Deadly Premonition: The Director's Cut | |
Разработчик | Rising Star Games |
Издатель | Rising Star Games |
Официальный сайт | www.deadlypremonitionthegame.com |
Дата выхода на PC | Октябрь 2013 |
Жанр | Horror |
Более трех лет назад консоли посетил тихий дождливый городок Гринвейл. Теперь настало время компьютерных игроков для экскурсии в этот мирок. Открывайте дверь, агент Йорк Морган стучит, чтобы пригласить вас принять участие в его расследовании. Это дело будет особенным и необычным.
Здесь, среди гор и дремучих лесов, жители вели тихую размеренную жизнь. Но совершенно непостижимое для этих мест происшествие всколыхнуло провинциальное захолустье. Произошло странное и дикое убийство, распутывать которое берется новоприбывший агент ФБР. Персонаж он весьма странный, со своей особой логикой и эксцентричными манерами. В разгар обсуждения хода расследования легко может переключиться на разговоры о кофе или выпечке.
Черный ароматный напиток вообще играет довольно важную роль в жизни героя. Это стимул для начала каждого нового дня и ценный предсказатель, ведь в узорах на поверхности кофе Морган видит некий смысл и послания.
Йорк постоянно обсуждает происходящее со своим вымышленным другом Заком — констатирует факты или обращается к нему за советом. Причем эти обращения иной раз абсолютно явно адресованы к нам, игрокам по эту сторону экрана.
Некоторые уже могут усмотреть аналогии со старым телесериалом «Твин Пикс», где эксцентричный герой тоже постоянно вел разговоры о еде и записывал отчеты на диктофон, что походило на общение с невидимым спутником. Все аналогии верны. Deadly Premonition копирует сериал Дэвида Линча и во многих других нюансах. За внешней картинкой тихого провинциального городка скрывается множество тайн и пороков его жителей. Все это начинает проявляться по мере распутывания хитросплетения интриг, связанных с убийством. Семейные измены, ревность и призраки старых тайн — это объединяет жителей Твин Пикса и Гринвейла. Только у второго еще более явный привкус мистики.
В повествовании Deadly Premonition присутствует несколько реальностей. Внешний обычный мир населен не менее обычными людьми. Здесь мы разъезжаем по городу для бесед со свидетелями и подозреваемыми. Вторая реальность является темным отражением города и всегда связана с проявлением зла. Этот мир открывается герою, когда он оказывается на местах, ощутивших прикосновение этого самого зла. Реальность превращается в череду серых мрачных коридоров, напоминающих изъеденные ржавчиной лабиринты Silent Hill. Здесь бродят люди-тени, напоминающие зомби, и другие опасные существа. Тут размеренное монотонное расследование уступает место экшену со стрельбой и чистокровному хоррору.
Третья сущность игры — мир снов, или то, что таковым кажется. Перед началом нового дня Йорк всегда видит странные сюрреалистичные видения, связанные с его прошлым и другими персонажами игры. Внешняя иррациональность видений скрывается за собой осмысленность и глубину, подобно мозгу, который в сновидениях пытается увязать происходящее и выдать в виде подсознательных образов общую картину происходящего. Сны еще больше нагнетают таинственности, но одновременно приоткрывают завесу тайны над прошлым самого Йорка, сознание которого еще сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Основной особенностью Deadly Premonition является непредсказуемость. Здесь многое не так, как выглядит внешне. И дело не только в том, что одни и те же места могут представать перед нами в двух реальностях. Дело в людях, которые населяют это место. За первоначальными образами прячутся порою совершенно иные личности, что меняет взгляд на всю ситуацию в целом. А логичность и обыденность в игре часто переплетается с невероятным и абсурдным.
Насильственная смерть девушки возрождает к жизни предание об убийце в плаще. Этот персонаж, так или иначе, фигурирует во всех реальностях, хотя появляется в основном в мире теней. Большой акцент идет на странных красных семенах, которые оставляет за собой неизвестный убийца. Весь символизм убийств и их взаимосвязь с образами темной реальности тоже ставит множество вопросов. Вся эта интрига раскручивается до самого финала. Если что-то немного проясняется, то возникают новые вопросы, увлекающие за собой в пучину дальнейшего повествования.
