В 2004 году в рамках польской игровой индустрии произошло несколько важных событий, ставших поворотными точками в ее истории. Во-первых, состоялся релиз Painkiller от студии People Can Fly, получивший отличные отзывы критиков. Во-вторых, на E3 2004 Techland представила Call of Juarez, после чего заключила контракт на выпуск игры с Ubisoft. Наконец, в-третьих, на той же E3 BioWare позволила компании CD Projekt продемонстрировать свою первую игру The Witcher, что в свою очередь позволило тайтлу обзавестись издателем в виде Atari.

Пятнадцать лет спустя Польша занимает четвертое место по экспорту видеоигр, а результат в 1,24 миллиарда евро составляет 6,5% мирового экспорта. Обгоняют Польшу лишь Китай, Япония, и Гонконг.

Во многом этого удалось добиться благодаря выходу The Witcher 3: Wild Hunt в 2015 году, однако на самом деле в Польше гораздо больше талантливых разработчиков, нежели может показаться на первый взгляд.

«В наше время нет ничего проще, чем найти работу разработчиком в Польше», — геймдизайнер Адриан Хмеляж.

CD Projekt

Свой путь в индустрии, как и некоторые другие польские компании, CD Projekt начинала, выступая локализатором западных игр. После того, как удалось собрать необходимые ресурсы для разработки чего-то своего, была создана дочерняя студия CD Projekt Red.

The Witcher

Без сомнения, самой известной игровой линейкой польских разработчиков является The Witcher. Продажи всех игр серии превысили уже 40 миллионов, половина которых пришлась на третью часть.

Основанная на романах Анджея Сапковского, серия повествует о приключениях одного из последних ведьмаков, Геральта. Разработчикам удалось создать один из самых больших и красивых миров в истории индустрии и наполнить его запоминающимися персонажами и увлекательными диалогами.

Популярность The Witcher не могла пройти мимо мейнстрима, и несколько лет назад Netflix получила права на съемки сериала по мотивам линейки с Генри Кавиллом в главной роли. Сериал выйдет уже в конце декабря.

«Шаг за шагом мы научилась делать игры и говорить с игроками на международном языке. The Witcher 3 стала одной из лучших игр в истории, а теперь мы стремимся еще выше», — говорит один из основателей CD Projekt Марчин Ивинский.

Cyberpunk 2077

По всей видимости, CD Projekt планирует забраться еще выше, выпустив в апреле 2020 года свой следующий потенциальный хит Cyberpunk 2077, впервые выйдя за рамки серии про Геральта. Сейчас CD Projekt Red занимается озвучкой и локализацией игры.

Трейлер игры, продемонстрированный на E3 2018, набрал огромную популярность в интернете, а стоимость акций компании выросла на 14%. В итоге стоимость CD Projekt выросла на 80% меньше, чем за год.

Кстати, любовь польских разработчиков к киберпанку уже давно известна благодаря таким играм, как Observer от Bloober Team, Hard Rest от Flying Wild Hog, и даже Ruiner от Reikon Games.

GOG.com

Само собой, нельзя забывать, что помимо разработки и издания игр, CD Projekt управляет магазином GOG.com, которому в прошлом году исполнилось уже десять лет. Изначально портал был создан для продажи на нем старых игр, но позже начал добавлять в свой каталог и современные AAA-тайтлы.

Bloober Team

Хотя работа Хидео Кодзимы над серией Silent Hill ограничилась созданием ужасающего демо P.T., даже этого было достаточно, чтобы вдохновить Bloober Team на разработку Layers of Fear. Разгадывая загадки от первого лица, игрок погружается в пугающий сеттинг игры, в итоге получая одну из трех возможных концовок.

Bloober Team настолько осталась довольна результатом, что с 2016 года занималась лишь хоррорами. Помимо сиквела к Layers of Fear студия выпустила киберпанк-ужастик Observer в 2017, а в августе этого года состоялся релиз Blair Witch, которая, впрочем, получила довольно сдержанные отзывы критиков.

11 Bit Studios

Несмотря на крепкий старт в виде стратегии Anomaly: Warzone Earth в 2011 году, по-настоящему на себя обратить внимание студии 11 Bit Studios удалось только три года спустя, когда компания выпустила This War of Mine.

This War of Mine

Сеттинг This War of Mine основан на Осаде Сараева во время Боснийской войны в 90-х, а сама игра увлекательнейшим образом соединяет в себе элементы нескольких жанров.

Одним из ключевых особенностей тайтла стал тот факт, что у игрока появилась возможность пережить военный конфликт глазами мирных жителей. Управляя группой людей из нескольких человек, вы должны следить за их здоровьем и настроением, попутно обустраивая свое убежище, торгуя с соседями, и совершая ночные вылазки в опасные места за ценными припасами. В итоге определенная нелинейность, лимиты по времени, и многочисленные DLC делают This War of Mine невероятно реиграбельной.

This War of Mine выиграла не одну награду и какое-то время находилась в топе продаж на Steam.

Frostpunk

Ситибилдер с элементами выживания Frostpunk переносит игрока в Англию 1886 года, в котором, согласно альтернативной истории, солнце начинает затухать, и все страны постепенно покрываются льдом, стирая человечество с лица Земли. Последний шанс выживших — построить город вокруг мощного генератора в Арктике.

Создание Frostpunk обошлось 11 Bit Studios в 3,6 миллиона долларов, однако уже через три дня после релиза игры компания получила первую прибыль, продав 250 тысяч копий.

С 2014 года 11 Bit Studios начала пробовать свои силы и в издательском деле. Компания успела выпустить пять игр, самой заметной из которых стал инди-тайтл Moonlighter от Digital Sun.

