Deus Ex: Mankind Divided
Разработчик Eidos Montreal и Nixxes Software
Издатель Square Enix
Официальный сайт deusex.com
Дата выхода 23 августа 2016
Жанр Action/RPG

Двадцать первое столетие, непрекращающиеся глобальные конфликты. Прогресс достиг, казалось бы, невообразимых высот. Люди получили возможность улучшать себя, приобретать новые возможности с помощью кибернетических имплантатов, так в последствии и названных — аугментациями. В далеком двухтысячном году все это казалось фантастикой, а точно попавший в популярную струю киберпанка Deus Ex произвел революцию в жанре. Сейчас наличие имплантатов, сенсорных экранов и дополненной реальности уже не вызывает удивления — любой видел кибернетические протезы или слышал про PokemonGo. Но если в свое время первый эпизод этого шедевра вызывал интерес как чисто фантастическая игра, то сегодня он поднимает вопросы, о которых стоит задуматься.

События игры происходят в 2029 году, спустя два года после происшествий предыдущего эпизода — Human Revolution. Несмотря на то, что главному герою удалось уничтожить сигнал, сводивший с ума всех аугментированных людей на Земле, последствия трагедии оказались непоправимыми. Если раньше разделение и неприязнь «чистых» с носителями модификаций — «аугами» — основывалась в основном на субъективных чувствах: зависти, визуальной неприязни, то теперь человечество оказалось разделено. Оказалось, что безобидный и такой необходимый медицинский имплант, например, кибер-протез руки, может превратить близкого вам человека в чудовище или психа — любящий дедуля может начать крутить внука вокруг себя, не прекращая смеяться и даже не думая останавливаться, а в худшем случае нападет на родных и нанесет непоправимый ущерб. Человечество начало бояться, человечество безвозвратно раскололось.

Нет больше равных прав и свобод для каждого. Если ты ауг, будь добр заходить в метро по отдельному проходу и ездить в специальном вагоне, словно зараженное животное. Если тебя остановил представитель силовых структур, предъяви документы, разрешающие тебе передвигаться по родному городу, а то и просто находится в нем. Оскорбления и презрение — это норма для одних, а жизнь в постоянном страхе стала привычной для других.

И, казалось бы, должно быть только два лагеря, но даже в таких сложных для всего человечества условиях существуют те, кто пытается ловить рыбку в мутной воде. Полицейские, устраивающие бизнес по продаже нелегальных пропусков через пункты, организованные ими же, преступные группировки, главы которых соперничают между собой, радикальные организации, террористы, межгосударственные организации, теневые правительства — всё сплелось в тугой клубок, а вам предстоит решать аккуратно расплести ли его или разрубить одним быстрым ударом.

Сложно судить об игре отстраненно, ведь многие события наталкивают на мысли о действительности, уж слишком она близка к этой киберпанк фантастике. Тем более, создателям Mankind Divided удалось погрузить игрока в атмосферу напряженной безысходности. Главный герой, Адам Дженсен, благодаря своему характеру, достаточно спокойно реагирует на окружающую действительность, которая тем не менее, не устаёт напоминать о себе. Мы становимся свидетелями тому, как система всеми силами отделяет и отдаляет аугов от обычных людей.

Игрока на улице может остановить полицейский и потребовать документы, а увидев их отпустить пару саркастических шуток по поводу «важной железяки». Всё дело в том, что после инцидента с аугментированными по всему миру, многие страны решили объединить свои усилия в борьбе с терроризмом и создали спецподразделение, в которое вошел и протагонист. Правда, его цели не так однозначны, но лучше бы вам самим узнать о них — не будем раскрывать карты.

Первая миссия — вводная в мир игры. Нам предлагают посмотреть двенадцатиминутный ролик, повествующий о событиях Human Revolution. Видео состоит из нарезок игровых роликов предыдущего эпизода и сопровождается рассказом Адама. Его стоит глянуть даже тем, кто проходил игру — многие детали могли смазаться за время, прошедшее с её выхода. После просмотра вступления мы оказываемся в вертолете, несущем боевую ячейку Спецотряда 29 на задание в Дубай. Дженсену предстоит проникнуть и пройти сквозь заброшенное строительство огромного отеля и прикрыть свой отряд во время проведения подставной сделки.

