Завязка игры более чем банальна. Группу крутых спецназовцев высаживают на острове в тихом океане. Первый же ролик повергнет особо впечатлительных пользователей, предварительно проапгрейдившихся, в шок, когда они увидят низкий fps на недавно купленных видеокартах по 300-500$. Это заставит сразу же поубавить эстетические аппетиты и уменьшить графические настройки. Но об этом немного позже…
Нечто неизвестное сбивает группу парашютистов в воздухе. Бойцы разбросаны по всему побережью, и нам предстоит вначале всех собрать воедино. Поблуждав немного в сумерках ночного леса, нашему взору откроется прекрасный вид на побережье. Волны игриво плещутся у берега, солнце играет бликами на водной поверхности, а пальмы сонно шелестят своими листьями. Тут бы прилечь отдохнуть, полюбоваться прекрасными тропическими пейзажами, да надоедливые корейские солдаты портят всю идиллию.
За поисками потерянных товарищей как-то сразу теряется и основная цель нашей миссии. На острове ведутся подозрительные раскопки. Да еще и американский корабль пропал в данном районе. И подозрительная активность северокорейских солдат в данном регионе настораживает. Кому как не вооруженным до зубов спецназовцам выяснить, что же тут творится. Но как оказывается, корейские солдаты не единственная напасть, с которой нам придется иметь дело. Окровавленные изуродованные трупы и замороженные участки земли – некое существо оставляет за собой этот след.
Игру можно условно разбить на две части. Первая наполнена лазаньем в густых зарослях. Цели обычно просты – зачисти территорию, скачай информацию с ноутбука, найди заложника. И все бы отлично, если бы не чувство дежа вю, довлеющее над всем этим. Кто-то сказал Far Cry? К сожалению, так и есть. Если вы в свое время играли в него, то весь игровой процесс Crysis можно охарактеризовать для вас одной фразой – «Far Cry». Лишь уровни стали больше, графика лучше, а в целом игра осталась на том же уровне. А если не дай бог, вы умудрились поиграть в демоверсию Crysis’а, считайте, что вы практически видели треть игры. Так что рекомендую запастись кофе и терпением, чтобы осилить первые игровые локации и добраться, наконец-то, до самого интересного.
Но не стоит думать, что игра буквально во всем копирует предшественника. Хотя и различий немного. Во-первых, такой же безликий герой. Кто он и что из себя представляет, нам абсолютно неизвестно. Да имени у него толком нет, только кодовая кличка – Nomad (Кочевник). Компания у него подобралась тоже соответствующая – Пророк, Псих и прочие. Но иногда в игре все же будут сцены, где попытаются выжать скупую геймерскую слезу по поводу погибшего напарника, или попытаются обыграть ситуацию с необходимостью защиты товарища. Но это все потом. А поначалу у нас в распоряжении безликий герой и толпы врагов. Уничтожили одну заставу или блокпост, пробежались до другого места и его зачистили.
Основной особенностью игры являются сверхспособности главного героя, которые нам дает специальный нанокостюм. В случае необходимости мы можем стать невидимыми, вызвать усиление силы или скорости, или просто использовать костюм как щит. Но энергии костюма хватает на короткий промежуток времени, поэтому никакого супергероя из нас не получится. Достаточно сделать один выстрел или короткую пробежку, чтобы исчезла невидимость, а сверхсилы хватает на пару ударов. Да и щит не будет долго нас защищать. В окружении нескольких врагов мы быстро превратимся в труп. Действовать необходимо быстро или скрытно, собственно как во все том же Far Cry. Мы можем, пользуясь временной невидимостью, красться от куста к кусту, чтобы потом одним выстрелом метко снять охранника. Можем стремглав ворваться в толпу врагов, бросить парочку гранат, или, ускорившись, пронестись словно смерч, оставляя трупы. Но такие дерзкие рейды при большом скоплении корейцев почти всегда обречены на неудачу. Осторожность и маскировка – залог легкой победы.
