Польская студия-разработчик Bloober Team предпочитает относить последние свои тайтлы к их собственному жанру — «hidden horror». Под этим термином Bloober подразумевает поджанр ужасов, который гораздо больше сосредоточен на эмоциях и психологии, в то время как большинство хорроров фокусируются на приставке «survival».
По словам разработчиков, главная цель их игр — дать возможность игрокам избавиться от своих страхов, разбираясь с проблемами главного героя.
«Мы не хотим указывать игрокам, как себя вести, или говорить, что правильно, а что нет. Мы просто предлагаем им моральную дилемму, которая в идеале ведет к эмоциональному состоянию, которое мы называем «Катарсис 2.0»», — рассказал продюсер студии Рафаль Басай.
Интересно, что еще пять-шесть лет назад, Bloober Team вела свои дела на другом уровне, не касаясь жанра ужасов и тем более не стараясь сделать каждую свою игру концептуальной. Тем не менее, все изменилось с релизом Layers of Fear в 2016, а 28 января 2021 выйдет главное творение студии — The Medium.
Bloober Team была основана в 2008 году Петром Бабено и Петром Белятовичем, и изначально студия функционировала, как отделение компании Nibris, разрабатывающее тайтлы для Nintendo, но со временем разработчики захотели больше свободы. Студия планировала продолжать работать над играми Nintendo, но ей не терпелось исследовать другие пути развития.
«Мы думаем, что будущее игровой индустрии за цифровой дистрибуцией. Именно на этом стоит сосредоточиться Bloober Team, несмотря на то что игры в коробках еще долго не исчезнут с прилавков магазинов», — говорил Бабено в 2008.
В 2012 году Bloober представила свой собственный тайтл A-Men для PlayStation Vita, за которым тут же последовал сиквел. Поворотным моментом стал выпуск экшена Basement Crawl на PS4. Игра была принята настолько плохо, что разработчики решили полностью пересмотреть свой подход к гейм-дизайну. Переработав концепцию игры, они получили BRAWL, которая оказалась намного качественней предшественницы и раздавалась бесплатно всем обладателям Basement Crawl.
«Наконец, мы твердо решили, что хотим создавать только те проекты, которыми будем гордиться. Нам предстоял нелегкий разговор с инвесторами, ведь мы были готовы полностью отдать себя идее, даже если она могла провалиться финансово», — Бабено.
Layers of Fear (2016)
В феврале 2016 вышла первая проба пера Bloober Team в жанре хорроров от первого лица, а именно Layers of Fear. Данный тайтл не только оказался первым по-настоящему успешным и впечатляющим проектом студии, но и стал поворотной точкой в истории Bloober Team, которая решила превратиться в одного из главных амбассадоров психологических хорроров индустрии.
«Как только мы задумали создание хоррора, мы поняли, что нацелены стать Blumhouse (кинокомпания, продюсирующая такие серии, как «Паранормальная активность», «Астрал», «Синистер») мира видеоигр», — признался Бабено.
Интересно, что одним из главных триггеров всех изменений стало P.T., нашумевшее демо Silent Hills за авторством студии Хидео Кодзимы, которое наделало много шума в 2014 году. Вдохновившись качеством пугающей атмосферы и успехом P.T., Bloober тут же приняла решение разрабатывать свой следующий проект, ориентируясь именно на эту игру.
По сюжету игрок берет на себя роль художника-перфекциониста и наблюдает за тем, как он погружается в безумие, рисуя главную работу своей жизни и исследуя свой огромный дом.
В середине 2015 Layers of Fear была запущена в раннем доступе на Steam и сразу нашла большое количество поклонников, что позволило заключить контракт с издателем Aspyr Media.
Когда же до игроков добралась полноценная версия тайтла, они остались довольны методами Bloober Team, в которых можно было увидеть отголоски как классического, так и кодзимовского Silent Hill наряду с современным подходом к хоррорам с позиции жертвы.
«Нам часто писали игроки о том, что Layers of Fear помогла им решить проблемы в личной жизни. Например, одна женщина рассказала, что, пройдя игру, наконец, поняла, почему от нее ушел муж десять лет назад. Она настолько погрузилась в игру, что смогла осознать проблемы и принять их последствия», — рассказал Басай.
DLC Inheritance, вышедшее в августе 2016, раскрыло сюжет с другой стороны, предложив игрокам выступить дочерью главного героя оригинальной истории. Ей предстоит вернуться в дом отца, найти причину его одержимости, и столкнуться с детскими воспоминаниями.
В 2018 вышла Layers of Fear: Legacy, ремастер-версия игры для Nintendo Switch, включающая DLC и полностью адаптированная под консоль. Legacy получила оценки выше оригинала и стала на тот момент одним из единственных хорроров на Switch.
Observer (2017)
Концепцию своей следующей игры Observer разработчики начали обсуждать незадолго до выпуска полной версии Layers of Fear в 2016. Прежде всего, команда определилась, что хочет поработать с сеттингом киберпанка, однако, чтобы добавить стилю оригинальности, перенесли его в Восточную Европу.
«Когда мы заканчивали Layers of Fear, мы поняли, что в следующем тайтле хотим полностью перевернуть сеттинг и сделать что-то непривычное с жанром ужасов. Наш сценарист Анджей Маджак предложил несколько идей, одной из которых оказался киберпанк-хоррор», — рассказал Басай.
Впервые Observer была показана на E3 2016, а тему задал слоган: «Что бы вы сделали, если бы кто-то взломал ваши страхи?».
События развиваются в 2084 году, когда люди, пережившие войну и так называемую цифровую чуму, поголовно помешаны на наркотиках, виртуальной реальности, и кибенетических имплантах. Игрок же принимает на себя роль Даниэля Лазарски, детектива, который взламывает сознания подозреваемых, чтобы использовать их чувства или мысли в суде.