Разработчики позаботились об игроке, включив небольшие элементы обучения в игровой процесс. Нас научат передвигаться между укрытиями и вести бой в различных условиях.

Но даже в этом коротком эпизоде обращаешь внимание на то, что никуда не делась одна из главных особенностей этой игры, заданная ещё в уже древней первой части. Никто не заставляет игрока идти по коридору убивая налево и направо. Наоборот ещё во время высадки командир интересуется выбором оружия Адама — летальным или нелетальным предпочтете воспользоваться? Как всегда, кроме очевидного входа через дверь можно хорошенько осмотреться и проникнуть в охраняемое помещение через вентиляцию, тем самым оказавшись за спиной бдительной охраны. А дальше опять выбор — хочешь стреляй, хочешь подбирайся поближе и вырубай серией ударов.

Прелесть игры состоит в постоянном предоставлении права выбора. И если в боевых моментах, стелс-стиль просто принесет небольшую прибавку к получаемому опыту, то в плане сюжета создается впечатление, что действительно можно решать проблемы как тебе вздумается. Только не стоит забывать, что у любых решений есть свои последствия. Безумно приятно осознавать, что в Mankind Divided нелинейности больше, чем во многих RPG.

В качестве тест-драйва, первая миссия предложит пользование полным набором аугментаций главного героя, ещё и прокачанных до высоких уровней. Не спешите разочаровываться — да, вначале может показаться что ничего нового со времени Human Revolution Дженсен не приобрел, но создатели игры смогут приятно удивить, не забыв правда не очень изящным образом отобрать большинство способностей. Благо, обошлись без заезженной потери памяти — и на том спасибо.

Конечно же, вместо спокойного обмена, на котором и должны были взять преступников, нам достается целая куча аугментированных радикалов, сорвавших сделку и пытающихся убить внедренного агента и смыться с товаром. Игрока буквально бросают в котел, при чем для успешного выполнения побочного задания, а именно сохранения жизни двойного агента, стоит шевелиться — враги не будут ждать пока вы определитесь с планом действия. Отдельное спасибо разработчикам за очередной отказ от консольных «контрольных точек», перфекционистам быстрое сохранение и загрузка позволят качественно отработать в любой ситуации.

К слову, никуда не делся и взлом всяческих терминалов и контрольных панелей, выполненный в виде интересной мини-игры. Игроку постоянно приходится бороться не только с виртуальным фаерволом, но и собственной жадностью — остаться ли незамеченным или всё же вломиться в отдаленные банки данных в надежде получить приятный бонус.

Eidos не стали играть с проверенным рецептом и пытаться его улучшить. Игровая механика мало отличается от предшествующего эпизода. Даже более того, многие из особенностей геймплея присутствовали ещё в самой первой части, и именно это делало её такой особенной.

Сюжет игры тоже не подвёл. Ни разу я не ловил себя на мысли о несуразности того или иного события. Основное повествование щедро сдобрено россыпью побочных заданий, а полная свобода в выборе путей их выполнения дарит просто незабываемое ощущение погружения в игру.

Немного расстроили дизайн и проработка игровых локаций. Казалось бы, технологии не стоят на месте, и разработчики могли бы сделать их более масштабными, иногда создается просто физическое ощущение того, что вот за этой закрытой витриной и заканчиваются текстуры. Правда, на другой чаше весов огромное количество тайных проходов, вентиляций и прочих альтернативных путей, которые могут отвлечь от прохождения задания ненавязчивым обещанием вывести в интересное место, которое может оказаться прибыльным на находки. Хранилища, сейфы, компьютеры разбросаны буквально везде. Иногда их проще взломать, а иногда стоит оглянуться вокруг — разработчики любят оставить пароль от двери в переписке на карманном секретаре, валяющемся неподалеку.

Отдельное внимание хотелось бы уделить графике. В Human Revolution она была откровенно простой и ей давали скидку за то, что она не требовала производительного железа, а все остальные достоинства игры с лихвой перекрывали этот недостаток. В Mankind Divided разработчики постарались побороть и этот недостаток, правда ценой существенно возросших системных требований. Очень многие пользователи жалуются на плохую оптимизацию. Но стоит отдать должное Eidos — картинка стала на порядок лучше. Детализация сделала окружающий мир более живым, теперь не возникает желания побыстрей перевести взгляд с мыльной поверхности или страшного лица.

