Dragon Age: Origins | |
Разработчик | BioWare |
Издатель | Electronic Arts |
Официальный сайт | http://www.dragonageorigins.ru/ |
Дата выхода | Ноябрь 2009 |
Локализатор | Electronic Arts |
Жанр | Ролевая игра (RPG) |
Разработчики из BioWare в особых представлениях не нуждаются. Старожилы индустрии, подарившие нам такие игровые шедевры как Baldur's Gate, Neverwinter Nights, Star Wars: Knights of the Old Republic и Mass Effect, наряду с Bethesda Softworks и уже закрытой Black Isle Studios, часть коллектива которой ныне усердно трудится под знаменем Obsidian Entertainment, являются одним из трех столпов, на которых жанр RPG собственно говоря и держится. Каждая игра от канадской студии — это отдельный увлекательный мир, в который игроки с головой уходят на многие дни. И новое их творение не стало исключением из этого приятного правила.
После некоторых экспериментов в виде ролевого экшена Jade Empire и шутерообразного Mass Effect разработчики решили вернуться к истокам и сделать что-то в old-school стиле, который они сами же когда-то и породили. Как и положено классической ролевой игре, события в Dragon Age развиваются в фэнтезийном мире, который как обычно придется спасать от очередной глобальной напасти. Не мудрствуя лукаво, разработчики назвали местных орков просто и пафосно — порожденья тьмы, чтобы всем сразу было понятно какие это крайне нелицеприятные и опасные личности. Да и противостояние с ними во Вселенной Dragon Age дело вполне привычное, особенно поднаторели в этом деле гномы, регулярно сталкивающиеся с данным криминальным элементом в своих шахтах. Однако периодически всякая нечисть, как это водится, собирает силы и совершает очередную попытку завоевать всех и вся уже на поверхности. Это профилактические занятие оказывается как нельзя кстати для людей, которые обычно к моменту очередного нашествия (Мора) начинают заниматься любимым занятием феодалов — распрями и междоусобными войнами. Все это веселое кровавое и братоубийственное занятие приходится забрасывать и, объединившись со всеми расами, приниматься усердно искоренять надоедливые порожденья тьмы.
Естественно, что непростой процесс консолидации без дополнительного пинка с мертвого места не сдвинется. Для того, чтобы вовремя этот пинок кому надо отвесить, да и вообще за древним злом присматривать, существует орден Серых стражей, которые являются самыми-самыми из самых-самых. Это конечно не джедаи и силой мысли швыряться табуретками им не под силу, но мечи их кромсают врага не хуже чем лазерные клинки, а особая кровная связь с силами зла помогает чувствовать темных пришельцев и даже быть немного в курсе их дел благодаря сновидческим контактам.
«А где же драконы?» — спросите вы. О, им в Dragon Age отведена немного необычная роль. Это не скупердяи, дрожащие над кучкой любимого золота, как толкиеновские прототипы, и не просто очень опасные толстокожие зверюшки. Здесь им отведена ключевая роль и главный руководитель всего этого безобразия под именем Архидемон как раз и является в обличии этого огнедышащего создания.
Цитата:
- Что мы будем делать, если появится Архидемон?
- Обделаемся мы, вот что…
Типичная, казалось бы, сказка не особо выделяющаяся из множества фентезийных игр в опытных руках BioWare заиграла новыми красками. Игровой мир хоть и наполнен привычными расами людей, эльфов и гномов, но взаимоотношения между ними отображены далеко не в каноническом виде. Вместо толкиеновских возвышенных мудрых и всесильных существ эльфы в мире Dragon Age напоминают больше несчастных доходяг из произведений Анджея Сапковского. Они влачат жалкое существование созданий второго сорта, и максимум чего им суждено добиться в мире людей — быть прислугой. Участь свободных же эльфов, не покинувших свои леса, не столь печальна, хотя они являют собой уже замечательный рассадник разбойников и наемных убийц.
Из отношений между всеми этими расами вытекает и роль нашего героя в мире Dragon Age. Начать игру мы можем за представителя одной из этих трех «национальностей». Да, это не так уж и много, учитывая то разнообразие, которое можно наблюдать в некоторых других ролевых играх. Зато в зависимости от выбранного персонажа начало игры будет проходить абсолютно по-разному. Каждый из героев будет вступать на «тропу войны» на разной территории, у каждого будет своя история. Выбрав человека благородного происхождения, вы столкнетесь с предательством и смертью своих близких, для простого уличного воришки же будет припасена совсем другая история. Само собой, что для гнома или эльфа сюжет также не похож.
Само же прохождение игры тоже отличается большим разнообразием и многообразием вариантов решения каждой игровой ситуации или конфликта. После вступления героя в Серые стражи мы станем свидетелями поражения армии людей и предательства одного из их лидеров. После столь неблагоприятных событий цели наши становятся вполне ясны — отступника наказать и новую армию собрать, на этот раз приобщив к общему делу остальные расы.
