Казаки 3
Разработчик GSC Game World
Издатель GSC Game World
Официальный сайт cossacks3.com
Дата выхода 20 сентября 2016
Жанр RTS

Думаю, сложно переоценить роль и вклад студии GSC Game World в развитие украинского геймдева. Более того, целое поколение игроков выросло на их проектах и пронесло любовь к отечественному продукту через года. Действительно, мы верили и продолжали ждать каждый амбициозный вызов. Для многих анонс разработки третьей части Казаков стал буквально бальзамом на душу.

История студии, как настоящего разработчика началась довольно забавно, как минимум с точки зрения стороннего наблюдателя. Решив попробовать себя в новом деле, парни замахнулись не на что-нибудь, а на сам Warcraft – бога среди RTS-стратегий того времени. Они решили доказать себе, что могут и сделали! Мод, почерпнувший из оригинала графику основывался на переписанном движке и в отличии от канона позволял управлять огромным количеством юнитов. Довольные своим достижением, GSC представили детище руководству Blizzard, правда были встречены очень холодно. После этого появилась идея сделать свою историческую стратегию в реальном времени с возможностью проведения масштабных боев, а анонс известной всем Age of Empires только подтвердил основателя студии — Сергея Григоровича — в верности выбранного пути.

Демо, подготовленное GSC буквально поразило всех, но серьезных предложений финансирования не поступало. Судьба игры решилась немного позже, благодаря одному из крупнейших немецких издательств того времени CDV Software, которое предложило поддержку и инвестиции. Так мир увидела масштабная real-time стратегия «Казаки: Европейские войны».

Изначально разработчики планировали сделать всего три нации: Украину, Россию и Европу (как собирательный образ всех западных стран нашего континента). Но именно благодаря издателю возникла идея добавить несколько ключевых европейских наций и таким образом протоптать тропинки в сердца игроков этих стран. И эта хитрость сработала — игра нашла отклик среди огромного количества геймеров как стран СНГ, так и Европы. Чего уж лукавить — это одна из нескольких игр, в которую я играл с отцом, не очень любящим компьютерные игры. Два удачных аддона только расширили возможности оригинала.

Успех первой части позволил GSC нацелиться на «завоевание Америки» с одноименной игрой, а также поработать вместе с Ubisoft над производством стратегии по мотивам киноленты «Александр». Параллельно студия разрабатывала вторую часть серии, получившей название «Казаки 2: Наполеоновские войны». Геймплей был существенно переосмыслен, появилась глубокая проработка физики боя, существенная эволюция тактики его ведения. Правда все эти улучшения сказались на стратегической и градостроительной части и уменьшили их значимость. К сожалению, в связи с серьёзной загрузкой по другим проектам, разработчики затянули с выходом второй части и релиз попал на закат эры жанра RTS.

Позже были безумно долго ожидаемый S.T.A.L.K.E.R. и сиквелы к нему, а в 2013 году основатель студии заявил о её закрытии. Тогда эта новость расстроила многих, но мечта о возвращении осталась и ей суждено было сбыться. Студия GSC возобновила деятельность и заявила о разработке нового проекта, которым впоследствии оказались «Казаки 3».

Разработчики пообещали вернуться к истокам и подарить поклонникам римейк первой части, но уже соответствующий новым стандартам качества. Удалось ли им это? Давайте разбираться.

Признаюсь честно, сложно быть объективным по отношению к проекту, который любишь вот уже 15 лет, при чем в любой вариации — будь то классические первые «Казаки», «Завоевание Америки» или «Казаки 2». Потому ожидание было мучительным, в немалой степени по вине разработчиков — поклонникам выдавалось очень мало информации. Более того, несмотря на распространение игры через сервис Steam предзаказ не был доступен, а цены стали известны буквально за день-два до релиза, который состоялся 20 сентября 2016 года. Теперь завеса над тайной приоткрыта — обычная версия обойдется игроку в 13 долларов, а делюкс-версия, включающая в себя будущий DLC-контент в 20 долларов.

Сказать, что сам релиз произошёл успешно достаточно сложно. Временем «Ч» было 15:00 по Киевскому времени и тем не менее фраза «игра будет доступна в течении часа» обновлялась в Steam несколько раз, а позже и вовсе сменилась на «будет скоро доступна». Такой старт не мог не расстроить поклонников, ведь за час до релиза в онлайне уже начали появляться стримы, в которых бета-тестеры знакомили желающих с игровым процессом, реальной производительностью и графикой игры. Бушующий в комментариях народ дождался-таки знаменательного события того же 20 сентября к половине одиннадцатого вечера.

