Война. Война никогда не меняется.
Но мы, люди, можем
Но мы, люди, можем
Редко какая игра становилась столь же культовой как Fallout. Игры, которые настолько затягивали, и даже через много лет заставляли некоторых игроков с упоением их переигрывать, можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем самое удивительное, что любовь к Fallout не была массовой истерией, не случайно же студия Black Isle, ответственная за его создание, уже давно канула в лету. Проект не принес ни разработчикам, ни издателю бешенных прибылей, что и неудивительно. В нашей стране, к примеру, кроме пиратских версий игры, на тот момент других и не было. Сам выход игры вообще никакого мгновенного массового спроса не породил, но постепенно вокруг этого имени образовался даже небольшой культ, который пережил и издателя и студию-разработчика. Даже по прошествии многих лет, в 2006 году 1С выпустила первое официальное локализованное издание, что свидетельствовало об интересе к игре и на тот момент. Трезво смотря на игровую индустрию, надо отметить множество великолепных RPG, вышедших с тех пор, но поскольку Fallout фактически был первопроходцем, предложившим большой разнообразный и нелинейный в прохождении мир, то для многих игроков старшего поколения именно эта игра стала образцом настоящей ролевой игры.
Свято место пусто не бывает, и после закрытия Black Isle права на Fallout быстренько перекупила Bethesda Softworks – еще одна культовая студия и создатель не менее культовых ролевых игр серии The Elder Scrolls. Сам по себе этот факт грозил перевернуть в будущей игре все с ног на голову, ведь Bethesda выпускала исключительно 3D-проекты, да еще и с видом от первого лица как в шутерах. Самые впечатлительные фанаты старого Fallout даже начали бить тревогу, мол, как же это без изометрии и пошаговой системы боя, даже петиции в Интернете собирали. Но, как оказалось, очень даже напрасно нервничали. Третья часть Fallout вышла не просто удачным идейным продолжением серии, но и новым образчиком настоящей эталонной RPG.
Сюжет
С чего начинается любая игра ролевого жанра? Правильно, с создания своего персонажа. Но еще никогда этот процесс не был таким необычным, интересным и одновременно таким же логичным. Знакомство с виртуальным миром Fallout начинается для нас в роли новорожденного младенца.
Открыв глаза, мы видим силуэт нашего отца, заботливо держащего нас на руках. «А кто тут у нас?» - спрашивает он, и на экране высвечивается меню выбора пола персонажа, а потом и конструктор нашего облика. Выбрали свой образ, и над нами склоняется лицо нашего отца, которое приобретает схожие с нами черты. Далее формирование нашего «я» происходит не менее интригующе. Мы побываем и в роли годовалого малыша, сбежав из манежа находим книгу S.P.E.C.I.A.L. и в ней распределяем очки главных характеристик. В десять лет мы побываем на праздновании своего дня рождения, получим прибор PitBoy 3000 и подержим в руках свое первое оружие - пневматическую винтовку, из которой даже убьем одного радтаракана. Последним испытанием в 16 лет нам послужит школьный экзамен КОЗА, после которого мы сформируем все оставшиеся умения и навыки и уйдем во «взрослую жизнь».
Буквально с первых минут, проживая моменты жизни детства нашего героя, приходит осознание того, что пред нами игра-шедевр. Загубить ее после такого необычного начала было бы очень сложно, и Bethesda действительно и дальше сумела удержать этот неповторимый стиль и атмосферу, в которую с самого начала погружаешься с головой. Первые наши самостоятельные шаги уже ставят нас перед выбором. Маленькая сцена в коридоре убежища 101 может разрешиться или разговором или дракой, а можно и вообще пройти мимо забияк, пристающих к девушке.
Внезапное исчезновение нашего отца ставит все с ног на голову в привычном устое небольшого коллектива убежища с тоталитарным режимом. Преодолев охрану и разобравшись с толпами радтараканов, мы выбираемся из подземного бункера на свободу, на бескрайние выжженные пустоши, по которым ветер гоняет радиоактивную пыль. Выбираемся туда, где нас ждет море приключений и опасностей.