Но все же игрок волен сам выбирать стиль прохождения. Периодически нам в помощь будут побрасывать военные машины, катера и прочую технику, перекочевавшую сюда из старенького Far Cry. Это значительно облегчит штурмы укрепленных позиций армии противника.
Добавьте к этому большие уровни. Иногда все пространство, что открывается до самого горизонта, является доступным для исследования. Максимум свободы и огромные большие игровые локации без сомнения дают большой простор для планирования своих действий и выбора стиля прохождения. Но однообразие противников и их однотипное поведение начинают быстро надоедать. Интеллект их не сильно изменился со времен выше упоминавшегося творения CryTek. И вроде командой действуют, и обойти пытаются, но скованы рамками неких невидимых границ. Стоит вам убежать на значительное расстояние, как преследователи поубавят пыл погони. Покидать своих укрепленных позиций они не будут, но это вполне логично. Могут вызвать подмогу в виде вертолета или еще одного отряда. На базах иногда создается впечатление, что враги просто респаунятся. Если вы ввязались в крупную перестрелку на корейской базе, ожидайте, что силы противника будут постоянно восполняться. Если повезет, можете увидеть, как корейские бойцы материализуются прямо в воздухе, внутри своих строений. Но их количество все же ограничено, так что, выдержав первую и вторую волну защитников, вполне реально полностью зачистить территорию. А некоторые задания можно выполнить почти без жертв. Если количество солдат на квадратный метр не зашкаливает за разумные пределы, то мелкими перебежками от укрытия к укрытию, пользуясь невидимостью, можно добраться до необходимого места. Да и для более «тихой» работы есть возможность использовать глушители почти со всеми видами оружия.
Наше оружие наше подвержено почти любой модификации. Возможна установка разных видов прицелов, лазерного целеуказателя, подствольного гранатомета или глушителя.
Но не все эти апгрейды доступны не сразу. Подбирая за убитыми врагами их амуницию, мы можем обзавестись и новыми «примочками» на свое оружие. С одной стороны боеприпасов в игре полно, а с другой - после боя найти в густой траве потерянные автоматы довольно проблематично. Чтобы разделаться с группой врагов, приходится действовать быстро и носиться словно волчок между ними. Зато потом приходится высматривать в траве трупы и искать их оружие. А оно, повинуясь законам физики, может укатиться довольно далеко от своего поверженного хозяина.
С врагами можно разбираться и в рукопашную. В крайнем случае, всегда можно нанести парочку ударов прикладом. Если успеете схватить противника за горло, можете швырнуть его. И не забудьте про силу, которую дает костюм. Активируя ее, мы можем крушить домики одним ударом кулака, переворачиваем машины и бросать бедных корейских вояк через крыши.
Но несмотря на огромные возможности, игра вначале довольно однообразна. Постреляли, поездили, поигрались со способностями и снова тоже самое. Но это всего лишь начало. С продвижением вглубь острова нас ожидают более сложные задания. Мы узнаем о том, что корейская армия контролирует раскопки некоего древнего артефакта. Теперь наша задача вытащить археологов с острова и узнать, что же ищет на острове корейский генерал. С этого момента наконец-то проявляется сюжетная линия игры. Мы спасаем заложников, ищем зону раскопок.
Группа вооруженных спецназовцев не может остаться незамеченной. И вскоре остров превращается в настоящую зону боевых действий. Тут игра приобретает масштабность. Нам приходится примерять даже кресло командира танка.
Вооруженный конфликт уже в разгаре и наши приоритетные цели сменяются на необходимость уничтожения ПВО противника, чтобы родная американская авиация могла поддержать нас.
Но все это еще прелюдия к самому главному, что нас ожидает. Огромная гора в центре острова начинает разрушаться, открывая взору части некой инопланетной конструкции.
Наряду с простыми корейскими солдатами, нас ожидает встреча с их спецназом в нанокостюмах, что является полным сюрпризом для американских военных, которые и подумать не могли, что их сверхсовременная технология уже украдена. Но конечно даже эти элитные части вражеской армии не смогут с нами справиться. Nomad даже один раз пошутит, что уж больно эти костюмы напоминают китайскую подделку.