Правда, анимация лиц всё ещё далека от совершенства. И если отсутствие выраженной мимики главного героя можно списать на его нордический характер, то сложновато объяснить, почему многие лица в роликах выглядят так как вроде бы недавно их хозяевам делали пластические операции, при чем в одном и том же месте.

Проработка теней и освещения вышла на другой уровень. Теперь не нужно делать скидку на качественный геймплей — графику тоже «завезли».

Мы решили провести несколько тестов на базе системы с графическим адаптером ASUS ROG Strix GeForce GTX 1070. Замеры производились на сцене после первой миссии, воспроизводимой силами игрового движка. Она не насыщена спецэффектами, зато наполнена элементами, которые будут окружать игрока постоянно и позволяет достаточно объективно оценить производительность.

Видно, что советы разработчиков по оптимизации нагрузки абсолютно верны. Производительность сильно просаживается сглаживанием и поднятием настроек до набора «ультра». При этом визуальная разница между пресетами «очень высоко» и «ультра» не существенна, но позволит выиграть в недостающей производительности. Остается надеяться, на то, что разработчики вместе с релизом DX12, который должен состоятся 5 сентября произведут больше оптимизаций и порадуют поклонников лучшей производительностью.

Не обошлось и без проблем. Правда, первый патч не заставил себя ждать, и был выпущен буквально сразу за релизом игры. Справедливости ради, хочу отметить, что за все время игра ни разу не зависла и не вылетела. Тем не менее есть ещё баги, над которыми можно посмеяться. Например, вы сидите в укрытии и смотрите на противника. Ситуация неоднозначна, потому лучше сохранить игру. И если всё-таки придётся перезагрузить сохранение, то можно столкнуться с интересной, но немного неприятной особенностью — для продолжения игры после загрузки нужно нажать пробел, но это нажатие транслируется сразу в игровой процесс и вместо того чтобы дальше сидеть в укрытии герой из него выскакивает и начинает бодро бежать в том направлении, куда смотрел игрок в момент сейва. А учитывая тот факт, что быстрое сохранение только одно таким образом можно испортить себе тихое прохождение всей локации. Разработчикам достаточно просто изменить кнопку продолжения игры, например, на Enter и всё будет отлично — надеюсь, они таки поправят эту мелочь.

Отдельно хотелось бы отметить наличие нового режима Breach — такой себе альтернативы основному сюжету, оформленному в своеобразном стиле, напоминающем миссии внутри системы Анимус в Assassins Creed. Тут игрок может попробовать себя в качестве виртуального хакера, пробивающегося к ценной информации, спрятанной в банках данных. Очень много недовольства вызвала система микротранзакций, введенная разработчиками. Действительно, какого-то смысла тратить средства на покупку внутриигровых денег или пакетов улучшений для условного онлайн-режима, соревноваться в котором можно только с помощью результатов прохождения, кажется бессмысленным. Тем более с учетом проблем с доступностью серверов Breach, которые есть на этом этапе.

Также игрокам, которые приобрели Season Pass, будут доступны дополнительные миссии, переплетающиеся с основным сюжетом. Будем надеяться, что их количество со временем вырастет.

Что хочется сказать напоследок? Откровенно говоря, мелкие неприятности или недостаток оптимизации не могут испортить впечатления от игры. Проект доказывает, что киберпанк жив и всё ещё может привлечь внимание к себе. А отличнейшая проработка игрового окружения, интересный сюжет и увлекательный геймплей могут задержать вас перед экраном гораздо дольше, чем вы рассчитывали.

Deus Ex Mankind Divided погружает в мир не настолько далёкий от нас, как казалось шестнадцать лет назад с выходом первой части франшизы. Он не пытается навязать игроку правильную линию поведения или провести за руку через весь сюжет. Он всего лишь показывает, чего может добиться или как низко может упасть человечество в стремлении к прогрессу или попытках отдельных людей поставить себя над остальными. Пойдет ли игрок путем справедливости и милосердия или станет жестокой машиной для убийств, богом среди обычных людей, богом из машины — решать только ему и никому другому.