Death Stranding | |
---|---|
Разработчик | Kojima Productions |
Издатель | Sony Interactive Entertainment |
Официальный сайт | kojimaproductions.jp |
Дата выхода | 8 ноября 2019 года |
Жанр | Экшен |
То, чего фанаты, хардкорные геймеры, рядовые игроки и даже обычные люди ждали три года, наконец-то случилось. 8 ноября вышла новая игра Хидэо Кодзимы Death Stranding. Вокруг нее поднялась большая шумиха, поэтому новое детище популярного геймдизайнера без преувеличений ждал весь мир. Кто-то чтобы влюбиться раз и навсегда, другие — с целью обгадить, а третьи для приобщения к популярному.
Death Stranding еще до выхода называли революцией в жанре, а также игрой поколения. Сразу скажу — никакого прорыва в игропроме Кодзима не совершил. Правда, ничто не отменяет другой факт — Death Stranding одна из лучших и впечатляющих игр последних лет.
В таких случаях всегда есть какое-то «но». Будет оно и здесь — это проект для узкого круга людей, истинных фанатов индустрии и превозмогания, а большинство не дойдут даже до экватора. Почему так произошло и что с этим делать, читайте дальше.
С первых дней после релиза по интернету гуляет много шуток о Death Stranding. Мол, это симулятор доставщика еды, работа, на которую нужно ходить после работы и прочее, и прочее. Это действительно так, но с большими оговорками. Сказать, что Death Stranding — симулятор курьера то же самое, что обозвать Call of Duty шутером от первого лица. В обоих случаях это неоспоримые факты, определяющие суть, но за ними есть основа из геймплея, сюжета, нарратив и мир, в котором существует игра.
В Death Stranding большую часть времени вы реально проведете за доставкой грузов, поэтому для многих игра окажется беспросветной скукотищей и это абсолютно нормально. В то же время, есть геймеры, которые хотят открыть для себя и попробовать нечто намного большее, чем просто навешанные ярлыки. Если вы один из них — оставайтесь, мне есть, что вам рассказать.
В недалеком будущем на Земле случился «Выход Смерти» (тот самый Death Stranding) — некий сдвиг пространства и времени, который соединил наш мир с потусторонним и привел к массовому вымиранию человечества. Теперь вместе с остатками человечества на планете обитают Твари — призраки умерших людей, которые научились проходить на эту сторону и утаскивать к себе живых. А обычные дождь и снег заменили темпоральные осадки. При попадании на кожу человека, на растения, постройки или предметы, они разрушают и старят их. А еще на новой Земле опасно умирать — через двое суток после смерти тело подвергается так называемому некрозу, превращается в Тварь и взрывается, оставляя огромный кратер. Именно поэтому погибших как можно быстрее сжигают в крематориях.
Описанные выше перемены повлияли на жизнь людей. США и другие страны распались, оставшиеся жители спрятались в подземных городах-бункерах и не хотят показывать на поверхность даже нос, поэтому общения с большинством из них игрок будет вести через голограммы.
Связующей цепочкой между такими поселениями стали курьеры — отважные люди, которые не боятся трудностей, темпорального дождя, Тварей и МУЛов. Последние когда-то были такими же доставщиками, но сошли с ума и теперь охотятся на других курьеров, чтоб забрать у них груз.
Главный герой Сэм Портер Бриджес (Норман Ридус) — лучший доставщик грузов в UCA (Объединенных Городах Америки) — неком подобии остатков США, у которого даже есть президент. Последний и вызывает Сэма к себе, чтобы перед смертью попросить того объединить оставшиеся города Америки под эгидой UCA и подключить их к хиральной сети — некоем варианте Интернета будущего, созданного из частиц хиралия — элемента, открытого после «Выхода Смерти».
У Death Stranding мощный, закрученный, философский и длинный сюжет. История затягивается не на один час, но по сравнению с десятками часов курьерских доставок, кажется, что его размазывают по игре тонким слоем. Частично так и есть, но, на мой взгляд, Кодзима умышленно вплел повествование в размашистые куски чистой беготни, чтобы игроки больше прониклись идеями, подумали над событиями и прикинули, что будет дальше.
Несмотря на обилие аллюзий, недомолвок и отсылок, история Death Stranding заканчивается просто, понятно и даже банально. Так что не ждите от финала откровений и не готовьтесь разбираться в нем на форумах вместе с другими бедолагами.
