Тематика противостояния США и Европы с СССР не дает покоя разработчикам. Вот и в недавнем World in Conflict злые Советы пытались заграбастать весь мир и построить в демократичной Америке свой коммунизм. Новая часть Panzers, распрощавшись со Второй мировой войной, решила предложить игрокам поучаствовать в похожем конфликте.
В отличие от других игр в Cold War весь сыр-бор разгорается не только из-за того, что СССР мусолит глаза отсутствие красных пятен на нашей родной планете. После падения Фашисткой Германии и ее разделения между Советским Союзом и НАТО возник ряд противоречий. Ситуация постепенно накалялась, самолеты-разведчики постоянно бороздили воздушные просторы вражеской территории разделенной немецкой земли. Это поигрывание мускулами просто обязано было плохо кончиться, что и происходит в 1949 году. Советский самолет-разведчик стал виновником аварии американского грузового авиалайнера. Что к чему никто разбираться естественно не стал – нарушителя сразу же сбили, и это в свою очередь послужило катализатором конфликта. Советские войска начали свою экспансию в Западную Германию, оперативно высаживая свой десант в приграничных зонах. А сдерживать это наступление уже и предлагается игроку. Причем защищаться придется всем скопом, а точнее всем блоком НАТО.
Надо отметить, что игра имеет вполне внятный сюжет. Миссиям предваряют продолжительные ролики, которые повествуют об истории этого вымышленного конфликта. Причем ролики эти плавно перетекают в реальный игровой процесс, образуя единую нить повествования. По сути, каждая миссия имеет небольшую предысторию, которую можно прослушать на брифинге. Нет ощущения оторванности глобальной войны от тех сражений, в которых участвует сам игрок, ведь во всех ключевых событиях принимаем участие непосредственно мы.
В игре нет солдат в шапках-ушанках (привет Frontlines: Fuel of War), зато в ней ей место многим другим сюрпризам. Например, натовские военачальники воюют рука об руку с бывшими фашистскими офицерами, но после всяких там Sniper Elite подобные союзы выглядит вполне привычно.
Стоит отметить заговорщиков среди военного командования Красной Армии. Пока Сталин и Берия балуются ядерными испытания, кое-кто за их спиной налаживает контакты с врагом. А когда судьбоносная встреча перебежчика-миротворца с представителями союзных сил НАТО состоится, то окажется что он на самом деле звичайний хлопець з американського села, а потому утюжить историческую Родину ядерными ударами как-то и не горит желанием.
Что же до самих событий в игре, то нам предложат поучаствовать кроме банального «убей всех» в миссиях по захвату и удержанию контрольных точек, обороне своих позиций и множество диверсионных заданий. Как и в прочих играх подобного жанра геймплей привязан к ключевым точкам, которые здесь еще несут и некоторую функциональную важность. К примеру, на радиостанции можно вызвать подкрепление, в цехе построить танк или броневик. Так что доминирование над такими «узлами» часто дает вполне осязаемое преимущество над врагом.
Но игра вовсе не ограничивается их захватом и удержанием, меняя лишь декорации (как это было в недавнем End War). К примеру, надо вам захватить город, окруженный рекой, но вначале придется найти способ провести танки через воду. Воспользовавшись более легкой бронированной техникой, форсируем реку и потихоньку аккуратно отбиваем у врага мост, опускаем его и проводим колонну своей бронетехники. Вместо того чтобы идти напролом можно воспользоваться некоторыми вспомогательными средствами – захватить бронепоезд и на нем прорвать оборону врага, вместо того чтобы под плотным огнем врага атаковать его укрепления. Может вам послужить и брошенная подбитая техника, которую могут отремонтировать ваши инженеры.
Хотя основное внимание в игре уделено танкам и бронетехнике, но будет и ряд отличных миссий, в которых вам с несколькими подразделениями пехоты предстоит действовать в тылу врага – спасать из плена товарищей или проводить диверсии.
Игра насыщена действом, миссии построены интересно, разнообразно и каждый новый поворот может принести ряд неожиданностей – авиаудар, пару пушек, спрятавшиеся в кустах или засевшие снайперы в доме. Впрочем, само это игровое разнообразие вытекает из относительной линейности прохождения. Кое-где нас почти насильно удерживают в рамках игровых условностей, вынуждая действовать лишь так, а не иначе. Причем маркер на карте вполне недвусмысленно намекает на второстепенные цели, без которых основные не выполнить. Если вы играете роль диверсанта, то ваш небольшой десант без боевой техники просто погибнет в первой же серьезной схватке. Для этого может понадобиться найти подбитый танк и отремонтировать его, для чего дополнительно придется отбить у врага грузовик, который пойдет на детали для ремонта. Кое-где попытка сунуться в «запретную» зону натыкается на бешенное сопротивление, и нас просто сметают за считанные секунды. В итоге глобальной свободы как таковой нет, но в рамках игрового сюжета, подталкивающего нас в нужном направлении, мы вольны сами выбирать тактику.
Динамика игрового процесса подчеркивается интерактивными вставками в верхнем углу. Всякие мелочи вроде рухнувшего крана в кадре или большого взрыва добавляют игре ощущения киношности. Впрочем, подход не новый и знакомый еще по Company of Heroes.
Строительством заниматься не надо – все внимание уделено войне. Хотя некоторые юниты могут возводить определенные строения, но назначение их временное. Стрелки могут соорудить оборонительную башню, медики – полевой госпиталь, который будет лечить всех, кто находится рядом. В случае необходимости все это моментально разрушается, и отряд следует дальше.