Но, как не печально это говорить — такой долгожданный релиз скорее разочаровал, чем порадовал. Просто поразительное количество багов, допустимое возможно для бета-версии, выбило многих из колеи. Проблемы игроков начинались прямо с момента запуска — где-то в настройках не отображалась кириллица, кто-то не мог поменять язык. Вторым сильным разочарованием оказалось сообщение о том, что сервера сетевой игры отключены и разработчики работают над их активацией. Учитывая тот факт, что подавляющее большинство было заинтересовано именно в мультиплеере, так полюбившемся в первых Казаках, успешность игры оказалась под большим вопросом.

Одиночная игра тоже сопровождалась большим количеством недоделок. Включенная административная панель (многие помнят её активацию и в первой части с помощью чит-кода и клавиши «P») позволяла добавлять даже корабли на сушу, при чем они плавали по ней, успешно обстреливая врага. Сочетания клавиш «Ctrl+C» и «Ctrl+V» позволяли копировать/вставлять юнитов. Мушкетеры (и не только) легко стреляли через каменные стены. Несколько треков фоновой музыки просто накладывались друг на друга и воспроизводились одновременно. Перечислять все баги можно очень долго, просто зависающая игра даже меркла на фоне этих причуд. Интересующиеся полным перечнем могут почитать списки исправлений в патчах. Как разработчики умудрились не устранить столько явных проблем, учитывая проведенный закрытый бета-тест, остается загадкой. Возможно стоило бы перенести релиз всего на неделю и выпустить готовый продукт — гораздо большие студии не стесняются отложить выход игры объясняя его своим желанием отполировать его до блеска.

Тем не менее, мы не спешили со своим обзором, в надежде на то, что за несколько дней GSC смогут реанимировать своё детище хотя бы до играбельного состояния. И им это удалось. Семь патчей за пять дней — своеобразный антирекорд. Проблемы остались — например, до сих пор на через туман войны можно разглядеть постройки противников. Хорошо, что хотя бы шпили высоких башен перестали торчать сквозь него.

В остальном же, по сути своей «новая» игра осталась теми же первыми Казаками. Да разработчики добавили шесть новых кампаний, а будущие DLC принесут ещё несколько, но ни механика, ни набор юнитов, ни возможности не поменялись. Такую вариацию сложно назвать римейком, как заявляли GSC, но фанаты первых Казаков получили новую возможность окунуться в любимую игру. А раз играть уже можно, то и перейдем непосредственно к описанию геймплея для тех, кто с ним не знаком по первой части.

«Казаки 3» позволяют сделать выбор среди многих наций, а значит любой найдет себе архитектуру и войска по вкусу. Более того, доступно много вариантов рельефов, модификаторов стартовых условий, среди которых есть и полюбившееся многим время ненападения.

Будь-то одиночная битва или сетевая игра — игрок начинает с небольшого количества крестьян, которым предстоит вынести его на своих плечах к постройке империи.. ну или огромной толпы юнитов, которая снесет соперника в первые 10–15 минут игры.

В игре присутствует шесть видов ресурсов: железо, уголь и золото добывается в шахтах, которые можно строить на месторождениях, а дерево, камень и еду крестьяне собирают сами, принося их в городской центр, склады или на мельницу.

Постройка войск происходит в Казармах, Конюшнях и Артиллерийском депо. В этих же зданиях доступны апгрейды урона, живучести и скорости постройки соответствующих юнитов.

Всевозможные улучшения и исследования как в сфере экономики, промышленности, сельского хозяйства так и в военном деле доступны в академии и кузнице.

В случае карт с наличием водных пространств игрок может соорудит порт, который позволит увеличить добычу пищи с помощью рыбацких лодок, а также наладить производство военных и транспортных кораблей.

Нельзя не упомянуть важнейшее для быстрой игры здание — Дипломатический центр. В нем игроку будут доступны юниты-наемники, постройка и содержание которых будет стоить увеличенного количества золота. Сами воины по своим характеристикам хуже, чем те, которых игрок может построить сам, но скорость их появления и доступность буквально в самом начале игры могут стать серьёзным козырем.

