Dead Space. Ужас из глубин космоса

Космос всегда манил людей своей неосязаемой безбрежностью и невероятным ощущением бесконечности. Огромное количество книг, фильмов и игр предлагают различные взгляды на будущую эру поколения Вселенной. Но что же нас там ждет на самом деле никому неизвестно, а чувство неизвестности и беспомощности перед мощными и неуправляемыми стихиями всегда навевало страх. На таких ощущениях играют многие режиссеры, снимая космические «ужастики». Эпохальный фильм «Чужой» 1979 года стал родоначальником нового киновеяния. Обычные люди оказались перед лицом страшного неистребимого врага, сама сущность которого была противоестественна и отвратительна человеческой природе. Именно такой эпохальной игрой в своей индустрии должен был стать Dead Space. Количество хвалебных отзывов до релиза зашкаливало все возможные рамки, рекламная компания сопровождалась огромным количеством роликов и даже серией видео-комиксов. Коллекционное издание игры включает полноценный мультипликационный фильм про события предшествовавшие самой игре. На раскрутку бренда не поскупились, только разве что кинофильм не сняли (хотя возможно и это не за горами).

Небольшой ремонтный корабль прибывает на огромный транспорт «Ишимура», который транспортирует целый кусок таинственной планеты с горной породой (такой уж метод добычи полезных ископаемых). С первых же минут становится ясно, что дело не чисто – «Ишимура» не отвечает, док пустует.

Dead Space

Dead Space

А через несколько минут пребывания на борту нас ожидает и первая встреча с монстрами, которые в первую очередь уничтожают вооруженных солдат, оставляя на десерт главного героя и двух его спутников. Таким образом Айзек Кларк оказывается заперт внутри темных коридоров огромного космического судна среди несчетного числа монстров, вооруженный лишь инженерным плазменным резаком. Нам предстоит выбраться из этого гиблого места и спасти наших товарищей.

Игровой сюжет многогранен, хотя и заимствует привычные жанровые штампы и идеи. В один коктейль смешались тайные заговоры и жуткие монстры, использующие людей как вторсырье. Над всем этим довлеет некий таинственный обелиск, который упорно разыскивали адепты некой Церкви. Разбудив неподвластные силы Обелиска, члены культа погибли сами и возродили к жизни нечто настолько могущественное, что теперь грозит постепенным истреблением всей человеческой расы. Кроме этого у главного героя есть и личные мотивы – его девушка Николь была корабле. Первые надежды найти ее живой довольно быстро угасают, однако ее призрак преследует нас всю игру (а может лишь галлюцинация расшатанного сознания или внушенные Обелиском видения).

Dead Space

Интрига есть в игре на каждом шагу, на закоулках корабельных лабиринтов встречаются записи, повествующие о судьбах разных членов экипажа, о том, как развивалась пандемия безумия на корабле и как стремительно инопланетная зараза истребляла людей, превращая потом их мертвые тела в своих новых созданий. Неслучайно с игрой было выпущено столько сопутствующих видео-материалов, здесь действительно вертится много ниточек разных судеб и тайн. Но при всем этом разнообразии игре не избежать сравнений и с тем же «Чужим» Ридли Скотта или фильмом «Сквозь горизонт» Пола Андерсона, монстры напоминают создания из «Нечто». Аналогий с другими продуктами игропрома еще больше, вспомнить хотя бы DOOM 3. Но Dead Space вобрал лишь лучшее из всех этих источников, при этой предлагая еще более интригующую историю, так что даже язык даже не поворачивается назвать игру второсортной.

А как же сами монстры? Тут они ведут себя как им и подобает – неожиданно выпрыгивают из вентиляционных люков или из-за угла, заставляя периодически подпрыгивать в кресле. При этом мы ведь вовсе не Рембо, а монстры довольно живучи. Для того чтобы отправить на тот свет одного из инопланетных гадов необходимо отстреливать ему конечности. Выстрелы из горного плазменного резака в корпус наносят минимальный урон. Приходится точно целиться и отсекать конечности и головы у врагов. Выглядит жутковато – кровь хлыщет, отлетают части тел, а безрукие, безногие или безголовые инопланетные зомби прут и прут.