Встреча с корейским генералом – кульминация первой части игры. Потому что именно с этого момента начинает развиваться совсем другая история с абсолютно новыми декорациями. Пока ученые-археологи еще гадают, что же они там раскопали, генерал абсолютно уверен, что это мощнейший источник энергии на Земле. И его происхождение и история, конечно, ему не интересны. Цели у него, как у всех злодеев – абсолютная власть и покорение всего мира. Но желаниям его не суждено сбыться.
Одолев главного корейского злодея, нам придется проникнуть вовнутрь таинственной горы, ведь путь назад отрезан.
Огромные залы и туннели, поросшие кристаллами льда, мягкий обволакивающий туман. Виды внутренностей космического корабля действительно выполнены отлично. Необычные интерьеры завораживают.
И путешествовать по этим залам нам придется в условиях полной невесомости. Воздух наполнен частицами льда и мерзлой пыли. Объекты и осколки ледяных шипов летают вокруг нас. Ощущения непередаваемые, особенно когда поднимаешься вверх высокой залы и теряешь ощущение и ориентиры, откуда пришел и где низ и вверх.
Территория эта не пустынна. Из камер начинают пробуждаться странные существа, напоминающие причудливые ледяные статуи. И настроены они совсем недоброжелательно в отношении чужака.
Легко маневрируя, существа эти быстро и резко нападают и моментально уходят от нас. В условиях невесомости трудно словить их в прицел. А иногда и целая обойма будет выпущена впустую. Придется прибегать к невидимости и по одиночке хватать «летунов», добивая кулаком. И хотя определенные трудности со стрельбой есть, но главную особенность в условиях пониженной гравитации разработчики не ввели. Учитывая большую отдачу от огнестрельного оружия, нас должно было бы просто отбрасывать, чего в игре нет.
Выбравшись из этого места, мы внезапно обнаруживаем, что остров скован льдами. Джунгли укрыты слоем снега, а от низкой температура на защитных очках появляется иней. Чтобы не замерзнуть приходится постоянно двигаться.
Солдаты превратились в ледяные статуи, застывшие в самых причудливых позах.
Игра приобретает бешенный ритм. Мы находим своего напарника Пророка, защищаем его, потом помогаем отбиться взводу солдат. Динамичная поездка на автомобилях из эпицентра аномалии. Защита сбитого вертолета. Прикрытие эвакуации солдат. Даже в роли пилота нам придется побыть. И ко всему этому добавьте толпы летающих инопланетных существ. Тут нет времени на лазанье в кустах, тут счет идет на секунды. Все зависит от нашей меткости и скорости.
Пока американские военные силы отступают, остров медленно поглощает странная сфера, превращающая все внутри себя в лед. Не видя альтернатив, военные решают нанести ядерный удар по острову. И предупреждения археолога о том, что эти существа поглощают любую энергию, не меняет ситуации. У военных разговор краток – сначала стреляют, а разбираются потом. Да и слова девушки-ученого о том, что возможно инопланетяне не агрессивны-то совсем, вызывает улыбку и у нас, после нескольких часов интенсивных боев в заснеженных джунглях. Но чуда не произошло, и ядерный взрыв привел лишь к росту сферы и усилению армады инопланетных захватчиков. Нашему взору откроется пугающая и завораживающая картина, когда тысячи инопланетных кораблей разлетятся во се стороны наподобие саранчи. Напрашивается аналогия с «Матрицей», вспоминается эпизод, когда тысячи машин атакуют город Зион. Здесь мы увидим примерно то же самое. Финальная битва на корабле конечно не столь масштабная, но отбиваться от орды летающих осьминогоподобных роботов нам придется. Огонь, дым, выстрелы и невероятные зрелищные спецэффекты – эта кульминационная сцена в игре заслуживает самых невероятных похвал. Прилив адреналина в крови игроков резко увеличивается, а от невероятных спецэффектов захватывает дух. Данная сцена самая красивая в игре. Но боюсь, что пока мощности современных компьютеров позволят лишь немногим увидеть данные батальные картины, так как их воссоздали программисты. Эта сцена еще и самая ресурсоемкая во всей игре, и чтобы не наблюдать слайд-шоу придется уменьшать графические настройки.