Основная сюжетная линия построена на поисках нашего отца. Мы пытаемся выяснить, куда и зачем он ушел. По обрывкам данных нам известно, что путь его пролегал через город Мегатонну, который расположен недалеко от убежища. Основная нить повествования не сильно замысловата. Конечно же, нам никто не хочет помогать, и чтобы выудить информацию поначалу приходится работать на других или просто покупать сведения. Преследуя отца, мы попадем и в другое убежище, жители которого давным-давно живут в виртуальном мире. В роли строптивой злой девочки местным обществом управляет старый маразматик, который строит всем пакости и от этого получает удовольствие, пока его дряхлое тело доживает последние дни в капсуле.
Вытащив отца из этого плена иллюзий, мы с ним отправляемся в Ривет-Сити, где сплотив вокруг себя команду ученых реанимируем проект «Чистота», который когда-то в молодости из-за смерти нашей матери бросил отец. Нам предстоит помочь этой команде преодолеть последние трудности и запустить очистные сооружения, чтобы подарить пустошам чистую не зараженную воду. На пути этого станут не только злобные супермутанты, но и правительственные агенты Анклава.
Если не отвлекаться на побочные задания, то саму игру можно пройти до конца за несколько вечеров, и тогда у вас может сложиться непонимание, откуда же столько лестных отзывов про данный проект. Но на самом деле вся прелесть игры раскрывается, когда вы делаете шажок в сторону от основного повествования и сразу же окунаетесь в мир радиоактивных пустошей с запутанными социальными отношениями и различными тайнами.
В первом же нашем городе, Мегатонне, у нас есть возможность получить несколько побочных заданий. В целом относительно Oblivion города и селения в Fallout стали поменьше, количество NPC уменьшилось, но зато каждый проработан на славу. Даже если персонаж никоим образом не привязан ни к какому из квестов, с ним все равно интересно общаться. У каждого своя история, будь-то слегка чокнутый священник культа атомной бомбы, шериф с замашками ковбоя, гуль-бармен или скучающая куртизанка. У каждого свой характер и разнообразное отношение к нам.
Возможность непосредственно поучаствовать в жизни города возникает почти сразу же после входа в город.
При разговоре с шерифом можно узнать о невзорвавшейся бомбе, расположенной в центре города. И тут у нас снова есть выбор. Если вы хотите сыграть роль алчного «плохиша», то есть возможность пойти на сделку с респектабельным человеком в баре и взорвать эту бомбу вместе со всеми жителями, дабы очистить это место, которое мусолит глаза богатеньким заносчивым «дяденькам», считающими себя «пупами земли» и местной элитой. Вам не по душе такой план? Тогда подкачайте навык ремонта и разминируйте бомбу.
Как в первом, так и во втором случае нас ожидает определенное вознаграждение. Причем даже этот первый выбор дает понять, что в жестоком мире Fallout быть паладином и спасителем не так уж и просто. За разминирование бомбы нам хоть и дадут дом и небольшое вознаграждение, но если согласимся на подрыв, то наш куш будет намного больше, и здание мы получим потом самое большое. В общем, выбор за вами – алчность и желание наживы против иллюзорных в этом мире моральных ценностей.
Подобные ситуации, когда надо решать на чью сторону становиться, не редкость для игры. Но многие из них можно и вовсе попытаться решить мирным путем. Например, на юго-западе есть гостиница Тенпенни, где сложилось напряженное отношение между гулями и охраной. Опять же вариаций развития событий при нашем участии несколько. Хотите, помогаете гулям и вырезаете всех заносчивых снобов из гостиницы, или наоборот, получив задание от начальника охраны, разбираетесь с обнаглевшими созданиями, некогда бывшими людьми. Можно вообще схитрить, и завести гулей в ловушку. Но самое приятное, что при активном убеждении и старании данную ситуацию можно обыграть так, что никто не пострадает, и все будут мирно сосуществовать.
Еще один удачный пример вариабельности развития событий - решение ситуации с поселением Арэфу. Приводит нас сюда просьба девушки из Мегатонны отнести письмо ее родителям и брату, от которых нет вестей. Придя в селение, мы обнаруживаем в родительском доме трупы и узнаем про банду, нападающую на жителей. Спустившись в подземелья метро, мы находим их логово и получаем настоящий сюрприз. Перед нами предстает компания вампиров (или людей, таковыми себя считающими). Местные кровососы имеют свой кодекс и даже некое понятие чести. Оказывается, уцелевший брат такой же как и они и одержим нездоровой тягой к человеческой крови. Если хотите вычистить это злачное место – дипломатия оружия к вашим услугам. Но опять же, при старании можно вывернуться так, чтоб и брата увести и наладить мирные отношения между вампирами и жителями без единой капли крови.