Dead Space

Dead Space

Dead Space

После таких стычек и потрепанного здоровья бывает, что идти вперед и не хочется, особенно когда заходишь в темную окровавленную лабораторию или какой-нибудь технический отсек, наполненный остатками тел.

Dead Space

Dead Space

Однако это чувство тревоги постепенно угасает, и чтобы это компенсировать нам подкидывают встречи с новыми и более опасными созданиями. Первая встреча с летающим существом-скатом, оживляющим мертвецов, вызывает чувство холодка, пробегающего по спине, ведь на месте убитых монстров появляются все новые и новые. А когда мы уже приноровимся к таким созданиям, нам предстанет полностью бессмертный зомби, постоянно регенерирующий конечности. Наблюдая это существо в изолированной камере и слушая слова спятившего доктора о будущем человеческой расы, понимаешь что вот сейчас он разобьет толстое стекло и прыгнет на нас... От осознания этого уже не по себе. А когда действительно существо выходит на волю, то на доли секунды можно почувствовать настоящий животный страх от невозможность противостоять неизбежной и смертельной угрозе.

Dead Space

В игре поистине есть задевающие за живое моменты, однако их не так уж и много на самом деле. Зачастую избиение монстров превращается лишь в рутинную работу, не смотря на все старания разработчиков. Даже появляющиеся под конец игры очень быстрые монстры-спецназовцы не внушают того трепета, который бывал в начале игры. Так же присутствует и определенная доля предсказуемости. Если узкий лифт внезапно сменяется большим, то сразу начинаешь вертеться по сторонам в поисках выпрыгивающих монстров, и они не заставляют себя долго ждать. Если свободно проходишь по коридору чтобы нажать какой-то рубильник, то обязательно можно ожидать «горячий» прием на обратном пути.

Дизайн монстров довольно разнообразен. Да еще и в конце каждого уровня нас ожидает обязательный босс крупных или даже громадных размеров.

Dead Space

Сами создания, некроморфы, с исковерканными телами, с наростами и руками-саблями лишь отдаленно напоминают людей. Есть твари похожие на младенцев, у которых на спине три больших щупальца, есть и полностью непохожие на людей огромные создания или мелкие прыгающие «осьминожки». Каждый монстр требует своего подхода. Благодаря этому и богатому арсеналу бои не скучны и разнообразны.

Кроме стандартного резака мы можем обзавестись и другими видами оружия. Оно покупается за наличные в специальных магазинах, как в Bioshock. Роднит с этой игрой еще и небольшие вкрапления ролевой составляющей. Находя разбросанные на уровнях специальные силовые узлы, мы «прокачиваем» наше обмундирование и оружие. Можно увеличить максимальное здоровье, наносимые повреждения, объем магазина в оружии и многое другое. Поднакопив средств можно прикупить и более мощный костюм костюм с усиленной броней.

Dead Space

При обилии аптечек и прочих элементов, с которыми приходится взаимодействовать, меню инвентаря выполнено неудобно. Сама задумка, когда все игровые данные проектируются в виде голограммы перед Айзеком, отлична, но навигация по этим меню долга. В бою никак не выполнить быстрое восполнение стазиз-модуля, хорошо хоть аптечка назначена на отдельную клавишу.

Dead Space

Самым кровавым оружием можно назвать пилу-труборез. Вот только пила эта не совсем обычная – она выстреливает лезвиями и удерживает их раскрученными на небольшом расстоянии от нас. Этим лезвием можно управлять и всячески вертеть, рубя и кромсая противников. Выглядит брутально и кроваво, вот только тушки монстров все равно не разрезаются на половинки, а только конечности отрезаются.

Dead Space

Dead Space

При умелом обращении труборез - мощное оружие, но медленное и с маленьким радиусом действия. Есть скорострельная лазерная винтовка, но при быстро заканчивающемся боезапасе толку от нее немного. Не слабее трубореза удался лазерный резак, который по сути является лишь более мощной версией плазменного резака с большим радиусом действия. Из такого резака вблизи можно сразу же отсечь все конечности некроморфу, издали его мощность уже не значительно слабее.

