Серия Call of Duty может смело претендовать на звание самой плодовитой. За тринадцать лет под эгидой франшизы вышло около сорока тайтлов, и, несмотря на то, что с каждым новым релизом отзывы все хуже и хуже, серия продолжает бить рекорды продаж.

Call of Duty (2003)

Все началось с того, что несколько бывших разработчиков Medal of Honor решили прекратить доминирование Electronic Arts в военных шутерах и под крышей студии Infinity Ward занялись проектом под рабочим названием «MOH Killer».

В отличие от Medal of Honor, в Call of Duty игроку предложили взглянуть на привычный сеттинг Второй мировой не из глаз бравого солдата-одиночки, к концу игры истреблявшему половину армии противника, а от лица рядового солдата, все время сражающегося плечом к плечу со своими соратниками.

Такой подход смотрелся свежо и был принят на ура, но у Infinity Ward оставался еще один козырь в рукаве — мультиплеер. Компания уже в первой части заложила очень прочный фундамент сетевой игры, который станет половиной успеха каждого следующего тайтла. Мультиплеер оказался интересным, сбалансированным, и достаточно гибким, чтобы моддеры могли запустить в него свои пальцы.

Что в результате? Невероятное количество наград «Игра года» и мультимиллионые продажи обеспечили игре не только потенциальный сиквел, но и как мы уже знаем, яркое будущее. Call of Duty настолько впечатлила индустрию, что заговаривая о ней, все забывали о других хитах тех лет, как например Max Payne 2 или Prince of Persia 2.

Call of Duty 2 (2005)

Сама вторая часть не выделялась чем-то особенным. Снова Вторая мировая, снова кампания глазами трех держав: США, Великобритании и СССР. Infinity Ward просто взяли все, что получилось хорошо, и сделали еще лучше и красивей. Реалистичные эффекты вроде дыма и песка, оседающих на дороге после сражения, менее линейное прохождение миссий, более раскаченный командный ИИ. Infinity Ward, если и не продвинула свой бренд намного дальше, то как минимум, не дала ему провалиться назад. К тому же COD2 была приурочена к запуску Xbox 360, и это отлично сказалось на популярности игры. В первую же неделю было продано 250 тысяч копий.

Критике подверглась шкала здоровья, а вернее ее отсутствие. Невозможно сказать, насколько ранен игрок кроме как по покрасневшему экрану и скорости передвижения главного героя. Разбросанные аптечки из игры убрали, и здоровье восстанавливается пережиданием в укрытии. И хотя, как известно, во всех последующих играх была использована именно такая система здоровья, в тот момент она была принята со скрипом, ибо, по мнению критиков, она вредила реалистичности шутера.

Кстати, в 2006 году в результате запущенного на телевидении рекламного ролика несколько человек заявили, что чувствуют себя обманутыми, ведь графика в COD2 не соответствует той, что была в трейлере.

В результате в Великобритании чуть было не запретили данную рекламу, но Activision дала отпор и заявила, что целью ролика была передача атмосферы, нежели демонстрация технологий.

Call of Duty 3 (2006)

Решив, что с тематикой 40-х покончено, Infinity Ward отправилась разрабатывать революционную Modern Warfare, а производство третьей части доверила компании Treyarch, которая отлично показала себя в разработке COD2: Big Red One.

COD3 была разработана всего за восемь месяцев, и выпущена одновременно с релизом PlayStation 3 и Nintendo Wii. Кстати, третья часть — единственная, не вышедшая на ПК. Правда это совсем не помешало ей стать одной из самых продаваемых игр года и закрепить прошлый успех серии.

Довольно слабенький сингл Treyarch компенсировала нововведениями в мультиплеере, в числе которых управление военной техникой и деление солдат на категории, вроде снайпера или санитара.

Так или иначе, в скором времени все это было уже не важно, потому как в следующем году Infinity Ward выпустила настоящий гейм-чейнджер.

Call of Duty 4: Modern Warfare (2007)

Тайтл, который вывел серию за грани игровой индустрии прямо в мейнстрим. Infinity Ward разрослась до сотни сотрудников и с толком потратила лишний год разработки для перевода серии из времен Второй мировой войны в современные дни.

Разработчики посетили военную базу Twentynine Palms и консультировались с морскими пехотинцами для того, чтобы как можно точнее воссоздать атмосферу и эмоции на поле боя. Более того, отсылки к военным конфликтам на Ближнем Востоке явно послужили хорошую службу популярности игры. Тем не менее, Modern Warfare запретили в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах за демонстрацию жестокости по отношению к мусульманским солдатам.

В ноябре 2016 в результате петиции, созданной фанатами оригинальной игры, вышла Modern Warfare Remastered. Релиз новой версии был приурочен к выходу Infinite Warfare и содержал в себе улучшенную графику и звук.

Call of Duty: World at War (2008)

Закончив с Call of Duty 3, Treyarch тут же приступила к созданию следующей части серии и опять в сеттинге военных 40-х. Несмотря на избитость темы в рамках франшизы, Treyarch изо всех сил пыталась не терять марку и подошла к разработке на высшем уровне. Приглашенные для озвучки звезды Кифер Сазерленд и Гари Олдман и эксперименты с оружием Второй мировой посреди пустыни для передачи реалистичного звука тому подтверждение.

