Прошло уже целых шесть лет после того, как польская команда Techland заявила о себе своим захватывающим зомби-тайтлом Dying Light. Не считая релиза DLC The Following, следующие годы студия молчала, остановив разработку всех своих проектов, в том числе горячо ожидаемый фанатами Hellraid.

Сейчас, когда до выхода сиквела Dying Light 2 Stay Human остается меньше месяца, самое время вспомнить, как же разработчикам, в портфолио которых уже почти четыре десятка тайтлов, удалось, наконец, переломить ход своей истории, выпустив свой первый настоящий хит.

Студия Techland была основана во Вроцлаве Павлом Мархевкой, пока тот еще учился в школе. Хотя годом рождения компании считается 1991, игры она начала выпускать лишь восемь лет спустя. А до того момента Мархевка успешно выступал дистрибьютором видеоигр, благо законы того времени позволяли ему не ждать разрешения разработчиков.

Когда же стало ясно, что Techland полностью сосредоточится на разработке видеоигр, Мархевка нанял несколько программистов, и студия начала пробовать свои силы в самых разных жанрах. В период с 1999 по 2006 Techland выпустила ни много ни мало девятнадцать игр, среди которых нашлось все, от гоночных симуляторов и стратегий до шутеров и платформеров.

«Мы играли во все популярные новинки, а затем предлагали свои улучшенные версии трендовых тайтлов», — рассказал Мархевка.

Первым серьезным проектом студии оказался экшен от первого лица на тему Дикого Запада Call of Juarez. Хотя игра получила сдержанные отзывы, это не помешало Techland развить тайтл в серию из четырех частей.

Dead Island

Однако по-настоящему Techland обратила на себя внимание в 2011 году, выпустив зомби-экшен в открытом мире Dead Island. Незадолго до релиза тайтла вышел трейлер, который набрал миллионы просмотров и какое-то время заставил всю индустрию говорить лишь о грядущем зомби-слэшере. И хотя концептуально трейлер и игра сильно отличались, а в самой Dead Island нашлось достаточно технических проблем, в тот момент полякам все же удалось предложить публике что-то запоминающееся.

Тем не менее, когда речь зашла о создании сиквела, стало очевидно, что Techland видит будущее серии в совершенно ином свете, нежели ее издатель Deep Silver.

«Иногда взаимодействие с издателем серьезно вредит гибкости разработки. Крупный издатель требует работать по графику, даже если определенные моменты остаются не отполированными до нужного блеска. То же самое произошло и с Dead island. В процессе разработки проект успел серьезно вырасти, но установленные дедлайны не позволили нам доработать некоторые аспекты. В том числе поэтому в финальной версии оказалось столько багов», — объяснил Мархевка.

К сожалению для Techland, из-за недостатка финансов в самом начале ей пришлось продать права на Dead Island издателю. Осознав, что обсуждая сиквел, они с Deep Silver говорят о разных проектах, разработчики приняли решение уйти из серии и заняться созданием новой интеллектуальной собственности в лице будущей Dying Light.

«Если объяснить геймплей Dead Island в двух словах, то, по сути, тайтл представляет собой слэшер от первого лица. Если же мы будем говорить о механиках Dying Light, то описание концепции игры займет весь день», — отметил продюсер тайтла Тимон Смектала.

Собственно, из-за наличия в портфолио Techland тайтла на зомби-тематику, впервые увидев Dying Light, публика тут же окрестила грядущую игру «Dead Island с паркуром». Сами же разработчики не согласились с таким упрощением, считая, что предлагают индустрии нечто уникальное.

«Надеюсь, всем ясно, что мы пытаемся построить нечто совершенно другое, нежели клон Dead Island. Зомби — масштабный жанр не только в смысле популярности, но и в плане гибкости, — объяснял в свое время менеджер Techland Блазей Краковяк. — Dead Island вышла в нужное время, когда индустрия еще не была завалена проектами в духе The Walking Dead. Сейчас ситуация изменилась, но жанр не растерял свой потенциал».