Dead Space

Dead Space

Самым удобным сочетанием дальности и мощности является огнемет, который и вблизи хорош, нанося повреждения и монстров замедляя, и по дальним целям может вести огонь пламенными сгустками. С помощью огнемета можно быстро разобраться с толпой мелких «осьминожков», да и какого-нибудь здоровяка уничтожить не составит труда. Но у этого, возможно лучшего оружия в игре, есть очень существенный минус – боезапас кончается очень и очень быстро, так что хватает всего запаса топлива в инвентаре на одну-две стычки.

Dead Space

Dead Space

Dead Space

Самый простой резак будет востребован до самого конца игры – боеприпасов больше всего, да и мощность достаточная.

Если мы все-таки не успеем уничтожить врага, то можем пасть под его щупальцами, лапами или клыками. Но и тут у нас есть время отбиться в рукопашную, быстро нажимая клавишу Е.

Dead Space

Dead Space

В случае победы в этой этой мини-игре Айзек может руками растерзать монстра или отвалив ему несколько тумаков отбросить от себя.

Dead Space

Можно напоследок и тяжелым металлическим ботинком приложиться по шевелящейся тушке.

Dead Space

Захватывающий экшн играет злую шутку с horror-составляющей. К концу игра все больше скатывается чуть ли не к типичному шутеру, напоминая прошлогодний Clive Barker's Jericho. Теряющееся напряжение иногда еще усугубляется пробежками по одним и тем же территориям. Некоторые места придется посетить чуть ли не по три-четыре раза. При этом и FPS из игры выходит жутко неудобный из-за непонятной камеры. Мы постоянно наблюдаем слева спину героя, который прилично закрывает кругозор, и лишь в режиме прицеливания камера нависает над оружием. При этом прицел двигается лениво и в беге герой не стреляет. И если разобраться с парочкой монстров в коридоре это не мешает, то когда на большей площади они окружают нас, то сразу вспоминаешь «незлим тихим словом» кривобокое управление, бегая между ними, резко останавливаясь и бешено дергая мышку. Все же неприятно когда геймплей подстраивается под особенности управления, а не наоборот. Игрокам намного приятнее противостоять виртуальным противникам, а не бороться с системой контроля персонажа. Но в целом в Dead Space управление хоть и не идеально, но привыкнуть к нему не сложно. А вот чтобы избавиться от ограниченного кругозора, закрытого спиной героя, придется обзавестись широкоформатным монитором, на них этот неприятный эффект почти не чувствуется.

Но не только кровью и отстреливанием конечностей может похвастаться игра. Нам предложат пострелять из корабельного оружия по астероидам.

Dead Space

Будут и небольшие миниигры наподобие сценок с рукопашными схватками. К примеру, когда Айзека хватает огромное щупальце и тащит по коридору, то надо успеть выстрелить в взрывающийся нарост на нем.

Dead Space

Но главной находкой без сомнения являются игры с гравитацией. К сожалению это не захватывающие дезориентирующие полеты в пространстве как в Crysis, хотя и без невесомости не обошлось. В разрушенных отсеках или на поверхности корабля нас удерживают магнитные ботинки. Летать мы не можем, а вот прыгать со стенки на стенку легко. Зачастую на таких уровнях надо или уничтожить какие-то обломки горной породы или еще что-то куда-то передвинуть с помощью специального телокинетического модуля. Сопровождается это преследованием нас монстрами и плавающими в невесомости телами.

Dead Space

Dead Space

Бесконечно находиться в безвоздушном пространстве не выйдет – запас кислорода строго ограничен. Стоит выйти в вакуум, как на спине сразу же загорается специальный таймер.