Treyarch поддалась повальному зомби-тренду и представила новый режим Nazi Zombies, в котором игроки должны как можно дольше сдерживать толпы атакующих мертвецов. Несмотря на некую абсурдность, поклонникам серии он пришелся по вкусу, и в дальнейшем зомби стали обязательной составляющей практически каждой Call of Duty.

Помимо этого, с целью изобразить войну как можно более атмосферной, разработчики добавили в игру возможность расчленения противников. И хотя некоторые критики действительно посчитали этот элемент хорошо передающим ужасы войны, в целом сформировалось мнение, что компания перегнула палку. Особенно с ним была солидарна Германия, в связи с чем в немецкой версии вырезали все изображения свастики, Гитлера, нацистской пропаганды, и снизили кровавость.

К сожалению, как бы ни старались Treyarch, World at War так и не смог выйти из тени нашумевшей Modern Warfare.

Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009)

После успеха прошлой Modern Warfare фанаты просто не могли не истекать слюнями в ожидании сиквела, и Infinity Ward прекрасно это осознавала. В событиях, описанных через пять лет после Modern Warfare, разработчики продемонстрировали менее линейные и разнообразные уровни, а также улучшенный ИИ персонажей. Как и в случае с выпуском самых первых двух тайтлов, Modern Warfare 2 представила игрокам усовершенствованную прошлую часть, которую критиковали в основном за слишком короткую кампанию.

С большой популярностью приходит и чрезмерная придирчивость публики. В связи с содержанием одной из миссий Infinity Ward обвинили в расизме. Дело было в следующем. В миссии под названием «Ни слова по-русски» игрок выступает в роли террориста и есть возможность открыть огонь по мирным посетителям российского аэропорта. Вся ситуация усугубилась еще и тем, что в японской версии название вообще перевили как «Убить всех русских». Ситуация вызвала немало вопросов и возмущений, а объяснения разработчиков из разряда «все это для демонстрации ужасов терроризма» никого не убедили. В итоге, после требований внести MW2 в список экстремистских деяний, разработчикам пришлось выпустить патч, блокирующий стрельбу по мирным людям.

Call of Duty: Black Ops (2010)

В 2010 карусель снова завертелась, и бразды разработки перешли Treyarch. Компания не питала особых надежд на успех, ведь на фоне дикой популярности Modern Warfare прошлая игра студии воспринималась как бледная копия работ Infinity Ward.

Тем не менее, на этот раз Treyarch решили удивить публику, и поместили события игры во времена Холодной войны с отсылками к войне во Вьетнаме. Вдобавок, разработчики учли недовольства по поводу уровня жестокости в World at War и предоставила игроку самому решать, насколько кровавым будет его приключение.

Treyarch задействовала в разработке весь свой персонал, что было для нее совсем не типично. Чтобы вывести на новый уровень эмоции персонажей, компания подключила к разработке систему Motion capture, похожую на ту, что использовал Джеймс Кэмерон в «Аватаре».

В итоге Treyarch прыгнули выше головы и умудрились-таки побить рекорд прошлой части. Критики, конечно, нашли к чему придраться в Black Ops, но в основном это касалось только технических проблем с мультиплеером.

Правда не обошлось и без волнений. В одной из первых миссий игроку необходимо убить молодого Фиделя Кастро. Само собой, на этот момент обратила внимание Куба и тут же заклеймила игру, как вызывающую социофобию у американских подростков.

Call of Duty: Modern Warfare 3 (2011)

Перед тем как началась разработка последней Modern Warfare, в Infinity Ward произошли глобальные изменения. Activision со скандалом уволила Винса Зампелла и Джейсона Уэста, а за ними ушла и добрая половина компании. Большинство из них сейчас работают над серией Titanfall для Electronic Arts. Но, несмотря на потери, много ключевых разработчиков остались в Infinity Ward, и Activision решила не распускать студию, а прислать ей на помощь Sledgehammer Games. Изначально планировалось, что третья часть будет приквелом ко всей линейке Midern Warfare, но позже от этой идеи отказались.

Релиз MW3 прежде всего знаменателен тем, что вместе с ним вышла платформа Call of Duty Elite. Всем подписчикам сервиса предоставлялось куча дополнительного контента и всевозможной статистики, но уже в 2014 платформу прикрыли.

Что до самой MW3, то новая команда вне сомнений смастерила добротную игру, однако, публика не получила желанной революции в жанре. По мнению критиков, игра в очередной раз использовала однажды найденные удачные решения и не сдвинула вперед ни мультиплеер, ни сингл, ни технологии в целом.

Call of Duty: Black Ops II (2012)

В этот раз Treyarch решила брать гибким сюжетом и нестандартным повествованием. В Black Ops 2 события игры постоянно переносят вас между первой и второй Холодной войной, захватывая временной промежуток в сорок лет. При этом на протяжении кампании можно увидеть отсылки почти ко всем предыдущим частям серии и в зависимости от действий игрока получить одну из шести концовок. Также, перед каждой миссией игрок теперь выбирает оружие, взрывчатку и специальный бонус, вроде разбросанных по уровню бронежилетов.