Как следует из названия игры, ключевую роль в местных боевых действиях играют танки. Без них – как без рук. Парк бронетехники включает несколько видов танков, самоходные пушки и бронемашины. Им можно проводить и небольшой апгрейд в виде усиления брони, модификации орудия или камуфляжной покраски, что делает машину не такой заметной для авиации. Роль броневичков по сути ограничивается ремонтом остальной бронетехники (после соответствующего апгрейда). Они способны лишь пехоту потрепать, зато будут прямо на ходу упорно восстанавливать полоски жизни вашей техники. А вот себя они не ремонтируют, но два таких броневика в сопровождении танкового отряда уже способны и друг друга поддерживать и вашу ударную группу.
Похоже складывается и с пехотой, для их поддержки всегда надо иметь отряд медиков, иначе половину своей армии вы растеряете при первой же крупной стычке. Баланс между подразделениями бесхитростный, каждый юнит специализируется на каком-то одном противнике. Например, пулеметчики эффективны лишь против пехоты, а вот отряд с базуками способен уже и против броневика или танка выстоять, но в стычке с те ми же пулеметчиками они слягут быстро. Есть у бойцов и некоторые дополнительные возможности: кто-то может периодически использовать боевые гранаты против техники врага или дымовые для прикрытия своего наступления. Пехотинцы могут использовать прикрытия или занимать огневые позиции в зданиях, как в Company of Heroes.
Хотя как упоминалось выше, поскольку основа нашего войска танки, то иногда никаких тактических изощрений и не надо – прем ими напролом, а чуть позади держим пару броневиков, которые их будут ремонтировать. Противостояние с танками врага выигрывается за счет своевременного ремонта своей техники, а пехота, несмотря на все свои гранаты и базуки, на самом деле все равно не равный противник бронированным машинам. Это приводит к тому, что происходящее на экране иногда сводится лишь к простому кликанию по вражеским юнитам да корректировке направления движения «группы поддержки». Больше тактической свободы дается игроку, когда нам предлагают проводить диверсии или дают в распоряжение не более одной-двух единиц техники.
В зависимости от рейтинга прохождения миссии мы получаем специальные очки, за которые можем в перерывах между зданиями приобрести парочку новых отрядов или танков, заодно сразу и проапгрейдив их. Впрочем, тип миссии ограничивает количество и тип выбранных отрядов – взять танк с собой для высадки в тыл врага не удастся. Кроме отрядов можно обзавестись и поддержкой с воздуха – ракетный или напалмовый авиаудар (что может спасти в крайней ситуации) или возможность произвести разведку недоступной территории.
Визуально игра смотрится очень хорошо. Возможно, по технологичности она немного и уступает Company of Heroes и World in Conflict, используя чуть более простые пост-эффекты и обходясь без возможностей DirectX 10, но по части детализации она не хуже их. Модели техники проработаны до мелочей: крутящиеся колеса поднимают пыль и оставляют следы на снегу и песке, от двигателя идет жар, солдат на башне стреляет из пулемета. Но по части анимации простых юнитов есть некоторые недоработки. Если в других играх показывают, как солдатики карабкаются на танк или вбегают в здание, то тут они подбегают к объекту и просто исчезают возле него.
Окружающий мир смотрится просто отлично благодаря высокой детализации объектов, пристойным текстурам и трепетному отношению к мелочам. Улицы города в дождь покрыты лужами, в которых отражаются здания. Листва на деревьях дрожит на ветру, а сами деревья ломаются под гусеницами танка.
Взаимодействие с миром максимально – любой дом разрушается, столбы линий электропередач падают, провода на них обрываются и дрожат. У зданий довольно реалистичная модель повреждений, они осыпаются и разрушаются в зависимости от того, куда пришелся удар, а не от уровня общего повреждения. Взрывом стену разносит на куски, башня рассыпается в щепки, отлетают рядом лежащие бревна, осыпаются стоящие у здания строительные леса. Все эти пиротехнические пиршества для глаз выглядят захватывающе благодаря использованию физического движка NVIDIA PhysX.
Такая физическая модель вынуждает быть даже более острожным в выборе укрытия для солдат, ведь танк легко уничтожит горстку бревен, за которым укрылся отряд, а полуразвалившийся дом может окончательно рухнуть от пары метких снарядов, погребя под обломками солдат.
Cold War вышла игрой задорной, динамичной и зрелищной, что даже как-то и не сочетается с ее названием, поскольку уж больно «горячие» боевые действия в ней развиваются. Сюжет как для RTS игры довольно неплох, игровой процесс и сюжетные видеоролики отлично сочетаются, оставляя целостное впечатление, да и сами разнообразные события не дают, в общем-то, скучать. Что до красной угрозы и злых иванов в кадре, то ничего другого от игры с данной тематикой как бы и не ожидаешь. Визуально проект тоже смотрится отлично, а великолепная физическая модель повреждений добавляет зрелищности. Но, к сожалению, проблема игры в том, что ничего нового в плане геймплея она не несет, ведь она до боли напоминает не раз упоминавшийся выше Company of Heroes. Игровой процесс по сути тот же, лишь с небольшими корректировками в сторону доминирования танковых сражений. А учитывая еще, что тактика в игре часто страдает в угоду зрелищности, то заядлым игрокам, у которых на счету не один час сетевых баталий в Company of Heroes, «В тылу врага» и аналогичных проектах, новая часть Panzers может показаться уж чересчур вторичной и порою даже простой. Но менее искушенной аудитории игра безусловно придется по вкусу.
Codename Panzers: Cold War. Горячая Холодная война
07.08.2009