Dead Space

Элементы HUD вообще реализовано очень оригинально. На экране нет ни одной полоски или индикатора, все умело маскируется. Индикатор здоровья находится на спине, так же как и счетчик специального стазис-модуля, который временно замедляет врагов и объекты. Количество патронов в обойме отображается на индикаторе над оружием в режиме прицеливания.

Звук в игре является, наверное, самой сильной составляющей. Рык монстров, глухое эхо коридоров, тяжелое дыхание и учащенное сердцебиение – все это помогает отожествлению игрока с героем игры. Но самым запоминающимся является беззвучный космос. Наконец-то в вакууме не громыхают взрывы и не свистят лазерные разряды! В Dead Space все это сделано более грамотно: мы слышим лишь свое дыхание, звук шагов и те удары, что приходятся по нам. Подкрадывающегося монстра не слышно, а ощущается лишь его удар в момент соприкосновения с костюмом.

В отличие от потрясающего звука, графика в игре не блещет таким высоким уровнем. Сам движок у игры очень невзрачен, это становится отчетливо видно в темных и пустых коридорах, когда нас окружают безликие стены с мутными текстурами без намека на bump mapping и parallax mapping. Спасает положение удачно реализованное освещение, насыщенность частицами и различные эффекты пост-обработки.

Dead Space

Dead Space

Dead Space

Dead Space

Dead Space

Dead Space

Dead Space

Огонь и пыль смотрятся отлично. Просто великолепно реализован эффект наполнения камеры воздухом или его высасывание в открытое пространство. Но за всем этим те самые плоские стены. Кое-где, правда, это никак в глаза не бросается благодаря удачной работе дизайнеров, наполнивших уровни различными элементами и источникам освещения. Но и простых безжизненных коридоров хватает, и тогда визуально игра откровенно разочаровывает. Даже у монстров маловато полигонов. Высокая детализация лишь у главного героя, а некроморфы (особенно при ближней схватке) выглядят намного скромнее.

Dead Space

И такое неоднозначное впечатление от графики дополняется светлыми тонами цветовой гаммы, которые как-то не сочетаются с мрачной атмосферой игры. Почему-то такие локации доминируют над темными коридорами с ограниченной видимостью. При этом если покрутить ползунок гаммы в игре, то яркость хоть и уменьшается, но общая картинка не теряет подобного эффекта. Еще один интересный эффект замечен на видеокартах Radeon, у которых слегка меняется гамма при включении/отключении вертикальной синхронизации. И это зависит не от какого-то конкретного значения, а просто от самого процесса переключения. Цвета меняются совсем немного, но становятся более насыщенными. При перезагрузке игры гамма снова становится более блеклой, и чтобы ее восстановить надо опять выполнить процесс включения/отключения вертикальной синхронизации в меню настроек. Но опять же этот эффект при высокой контрастности монитора заметен не будет.

Не самая передовая графика компенсируется низкими системными требованиями и неплохой оптимизацией. Даже владельцы видеокарт за 70-80$ могут насладиться максимальными настройками качества в разрешении 1280x1024.

Dead Space является миксом из survival horror и шутера, удачно балансируя между ними и сохраняя многие элементы ужастика до конца игры. Местами игра действительно создает невероятное напряжение и вызывает бешенные выбросы адреналина. При этом всё, казалось бы, базируется на наборе кино- и игровых штампов, однако мастерски режиссировано и сдобрено интригующих сюжетом. Игра может и не стала откровением своего жанра, но это довольно качественный продукт, в который интересно играть. Сравнить игру можно с прошлогодним Clive Barker's Jericho, который тоже имел много положительных черт, но немного не дотягивал до идеала. В случае с Dead Space выходит примерно то же самое, хотя тут и horror более удачный и сюжет интересный, но натянутость и однотипность некоторых игровых моментов в сочетании со средней графикой не позволяют игре занять место на пьедестале одного из лучших проектов года. А вот место лучшего ужастика ей может быть и обеспечено, если только недавно вышедший Silent Hill Homecoming вдруг не окажется интереснее (что маловероятно). Для тех же, кому не интересна стрельба, но кто любит пощекотать нервы, рекомендуется поиграть в Penumbra 2.