Миссия миротворца не самое благодарное занятие, грабеж и убийства дела более доходноые. Но стоит помнить, что все наши поступки сказываются на отношении к нам других жителей пустошей. Хотя негативном рейтинге у нас появляются новые диалоги с некоторыми персонажами и возможность выполнить пару черных дел на кого-то из них. А вот при достижении славы защитника свои небольшие плюсы тоже будут. В Мегатонне к нам будут подходить простые жители дарить еду, изредка и боеприпасы. Как говорится, мелочь, а приятно.
Про задания в игре можно рассказывать бесконечно, но в целом тенденция такова, что вначале у нас полно побочных квестов, которых можно нахвататься в Мегатонне, а потом уже все зависит от нашей тяги к исследованиям. Даже самые заброшенные места пустоши хранят некие тайны и чьи-то истории. Причем все это можно и не заметить. Яркий пример этому – селение людоедов, которое мы пробегаем вместе с отцом по пути в Ривет-Сити. Пару домиков, где живут милые дружелюбные люди, которые так и светятся гостеприимством. А вот сосед у них сумасшедший беспокойный дедушка, несущий всякую чушь. Но если прислушаться к его словам и, украв у хозяев ключи, проникнуть или в сарай или в подвал, то нам откроется истинная сущность приветливых жителей, которые лакомятся человечиной.
Тема людоедств в игре вообще довольно сильная. Тех жителей городка можно понять, ведь подобный образ жизни был навязан их родителями, которые только благодаря такому поведению смогли пережить тяжелые времена после ядерной войны. Да и на пустошах можно встретить группу охотников, которые явно не животных выслеживают. Если вас не смутит данное поведение, то вы можете при повышении уровня выбрать способность людоедства и потом втихаря после боев восполнять свои жизненные силы, поедая останки поверженных врагов.
Игра вообще не гнушается запретных тем. Наркотики и прочие стимуляторы здесь самое обычное дело. Но это и вполне естественно, тяжелые времена тяжким бременем ложатся на плечи людей и многие решают проблемы уходя от реальности. И естественно, что в мире разрушенных иделов и ядерного постапокалипсиса это будет норма жизни. Не будем забывать, что подобные вещества в игре дают и нам временный бонус к разным навыкам, но при частом употреблении образуется зависимость от них. Даже простая бутылка виски добавляет харизмы, что помогает для убеждения NPC. Встретим мы в наших путешествиях и наркоторговцев и производителей, а при желании некоторым «подсевшим» на химию сможем даже помочь, переубедив их употреблять эти вещества.
Еще одной запретной для западного общества темой в игре выступает расизм. После ядерной катастрофы часть людей превратилась в изуродованных мутантов-гулей, которые вызывают отвращение и ненависть со стороны многих обычных людей. Эта тематика очень ярко выражена во многих событиях и даже в простых отношениях между разными персонажами. Мы же можем либо принять общую поверхностную точку зрения, либо же проявить нормальное человеческое отношение к этой категории обитателей пустоши.
Не только тематика социального, но и политического противостояния в игре представлена очень ярко. Правительственная организация Анклав вещает однотипные политические лозунги о сильной Америке на своем пропагандистском радио, ее роботы-шпионы бороздят просторы выжженных земель. Эта организация вмешивается в процесс восстановления очистного механизма для проекта «Чистота». С другой стороны есть реальная сила, которая занимается поддержанием порядка – Братство Стали.
Стоит упомянуть и «Новости Галактики», на волнах которого выступает забавный ди-джей Тридогнайт, являясь голосом «Светлой стороны» и Братства Стали. Кстати и про наши добрые поступки на волнах этой радиостанции тоже буду рассказывать. Спасли парочку селений и помогли кому-то, ожидайте через денек-другой хвалебные упоминания о своей персоне на радио. Хотя и при дурной славе вас тоже могут там отметить, но уже в негативном образе. Кроме этого в игре полно различных и мелких организаций или интриг между отдельными людьми. К примеру, в Ривет-Сити идет борьба за место в совете, и мы на свое усмотрение можем ввязаться в небольшую политическую игру по поиску компромата.