Цели то понятны, а вот способы их достижения уже остаются на наше усмотрение. Перед нами открывается большой мир и полная свобода в средствах достижения конечной цели. И это не смотря на то, что мир Dragon Age не представляет собой подобие бесшовных громадных территорий Elder Scrolls и по старой традиции доступные для посещений локации и города просто отмечены метками на глобальной карте. Но каждая эта небольших локаций, каждый закоулок имеет ряд секретов и множество побочных заданий, почти каждое из которых можно реализовать различными методами.
Пока на юге порожденья тьмы готовятся к последней битве, каждая из фракций на свободных землях поглощена своими проблемами и распрями. Ситуация, на самом-то деле, вполне типична для всех игр BioWare. Только герой прибывает в новые земли для того, чтобы заручится поддержкой местной власти, как сразу же оказывается перед лицом хаоса, в котором погряз местный мирок. Гномы никак не могут выбрать нового лидера, город людей Рэдклифф осаждают восставшие мертвецы, а в башне могучих магов и вовсе локальный апокалипсис и вторжение армии духов. Делать нечего, приходится, засучив рукава, приниматься оперативно наводить порядок.
Работенка эта редко когда включает банальные «найди-принеси». Например, чтобы отбить грядущее нападение нежити на деревушку неплохо бы «подлатать» доспехи и амуниции у местного кузнеца, для чего его для начала надо вывести из запоя. Чтобы еще облегчить себе задачу можно приобщить к защите нескольких рекрутов, которые совсем не горят желанием воевать за общее благо, а найденное в брошенной лавке масло можно тоже с толком использовать для поджигания ходячих трупов.
Причем каждый квест и игровая ситуация имеет множество вариантов решения. Кого-то можно просто запугать или убедить при высоком соответствующем навыке, а кого-то можно и обмануть. Никто не заставляет помогать каждому первому встречному, тем более что многие ситуации изначально не имеют однозначно верных решений. Чтобы спасти королевство от демона, поселившегося в теле наследника эрла Рэдклиффа, проще всего этого самого демона с мальцом прибить. Но если материнские слезы растрогают вас, то можно задуматься и о других вариантах изгнания беса, один из которых может потребовать человеческой жертвы — благо мамаша, частично виноватая во всей этой каше, сама вызовется на эту неприглядную роль (в этом еще понадобится помощь чародея-предателя, которого ранее вы могли и случайно убить из порыва праведного гнева). А если такие жертвы вам не по душе, то, протерев свой нимб, вы можете отправиться за помощью к магам, которые сообща попытаются разрешить данную проблему без кровопролития.
Даже с простыми разбойниками на дороге можно разобраться совершенно по-разному. Мастер словесности легко запугает их, а, немного поболтав с ними, так и вовсе можно проникнуться неким сочувствием к этим «романтикам с большей дороги».
И практически каждый ключевой герой, будь он хороший или плохой, при ближайшем знакомстве оказывается не так прост. Фанатик или негодяй может привести веские и логичные аргументы своей позиции, в то время как у святоши на деле руки тоже окажутся не так уж и чисты.
Точно такими же многогранными вышли и наши спутники. Спасать мир в компании ангелочков с наивными глазами и чистыми убеждениями? Это же скукотища! Прихватите лучше к себе в напарники симпатичную стервочку-ведьмочку или громадного варвара, случайно так прибившего невинную семью, а после двухнедельного сидения впроголодь в клетке заговорившего о раскаянии. Или почему бы не привлечь к общему делу наемного убийцу, пять минут назад метившего в вас из лука? Ой бросьте, какие там принципы и месть… Тут практичность нужна, мир то на одних принципах не спасешь.
И каждый из них имеет свое мнение на наши действия, они могут вклиниваться в наши переговоры с игровыми NCP. Определенные поступки могут вызывать у них одобрение или обратный эффект. Причем это соотношение отображается наглядно в виде соответствующей шкалы. Помощь случайному путнику может вызвать неодобрение практичной Морриган, но восхищение Алистера, так что рассчитывать на однозначное восприятие ситуации всеми напарниками не приходится. Для того чтобы задобрить и повысить рейтинг взаимопонимания, спутникам можно дарить специальные подарки. Некоторые из них могут быть особенно важны для определенных героев, и кроме особо высокого бонуса к шкале одобрения вы приобщитесь к какому-нибудь секрету из прошлого этого героя и услышите какую-нибудь душещипательную историю.
BioWare была бы не BioWare, если бы не предусмотрела еще и возможность закрутить романчик с кем-нибудь из спутников и «погреться» вместе у костра.