Помимо прочего, в разработке оказались задействованы популярные актеры Аркадиуш Якубик и Рутгер Хауэр, последний из которых снялся в «Бегущем по лезвию» Ридли Скотта, одном из самых знаковых фильмов в истории киберпанка.
Observer был принят еще лучше Layers of Fear, показав, что команда знает толк в психологических ужастиках. Особенно критики остались довольны эстетикой игры, тем, как поляки обыгрывали киберпанк, а также сеттингом тайтла в целом. Observer даже была номинирована на «Best World» от Giant Bomb и выиграла «Best Setting» от Game Informer.
Layers of Fear 2 (2019)
Работая над сиквелом Layers of Fear, разработчики хотели снова задействовать все, что сработало в дебюте. Клаустрофобные интерьеры, меняющиеся на глазах уровни, а также глубокая сюжетная линия в очередной раз радовали игроков, но уже в другом сеттинге.
Игрок выступает актером, звездой «Золотого века Голливуда», который получил предложение сыграть ведущую роль в фильме у загадочного и эксцентричного режиссера на океанском лайнере. Исследовать свою роль актеру предстоит под указания этого самого режиссера, голос которому подарил не кто иной, как актер Тони Тодд, сыгравший Кэндимэна в одноименной серии фильмов ужасов. В итоге «круиз» на корабле превратится для актера в путешествие по глубинам его собственного сознания.
«Когда ты всю жизнь изображаешь других людей, ты рискуешь потерять самого себя», — отмечали разработчики.
Что касается визуального стиля игры и геймплея, то главным источником вдохновения разработчиков стала вся история кино независимо от жанра. Даже невнимательные игроки смогут заметить в Layers of Fear 2 отсылки к большому количеству культовых фильмов, в числе которых «Сияние», «Путешествие на Луну», «Семь», «Бойцовский клуб», «Психо», «Звонок», и даже знаменитый клип Aphex Twin «Rubber Johnny», который, кстати, стал одной из отправных точек другого хоррора от первого лица — Outlast.
Критики приняли Layers of Fear 2 почти так же хорошо, как и первую часть, но гораздо больше внимания в 2019 получил совершенно другой тайтл.
Blair Witch (2019)
Зарекомендовав себя в хоррорах, Bloober не могла не обратить внимание на то, что близится 20-летний юбилей одного из культовых и самых успешных фильмов ужасов — «Ведьма из Блэр».
На этот раз разработчикам предстояло работать с уже созданной вселенной, которая удачно сочеталась с их любовью к психологическим хоррорам. Они представили несколько свежих геймплейных элементов, вроде разгадывания пазлов с помощью камеры и помощника в лице собаки-компаньона, а также поэкспериментировали с боевой системой.
Согласно сюжету, бывший полицейский Эллис и его верная собака по кличке «Пуля» расследуют исчезновение мальчика недалеко от города Беркитсвиль. Поиски очень скоро заводят Эллис в тот самый лес Black Hills, где ему придется столкнуться не только со своими страхами, но и с самой Ведьмой из Блэр.
Хотя игроку не обязательно смотреть любой из фильмов серии «Ведьма из Блэр», чтобы ориентироваться в игре, разработчики отмечали, что, возможно, события их тайтла повлияют на будущие кинорелизы в линейке, которая на данный момент принадлежит медиакомпании Lionsgate.
С одной стороны, Blair Witch получила довольно сдержанные отзывы и оценки, но с другой, возможно, стала первым достойным продолжением культового оригинала, учитывая, что все его сиквелы и спин-оффы даже близко не подобрались к качеству фильма 1999 года. Детище Bloober Team хвалили за отличную атмосферу и саунд-дизайн, а вся критика была сосредоточена на геймплейных недочетах игры.
The Medium (2021)
В 2012 году жена Бабено, которая также является сотрудницей Bloober Games, придумала концепцию, в рамках которой игрок мог бы взаимодействовать с двумя мирами одновременно. Правда с реализацией идеи пришлось подождать.
«Ко мне подошли наши инженеры и сказали: «Петр, мы можем все сделать, но игра будет идти только на самых мощных ПК и уж точно не на нынешнем поколении консолей, ведь необходимо было рендерить два мира одновременно»», — объяснил Бабено.
Однако, когда разработчики получили девкиты следующих приставок, они поняли, что настал тот самый момент, когда они готовы продемонстрировать миру The Medium.
«В наше время необходимо быть уникальным, и я надеюсь, что The Medium справится с этой задачей».
Серия Silent Hill, в которой главные герои постоянно переключались между двумя мирами, стала главным источником вдохновения для грядущего тайтла Bloober. Более того, студии удалось уговорить композитора и продюсера японской линейки Акиру Ямаока написать саундтрек к игре совместно с Аркадиушем Рейковски. Также на эстетику тайтла повлияли работы польского художника и фотографа Здзислава Бексиньского.
***
Скорей всего, Bloober Team ждет отличный год. Студия совсем недавно выпустила Observer: System Redux для PS5 и XSX/S, не говоря уже о многочисленных проектах, которые выйдут в 2021 под эгидой издателя Feardemic, дочернего отделения Bloober.
И все же главные ожидания связаны именно с The Medium. Разработчики настолько уверены, что могут устроить революцию в мире видеоигр, что в 2018 году запатентовали свою технологию.
«The Medium уникальна не только в рамках нашего портфолио, но и во всей индустрии в целом. Мы получили патент, а значит, если в будущем гиганты, вроде Activision или Sony, захотят реализовать что-то подобное, им будет необходимо наше разрешение», — подытожил Бабено.