Что может получиться из сочетания оригинального мира, выполненного в популярной стилистике стимпанка, в меру разнообразного гемплея с акробатическими трюками и заездами на мотоциклах по стенам ущелий? Может вполне выйти такой себе небольшой хит на сезон. А может получиться и что-то невзрачное и блеклое наподобие Damnation...
Игровой мир Damnation предлагает альтернативный взгляд на Америку в случае если бы Гражданская война в США 1861-1865 гг. не завершилась победой Севера и объединением страны. Под шумок затянувшейся войны возникает третья сила в лице грозного союза PSI, возглавляемого лордом Прескоттом. Злодей этот, надо сказать, отличается вообще нечеловеческими методами. Нет, чтобы просто прийти да и завоевать новый штат, так он любит еще и все его население превратить в безумных зомби. Люди сходят потихоньку с ума, хватают оружие и начинают стрелять по всему, что движется. Происходит это под воздействием некой зеленой субстанции, которую злодеи щедро добавляют в водные источники. Армия PSI так вообще использует этот ядерный коктейль в качестве допинга, а потому каждый боец лорда представляет из себя универсального солдата — тупого, но злого и сильного (и почему то покорного). Ну и дополняют эту милую картину отряды «железных дровосеков» на паровом ходу, по современному — роботы. Огромные многометровые пушки и танки в качестве антуража тоже прилагаются.
Против такой грозной силы и предстоит бороться главному герою Рурку. Он член партизанского сопротивления, правда из всех сил сопротивления за всю игру перед нами мелькнет лишь несколько персонажей. С такой немногочисленной компанией Рурк под чутким руководством профессора Уинслоу на большом дирижабле бороздит необъятные просторы своей Родины и наводит порядок там, где разбушевались войска PSI.
Конечно сюжет игры не так уж и прост. Кроме внезапного наступления нам предстоит спасти и нашего товарища, индейского шамана. А еще есть и блудная дочь профессора, которая успела перейти на сторону врага, но вовремя прозрев, решилась помочь героям. Правда, всем этим перипетиям уделено очень мало внимания. Многие роли и персонажи как-то и не вписываются в общее повествование. Конечно, понятно, что авторы хотели создать харизматичных врагов, но поначалу две дамы в обтягивающих костюмчикам оказываются как-то не к месту, будто забрели сюда ненароком. Одна потом оказывается той самой раскаявшейся дочкой, а роль второй так и ограничивается простой злодейкой. Противостояние Уинслоу и Прескотта осталось нераскрыто, хотя какие-то там намеки на их связь до войны в игре мелькают. С индейцами вообще беда, с какой стати они оказались супер-гуру по магии и предсказаниям будущего не ясно совсем (наверное потому что индейцы?). Хотя то, как главный злодей пытался увидеть видения будущего в голове индейца путем ввинчивания в его черепную коробку некоего инструмента, выглядело действительно забавно.
В общем, игра не предлагает ярких характеров, хоть и пытается изобразить некое противостояние Рурка с одним из спутников, да и какое-то подобие конфликта между дочкой Уинслоу и сестрой похищенного шамана судя по роликам тоже присутствует. Но все это слишком поверхностно, да еще подкрепляется и безжизненной анимацией лиц. А сами лица, как обработанное топором полено, мягко говоря, и так не сильно выразительны.
Игровой же мир оказывается довольно разнообразным и забавным. В нем есть дух того самого Дикого Запада с бесконечными прериями и крутыми парнями в ковбойских шляпах. Вот только вместо коней у них мощные мотоциклы и огромные дирижабли.
Не менее мощные у героев и пушки. Вот только вся их мощь растрачивается в пустую. При высокой скорострельности и огромном разбросе пуль местное оружие выглядит как-то смешно. Причем все поголовно носятся с этими трещалками и по полчаса стреляют друг в друга. Впрочем, законы логики тут полностью не отменяли, и оборвать перестрелку можно довольно быстро, попав в голову врагу. Есть конечно в игре и другие орудия для уничтожения членов армии PSI. Кроме банального пистолета нам будет попадаться и дробовик, снайперская винтовка и даже базука.
В некоторых эпизодах дадут возможность орудовать мощными стационарными пулеметами, а даже пару раз стрельнуть и из тех самых гигантских многометровыми пушек.
Ну а чтобы наши ковбои не заскучали от сплошных перестрелок, появится возможность погонять и по ущельям на мощных мотоциклах и им подобным транспортным средствам. Эти «покатушки» в игре приятно разбавлены несложными трюками: постоянно надо через что-то прыгать или даже ездить по стенам, а если подразогнаться, то и полный кувырок вокруг себя в каком-нибудь туннеле не проблема.
Кроме этого героям предлагают периодически изображать чудеса акробатики и скалолазания в духе Tomb Raider. Вот только в отличие от Лары, движения Рурка очень просты, и, несмотря на то, что иногда придется долго преодолевать большие препятствия, все это выполняется сочетанием двух клавиш. Такая простая система управления превращает все эти лазания в простое и веселое занятие, что, несомненно, плюс, но вносит и однообразие. Весь мир подогнан под возможности Рурка, и сделать тот же прыжок от стены можно лишь в некоторых изначально предназначенных для этого местах. Но,чтобы совсем уж не ограничивать прохождение игры узеньким коридором заранее подготовленных карнизов и крыш, разработчики потрудились в некоторых локациях несколько разбавить однотонность, предлагая по несколько путей продвижения, что тоже вносит свою долю разнообразия в процесс прохождения.
