Выпуская Hotline Miami, ребята из Dennaton Games решили поступить с саундтреком оригинальным способом. Вместо того чтобы нанимать композитора, который бы написал музыкальное сопровождение для всей игры, они собрали любимые треки на Bandcamp и получилась отличная компиляция, которая более чем дополняла геймплей. В Hotline Miami 2: Wrong Number они закрепили успех, собрав еще больший сборник треков и опять с упором на вошедший в моду синтвейв.
Примерно с тех пор каждый независимый электронный продюсер превратился в потенциального игрового композитора и для многих из них это чудесная возможность стать частью игровой индустрии — шанс, о котором они раньше не могли и мечтать.
Но помимо этих счастливчиков на инди-сцене есть немало других интересных музыкантов, целенаправленно работающих над саундтреком как частью игры. Композиторы, описанные ниже, добились значительных успехов и их имена все чаще попадают в мейнстрим. Тем не менее, это не мешает им выражать себя и оставаться при этом независимыми.
Дэнни Барановски
Дэнни Барановски, или как он именует себя в Twitter «Супермодель игровой музыки», стал таковым после выхода в 2010 Super Meat Boy, получившей тонну наград и признания. Игроки и критики сразу сошлись во мнении, что одним из ключевых элементов успеха стал саундтрек за авторством Дэнни. Просто невозможно было представить более подходящую музыку для кровавых приключений мясного мальчика.
Успех был таким большим, что Барановски решил провести эксперимент и выпустил ограниченную партию физических копий саундтрека. Спрос на диски превысил все ожидания музыканта, и вскоре пришлось заказывать вторую и третью партии.
Сразу после Super Meat Boy Барановски взялся писать саундтрек к следующей игре Эдмунда МакMиллена — The Binding of Isaac. И опять музыка оказалась максимально подходящей и воспринималась как неотъемлемая часть геймплея игры.
Правда, уже в The Binding of Isaac: Rebirth МакМиллен захотел чего-то иного и отказался от услуг Барановски. А с Super Meat Boy: Forever ребята и вовсе не нашли общий язык и Барановски не дал согласия на использование его музыки в игре. Team Meat пришлось нанимать других музыкантов и заказывать новый саундтрек.
Писать музыку Дэнни начал еще в школе, будучи фанатом портала OverClocked Remix. Портал посвящен ремиксам на игровые саундтреки разного времени и Барановски впоследствии стал там одним из фаворитов. Между прочем, OCR в свое время выпустил не одного успешного композитора, в числе которых Эндрю «Zircon» Аверса (Soulcalibur V) и Джимми «Big Giant Circles» Хинсон (Mass Effect 2).
Через OCR Дэнни вышел на программиста Адама Атомика и написал музыку для его хитовой флеш-игры Canabalt. С тех пор Барановски начал все больше и больше писать музыку на заказ и даже поработал над парочкой инди-фильмов.
Как только процент заказов на полноценные проекты начал превышать мини-игры, Барановски пересмотрел систему оплаты. Теперь он получает процент от продаж игры и сохраняет все права на свою музыку. Его друг композитор Джимми Хинсон был задействован в написании саундтрека к топовой игре Mass Effect 2, и, по словам Дэнни, гонорар Хинсона был гораздо меньше, того, что получает Барановски с больших инди-проектов.
Сам же Барановски более чем доволен, живет в собственном доме в городе Кикленд, штат Вашингтон, и не желает связываться ни с кем кроме инди-разработчиков.
Джонатан Колтон
Помните, как GLaDOS пела нам песни во время финальных титров обеих частей Portal? На самом деле их пел, а вернее сочинил Джонатан Колтон, современный бард, автор юмористических песен о гик-культуре.
Окончив Йельский университет на программиста, он несколько лет проработал в компании Cluen и все свои ощущения от процесса выразил в песне Code Monkey. Песню заметили подкастеры с новостного сайта Slashdot и включили музыку Джонатана в эфир. С тех пор его доброе имя регулярно звучало на различных подкастах, а также Джонатан писал песни для журнала Popular Science.
Еще, Колтон известен своим проектом Thing a Week, в рамках которого он в течение года писал по песне в неделю и затем выкладывал в интернет. В итоге получилось четыре альбома, и все были тепло приняты фанатами. Сам же Колтон отрецензировал свой эксперимент как настоящий вызов своим креативным способностям.
В 2011 году он рассказал, что умудряется зарабатывать по полмиллиона долларов в год, из которых 40% приходится на цифровые продажи и 40% на живые выступления и мерчендайз. И это притом, что за Колтоном не стоит никакой музыкальный лейбл, а значит, большая часть денег достается ему. К тому же все авторские права принадлежат Джонатану, и он волен делать со своими песнями что угодно. Это, конечно, не касается треков из игр Valve, но и здесь никто не запретит ему сделать другую версию песни и продавать ее у себя на сайте.