Dying Light

Разработка Dying Light началась в 2012 с командой, ответственной за Dead Island. Стоит отметить, что Dead Island была первым проектом студии в открытом мире, и к моменту старта разработки Dying Light Techland успела набить немало шишек. К тому же команды, отвечающие за левел-дизайн и контроль качества успели вырасти в три раза.

«На этот раз мы бросаем много сил на плейтестинг, дабы удостовериться, что игроки получат продукт AAA-качества» — заверил Мархевка.

Двумя главными столпами, на которых решили выстраивать концепцию Dying Light, стали паркур от первого лица и цикл смены дня и ночи.

Разработчики консультировались с профессиональными трейсерами и изучили огромное количество референсов в фильмах и играх, выбирая необходимые движения. Помимо этого, они устраивали забеги трейсеров с закрепленными на них камерами GoPro, чтобы понять, как все должно выглядеть от первого лица.

«Мы обратились за помощью к Дэвиду Беллю, который считается основателем паркур-движения. Он помог нам отточить внешний вид и ощущения от взаимодействия персонажа с сеттингом», — рассказал дизайнер проекта Бартош Кулон.

Одной из главных проблем при создании паркур-геймплея стало укачивание игроков. Разработчиком пришлось долго экспериментировать, чтобы свести нежелательный эффект к минимуму, манипулируя размерами HUD, скоростью анимации и уровнем размытия изображения.

Разработчики хотели добиться системы, которая бы мотивировала проходить игру в режиме выживания, чтобы игрок чувствовал себя уязвимым.

«Паркур в наших глазах — механизм выживания. Персонажи игры не занимаются этим, чтобы кого-то впечатлить. Они обязаны передвигаться таким образом, чтобы не попасть на съедение зомби», — отметил Кулон.

По сюжету игрок берет на себя роль Кайла Крейна, агента организации «Всемирная Гуманитарная Миссия», которая должна разобраться в причинах неожиданной вспышки вируса в ближневосточном городе Харран. Дабы не позволить очередному диктатору разработать биологическое оружие, Крейн отправляется на место происшествия, где большинство жителей вирус уже превратил в кровожадных мертвецов.

Смектала утверждает, что команда сразу решила отнестись к сюжетной части с должным вниманием. При этом они понимали, что будет нелегко создать историю, способную увлечь западную аудиторию, и позвали нескольких американских авторов, известных, прежде всего, своими работами во вселенной комиксов DC.

Самое интересное, что после релиза именно сюжет игры больше всего попадет под атаку критиков. Несмотря на старания сценаристов, публика нашла персонажей тайтла довольно банальными и клишированными, что, кстати, нельзя сказать об озвучке главного героя актером Роджером Крейгом Смитом (Resident Evil, Assassin’s Creed) которая вызвала исключительно положительную реакцию публики.

Что же касается смены дня и ночи, то эта механика позволила разработчикам представить две игры в одной. Если днем игрок выступает исследователем, выполняет квесты, ищет ресурсы для крафтинга и имеет возможность тщательно просчитывать каждый свой шаг, то ночью картина разворачивается на 180 градусов. Когда солнце садится, Крейн становится жертвой, окруженной большим количеством зомби, прибавившим в силе и скорости. Помимо этого, ночью на охоту за главным героем выходят волатайлы, от которых приходится отчаянно убегать.

При создании Харрана разработчики изучали различные интересные места по всему миру. На самом старте разработки они поняли, что хотят развивать события игры на Ближнем Востоке, при этом не воссоздавая реальные города. Во многом за дизайн города ответственна Джула Арент, художница Techland с образованием архитектора.

«Будучи архитектором, она успела поработать над шестью десятками зданий, так что можете представить уровень ее навыков. Во многом именно благодаря ей Харран выглядит максимально реалистичным», — рассказал Смектала.

Изначально Dying Light должна была выйти на всех актуальных консолях, но позже разработчики отменили версии для Xbox 360 и PS3. Причиной послужили технические лимиты, из-за которых возникали проблемы с картой и AI врагов.