Наоборот, геймеру буквально разжевывают и кладут в рот ответы на главные вопросы: кто и откуда взялся, каковы мотивы того или иного персонажа, почему получилось так, а не эдак. Из-за этого, некоторые, кто прошел игру, разочарованы финалом, а, на мой взгляд, все правильно. Преодолев десятки часов рутинного геймплея, не хотелось бы в конце узнать о заумной хрени и ничего не понять. Поэтому Кодзима выдает тем, кто выдержал и дошел до конца некий бонус, объясняя созданную им историю и погружая геймеров в ее суть. Никаких недомолвок — все карты раскрыты.
Сам же геймплей симулятора курьера прост и сложен одновременно. На моей памяти не было игры, где в такую, казалось бы, банальную механику похода из точки А в точку Б с грузом, впихнули бы столько нюансов, особенностей и настроек.
Изначально все кажется понятным. Берем посылку в одном бункере и несем в другой. Там нам дают еще, и мы несем ее в другое место. Повторить сотни раз, пока игра не закончится.
И вот уже на моменте получения задания вскрывается невероятная глубина процесса. Оказывается груз надо не просто доставить. Важно принести его целым. Иногда посылки нельзя тащить на спине, а только в руках, потому что они хрупкие (например, пицца). Некоторые грузы запрещено мочить, другие сильно трясти, третьи нести горизонтально или вертикально и прочее, и прочее.
Важно и распределение груза по телу Сэма. Можно заморочиться и равномерно укладывать коробки для лучшего баланса самостоятельно, но я часто пользовался кнопкой автоматического распределения товаров и всегда оставался доволен.
Также важно знать, что брать с собой: лестницу или веревки, чтобы преодолевать пропасти, гематические гранаты, чтобы отбиваться от Тварей, строительные комплекты для важных сооружений, пакеты крови для ее восполнения или бомбы из мочи и фекалий Сэма, которые отлично использовать против потусторонней силы. Да, такое здесь тоже есть, а почему узнаете из сюжета. Как видите нюансов десятки, а это мы еще даже не вышли из бункера.
По дороге к клиенту нагруженный доставками главный герой может легко упасть, ведь мир Death Stranding неприветлив, полон камней, гор, скал, обрывов, глубоких рек, уступов и прочих неприятных для путешествия преград. Игроки уже сравнивают здешний климат и пейзаж с Исландией — такой же суровый, пустынный, но величественно красивый.
Посылка временами доставляется очень быстро, а иногда полчаса или даже 40–50 минут реального времени. Все зависит от дальности точки, тамошней местности и препятствий. Для начала Сэму нужно балансировать, чтобы не упасть. А если все же грохнуться, то груз повредится или растеряется, и тогда начинаем заново.
Бывало, переходишь реку вброд, оступаешься, падаешь в воду и смотришь, как драгоценные коробки уплывают вдаль. Есть вариант скатиться со скалы и разбить товар или нарваться на лагерь МУЛов, получить по голове и еще раз остаться без груза. Есть большой шанс попасть под темпоральный дождь, забрести на территорию Тварей и отхватить от них. Как видите, тут еще десятки нюансов, которые постоянно будут мешать Сэму делать его работу, поэтому надо все время превозмогать, терпеть и скрепя зубами двигать героя вперед.
Но не все так плохо, как кажется. В Death Stranding геймеру будет и много помощи, а те же МУЛы и Твари опасны только в начале. Со временем учишься драться или глушить людей-противников из шокеров, а нечисть уничтожать гранатами, колбами с отходами жизнедеятельности Сэма, а в самом конце и с помощью особого оружия. Звучит грозно, а по факту это удобный гаджет с прикладом, который стреляет все теми же мочой, калом и кровью главного героя. Настоящего оружия в игре почти нет, потому что убивать в Death Stranding опасно для Сэма, окружения и других людей. Помните о некрозе и кратерах от мертвецов? Для этих целей проще использовать нелетальное оружие и получить на выходе меньше проблем, например, ту же винтовку-пугач, чем убивать людей из дробовика или настоящей винтовки с пулями или пистолета. А еще тут есть гранатомет, но это уже другая история.
В тяжкой курьерской работе помогают дополнительные гаджеты и даже дети. У Сэма есть ББ — колба, имитирующая утробу матери, где живет не рождённый ребенок, называемый «Бридж-Бэби». ББ — недоношенные дети, которых «собирают» из матерей с погибшим мозгом. Таким образом, эти малыши живут между потусторонним и нашим мирами. Это помогает чувствовать Тварей и указывать Сэму на них с помощью специального сканера на плече под названием Одрадек.
В путешествиях герою помогают и NPC. Часто они делятся с отважным доставщиком вещами или гаджетами. Например, дарят ему кепку, солнцезащитные очки, части экзоскелета, позволяющего быстрее ходить и переносить больше груза, утеплители на плечи, незаменимые в холодных районах и многое-многое другое.