Ничего революционного в плане геймплея игра не преподнесла. Вначале немного скучновато, как-то лениво и неторопливо развивается история. Зато потом мы с головой уходим в безостановочный экшн. Игра и в визуальном плане и в игровом делится на две части. Первая очень смахивает на вылизанный до блеска FarCry. Спасает ситуацию необычный костюм, а точнее его возможности, иногда на них очень сильно завязан игровой процесс. С момента проникновения в центр космического корабля испытываешь абсолютно другие чувства. За реализацию идеи с невесомостью авторам можно выразить отдельную благодарность, жалко лишь, что этот эпизод скоротечен. Ну а финальная битва вообще заслуживает наилучших похвал. Так вот медленно подводят игроков от скучных перестрелок к точке кипения, и обрывают игру прямо в разгар боевого запала.
Финал игры гордо говорит о продолжении. Наша спутница археолог окажется мастером на все руки. Она сумеет найти способ уничтожения защитных щитов у военных инопланетных роботов с помощью некоего сигнала. Победив самого большого босса, Nomad гордо заявит, что отступать он не будет. «Теперь мы знаем, как их уничтожить. Я возвращаюсь». Вот такой вот конец. Как обычно, история обрывается на самом интересном месте. Ждите продолжения, так сказать. Ну что ж, может к выходу новой части, мощности современных игровых компьютеров дорастут до уровня Crysis.
Ведь системные требования у игры просто огромные по современным меркам. На данный момент нет одиночной видеокарты, которая смогла бы обеспечить комфортную игру при максимальных настройках даже в разрешении 1280x1024. Оправдывая свое название, игра заставит некоторых фанатов выдавить слезу и раскошелится на второй видеоадаптер для SLI или CrossFire. Но большинству такое удовольствие не по карману. Не припомнить такую ситуацию, когда вышедшая игра ставила бы в тупик самые мощные видеокарты.
В обмен на высокие системные требования мы получаем невероятно красивую картинку. Детализация джунглей на высоте. Конечно, большая часть травы выполнена традиционным способом в виде плоской текстуры, но каждое дерево или папоротниковый куст дышит жизнью. Листья отбрасывают друг на друга тень, поверхность выглядит реалистично шероховатой и объемной благодаря возможностям шейдеров 4 версии. И вся эта листва колышется на ветру, а тени на земле повторяют их движение.
Пейзажи, которые нам преподносит игра, настолько красивы, что захватывает дух. Все это сопровождается сменой времени суток и реалистичным освещением.
Вода смотрится великолепно, а водопады выглядят как живые, благодаря возможностям геометрических шейдеров DirectX10. Брызги воды, блестящие на солнце – непередаваемое зрелище. Это надо видеть, поскольку скриншоты не способны передать ту красоту и реалистичность, которой обладает картинка в динамике.
Мельчайшая детализация персонажей, особенно их лиц. Видно каждую морщинку на пористом и шероховатом лице напарника. Нанокостюм прорисован до мельчайшего шва.
Но не высокая детализация и огромное количество полигонов в кадре придают невероятную эффектность картинке, а всевозможные эффекты постобработки. Уменьшение это параметра в настройках позволит выиграть несколько кадров, но картинка в динамике будет совсем не та. Невероятные эффектные взрывы теряют значительную часть своего шарма при рендеринге под DirectX 9. Да и туман внутри космического корабля не смотрится столь объемно и не создает ощущение вязкой массы, обволакивающей нас. Даже утренняя дымка выглядит иначе. Самое невероятное, что при уменьшении постобработки даже воздух частично теряет плотность, а изображение приобретает некую другую цветовую гамму. Так что рекомендую пожертвовать некоторыми другими настройками, но этот параметр оставить в максимальном значении, чтобы в полней мере насладиться яркими спецэффектами.
В динамике это все выглядит намного великолепнее, чем на статических скриншотах.