По традиции, как и во всех прошлых проектах канадских разработчиков, из всей нашей компании в игре мы можем сформировать команду максимум из четырех человек. Залог успеха в бою кроется в грамотном подборе команды и общей сбалансированности. Собственно сам набор классов не блещет изысками — воин, разбойник да маг. Это вам не разнообразие Neverwinter Nights. С другой же стороны данный набор классов является классическим и не предполагает никаких замешательств при выборе нужного направления. Возможности создать всестороннего бойца тоже нет. В мире Dragon Age магия подвластна избранным и этим даром не дано овладеть воину. Да и кидаться развивать все школы магии или навыки у бойца тоже дело деблагодарное. Уровни растут не так уж и быстро (в чем еще одна ценность побочных квестов и выдаваемого за них опыта) и к выбору надо подходить максимально продуманно, с точки зрения полезности для всей команды и обеспечения максимально возможной универсальности отряда, который сможет противостоять любым силам.
Воины должны иметь мощную поддержку магов. Друг без друга ни те ни другие мало на что пригодны. Бойцы берут на себя «пехоту» и прикрывают магов, которые кроме врагов своего же класса неплохо разбираются с большими скоплениями противников и обеспечивают мощную поддержку своей команды благодаря лечению и повышающим характеристики заклинаниям. Разбойники при правильном подходе тоже довольно неплохо реализуют себя на поле брани и могут нанести большой урон врагу, если обойдут его со спины. Так же в их активе возможность создавать ловушки, гранаты, яды (которые наносятся на оружие) и целебные припарки.
Медленная прокачка компенсируется наличием волшебных предметов, дающих бонусы к характеристикам. На дороге они тоже не валяются, и чтобы добыть их надо внимательно исследовать мир или значительно потратиться в магазине. В последнем случае по большей мере приходится правда лишь пускать слюни, потому как самые лучшие волшебные предметы стоят просто огромные суммы, которые действительно надо долго добывать и копить.
Интересный подход к системе повреждений. Кроме снижения показателя здоровья герой может получить серьезную травму, которая неизлечима обычными зельями. Так «перелом ноги» накладывает штраф на скорость передвижения, а «вывихнутая рука» дает штраф к атаке. Избавиться от таких вещей можно лишь аптечкой, которая, в свою очередь, почти не поднимает общую полоску жизни. Такого рода повреждения наносятся критическим ударом и обязательно возникают после «смерти». Но сраженные напарники на самом деле не умирают, они уходят в отключку и воскресают по окончании боя, если выживает хоть один персонаж.
Единственное, что немного расстраивает в игре — это ее визуальное исполнение, которое немного не сочетается с общим высоким уровнем проекта. Нельзя сказать, что игра выглядит плохо, но и восхищения не вызывает. Текстуры окружения слабенькие, а задние планы смазаны из-за отсутствия анизотропной фильтрации. Последнее легко лечится принудительной активацией данной функции из драйверов, а ситуацию с текстурами можно немного поправить одним из соответствующих модов. Но ожидать кардинальных улучшений все равно не стоит, ведь улучшенные текстуры — это оригинальные файлы, обработанные соответствующими фильтрами в Photoshop.
Разработчики сделали ставку на детализацию персонажей и различные эффекты. Яркие вспышки и молнии от магических заклинаний озаряют коридоры. Кровь хлыщет во все стороны и забрызгивает персонажей с головы до ног, они потом в таком виде и бегают по всему уровню. Битвы вообще довольно суровы и могут закончиться отсечением головы у врага. Такая кровавость отлично подчеркивает ту серьезную атмосферу, которую разработчики пытались создать.
Надо отметить, что камера может принимать положение за спиной героя или ее можно поднять вверх, как в старых изометрических играх. И на первых порах, пока враги не представляют большой опасности и число их не велико, мы пользуемся в основном ближним обзором, что позволяет насладиться всеми теми фонтанами крови и спец-эффектами. Но чем сложнее каждая стычка, тем больше мы проводим времени при верхнем положении камеры, благодаря чему проще ориентироваться в бою и создавать сложные боевые «комбинации» из героев.
К звуку же не придраться. Саундтрек может и не дотягивает до бессмертных произведений Говарда Шора во «Властелине колец», но тоже бесподобен.
Dragon Age: Origins нельзя назвать очень уж оригинальной игрой. При ближайшем рассмотрении в ней можно найти много аналогий с прошлыми проектами BioWare (Star Wars Knights of The Old Republic и др.) или недавним «Ведьмаком» (те же сложные решения и общий «взрослый» стиль игры). Но, несмотря на все это, игра затягивает с невероятной силой благодаря огромному разнообразию и интересному проработанному до мелочей миру. Разбитый на небольшие вроде бы локации, он хранит множество секретов, каждый из которых хочется узнать. Учитывая, что прохождение зависит от выбранной расы, класса и в первую очередь от наших действий, то для каждого из игроков история спасения Ферелдена будет развиваться по-своему, что после финальных титров рождает желание пройти игру заново от корки до корки. Бессмертная классика ролевого жанра в новом исполнении и с новой захватывающей историей. Вне всяких сомнений лучшая RPG ушедшего 2009 года.