Со временем Сэм начнет пользоваться транспортом: электрическими трициклами, грузовиками и левитирующими тележками. Это поможет доставлять больше груза с одной стороны, но с другой, у доступных средств передвижения нарочито сложная и бесящая физика. Он постоянно застревает, тяжело управляется, требует зарядки, ломается, взрывается и глохнет. Но даже так, иногда радуешься и этому, ведь тащить пару сотен килограмм на себе или очень сложно и долго, или просто невозможно.
Death Stranding — медитативная игра про одиночество. В то же время, Кодзима дает понять, что даже тут геймер не один. Несмотря на одиночную сюжетную кампанию, тут есть некое подобие мультиплеера.
Упомянутая выше хиральная сеть объединяет не только города в игре, но и реальных игроков. Стоит подключить бункер к сети, как в вокруг него становятся доступны постройки других геймеров. Они как бы проникают в ваше прохождение и помогают, чем могут. А ответные добрые дела и строения оказываются полезны другим. Например, кто-то поставил лестницу на сложном подъеме у себя в игре, а вы прошли тут же и воспользовались ей у себя. Вам полезно, а другому приятно. Особенно, если поставить лайк.
Лайки — местная универсальная валюта. Точнее они ее заменили и упростили. В Death Stranding нет очков опыта, золота, денег и прочей лабуды. Ничего нельзя продать или купить, все можно сделать самому, создавая в мастерских или брать у тех же других игроков, которые делятся ими безвозмездно. Воспользовался чужим трициклом — поставь лайк. Кто-то прошел по разведанному тобой простому пути — держи лайк. Создал полезный гаджет и положил его в общее хранилище — лови еще лайки. Казалось бы, банальная, и в теории глупая, система на деле работает лучше других виртуальных вознаграждений. Ведь и в жизни мы часто радуемся обычным лайкам в Facebook или Instagram, так почему же не получить еще одну порцию радости от этого же в игре. В такие моменты считаешь, что Кодзима действительно гений.
Death Stranding — пожалуй, самая красивая игра последних лет. Созданная на движке Decima, на котором Хидэо Кодзиме разрешили бесплатно делать игру разработчики из Guerilla Games, она выглядит, как проект для консоли нового поколения, который попал к нам из будущего. Если захотеть, то можно придраться к угловатым движениям Сэма и не идеальной воде. Но все катсцены, ролики, лица, а также их анимация сделаны на невероятно высоком уровне. В сюжетных прологах, где видео обычно идет пару-тройку минут, иногда забываешь, что перед тобой игра на PS4. Мерещится, что это новый блокбастер, который крутят в кино, и ты внезапно попал на сеанс.
То же касается левелдизайна, окружения, природы, транспорта, деталей костюма, внутреннего убранства бункера, мебели и прочих мелочей. Все отрисовано, выхолощено и доведено до идеала.
В моем случае в Death Stranding багов и лагов не было, нет их и у большинства геймеров. Правда, некоторые игроки все же сообщают о мелких проблемах. Например, когда Сэм почти упал, но его успели уравновесить, игра иногда засчитывает это, как падение, сбрасывает, или повреждает груз.
Озвучка в Death Stranding полная и претензий к ней нет. Все голоса главных героев подобраны идеально. Ошибок не замечено ни в переводе, ни в меню или субтитрах. Музыка — еще одна радость и жирный плюс. Большей частью это атмосферный эмбиент, трип-хоп или что-то в этом духе, а подобный жанр отлично подходит под рутинный кодзимовский геймплей — подчеркивает и добавляет ритм каждому походу.
Death Stranding — красивая и очень длинная игра-притча с переусложненным меню и дорогим ценником. При этом новинка понравится далеко не всем. Если вы казуальный геймер или наслушались о проекте и ждете нереальных откровений, то покупать лучше не стоит. Death Stranding — игра для самых отважных, самых стойких и самых-самых. Остальные эпитеты прибавляйте сами.
Death Stranding — для тех, кто в играх любит превозмогать, страдать и материться, но идти вперед. Это сложное, затягивающее, эпичное, глубокое и отчаянное приключение, одолеть которое смогут единицы. И даже если вы такой, то проходить игру нужно мелкими порциями. Нырять в нее с головой не советую, потому что сначала все будет хорошо, но 10–15 часовой забег в третьей главе вас, возможно, сломает. Поэтому, если уж решились, то наслаждайтесь не спеша и смакуя, готовьтесь к рутинному однообразию и поразительно красивым, но редким сюжетным вставкам. Если вы еще не передумали, то Death Stranding однозначно рекомендуется к покупке. И будьте уверены — она того стоит!