Collapse: Ярость
Разработчик Creoteam
Издатель Buka Entertainment
Официальный сайт collapse-game.com
Дата выхода Май 2010
Жанр Экшен

Конец 2008 года был богатым на отечественные игровые проекты: мы увидели первый аддон к S.T.A.L.K.E.R. под названием «Чистое Небо», морозный «Анабиоз», предлагающий путешествие по темным закоулкам сознания, и яркий динамичный экшен Collapse. Последний был примечателен тем, что являл собою редкое сочетание слешера и шутера от третьего лица, что по умолчанию должно было обеспечить игре внимание со стороны игровой аудитории. Слешеры вообще редкость на ПК, разве что Capcom не забывает про их пользователей и исправно портирует с консолей свои проекты. Вот только все эти продукты специфичные, не всем по душе анимешные герои Devil May Cry с не менее мультяшным видеорядом и боевой механикой. А в Collapse нам предстояло играть совершенно другим героем, здоровым мужиком с дредами, умело орудующим мечом. Анимация вполне даже естественная и жизненная, акробатика тоже без всяких трехметровых прыжков и зависаний в воздухе. Добавьте к этому знакомые городские улочки спальных районов и мрачные пейзажи разрушенного Киева — и вы поймете, почему игра так полюбилась отечественным игрокам.

Как и любой успешный проект, Collapse просто обязан был обзавестись продолжением или каким-нибудь дополнением. И вот недавно вышел аддон с подзаголовком «Ярость», который фактически не предлагает ничего принципиально нового, кроме еще более зрелищных и яростных драк.

Collapse: Ярость

В первой игре главный герой Родан закрыл Аномалию, ставшую причиной изоляции Киева от внешнего мира. На этом, казалось бы, поставлена жирная точка. Монстры должны исчезнуть, а регулярные войска навести порядок в городе. Но не тут-то было. Аномалия не исчезла, а распалась на множество более мелких, продолжая регулярно снабжать наш мир всякими злобными тварями. Из одного такого «осколка» и появляется Родан, который тоже уже вроде как должен был исчезнуть из мира живых.

С Роданом связывается профессор Горин и предлагает ему помощь в эвакуации из города. Герою надо лишь преодолеть несколько районов, наполненных монстрами и агрессивными бандами, после чего его встретят военные и доставят на «Большую землю». К сожалению, почти с самого начала становится ясно, что общая идея о разрушенном Киеве в центре аномалии полностью исчерпала себя еще в оригинале, и попытки как-то увязать новые локации со старой историей выглядят не очень убедительно. Сюжет служит слабой связью между разрозненными локациями, никакого интереса он уже не вызывает: всего-то два персонажа, да и те общаются редко и по телефону, причем, диалоги несут минимум смысла, и рука сама тянется к кнопке «пропустить». И даже момент, когда вместо радостных объятий военные встречают Родана градом пуль, предсказуем с самого начала. Единственное, чем может удивить «Ярость», так это концовкой. Вот только до финального ролика еще надо пробиться сквозь орды врагов.

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

Игровой процесс остался без существенных изменений. Противники делятся на тех, с которыми приходится разделываться мечом, и на стрелков, против которых эффективнее всего пистолеты и автоматы. Врагов стало больше, хотя сами локации все так же невелики, если не стали меньше. При битвах с монстрами Родана загоняют на маленькие арены, где толком то и развернуться негде. Противники атакуют волнами и респаунятся практически в одних и тех же местах. Только вы разделались с кучкой монстров, как на их место уже спешит новая партия.

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

С солдатами ситуация еще более забавная, ведь они частенько в соответствии со скриптами появляются строго у нас за спиной, причем, на тех же местах, где ранее мы уже успели снять парочку-другую надоедливых стрелков.

Collapse: Ярость

Противники явно берут не качеством, а количеством. Ну и более тяжелых бронированных бойцов и живучих монстров стало поболее. При этом аптечек и восполняющих здоровье генераторов почти нет. Теперь восстанавливаться надо в основном за счет комбо-ударов. Проведенный прием позволит вам не только значительно покромсать ближайших врагов, но и вытянуть из них здоровье и энергию.

Комбо не сложны, все удары получаются из сочетаний двух клавиш. Без них пройти игру при возросшей сложности и дефиците лечебных средств невозможно. И тут всплывает первая и главная проблема игры, с которой, судя по отсутствию аналогичных жалоб на игровых форумах, «посчастливилось» столкнуться лишь автору этих строк. В обучении все комбо-удары выполняются на ура, но в любой другой главе ничего кроме банального удара сделать не получается ни при одной из комбинации клавиш. Родан наносит лишь простые серии ударов, без смертельных приемов.