Такому успеху Джонатан благодарен, конечно же, гик-сообществу интернета, к которому он относит и себя. Колтон очень признателен за внимание и в качестве жеста благодарности все его творчество попадают под лицензию CC Attribution NonCommercial 3.0. Если в двух словах, она позволяет свободно использовать работу музыканта в некоммерческих целях. Это, кстати, сыграло большую роль в росте популярности Колтона в сети. Игрок World of Warcraft под ником Spiff собрал на Youtube миллионы просмотров, выкладывая видеоклипы в мире альянсы и орды на песни Колтона.
В настоящее время Колтон участвует в создании передачи Going Deep со своим другом Дэвидом Рисом и готовится к бродвейской премьере мюзикла о приключениях Спанч Боба, для которого Джонатан писал слова песен.
Даниэль «C418» Розенфельд
Даниэль Розенфельд — счастливчик с большой буквы. Как еще можно назвать человека, который совершенно случайно стал композитором самой Minecraft, одной из самых популярных игр в истории, продавшейся тиражом в 70 миллионов копий. Причем до этого Розенфельд не имел за спиной никакого профессионального опыта.
Тем не менее, музыкой он занимался к тому моменту уже довольно давно. В 15 лет брат показал ему секвенсор Ableton Live и сказал, что на этой программе «может написать музыку даже полный идиот». Даниэлю этого было достаточно. Он быстро вошел во вкус и через пару лет под ником С418 уже делился своей музыкой на форуме портала TIGSource. Друг по порталу Маркус Перссон предложил ему пописать эмбиент для его новой игры и тем самым, сам того не подозревая, Розенфельд выиграл джек-пот.
С418 не имеет процентов с продаж Minecraft как тот же Дэнни Барановски с The Binding of Isaac. Вместо этого он получает оплату за каждый трек, достаточную, чтобы не думать о дополнительных источниках заработка. К тому же Даниэль продает музыку через магазин Bandcamp. Совсем недавно он выпустил альбом «148», в который вошли девятнадцать треков, сочиненных на протяжении последних пяти лет. С аудиторий Minecraft в 100 миллионов пользователей, его музыка не остается без внимания.
Музыкант недавно переехал из маленького немецкого города в Берлин. Причиной этому послужило пристальное внимание налоговой к его творчеству. После слов «Ты единственный музыкант в нашем городе. Это очень интересно» он почувствовал, что необходимо уехать как можно скорее.
После Minecraft Перссон предпринял попытку сделать новую игру под названием «0x10c» и на роль композитора он снова позвал Даниэля. Игра так и не вышла, зато вполне возможно C418 сам порадует нас игрой. Он заинтересован в создании геймплея на основе музыки, а не наоборот, и во всю экспериментирует с этой концепцией. Подождем.
Рич «Disasterpeace» Врилэнд
Рич Врилэнд является одним из немногих композиторов на инди-сцене, кто от chiptune-саундтреков для крошечных игр дорос до настоящего кино, и что немаловажно, не растеряв при этом своего фирменного звучания.
Кино, о котором идет речь, называется «Оно» и представляет собой экспериментальный ужастик, пока что единственный в карьере Врилэнда. Режиссер фильма Дэвид Роберт Митчелл выбрал именно Disasterpeace так как был восхищен его работой над игрой FEZ, самым громким проектом, над которым работал Врилэнд.
Много кто знает, что геймдизайнер FEZ, Фил Фиш разрабатывал свое детище более пяти лет, но только год из этого срока он работал непосредственно с Ричардом. Зато когда, наконец, игра вышла, репутация Врилэнда резко выросла и принесла с собой новых заказчиков и финансовую стабильность. Кстати, благодаря доходу от FEZ, Ричард смог полностью погасить образовательный кредит и еще больше сконцентрироваться на музыке.
А начинал Disasterpeace свой творческий путь, сочиняя ню-метал рифы в такт Rage against the Machine, пока в подростковом возрасте не услышал chiptune-музыку. Почувствовав, что в этом жанре путь от идеи до реализации у него происходит намного быстрее, Врилэнд на время забыл о гитаре и сосредоточился на электронной музыке. В будущем он даже создаст chiptune-лейбл «Pause» совместно со шведским коллегой Эйриком Шурке (Spelunky, Super Crate Box).
В своем творчестве Disasterpeace предпочитает ограничения и считает, что без них он перестает быть эффективным и утопает в прокрастинации. Ирония в том, что большинство разработчиков, с которыми ему приходилось работать, полностью полагались на талант Врилэнда и давали ему абсолютную творческую свободу.
Пока не ясно продолжит ли Врилэнд целенаправленно пробиваться в кинематографе или же будет отталкиваться от заказчиков. В 2013 году он самостоятельно спрограммировал игру January с геймплеем, построенным на музыкальной теории. Вполне возможно, Disasterpeace захочет продолжить творческие эксперименты именно в эту сторону.