Отдельно хотелось бы выделить эпизод с перемещением в скоростном лифте космического корабля. Гипнотизирующий танец частиц света чем-то напоминает сцену путешествия из фильма «Контакт»
Еще один параметр, сильно загружающий видеоподсистему – качество шейдеров. В максимальном значении можно увидеть невероятно реалистичные текстуры объектов, листвы и «живую» воду. При уменьшении данного параметра все это будет выглядеть намного проще.
Стоит отметить, что максимальные настройки графики в игре доступны только из-под операционной системы Vista, и именно их активация позволяет увидеть преимущества DirectX 10. Но как ни странно, из-под Vista картинка смотрится немного лучше, чем из-под Windows XP даже на высоких настройках. Возможно дело в драйверах видеокарты, которые даже на таких настройках позволяют ей использовать некоторые возможности нового DirectX 10. В частности, это относится к тем же эффектам постобработки. Но основная разница между графикой в старой и новой версии DirectX заметна именно в динамике – взрывы, эффекты и смазывание.
Но пользователи слабеньких видеокарт вполне обоснованно будут разочарованы. На средних и низких настройках игра выглядит не намного лучше своих современников, и при этом все равно остается довольно требовательной к ресурсам.
Разработчики используют в игре физический движок своей собственной разработки. И если графику мы расхвалили изо всех сил, то у физической модели не все так идеально. Практически все предметы интерактивны, домики разлетаются на доски от взрыва гранаты. Части конструкции отваливаются от пулеметной очереди, даже пальмы падают от взрыва или попадания в ствол.
Но вот деревянные перекрытия, как и странно, не простреливаются. Конечно, деревянный забор можно разгромить из автомата и достать врага, но вот стены больших строений неуничтожимы. Те же пальмы ломаются строго в определенном месте, даже если вы стреляете выше или ниже. Поведение техники странно. Танк может оттолкнуться от человека или застрять между двумя пальмами. Трудно представить, что такой многотонной туше пару деревцев могут помешать проехать, да и несчастный, попавший под гусеницы, был бы сразу раздавлен. От выстрела шина у машины может разорваться, но она при этом может остаться на ходу. Кроме этого, иногда можно наблюдать, как труп застрял в земле или подпрыгивает от выстрела. Но последние явления совсем уж редки.
Взрывы же выглядят красиво, сопровождаясь множеством осколков. Трупы и части конструкций небольших домиков охотно разлетаются во все стороны.
Музыкальное сопровождение в игре довольно однообразно и абсолютно не запоминается. Но зато объемный звук на высоте, отличная локализация звуковых эффектов.
Главная особенность игры – это невероятно красивая графика. Но с другой стороны, у игры простенький сюжет, выдаваемый скупыми порциями. Никаких хитросплетений, все время уделено перестрелкам. Свобода действий в игре радует, но только она скрашивает затяжное нудноватое начало. А вот вторая половина игры, хоть и держит нас в рамках границ и скриптов, смотрится на порядок интереснее и динамичнее. Если вначале кажется, что время тянется безумно долго, то вторая часть игры проходится на одном дыхании. А кульминационная битва на крейсере являет собой пик игрового и визуального совершенства данного проекта. Никаких революций, кроме визуальной, Crysis не преподнес. Геймплей перекочевал в игру из FarCry, претерпев определенные изменения. В игре есть все, что надо для удачного проекта, но вместе с тем нет ничего оригинального. Без глубокого сюжета и прочей шелухи, поставив на первое место экшн, разработчики выпустили классический шутер, но с определенными эволюционными изменениями. Без намека на своеобразие и изюминку. Напоминает ощущение от просмотра дорогого американского блокбастера – ярко, зрелищно, но пусто. Crysis вышел таким, каким его ожидали. Многим он придется по душе. На пару лет он станет основным бенчмарком для теста современных видеокарт, а геймеры будут просиживать часами проходя новые части и модификации. Иначе и быть не может, ведь это чистой воды мейнстрим, такой, каким он должен быть. Представитель игрового гламура – красиво, дорого, с претензиями на всеобщую популярность.