После постройки основного набора зданий в Городском центре появляется возможность перейти в восемнадцатый век. Она недоступна для нескольких наций, например, Украины, Турции. Такой переход передает в распоряжение игрока возможность постройки новых продвинутых юнитов, среди которых гренадёры, мушкетеры и драгуны 18-го века. Также игрок получает доступ к новым технологиям, например, воздушному шару, убирающему туман войны на всей карте. А вот кораблей 18-го века из первой части игры, имеющих просто подавляющее превосходство над своими предшественниками, в «Казаках 3» нет.

Отдельного внимание стоит уделить фортификационным сооружениям, ведь их любят многие игроки, стремящиеся к укреплению своих позиций. В игре доступны постройка частокола, стен и башен. Первый, конечно же, имеет гораздо меньшую прочность, зато позволяет вести огонь стрелкам и лучникам, одновременно защищая их от юнитов ближнего боя. Стены строятся дольше, но предоставляют более надежное убежище. Башни позволяют вести артиллерийский огонь при этом имея хороший запас прочности, а скорость их стрельбы может быть увеличена с помощью их улучшений.

Сетевая игра заработала на следующее утро после релиза, но до последних двух патчей продолжала «радовать» багами. Чего стоит отзыв одного из игроков о том, что ему с друзьями не удалось закончить ни одну из десятка сетевых баталий без вылетов или проблем. Добавьте к этому возможность зайти в полностью заполненную игроками комнату, невозможность войти в комнату в связи с тем, что интерфейс завис и не показывает участников игры, взрывающиеся в начале раунда здания и умирающих юнитов, а также полное зависание игры. На данный момент ситуация немного нормализовалась и позволяет попробовать игру по сети без особых мучений.

Чем хороши Казаки — полной свободой действий. Хочешь занимайся градостроительством, хочешь обноси свой город неприступными стенами, хочешь наводи ужас постоянными наскоками легкой кавалерии. Игрок не ограничен ни в средствах ведения войны, ни в количестве юнитов, ни в объёмах строительства. Многие пытаются сравнивать их с серией Total War, но мне кажется, что эти проекты очень далеки друг от друга. Наверное, Казаков в плане геймплея можно сравнивать с не менее масштабной RTS — Supreme Commander. Но их сеттинги не пересекаются, а значит игры вряд ли будут конкурировать.

Что бы такого сказать о новой графике в «Казаках 3». Да, теперь она не спрайтовая, а полноценное 3D. Правда обещанного «верчения» камера на 360 градусов нет. Точнее оно доступно с помощью чит-кода, но не как обычная геймплейная возможность. Все модели перерисованы и получили гораздо больше деталей. Но чего-то не хватает. Это всё то же самое, что мы видели 15 лет назад, просто не бросающееся в глаза примитивной графикой. Точно так же, как и в далеком 2001 при разрушении недостроенного здания на его месте появляется моделька разрушенной готовой постройки. Воду же просто не описать словами — нужно смотреть.

Разработчики пообещали предоставить моддерам полный набор инструментов для создания своих модификаций, вплоть до абсолютно другой игры. Кроме того, они сделали заявление о том, что после выхода новых кампаний они перестанут создавать контент для игры и целиком полагаются в этом на комьюнити. Что же, подход не новый и должен принести свои результаты, тем не менее учитывая проблемы с релизной версией вполне возможно им стоило бы пообещать немного больше.

Итак, что мы имеем в итоге? Горячо любимую многими игроками историческую стратегию в реальном времени, получившую подтяжку лица и набор новых синглплеерных кампаний. Изрядно поумневший искусственный интеллект, который был обещан нам в римейке, видимо забыли добавить во время релиза. Огромное количество багов исправлено и любители классики могут окунуться в знакомый процесс спустя пятнадцать лет. И конечно не стоит забывать, о том, что старания отечественной студии неплохо бы поддержать — ведь так редко они радуют нас своими шедеврами. С другой стороны, остался горький осадок, от тщетно возлагаемых и несбывшихся надежд — мы не получили ничего нового в игровом процессе, разработчики просто переложили старую игру на новый графический движок, не добавив ничего в геймплей. Возможно стоило бы поработать чуть больше и объединить возможности первых двух частей вместе. Впрочем, чего уж строить предположения. Мы рассказали про новую «старую» игру от GSC Gameworld — «Казаки 3», а решать играть ли в неё уже вам.