Люди, наделенные глубоким умом, знают,
что нет четкой границы между реальным и нереальным.
Г.Ф. Лавкрафт
что нет четкой границы между реальным и нереальным.
Г.Ф. Лавкрафт
В последнее время произведения Говарда Лавкрафта нещадно эксплуатируются в игровой индустрии. За рождение такого ажиотажа к творчеству американского классику мистической литературы и ужасов следует благодарить «Call of Cthulhu - Dark Corners of the Earth» - шедевр своего жанра. И понеслось, и поехало… Тайные мистические культы и древние божества начали экспансию на экраны наших компьютеров. Среди множества посредственных игр, были и удачные, например «Шерлок Холмс Секрет Ктулху». И вот на очереди еще один представитель данной тематики, насквозь пропитанный духом Лавкрафтовских книг.
Повествование в игре Darkness Within начинается с психиатрической больницы. Не удивлены? Именно в этом месте оказываются многие персонажи Лавкрафта после столкновения с неизвестными непостижимыми для сознания потусторонними силами. Отсюда же и начинается история нашего главного героя - Говарда Лорейда, а точнее этим наша история и заканчивается. Бывший полицейский, скатившийся в пропасть безумия, который теряет грань между реальным миром и своими видениями, он пишет заметки о расследовании, которое повергло его в пучину нерациональных событий, приведших его к трагическому концу. Свои мемуары он пишет, чтобы убедить себя в том, что он еще в трезвом рассудке и чтобы донести свою историю до нас…
Говард Лорейд занимался делом об убийстве бизнесмена Кларка Филда. Пять лет назад его убийство пытался раскрыть Лоа Нолдер. Однако, расследование частного детектива закончилось тем, что он порвал связи с цивилизованным миром и на пять лет уехал в экзотические страны. После пятилетних скитаний по самым загадочным уголкам Океании и Африки, общения с шаманами и прочими мистическими личностями, Нолдер возвращается и внезапно исчезает. Странное поведение детектива делает его главным подозреваемым. И нам в лице Говарда Лорейда предстоит докопаться до правды.
Расследование начинается с обыска офиса Нолдера и его дома. Игра представляет собой классическую адвенчуру с логическими загадками и «пиксельхантингом». Точнее, именно на загадках и сборе улик и строится игровой процесс. Обследуя территории, мы собираем улики, читаем записи – заметки, дневники, деловые бумаги, книги.
Расследование развивается медленно, сюжет неспешно раскрывается нам, или если быть более точным, подкидывает все новые и новые тайны. Каждый предмет в инвентаре мы можем обследовать, по результатам осмотра некоторых предметов герой делает умозаключения, которые отображаются в виде основных тезисов и догадок в отдельном разделе. Потом мы можем их комбинировать друг с другом или с предметом, чтобы найти какое-то логическое решение. Во многих текстах нам следует искать наводящие фразы-улики. Как сыщики, мы подчеркиваем их и потом делаем выводы. Причем есть тут и основные и скрытые подсказки.
Будут загадки с использованием различных механизмов – открытие двери, вычисление координат на карте.
Если уж говорить о прохождении игры, то легким его не назвать. Головоломок тут с избытком, а тайные улики иногда настолько скрыты, что поистине надо обладать недюжим умом чтобы выявить их. Для облегчения прохождения в игре есть три уровня сложности. На легком уровне, к примеру, когда мы очутимся в тупике, у нас будут появляться подсказки. Но и подсказки эти иногда настолько туманны, что тоже не сильно облегчают наши поиски. На самом сложном уровне мы всего этого лишены, в таком режиме игра превращается в деликатес для истинных ценителей квестов, которые не прочь поломать голову над расшифровкой какого-нибудь шифра или очередной загадки. Фраза «Элементарно, Ватсон» к этой игре явно не относится.
По сюжету наша история происходит в городке Веллсмут в 2011 году, однако интерьеры, которые нас окружают, навевают мысли о начале прошлого века. Старые здания, готичные особняки, мрачные серые коридоры с выцветшими обоями и старинной мебелью. Время здесь остановилось, дома скрывают тайны, а за задернутыми занавесками внутри царит сумрак и стены дышат первобытным ужасом.
Прогулки по мрачным темным комнатам не наводят страх, но над нами довлеет нечто гнетущее и мрачное. Пол отзывается скрипом, из подземелий доносятся странные едва различимые звуки и шорохи. Дом, как живое существо обволакивает нас, но нам хочется идти туда, вглубь, чтобы выяснить, что же там внутри него, что же там внизу. Мы вглядываемся в темные углы, высматриваем в тени каждый предмет, не столько потому что ищем там какой-то предмет, а потому что ожидаем появления чего-то, что скрывается в этой тьме.