«В зомби-игре очень важно сделать мертвецов, если и не самыми умными, то, по крайней мере, целеустремленными. Особенно это касается тех видов, которые передвигаются с ловкостью и скоростью главного героя», — отметил Смектала.

Это решение могло серьезно сказаться на продажах, однако, по словам Мархевки, разработчики во что бы то ни стало хотели представить игрокам продукт, который покажет Techland студией, способной конкурировать с лидерами индустрии.

Сложно утверждать про конкуренцию на высшем уровне, но после релиза 27 января 2015 года незамеченной ей точно остаться не удалось. Не считая критику, упомянутую выше, публика хвалила Dying Light, отмечая управление, систему прогресса персонажа, пугающие ночные эпизоды геймплея и увлекательный мультиплеер. Уже через полгода Techland сообщила о пяти миллионах проданных копий тайтла.

The Following

Во время разработки Dying Light студия обнаружила, что у нее гораздо больше идей, чем ресурсов реализовать задуманное. Часть плодов мозговых штурмов решили отложить на будущее и реализовали только через год после выхода основной игры в виде самостоятельного дополнения The Following.

DLC предложило еще десять часов геймплея, не считая новые режим и уровень сложности, а также новые виды оружия и амуниции, включающие долгожданный арбалет.

На этот раз сюжет закручен вокруг таинственного культа, который расположился за границами Харрана и по слухам нашел средство от вируса. Крейну не остается ничего, кроме как отправиться на его территорию и начать втираться в доверие, чтобы выяснить правду.

Изначально в дополнении хотели представить лишь один город, но со временем разработчики вырастили его до целого открытого мира, который по размеру превышает карту Dying Light в два раза.

Одним из ключевых нововведений стало наличие в распоряжении игрока автомобиля багги. Об этом фанаты просили разработчиков с самого релиза, но добавить механики вождения было не так-то и просто. В теории возможность передвигаться на транспорте по городским улицам могла стать палкой в колесе основной механики игры — паркура.

«Очень быстро мы осознали, что идем наперекор базовой механике. Тем не менее мы подумали, что если сделаем этот элемент как следует, то не разрушим, а наоборот обогатим геймплей», — рассказал Смектала.

Чтобы реализовать задуманное, разработчики представили более «плоскую» карту, по которой можно меньше передвигаться пешком. При этом разработчики позаботились о том, чтобы на ней присутствовало достаточно паркур-дорожек, ведущих в безопасную зону. Изначально можно было давить зомби направо и налево, но позже разработчики сбалансировали геймплей, сделав так, что любое столкновение с мертвецами наносит ущерб автомобилю.

После релиза разработчики поняли, что рисковали не напрасно. Многие критики отмечали, что Techland удалось освежить и даже переосмыслить геймплейную формулу основной части, добавив свежие элементы, тем самым вернув интерес к тайтлу.

***

Если же говорить о грядущем Dying Light 2 то, судя продемонстрированному материалу, нас ждет чуть ли не полноценная ролевая игра с проработанным сюжетом и апгрейд всего полюбившегося в первой части. Помимо этого, по словам ведущего дизайнера тайтла Тимона Смекталы, при обдумывании локаций и геймплея Stay Human студия ставила отдельный акцент на реалистичности.

«Я хотел сделать все, чтобы сеттинг игры не смотрелся нелепо. Поэтому в Stay Human вы не найдете никаких «Узи», пулеметов и снайперских винтовок. Вместо этого игроков будут ждать луки и арбалеты. В первой части стрельба привлекала кучу монстров. Сейчас же она не будет вызывать столько проблем, и бесшумное оружие добавит вариативности прохождения», — рассказал Смектала.

Про другие проекты компании почти ничего неизвестно, но недавно разработчики пообещали, что постараются превратить Stay Human в путешествие длиною, как минимум, в пять лет, на протяжении которых Techland собирается дополнять игру новыми историями, локациями и внутриигровыми ивентами.