Collapse: Ярость

Самое смешное в этой ситуации, что в игру добавилась прокачка, и с каждым новым уровнем Родан может улучшать свои комбо-удары. Можно повысить характеристики и спец-способностей (которые перекочевали из оригинала без изменений и нововведений) — увеличить силу «разлома» или время действия «замедления времени». Восстановить энергию для них тоже негде, вся надежда на соответствующее комбо восстановления, которое, увы, можно наблюдать лишь в первой «обучающей» главе.

Основное внимание уделено именно слешеру, а перестрелки остались такими же, как и прежде. Попадание вражеской пули вводит Родана в ступор. Там где надо бегать и стрелять, мы можем стать легкой мишенью из-за одной меткой пули, которая полностью обездвижит нас на мгновение. Укрытия играют важную роль, но стрелять из-за них, подняв руку, как это делают солдаты, Родан не умеет. Режим точного прицеливания бесполезен, ведь из-за «улучшенной» системы освещения вспышка от выстрела слепит настолько, что точно отправить в цель можно лишь первую пулю.

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

Из нововведений можно отметить и «достижения». Убили сколько-то врагов определенным оружием — получите медальку в рейтинг. Таких отметок полно, но смысла в них никакого нет. Скорее это дань моде, ведь сейчас подобные «ачивки» стали привычным делом и используются разработчиками как небольшой стимул, призывающий игрока к более продолжительному и глубокому знакомству с игрой.

Появился отдельный игровой режим под названием «Арена». Это несколько локаций, на которых нам приходится отбиваться от волн атакующих. Никакой сюжетной мотивации — непрерывное «мясо» для тех, кому одиночной компании показалось мало. Тут тоже работает прокачка (начинаем с первого уровня) и есть специальные бонусы. Восполняющих генераторов нет (изредка они остаются от убитых главарей), и вы полностью зависите от своего мастерства владения мечом, т.е. от удачно проведенных восполняющих комбо-ударов (которые тоже могут не работать).

Визуально игра серьезно преобразилась. В 2008 году Collapse тоже смотрелся неплохо благодаря отличному дизайну, детализации и текстурам, хотя сам движок нельзя было назвать высокотехнологичным. В «Ярости» все это приправлено тоннами пост-эффектов.

Collapse: Ярость

Размытие изображения стало более агрессивным, задние планы прячутся за эффектами Depth of field, добавился эффект зернистости. Пол и стены в некоторых местах смотрятся очень реалистично благодаря технологиям рельефного текстурирования и удачно поставленному освещению.

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

Collapse: Ярость

Системные требования у игры тоже возросли, и явно не пропорционально визуальным улучшениям. И хоть частота кадров ограничена порогом в 30 fps, даже на разогнанном GeForce GTX 260 иногда приходилось наблюдать меньше этих самых 30 кадров в невысоком разрешении 1280х1024. Настроек графики немного, хорошо хоть зернистость изображения можно отключить — не всем такие эффекты по душе.

Collapse: Ярость

Драки и перестрелки в «Collapse: Ярость» стали более ожесточенными и напряженными, число врагов возросло, появилась даже парочка новых монстров. Добавилась прокачка способностей персонажа. Восполняющий эффект комбо-ударов стимулирует игрока к более частому использованию меча вместо огнестрельного оружия. Вполне достаточно изменений для того, чтобы понравиться фанатам оригинальной игры, которые ценили в ней именно боевку. Сюжетной мотивации как таковой нет, все сводится к простой цели — достигнуть точки эвакуации. Несмотря на небольшую продолжительность аддона, всего этого маловато для того, чтобы вызвать интерес у игрока к виртуальному миру постапокалиптического Киева. Тем более, что и декорации не отличаются разнообразием. Локации небольшие, но до отказа набиты различными врагами. Есть еще режим «Арены», но он увлечет только самых ярых фанатов. В целом, вроде бы и задорно, но не так интересно как оригинал. Разве что драйвовый саундтрек по-прежнему ласкает слух. Чувствуется некий привкус вторичности, но что уж требовать с простого аддона.

Вот только и этим насладиться толком не получится. Игра имеет проблемы с производительностью, периодически вылетает, а неработающие комбо-удары и вовсе заставляют скрежетать зубами от злости. Есть подозрения, что технические проблемы связаны с неприязнью игры к Windows 7 x64, но от этого легче не становится, ведь никакого патча для «Collapse: Ярость» не планируется.