Встреча с этим нечто не заставит долго ждать. Случайно обнаруженный колодец в доме Нолдера столкнет нас с чем-то жутким и необъяснимым, что заставит удирать героя со всех ног.
Вторая нить нашей повествовательной истории основывается на сновидениях нашего персонажа, а точнее на его кошмарах, которые постепенно из простых видений приобретают настолько реалистичный вид, что понять, где сновидение, а где реальность уже тяжело.
И в снах этих нам видятся не самые приятные вещи, которые уж точно не поддаются рациональному объяснению. Как тут не вспомнить Ктулху, который через сон подчиняет себе волю человека и завладевает его сознанием. Очень сильный эпизод, когда мы во сне видим себя со стороны в нашей комнате, а на груди сидит демон, крадущий сон.
С каждым разом наши сны становятся все мрачнее, и время наше уходит вместе с ними. Проснувшись в серой комнате (в духе Silent Hill 4) мы с ужасом обнаруживаем, что прошел день, или два, или даже трое суток. А может и не спали мы, может нам просто не известно, что же происходило и что же мы делали все это время. Приходится брать отпуск и связь с внешним миром теряется полностью, хотя и до этого все наше общение с напарником ограничивалось редкими переговорами по телефону.
Ну и как же без древнего культа, тут он тоже присутствует, все в лучших традициях Лавкрафта. Полулюди-полурептилии, древние храмы и не самое удачное генетическое наследие. Последнее тоже терзало многих героев книг уже упомянутого автора. Так же как и в «Тень над Истмаутом» наш персонаж почует зов предков, но вот кто они и чем это закончится, вы выясните уже сами…
Визуальная часть игры выполнена вполне неплохо по меркам адвенчур. Плоские задники ничуть не раздражают, все украшает высокая детализация и приятная объемная игра света.
Художники без сомнения постарались на славу, придав каждой комнате и локации свой мрачный шарм. Разочаровывает правда анимация персонажей, но поскольку людей мы встретим всего два раза в игре (и то один раз это будет встреча с призраком) то факт появления этих неподвижных кукол тоже проходит как-то мимо, не обращая на себя внимания.
Под стать визуальной части выполнено и звуковое оформление, мрачная гнетущая музыка, изредка подогревающая напряжение игровых моментов, разнообразные звуки окружения – скрипы, шорохи, ветер, шелест и прочее. Такому звуковому оформлению позавидовал бы любой фильм ужасов.
И что самое приятное нас попытались поместить в шкуру главного героя с его переживаниями и страхами. Учащенное дыхание, помутнение сознания и расплывчатая картинка – на каждое сверхъестественное событие наш герой будет реагировать как нормальный человек. Именно благодаря таким редким моментам игра и подогревает ощущение страха и напряжения между затянувшимися логическими поисками.
Интересно то, как авторы реализовали социум, а точнее его отсутствие в игре (этому помог наверное ограниченный бюджет и время). Напарника мы не видим, только по телефону общаемся, бываем лишь в заброшенных домах. Наше путешествие напоминает больше не расследование убийства, а медленное погружение в замкнутый внутренний мир. Темные пустые комнаты со скрипящими полами в древних ветхих домах, скрывающих нечто странное в своих глубинах. Постепенно этот мир оттесняет легкий призрак города, шумящих за окном машин и людей, оставляя героя наедине с мистическими силами и его сознанием. Это столкновение, как и положено законами жанра, закончится в больнице. То, что узнает герой, то частью чего он станет, не сделает из него умалишенного безумца с горящими глазами, нет. Его разум не треснет под напором мистического ужаса, просто он станет другим, он станет лишь тенью блуждающей во мраке своего внутреннего я.
Игра удачная, атмосферная, но для ценителей жанра. Остальных может отпугнуть тяжелыми логическими задачами, решение которых может затянуться надолго. И если бы авторы немного упростили некоторые из них, да добавили бы побольше атмосферных моментов и сюжет сделали бы побогаче, цены бы не было их творению. А так, пройдя игру, понимаешь, что сюжет вроде и закручен, но уж слишком история коротка выходит, и время все уходит на всякие умозаключения и комбинацию улик. За этим и отходит на второй план мрачная атмосфера. После второго часа поиска нужного предмета шорохи и скрипы за спиной вызывают безразличие. Чересчур авторы старались придерживаться классических канонов, больше динамики в развитии истории игре не повредило бы. Но если вас устраивает монотонное и медленное погружение в сознание Говарда Лорейда, то приготовьтесь к встрече с тайнами, которые скрывает тьма, Darkness Within ждет вас.