Fable 3 | |
Разработчик | Lionhead Studios |
Издатель | Microsoft |
Официальный сайт | lionhead.com/Fable/FableIII |
Дата выхода | Май 2011 |
Локализатор | Логрус |
Жанр | Экшен, Ролевая игра (RPG) |
Релиз Fable 3 на PC был немного неожиданным. Ведь после второй части, вышедшей исключительно для Xbox 360, третью мы уже точно не ждали. Но Microsoft сделала приятный сюрприз и выпустила игру, пусть и со значительной задержкой после консольной премьеры. Стратегия вполне понятная. Fable 3 не свершила революцию в жанре, а лишь развила заложенные во вторую часть идеи. И если для того, чтобы удивить консольную аудиторию, этого было маловато, то перед компьютерными игроками предстала совершенно необычная и самобытная игра, значительно преобразившаяся со времен Fable: The Lost Chapters. Такой интригующий проект должен привлечь внимание. Но далеко ушедший от канонов ролевого жанра он рискует просто не найти свою аудиторию.
События третьей части происходят спустя полвека после истории, описанной во второй «Басне». Согласно хронологии серии события Fable: The Lost Chapters и Fable 3 разделяет уже полтысячи лет. Главный герой (или героиня — в зависимости от вашего выбора) является ребенком упокоившегося уже Героя-монарха из Fable 2. Но престол переходит не нам, а брату Логану, который выступает в роли злобного безжалостного тирана.
Основным лейтмотивом Fable 3 является тематика революции. Начавшаяся эпоха индустриализация приводит не только к взлету промышленности и технологий, но и к росту социальных конфликтов и напряженности в обществе. Главным олицетворением жестокости и эксплуатация простого люда и является наш братец. Главный герой с этим мириться, конечно, не может, поэтому без особых колебаний примыкает к борьбе против нестерпимого монарха. Но речами о свободе и демократии тирана не вразумить. Принц быстро попадает в немилость, а после тяжелого выбора, кого казнит брат — лучшего друга или невинных людей, не остается выбора, кроме как бежать из замка и приниматься за настоящую подготовку к вооруженной борьбе.
Значительную помощь в этом окажет старый вояка Уолтер, который давно прощупывал почву на предмет организации какой-нибудь небольшой la revolution. У него уже заготовлен список потенциальных союзников — главное теперь добиться их расположения. Этим мы и займемся, путешествуя по Альбиону и подготавливая почву для восстания.
Задача упрощается тем, что наш протагонист самый настоящий Герой с большой буквы — очень редкая порода былинных защитников-богатырей Альбиона, которым все по плечу. Таким был отец принца, и его младший сын перенял это «геройство» по наследству. Конечно, чтобы доказать всем, что мы настоящий самый что нинаесть взаправдашний Герой, надо еще покорпеть над делами праведными.
Частью геройского наследия является некое волшебное убежище, которое является центром статистики и развития героя. Никаких индикаторов, меню и таблиц с характеристиками героя в Fable 3 нет. Еще во второй был сделан уклон на массовость игры и доступность ее для той аудитории, которая с ролевыми играми вообще не знакома. И это оказуаливание привело к интересной реализации ролевой системы и инвентаря. Все данные, оружие, все-все-все сосредоточено в убежище. Доступ туда открывается в любой момент по нажатию Esc. Отдельная комната для арсенала, гардеробная, помещение для трофеев и сокровищ. Амуниция установлена на специальных стендах, костюмы висят на манекенах — достаточно подойти к нужной вещи и нажать клавишу взаимодействия, чтобы надеть ее. Кстати, по такой схеме работают и магазины — подходите к нужному товару и берете его, или прокручивается на специальных полочках содержимое своего инвентаря, продавая ненужные вещи. И каждое торговое заведение имеет узкую специализацию, заставляя вас побегать по городу, в поисках нужных магазинов.
Несколько характеристик все же имеются, просмотреть их можно тоже только в убежище.
Развиваются они в зависимости от наших действий. В игре нет распределяемых очков опыта. Но три основные параметра силы, ловкости и магической ауры зависят от того, какое оружие вы предпочитаете в бою и насколько эффективно им орудуете. Убойная сила зависит и от апгрейдов, доступных на особой тропе героя — еще одно магическое место, представляющее собой ряд секций, в каждой из которой находятся сундуки с улучшениями. После выполнения ключевых заданий нам открывается доступ к новому этапу этой дороги, и там мы можем прикупить новый уровень владения мечом, магией или огнестрельным оружием. Попадаются в игре и новые единицы вооружения, доспехи, но их немного, а выбор в пользу новинок всегда очевиден.