К сожалению, мистическая история со значительным налетом сюрреализма страдает от кривой реализации игрового процесса. Главная игровая площадка — открытый мир с городком Гринвейл и его окрестностями. Мало того, что с визуальной стороны он выглядит плохо, так еще и «песочница» из него получилась отвратительная. Множество пустых декораций. Свобода передвижения ограничена дорогами и городской зоной. Выйти за пределы трассы нельзя — упретесь в невидимую стену, даже если визуально там пологое место. Хорошо хоть есть развилки, которые позволяют срезать путь и сэкономить немного времени. Заборы и кустики являются непреодолимым препятствием, ставя порою в тупик при попытке забрать какой-то коллекционный предмет. Сам процесс сбора различных карточек и медалек трудно назвать увлекательным, это занятие быстро надоедает. Даже автопарк строго ограничен полицейскими машинами. И если вы сохранились в неудачном месте, то после перезапуска придется бежать до ближайшей стоянки с такими авто. Хорошо, что в ключевых сюжетных местах стоянки всегда поблизости.
Физика автомобилей никакая. Повреждения отображаются только в виде соответствующего индикатора в процентах. Идет расход топлива, но при наличии одной заправки мчаться туда за бензином смысла нет — проще пересесть в другое авто на одной из стоянок. А еще любая попытка сесть или выйти из машины связана с длительной сценкой, которая отбивает любое желание останавливаться во время поездки у случайного предмета, чтобы подобрать его.
Странный акцент сделан на питании, сне и уходом за собой. Чтобы герой не голодал и не терял здоровье, его нужно подкармливать. Нужно периодически спать или поддерживать бодрость при помощи кофе. Если долго не менять костюм, то вокруг героя будут летать мухи. Бритье позволяет поддерживать гладкость лица, но если вы любитель бород, то можете легко отрастить оную у Йорка за несколько дней. Совершенно непонятное внимание к таким вот деталям при полном нежелании сделать открытый мир более интересным. С другой стороны, бытовая обыденность занятий помогает подчеркнуть контраст между привычной реальностью и миром мистики.
Есть и побочные задания. Но если обычная игра старается специально подкидывать игроку квесты, подчеркивая свое разнообразие, то Deadly Premonition старательно их прячет. Можно совершенно не догадываться, что какой-то персонаж предложит небольшое поручение, пока вы повторно не решите съездить к нему на другой конец города, чтобы еще раз пообщаться. Обидно, ведь иные задания помогают больше раскрыть прошлое действующих лиц. А за некоторые квесты выдают мощное уникальное оружие.
Призрачный мир проще — это обычный рейд по коридорам с монстрами. Последних мы отстреливаем из разного огнестрельного оружия или отбиваемся дубинами. По мере развития игры арсенал расширяется. Кое-что попадается по пути, кое-что можно прикупить у торговца из обычной городской реальности. Враги неторопливы и это компенсирует ужасную неповоротливость героя.
По топорной механике и невозможности одновременно стрелять и двигаться игра сильно напоминает старые части Resident Evil. Аналогии усиливаются благодаря идентичным маркерам, подсвечивающих предметы, необходимости искать ключи и решать простенькие головоломки.
Трудности по части выживания связаны с большим количеством врагов. В режиме прицеливания угол повороты головы минимален. Чтобы не подставлять спину, нужно постоянно двигаться и менять позицию. Ограниченный угол обзора при стрельбе создает трудности и в тех местах, где нужно что-то сбить с дерева. Иногда приходится долго искать подходящую позицию.
Есть особые монстры, ползающие по стенам, но после осознания нужной тактики противодействия, они перестают представлять опасность.