People Can Fly

Первую известность People Can Fly, основанная геймдизайнером Адрианом Хмеляжем, получила еще в 2004, когда дала жизнь легендарной кровавой серии Painkiller. Фанатам пришелся по душе олдскульный подход к жанру, и многие даже называли игру духовным наследником Quake. Издателем Painkiller тогда стал канадский издатель DreamCatcher, который остался впечатлен движком, разработанным специально для игры.

Позже People Can Fly представили еще один безумный шутер Bulletstorm, напичканный черным юмором, и позволяющим игрокам расправляться с врагами разнообразными и жестокими способами. Тем не менее, несмотря на интересную концепцию и поддержку от Epic Games, Bulletstorm не смогла показать достойные продажи. Epic Games убрала из игры кооперативное прохождение и сдвинула дату релиза поближе к выходу Killzone 3, что оказалось не самыми удачными идеями.

Сотрудничество People Can Fly c Epic Games началось еще до релиза Bulletstorm, когда поляки помогали Epic Games с разработкой первых двух частей Gears of War. С 2013 по 2015 польская студия даже имела название Epic Games Poland, но позже вернула себе свое имя, чтобы иметь возможность разрабатывать свои собственные идеи.

The Astronauts

После того, как People Can Fly официально стала частью Epic Games, ее покинули несколько ключевых сотрудников, среди которых был и Хмеляж, и основали свою студию The Astronauts. Хмеляж не хотел, чтобы более коммерческий подход Epic Games помешал геймдизайнеру создавать игры с мощным повествованием, чем он и занялся на новом месте.

Первой игрой The Astronauts стал приключенческий хоррор The Vanishing of Ethan Carter. Тайтл стал представителем той категории игр, которые часто называют симуляторами ходьбы, ведь в них игрок минимум взаимодействует с миром, а основной силой является захватывающий сюжет и атмосферные локации.

Тем не менее, The Vanishing of Ethan Carter удалось покорить игроков рядом интересных механик и детективным сценарием, постепенно восстанавливающим картину мистических событий.

The Astronauts получила премию BAFTA за инновации в геймплее и принялись за разработку шутера Witchfire, вдохновленного Destiny и серией Souls от Хидэтаки Миядзаки.

PlayWay

Издатель и продюсер PlayWay начал свою работу в 2011 и сосредоточен на создании различных симуляторов. Одними из самых известных проектов компании стали Car Mechanic Simulator и Cooking Simulator.

Согласно сайту PlayWay, в настоящий момент 44 команды занимается разработкой 61 игры со средним и низким бюджетами. Само собой, не все игры из списка добьются значительного успеха, но, например, House Flipper в свое время окупилась всего за сутки после релиза.

Ten Square Games

Ten Square Games была основана в 2011 году создателями польского аналога Facebook, социальной сети Nasza Klasa. Меньше, чем за десять лет компания выпустила около двух сотен тайтлов, большинство из которых являются мобильными и браузерными.

В первую очередь Ten Square Games делает упор на игры про спортивную рыбалку и охоту, вроде Fishing Clash, Let’s Hunt, и Let’s Fish, последняя из которых стала настоящим хитом в 2012 году. В Ten Square Games трудятся полторы сотни сотрудников, а количество активных игроков доходит до 21 миллиона человек.

Techland

Компания Techland настолько обожает постапокалиптичный сеттинг с ожившими мертвецами, что умудрилась запустить две отдельные успешные игровые серии на эту тему.

Dead Island

Первой из них в 2011 году стартовала Dead Island. Отдых на тропическом курорте очень быстро превращается в приближающийся конец света, в котором игроку необходимо крушить зомби от первого лица, попутно развивая определенные навыки. Хотя отзывы критиков оказались не самыми позитивными, Dead Island брала веселым геймплеем и мультиплеером, собрав в итоге крепкую фан-базу.

После релиза игры Techland отказалась от разработки сиквела и вместо этого принялась за создание другой зомби-франшизы.

Dying Light

Dying Light, пожалуй, можно назвать одной из самых увлекательных и динамичных зомби-песочниц на данный момент. На этот раз Techland поставили перед собой задачу создать серьезную игру с открытым миром, а заодно подсластили ее паркуром и возможностью совместного прохождения.

Dying Light была принята очень тепло, что, конечно, отразилось на продажах. В настоящее время Techland заканчивает разработку Dying Light 2, которая выйдет в первой половине 2020 года.

Call of Juarez

Стоит отметить, что Techland была основана еще в 1991 году и за это время помимо зомби-серий успела разработать около тридцати игр, среди которых особняком стоит линейка шутеров Call of Juarez. Выйдя в 2006, тайтл стал приятным сюрпризом для многих игроков, которые были рады погрузиться в качественный вестерн от первого лица. Сиквел Call of Juarez: Bound in Blood в 2009 году стал первой польской игрой, выпущенной на PlayStation 3.

Superhot Team

Superhot стала одной из тех игр, которые зарождаются на игровых джемах и сначала являются для разработчиков не более, чем тренировкой. Superhot пошла дальше, став крайне успешным проектом не только на рядовых платформах, но и на VR.

Главная механика шутера заключается в том, что враги двигаются вместе с игроком, позволяя ему в любой момент остановиться и сменить тактику. Картину дополняет стильная минималистичная визуальная составляющая, прибавляющая игре харизмы.

***

Помимо вышеперечисленных компаний на данный момент в Польше насчитывается около 400 студий-разработчиков. Некоторые из них подарили нам интересные тайтлы, вроде Shadow Warrior, 911 Operator, или Darkwood, но большая их часть имеет статус неудачных инди-проектов без прибыли. Все же будущее польских разработчиков выглядит более чем радужно, и 2020 год подарит игрокам немало впечатлений.