Жизнь в игре с одной стороны кипит, с другой же стороны имитация жизни отдельных NPC в больших селениях выглядит однотипно (но эта черта всех игр серии TES). Хотя есть и неожиданные приятные сюрпризы, например можно помочь одной влюбленной девушке в Ривет-Сити и мы станем свидетелями небольшой свадебной церемонии.
Но в большинстве своем игровые персонажи строго привязаны к небольшой территории. Исключения составляют торговые караваны, редкие группы бандитов или изгнанники Братства Стали. Эти NPC бродят по пустошам и могут взаимодействовать между собой. Бандиты или мутанты могут напасть на караван, изгнанники будут уничтожать всех мутантов и животных на своем пути.
Если поначалу нам встречается множество персонажей, предлагающих выполнить то или иное задание, то постепенно наступает момент, когда таких поводов почти не возникает. Дело в том, что основной сюжет хоть и заставит побегать по разным локациям, но это лишь небольшая часть всей территории. В определенный момент придется в буквальном смысле отправиться на поиски приключений, двинувшись на изучение неизвестных мест. Собственно самих приключений долго искать не надо, пустоши наводнены зверьем и мутантами, а развалины селений бандитами-рейдерами. Другое дело, что тут уже возникает дефицит интересных квестов с множеством вариантом развития событий.
Еще одной характерной чертой игры является возможность немного «повалять дурака». Вместо обыденных разговоров разные варианты ответов изобилуют шуточками, благодаря которым диалоги читать уже не скучно, как порою бывает в некоторых играх.
Ролевая система и геймплей
Разработчики очень интересно связали трехмерный мир с видом от первого (или третьего) лица с ролевой и боевой системой старого Fallout. Все управление характеристиками и инвентарем ведется из меню нашего электронного помощника – PitBoy. Ролевая система S.P.E.C.I.A.L. перекочевала сюда из прошлых игр. У нас есть 7 главных параметров, очки которых мы распределяем вначале игры, но и потом можем накинуть бал-другой после приобретения нескольких новых уровней.
По мере развития мы приобретаем новые таланты, среди которых есть весьма любопытные. Кроме «перков» прокачивающих меткость или умение владения различным оружием и прочие привычные вещи, можно приобрести талант «Друг животных» (дикая живность пустошей теряет к вам интерес и перестает нападать), или, к примеру, «Бешенство ботаника» (в случае падения вашего здоровья ниже 20% у вас повышаются параметры защиты и урона), есть даже и каннибализм, про который уже упоминалось выше.
К сожалению, максимальный уровень ограничен двадцатым. Хотя если вы не сильно углубитесь в исследование пустошей, то вы его на самом деле и не достигнете.
Что касается нашего электронного помощника PitBoy, то он является этаким коммуникатором, предоставляющим всю информацию. В его же меню мы выбираем и комбинируем разные предметы и оружие инвентаря. Сам этот элемент управления выполнен как часть реального мира, корпус его освещается в зависимости от положения светила и времени суток: ночью он темный, на ярком солнце экран отсвечивает.
При большом количестве вещей прокрутка их списка для поиска не совсем удобна, да еще и количество наименований на экране изначально мало. Но этот мелкий недостаток достался игре от игрового меню Oblivion.
Пошаговый игровой процесс исчез, но не совсем. Есть система V.A.T.S., которая во время паузы позволяет выбрать конкретные части тела, которые наш герой будет атаковать. При этом высвечивается шанс попадания и сразу же видно, какие повреждения при этом будут нанесены.
Количество выбранных действий в таком режиме зависит от соответствующих очков. Но можно вести бой и в реальном времени, как в обычном шутере. Правда, так игра значительно теряет свою привлекательность. Оптимальным вариантом является сочетание V.A.T.S. и боя в реальном времени. Во время паузы можно попытаться поразить самые уязвимые места врага, а по окончании очков действия добить противника в реальном времени. В режиме V.A.T.S. очень низкая вероятность попадания через кусты или если враг почти скрыт за углом. В такой момент лучше пару раз выстрелить в режиме real-time, а когда враг полностью покажется, в паузе сосредоточить весь огонь по голове или другим смертельно уязвимым точкам. Сама точность попадания зависит и от удачи и от навыка владения конкретным оружием. Чем ниже эти параметры, тем больше пуль будет лететь мимо, и, соответственно, чем выше, тем точнее выстрелы и больший урон они наносят.