Все меняется, когда в игру уступает убийца в плаще. Одолеть его нельзя, спасение в бегстве или в возможности спрятаться. В обоих случаях экран делится на две части. Одна виртуальная камера показывает героя, а вторая охотника. И пока мы усиленно бежим по коридору, нажимая подсвечиваемые клавиши, можно наблюдать, как наша спина мелькает перед зловещим убийцей с топором. Если прячемся в шкафу, то нужно задерживать дыхание, когда враг начинает прислушиваться.
Бывают и открытые столкновения с главным антагонистом. Тогда приходится уклоняться от его топора посредством выполнения быстрых QTE.
По ходу изучения темной реальности мы собираем улики для анализа и последующего воссоздания картины происшедшего в обычной реальности.
При всей своей графической отсталости путешествия по миру теней весьма атмосферны, есть даже жуткие моменты. Авторы удачно обыгрывают и дуализм игрового мира, поддерживая напряжение путем перехода из одной реальности в другую. Под конец игры все сущности Deadly Premonition начинаются сливаться воедино. Начинающийся дождь и мрачные красноватые облака нагнетают чувство тревоги, намекая на близость зла, которое потом материализуется в весьма явной форме при переходе в иную реальность.
Стоит отметить и хорошую работу с камерой в сюжетных сценах. Она специально делает нестандартные ракурсы, формируя определенную визуальную композицию — не всегда, но довольно часто. Любовь к кино проявляется не только в схожей манере выстраивания визуальных композиций — в игре очень много рассуждений на тему кинофильмов 70–90х годов.
Удивительно, что Deadly Premonition вообще удается играть на эмоциях при страшненькой графике. Впечатление такое, что игра создавалась под Play Station 2, а вовсе не под прошлое поколение консолей. При этом компьютерная версия по умолчанию работает только в разрешении 1280x720, что по нынешним временам немыслимо! Спасает ситуацию DPfix. С ним игру можно запустить в высоких разрешениях. Есть возможность накрутить и некоторые «плюшки» в виде SSAO и сглаживания, но зачастую это приводит к проблемам с запуском. Так что при корректировке параметров будьте осторожны, проверяйте работоспособность с каждым пунктом по отдельности.
Со звуком у игры тоже не все гладко. На пятиканальных системах идет неправильная локализация эффектов. Случается, что герой все еще на переднем плане, а голос постепенно уходит куда-то назад. Часто все фоновые звуки выводятся на тыл, из-за чего даже фронтальные эффекты озвучиваются задними колонками. Случаются «заикающиеся» звуки. Заметно общее бедное оформление открытого мира с минимумом фоновых звуков и бутафорским их звучанием. Наполнение темных коридоров с призраками более удачное, если забыть о проблемах с многоканальным позиционированием. Фоновые мелодии во время диалогов порою слишком резко сменяют друг друга, что вызывает определенный диссонанс. Но отдельные музыкальные композиции в игре просто восхитительны.
Ко всем этим техническим проблемам добавляются банальные вылеты, которые делают невозможным прохождение после определенных глав. Иногда это лечится включением совместимости со старыми Windows в свойствах exe-файла.
Deadly Premonition — удивительная по сочетанию противоречий игра. За внешним убожеством открытого игрового мира, страшной графикой, топорной анимацией и ворохом технических проблем кроется нечто удивительное — необычная сюрреалистичная драма с многоуровневой подачей сюжета. И подобно сериалу Дэвида Линча эту историю трудно оценивать по привычным критериям. Повествование умело сочетает расследование в антураже обыденного мира с выживанием в кошмарной реальности. И хотя они разбавлены множеством бессмысленных и ненужных действий, такая игра на контрастах, необычные и эксцентричные персонажи создают свой непередаваемый шарм с легким налетом абсурдности. Те, кто наперекор всем трудностям заглянут в Гринвейл, рискуют увязнуть в трясине интриги до самой развязки. За пеленой дождя в этом городке скрывается еще много тайн. Возможно, они ждут именно вас. Просто идите по дорожке из красных семян...