Кстати в отличие от очень простого управления механикой всех этих прыжков, управление в бою не самое лучшее. Герой не может стрелять на бегу, надо нажать клавишу, чтобы перейти в режим прицеливания. В других играх даже если и надо переходить в такой режим, то при простом передвижении герои все равно хоть как-то могу стрелять, а вот Рурку приходится постоянно тратить время на то, чтобы достать свой автомат.
Но все это, на самом деле, мелочи, основные проблемы игры не в этом, ведь она хоть и заимствует различные элементы из игр разных жанров, но на поверку все они оказываются не доведенными до ума. Как шутер Damnation не выдерживает почти никакой критики. И если бы только дело было в том, что для нормальной стрельбы надо предварительно зажимать правую кнопку, так ведь еще и Рурк при медленных своих движениях в режиме огня не умеет укрываться. Несмотря на большую популярность сейчас системы укрытий, Damnation лишена ее напрочь, все на что способен герой — присесть, что позволяет ему иногда спрятаться за каким-нибудь ящиком. Учитывая толпы врагов на некоторых уровнях да низкую точность стрельбы автомата этого довольно мало, чтобы обеспечить герою хоть какое-то преимущество. Зато на нашей стороне беспросветная тупость компьютерных ботов. Они хоть и могут проявлять чудеса меткой стрельбы из пистолета, но с ориентацией в пространстве у них явно плохо. Они могут выбежать перед вами из помещения и, обернувшись спиной, упереться в стену. А то, что глухой бот не услышит, как рядом был убит его товарищ, и продолжит спокойно стоять в паре шагов от тела — совсем уж привычная ситуация. Да и вообще активностью враги не сильно отличаются, заметно, что за рамки своего небольшого «ареола» они не выходят, да и не сильно-то обращают внимание на перестрелки вне этой своей зоны. Но небольшой плюс можно найти и в этом. Иногда бывает тот еще сюрприз, когда в уже пустом вроде бы помещении кто-то из врагов, «внезапно» опомнившись через полчаса, вылазит из какой-то дыры и разносит нам голову из дробовика.
Еще смешнее выходит с нашими напарниками. Почти всю игру с нами за компанию будет бродить один или два товарища. Так вот эти друзья могу спокойно топтаться на месте за компанию с врагами. Могут и не менее спокойно с теми же врагами бегать мимо друг друга по локации, и лишь когда мы начнем стрельбу они спохватываются и понимают, что им тоже надо и в друг друга пару раз стрельнуть. Компьютерные соратники еще любят ломануть куда-то в неизвестном направлении и потом дожидаться нас где-нибудь на верхнем этаже какого-нибудь здания, пока мы внизу упорно зачищаем территорию. Но есть от этих оболтусов и небольшая польза, если не упускать их из виду, то они иногда могут сыграть роль проводника, указывая, где можно забраться или откуда проще сделать прыжок на крышу. Так же место напарника может занять и реальный игрок в кооперативном прохождении.
Оставшиеся развлечения в виде поездок хоть и радут, но они коротки, да и пострелять на мотоцикле толком не дадут, за нас это делает напарник. Да, в общем то, там и стрелять не по кому, потому что лишь изредка какой-то мутант или солдат окажется на пути нашего байка. Ни пристойного шутера от третьего лица, ни максимально драйвовых гонок игра предложить не может, а скучные акробатические номера с лазанием и прыжками через окна тоже выглядят как-то не ахти.
Хоть авторы и постарались подойти с размахом к созданию игры, и каждую из шести больших локаций наделили определенным индивидуализмом, на деле все вышло однотипно, во многом благодаря страшненькой графике. Движок Unreal Engine 3, на котором сделан данный проект, может и не самый современный, но даже его все его возможности авторы не используют. Текстуры просто убогие, особенно на больших пространствах в горах и прериях. Модели персонажей тоже поражают своим грубым исполнением. А еще все это выполнено в характерной для игр на базе UE 3 мутновато-грязной цветовой гамме, и это напрочь убивает все попытки создания красивых пейзажей. В итоге все кажется однотипно-серым — что горные долины, что развалины старого города, что голые пустыни.
Немного спасают ситуацию эффекты постобработки, придающие изображению глубину, прячущие мутные задники за дымкой и туманом, иногда яркие лучи солнца рассеивают серое однообразие внутренних интерьеров, оживляя их яркими красками.
Из Damnation действительно мог бы выйти настоящий игровой блокбастер. Интересный стимпанковый мир конца XIX века с ковбоями на мотоциклах — в этом определенно что-то есть. Но беда в том, что каждая составляющая конечного продукта выполнена из рук вон плохо. Перестрелки, главный компонент игры, выполнены хуже всего — глупые противники и напарники, очень специфичное оружие, неудобное управление в купе с вялыми движениями героя во время боя. А простыми поездками да прыжками тоже никого не удивишь. Вместо того, чтобы развивать заложенные в игру идеи, сделать более вменяемую боевую систему, добавить погони с перестрелками, да вообще-то хоть как-то разнообразить прохождение, разработчики предлагают строго дозированные однотипные порции разных геймплейных элементов. И все было бы еще не так плохо, если, хотя бы, визуально игра радовала взгляд, а серая мутная мазня, которую наблюдаешь тут везде, наоборот вызывает отторжение. В целом игра интересна лишь как кладезь нереализованных идей, сам же по себе проект вышел второсортный, посредственный и невзрачный.
Damnation. Второсортный Дикий Запад
16.07.2009