Одной из главных причин для критики стало то, что Treyarch использовали улучшенную версию движка IW 3.0, разработанного еще в 2005 году для первой Modern Warfare. В очередной раз компании пришлось оправдываться тем, что изменения движка настолько велики, что от первоначальной версии почти ничего не осталось.

Call of Duty: Ghosts (2013)

Первое отступление Infinity Ward от Modern Warfare, на первый взгляд казавшееся довольно кардинальным. В Ghosts был представлен совершенно новый постапокалиптичный сеттинг, где США изображается в виде милитаризированной республики на грани уничтожения.

С точки зрения геймплея самым необычным элементом стала игра за собаку главного героя. В роли мохнатого друга вы выслеживаете жертву, пробираетесь мимо врагов, а когда необходимо бесшумно цепляетесь в глотку к зазевавшемуся солдату.

Подобное новшество хоть и понравилось игрокам, но оно никак не компенсировало в очередной раз выпирающее сходство с прошлыми частями. За исключением некоторого упора миссий на стелс, Ghosts не смогла чем-либо удивить игроков.

Call of Duty: Advanced Warfare (2014)

Еще до того как Sledgehammer Games позвали помогать с Modern Warfare 3, компания разрабатывала свою приключенческую игру во вселенной Call of Duty. Так что не удивительно, что Activision доверила именно ей разработку Advanced Warfare. При этом стоит отметить, что последняя стала первой игрой серии, на разработку которой отвели ради эксперимента три года, вместо привычных двух.

Студия решила исследовать до этого не протоптанную дорожку франшизы, а именно будущее, наполненное научно-техническим прогрессом. Помимо огромного количества нового оружия и техники, главным нововведением стал экзоскелет, на который игрок может по мере прохождения игры навешивать апгрейды.

Эксперименты на этом не закончились. Sledgehammer Games сделала все возможное чтобы вывести кинематографичность серии на новый уровень. Впервые были введены кат сцены, на озвучку приглашены Кевин Спейси и вездесущий Трой Бейкер, а для фотореалистичности были использованы технологии, задействованные в съемках грядущего «Аватара 2».

Что интересно, так это то, что, несмотря на все вышеперечисленное, Advanced Warfare показала результаты гораздо хуже, чем непримечательная Ghost.

Call of Duty: Black Ops III (2015)

Увидевшие все плюсы трехлетней разработки Advanced Warfare, Treyarch решили не отставать и на финальную часть Black Ops также отвести три года. Но сложно сказать много ли дал игре этот лишний год. Кто-то называет ее самой масштабной игрой серии, а другие видят проходной проект с целью забить год в ожидании Infinite Warfare.

Будущее, кибернетизация человека, новые технологии и оружие. В том или ином виде всего этого было предостаточно в Advanced Warfare и поэтому особо удивить публику Treyarch не удалось.

Как бы там ни было, нельзя не похвалить Treyarch за осуществление давней мечты доброй половины поклонников серии — возможность пройти сюжетную компанию в кооперативе до четырех человек.

Call of Duty: Infinite Warfare (2016)

Sledgehammer Games  потратила три года на разработку и выдала Advanced Warfare. Treyarch последовала ее примеру и получился Black Ops 3. Пришло время и Infinity Ward сказать свое слово.

Слово было сказано второго мая, когда вышел первый трейлер Infinite Warfare. Ролик вызвал такую бурную реакцию, что уже в скором времени занял почетное второе место по количеству дизлайков на Youtube. Для изображения ключевых персонажей игры, но скорей как часть рекламной кампании были приглашены звезды кино и спортсмены, в том числе актер Кит Харингтон («Игра престолов») и боец ММА Конор Макгрегор.

В Infinite Warfare серия отправилась покорять космос. В далеком будущем ресурсы на Земле начали подходить к концу, и люди занялись колонизацией других планет. Само собой нашлись негодяи, пожелавшие заиметь свой личный кусочек Солнечной системы.

Помимо sci-fi атмосферы, кучи роботов и оружия будущего, Infinity Ward добавила невесомость, для передвижения по которой добавили специальный крюк. Другой фишкой Infinite Warfare стали сражения в космосе на истребителе Jackal. Также, игрок может выбирать между главными миссиями кампании и второстепенными заданиями, выполняя которые можно получить разные апгрейды и детали сюжета.

Несмотря на то, что на том же Steam игру одобрили лишь 50% игроков, ситуация мало отличается от предыдущих тайтлов. Критики хвалят новые элементы и ругают старые. Это не меняет факт, что за первую неделю было продано два миллиона копий, а в карман Activision в очередной раз отправилась премия «Игра года».

***

Мало кого удивит, но студия Sledgehammer Games уже работает над следующей частью франшизы. Помимо того, что Infinite Warfare заявлена как первая часть подсерии, Activision зарегистрировала несколько еще неиспользованных доменных имен: Call of Duty: Future Warfare, Call of Duty: Secret Warfare, и Call of Duty: Space Warfare. Еще пять-десять лет жизни серии обеспечены.