Сундучки с улучшениями можно открыть лишь за накопленные очки героя. Последние даются за выполненные задания, а еще потихоньку набегают за каждого убитого монстра и бандита. Но есть и другой способ заработка необходимых очков — с помощью общения. Вы может побеседовать с любым прохожим, зарабатывая их расположение и дополнительные очки. Хорошо заболтав собеседника, можно получить от него задание на доставку посылки, после чего он станет вашим другом. Это, кстати, помогает заработать скидку в магазине.
Социальных элементов в игре очень много. Вокруг нас большой населенный мир, в котором дружеские и любовные отношения являются его неотъемлемой частью. Игра сама стимулирует нас к их развитию. После выполнения основных заданий перед нами иногда встает задача по завоеванию доверия населения, и тогда мы как раз и занимаемся болтовней и выполнением небольших поручений для местных жителей, пока не накопим нужное число баллов для дальнейшего продвижения по сюжету. Настоящими диалогами тут, правда, не пахнет. Особой смысловой нагрузки фразы случайных встречных не несут, просто они реагируют на наше поведение — рукопожатие, поигрывание мускулами, отрыжка, свист и танцы. Последнее почему-то назойливо предполагается нам при общении со многими лицам мужского пола, и это как-то настораживает… Запугивать и вести себя грубо тоже можно, но солнечная добрая атмосфера Альбиона к этому не распологает.
Плюс игры в ее разнообразии, ведь тут есть чем заняться в перерыве между основными заданиями. Кроме побочных квестов и общения есть разные секреты — клады, древние говорящие двери. Незаменимым помощником в поиске скрытых тайников станет пес, всегда сопровождающий героя.
Если вы очень скрупулезный исследователь Альбиона, можете попробовать собрать всех разбежавшихся гномов. Хотите быстренько подработать? Обратитесь к кузнецу или в пекарскую лавку, за небольшой мини-игрой вы можете пополнить свой кошелек. Есть даже средневековая версия Guitar Hero с игрой на лютне. Но более эффективным будет капиталовложение в недвижимость и бизнес — скупая лавки и дома, вы будете получать деньги от арендаторов и прибыль от продаж. Потом накопленные средства очень пригодятся.
Кстати, навыки скупки жилищ и магазинчиков открываются на том же пути героя, где и апгрейды для оружия. Есть сундучки с новыми фразочками и красками для одежды. При малой активности в мире Альбиона у вас не будет хватать очков сразу на прокачку для оружия и некоторые другие необходимые навыки.
Ну и как же без семьи! Хотите закрутить романчик? Не проблема! Танцы, обнимашки, подарки, кольцо и домик для жены. А потом расходы на семью, чтобы не падал уровень счастья жены, ремонт жилища и покупка новой мебели. Детишек тоже можно делать. Эротический сцен в духе Ведьмака тут нет, лишь загадочный черный экран. Зато уже через пару секунд вы получите на руки свежеиспеченного наследника в памперсах.
Главной «фишкой» Fable является сказочный антураж и некоторая карикатурность происходящего. Серьезные проблемы обыграны с юморком, люди и окружение выглядят как иллюстрации к каким-то сказкам. Этим игра и увлекает. Порою она забавна, иногда серьезна, но все это органично сочетается, создавая особую шуточную атмосферу. В Fable 3 вы можете побегать в костюме цыпленка, кудахтая и собирая кур, организовать загробную вечеринку для призраков, устроить развод, соблазнив меркантильную жену. И в тоже время будете бороться с созданиями тьмы, разной нечистью и готовить совершенно нешуточное восстание.
Это большая песочница в сказочном антураже, слегка напоминающая шуточную версию Викторианской Англии. Эпоха паровых машин сочетается с мистикой и волшебством. Напыщенные аристократы со шпагами и разбойники с ружьями, древние проклятья и мифические существа. Все это переплетается вместе, делая знакомство с Альбионом интересным и забавным.
В одном из заданий нам даже предстоит стать героем игры в игре. Мы поможем виртуальным фанатам ролевых игр (настольных, а не компьютерных, конечно) разыграть их историю. Это довольно забавный эпизод, в котором высмеиваются штампы жанра. Хотя Fable 3 от этих же штампов тоже недалеко ушла.
Слишком много бессмысленных боев. Разбойники на дорогах периодически респаунятся, разная живность тоже не брезгует пробовать нас на зуб. Сложность таких случайных противников возрастает по мере прохождения игры, но не постоянно, а в несколько этапов. Поначалу будут надоедать одни лишь волки, потом появятся разбойники, потом еще и оборотни. И ради какого-нибудь шуточного задания можно убить кучу времени, отбиваясь от орд противников, бродящих у дорог. Немного спасает ситуацию телепорт: выбрав на карте нужную локацию, мы перемещаемся в крайнюю точку на ней, а там уж продолжаем свой путь пешком.
