре находится не только большая площадь с детализированными текстурами, но и световые эффекты выстрелов, и парочка взрывов. Это помогает создать максимально адекватную картину реальной производительности как в сложных насыщенных сценах одиночной кампании, так и в многопользовательских схватках.

Battlefield 3

Все настройки графики в положении Ultra. Первый режим — максимальное качество изображения в разрешении 1980x1080 без сглаживания, второй — максимальное качество при сглаживании AA4x. Для обоих режимов совершалось четыре прогона теста.

Battlefield 3

Без сглаживания все видеокарты показали довольно высокие результаты. Таким образом, вполне можно говорить, что игра при хорошей картинке отличается весьма умеренными требованиями. Хотя, конечно, если вести речь о многопользовательской игре, то 30-40 fps будет все же маловато. Лишь GTX 580 выдает более 60 кадров в секунду, чего хватит с головой для самого требовательного игрока. А на младших картах придется немного понизить настройки. Отметим, что решения AMD показывают невысокие результаты. Radeon HD 6950 по минимальной частоте кадров немного проигрывает «опытному» GeForce GTX 470, а Radeon HD 6970 по всем показателям оказывается слабее GeForce GTX 570 и Calibre X560 Ti Lite. Порадовал лишь Radeon HD 5970. Этот старичок является лидером, хотя Gigabyte GV-N580SO-15I совсем незначительно отстает от него, и по минимальному fps разница между ними менее двух процентов.

Battlefield 3

Все хорошие результаты Radeon HD 5970 перечеркиваются тем, что при включении сглаживания AA4x на этой карте игра просто не запускается. У остальных графических карт не возникло никаких проблем с этим режимом. И в отсутствие двухчипового конкурента лидером является уже Gigabyte GV-N580SO-15I. Данный видеоадаптер и со сглаживанием демонстрирует отличный результат. А преимущество над ближайшим оппонентом из стана AMD, Radeon HD 6970, в этот раз достигает огромных 35-52%. Оба Radeon демонстрируют довольно низкий результат. Младший Cayman снова проигрывает старому GeForce GTX 470 по минимальному fps, а Cayman XT не дотягивает до уровня форсированного GeForce GTX 560 Ti от Sparkle.

Ну и несколько слов о том, какой объем памяти необходим для игры. Судя по мониторингу MSI Afterburner, в тестовой сцене без сглаживания не загружается более 942 МБ, а при включении антиалиасинга игра потребляет уже до 1102 МБ.

Battlefield 3

Но это лишь данные по короткому игровому эпизоду. Для более объективной оценки мы отследили потребление видеопамяти при длительной нагрузке на видеокарте GV-N580SO-15I. По итогам нескольких часов игры в мультиплеер на разных картах пик загрузки составил 1213 МБ, а при сглаживании AA4x максимум достиг 1404 МБ.

Battlefield 3

Battlefield 3

Как видим, для Full HD одного гигабайта видеопамяти маловато. Хотя это не мешает GeForce GTX 560 Ti с повышенными частотами демонстрировать больший fps, чем Radeon HD 6970 с 2 ГБ на борту. Так что для комфортной игры при максимальных настройках в разрешении 1920x1080 лучше всего подходят GeForce GTX 570 и GeForce GTX 580.


Процессорозависимость

Игра Bad Company 2 известна своими высокими требованиями к мощности процессора и количеству ядер, поэтому мы решили проверить, каковы запросы у нового Battlefield. Сразу отметим, что наше крошечное «исследование» проводилось на одном и том же процессоре при разной частоте и с разных числом активных ядер. Так что о соотношении производительности между Intel и AMD никаких выводов не будет.

Для теста использовалась вышеописанная сценка миссии «Молот и наковальня». Настройки графики максимальные, отдельно проведены тесты для режима без сглаживания и с AA4x. Использовалась видеокарта Gigabyte GV-N580SO-15I на ее заводских частотах. Процессор Core i7-965 EE работал на частотах 2,93 ГГц (память 1600 МГц) и 3,91 ГГц (память 1700 МГц). При низкой частоте тесты проведены при двух и четырех активных ядрах, в разгоне — только с четырьмя ядрами. Плюс для каждого варианта дополнительно проведены тесты с активным Hyper-Threading.

Battlefield 3

Battlefield 3

По итогам тестирования видно, что двухъядерный процессор будет слабым звеном в системе с мощной видеокартой. Для комфортной игры достаточно мощного четырехъядерного CPU. Минимальный прирост от повышения частоты почти на 1 ГГц говорит о том, что разгон в данном случае не имеет особого практического смысла. Хотя, напомним, это актуально лишь для Bloomfield и более мощных процессоров Intel. Также бесполезным оказывается включение Hyper-Threading на четырехъядерных CPU. Это не увеличивает результаты, а даже немного снижает их. Но двухъядерный процессор наоборот значительно выигрывает от этой технологии. Это позволяет сделать вывод о том, что Intel Core i3 получат весомое преимущество над младшими Pentium.


Итоги

Battlefield 3 вышел отличным шутером с великолепной многопользовательской частью и крепкой одиночной кампанией. В попытке обойти Call of Duty разработчики нового Battlefield явно ориентировались на старомодного конкурента, во многом подражая ему. Поэтому сингл мало чем может удивить. Но есть в нем кроме «коридорного» геймплея и отдельные эпизоды, которые вызывают эффект погружения в эпицентр военных действий. И в такие моменты немаловажную роль играют графика и физика, чем не могут похвастать другие игры. Световые эффекты и разрушаемые укрытия выступают такими же участниками конфликта, как и компьютерные противники. Слепящий свет и эффект «мутного стекла» хоть и вызывают неоднозначные впечатления, но добавляют реализма. Все это дает новый спектр ощущений, которых напрочь лишен топчущийся на месте Call of Duty. Несмотря на то что сюжет и динамика местами проседают, одиночная часть в целом вышла хорошей. По сравнению с Bad Company 2 — это явный шаг вперед. Там, где не вытягивает постановка сцен, спасают сочная графика и звук. А звучит Battlefield 3 просто великолепно — звуки выстрелов, взрывы и мощный рокот пулемета, от которых дрожит мебель в комнате, а сабвуфер обдает волной холода. Игра избавилась от эффекта «зала», который был характерен для любого звукового режима «Плохой компании». Ну а многопользовательская составляющая просто на высоте. Поднаторевшие в этом деле разработчики из DICE на сей раз выдали настоящий симулятор военных действий на огромных продуманных до мелочей картах. И в этой виртуальной войне может принять участие каждый из нас. Ради этого и стоит покупать игру. Сингл как играл роль второй скрипки, так и не избавился от нее. Хотя современный графический движок и система разрушений явно имеют хороший потенциал для реализации еще более массовых и зрелищных батальных сцен. И если разработчики продолжат развивать серию в нужном направлении, без постоянной оглядки на конкурентов, то вполне может быть, что следующий Battlefield переплюнет всех и станет новой иконой для любителей попкорновых зрелищных боевиков.