При развитой социальной схеме взаимодействия миром в Fable 3 нет неоднозначных заданий или необходимость делать какой-то сложный выбор. Тут все предельно ясно — это плохо, это хорошо. Да и стимулов для развития «плохиша» поначалу нет. Лишь после свершения революции и восхождения на трон перед нами встает более сложный моральный выбор. Как оказывается, злой Логан не такой уж бессердечный, просто он драконовскими методами готовился к большой угрозе. И теперь бремя грядущей беды ложится на плечи Героя. Подготовка к будущей беде требует серьезных капиталовложений в армию, но пополнить казну, выполняя все свои революционные обещания довольно сложно. А если выделять средства на любой социальный проект, на снижение налогов и прочего, то под конец окажется, что королевство бессильно перед лицом опасности. Есть даже специальный счетчик жертв, который напрямую зависит от средств в казне, и это играет роль хорошего стимула.
Но и тут все обыграно довольно просто, хотя ожидаешь большей глубины управления государством, больших возможностей для решения противоречивых вопросов. А Fable 3 пытается быть простым и максимально понятным, не сильно утруждая игрока серьезными схемами государственного управления. И даже если вы опустошите казну, не все потеряно. Несмотря на неотвратимый таймер обратного отсчета до дня X, новый день не наступит, пока не выполнены основные задачи. Поэтому можно бросить замок с делами насущными и сколько угодно бегать по Альбиону, выполнять разные небольшие задания, скупать недвижимость и пополнять казну из своего кармана.
Простота и интуитивное восприятие, на которые сделана ставка, играют двоякую роль. Это оригинально. Фактически, мы оказываемся в роли обычного искателя приключений, не заморачиваясь вопросами апгрейдов до тех пор, пока игра сама не напомнит нам. С другой стороны, все это требует лишних действий, а ведь именно этого хотели избежать авторы. Для смены активных заклинаний надо заглянуть в убежище, выбрать нужную комнату, подойти, взять ее. Для выбора нужной одежки надо прокручивать список манекенов, перебирать в меню элементы одежды, если вы хотите что-то скомпоновать.
Бои интересны на первых порах, но немного напрягают под конец игры. Получив пару хороших заклинаний, проще всего бить врагов их комбинацией, лишь в некоторые моменты отвлекаясь на добивание из огнестрельного оружия или схватки на мечах с особо прыткими противниками. Тактика не меняется на протяжении всей игры, но врагов под конец становится все больше и больше. Интерес к выполнению заданий остается, но как подумаешь, сколько придется бессмысленно бегать и махать мечом ради поиска каких-то травок, то игровой запал резко пропадает. Боевка на мечах проста, но игра часто радует красивыми cut-сценами с добиванием врагов.
Главным минусом игры является визуальное исполнение, ведь от сказочного мира Альбиона ожидаешь буйства ярких красок, но вместо этого на экране часто приходится наблюдать серую невзрачную картинку. И ведь чувствуется, что кое-какой потенциал у старого движка еще есть. Иногда глаз радуют красивые пейзажи с буйной растительностью, вода, которая искрится в лучах яркого солнца и отражает все вокруг. Да и дальность прорисовки уровней довольно большая. Но однотипные серые текстуры и замыливание изображения портят впечатления. Попытка спрятать лесенки за пост-эффектами приводит лишь к тому, что картинка теряет четкость. Поэтому лучше не выкручивать соответствующий параметр в настройках на максимум.
Fable 3 трудно оценивать с точки зрения традиционных критериев ролевых игр. В первую очередь это экшен и приключения. Это сказочная шуточная песочница, а ролевые элементы хоть и играют в ней важную роль, но занимают вовсе не ключевое место в истории приключений Героя. Игра обладает своей уникальной волшебной атмосферой, которой лишены современные игры, старающиеся быть максимально серьезными и взрослыми. Fable наоборот пытается быть более карикатурной, притворяясь детской наивной игрой. Хотя на самом деле это сказка для взрослых, которая обыгрывает и серьезные вопросы, оставаясь при этом несерьезной и забавной. Впечатление портит не самое удачное визуальное исполнение и избыток серых красок. Недостаток весомый, ведь антураж и стилистка играют важную роль в создании своей особой атмфосферы. Впрочем, это не мешает получить удовольствие от сказочного приключения. И если вы устали от пафосных мрачных фэнтези, то вам строго рекомендовано знакомство с Fable 3.