Даже прожженные любители шутеров будут обращаться к V.A.T.S хотя бы ради зрелища, которое начинается после распределения действий, а именно видеоролик, демонстрирующий процесс отстрела выбранных целей. В замедленном режиме мы наблюдаем, как наше оружие наносит удары по противнику, как хлыщет кровь и отлетают конечности. На удивление действие всего оружия напоминает разрывные пули и критическое опадание или последний выстрел легко разносят в щепки голову или даже разрывают тело на части. При этом камера любит удачные (но не всегда) ракурсы, с кинематогрофичной тщательностью демонстрируя нам все это с разных углов.
Оружие подвержено износу и периодически его надо ремонтировать. Кроме огнестрельного и лазерного оружия есть возможность использовать различные мины. Находя чертежи, мы можем из различного хлама создавать совершенно новое необычное и эффективное оружие. Припрятаны в игре и особые экземпляры с повышенными характеристиками. В Историческом музее можно найти мощное ружье Линкольна, а на севере среди холмов, где находится разбитая летающая тарелка, у мертвого инопланетянина есть мощнейший бластер.
Кроме оружия и дипломатии в игре есть занятия для любителей взламывать замки, секретные двери или даже компьютеры. Во многих ситуациях это может значительно упростить процесс прохождения. Сильный боец с низким навыком взлома не сможет открыть дверь комнаты управления охранной системой, а слабый персонаж, но с прокачанным навыком взлома и хакерства, пробравшись в эту комнату, перепрограммирует турели или охранных роботов, которые за него сделают всю кровавую работу. Примеров таких ситуаций возникает довольно много в разных бункерах и убежищах. Почти что полная свобода действий в зависимости от того, какого персонажа вы развиваете.
Отдельное восхищение нужно выразить о системе взлома компьютерных систем. В отличие от многих других игр, к примеру, аркадной мини-игры Mass Effect, тут у нас процесс намного интереснее. Нам предстоит подобрать соответствующий пароль среди слов, которые можно различить в куске кода открытого на экране. Есть всего четыре попытки, с каждой мы видим, сколько букв из выбранного ключевого слова соответствует паролю, и таким образом пытаемся его вычислить.
В наших путешествиях мы будем не одни. На старой свалке можно встретить пса, который станет нашим спутником в приключениях. Так же периодически в разных заданиях нам будут встречаться люди, с которыми мы можем временно объединиться. Тут, кстати, можно схитрить, ведь если мы с ними не придем к финальной точке выполнения их миссии, то они будут бегать с нами по всей карте. Некоторые игроки таким образом умудряются собрать настоящую команду до шести человек и всей этой группой проходить основной сюжет, тогда все стычки с врагами не представляют никаких проблем.
Графика и звук
Игру выделяет фирменный стиль и такой же своеобразный дизайн. От иконок меню до фигурок роботов в духе ретро-фантастики, разбитых машин 60-х и компьютерной техники 80-х. Собственно все это в сочетании со вкраплениями иронии и черного юмора и является визитной карточкой Fallout. И всю эту атмосферу разработчики не только бережно сохранили и перенесли, но и придали ей новый шарм благодаря отличной визуальной стилизации.
Графический движок Oblivion уже не новый, но вполне выдает приличную картинку. А в Fallout 3 из него похоже выжали весь максимум. Несмотря на скудные, вроде бы, пейзажи среди серых полей, обуглившихся деревьев и сухой травы игра смотрится красиво и современно.
Отдельное восхищение вызывают величественные картины разрушенных городов, особенно на фоне заката или рассвета.
Столичная пустошь – это бывший Вашингтон, и многие архитектурные строения скопированы с реальных прототипов. Их величественные силуэты как фон былого величия возвышаются над остальными руинами.
Внутренние помещения может и не хвастают высокодетализированными текстурами, зато пробивающийся сквозь окна, доски и щели свет выглядит отлично, да и обволакивающая пыль смотрится не менее эффектно.
Активное использование HDR-эффектов и parallax mapping создают немного пластиковый и неживой внешний вид. Но для данной игры это не минус, а даже плюс. Необычный внешний вид отлично вписывается в общую стилистику, ведь игра не пытается нагнать тоски мрачными пейзажами как S.T.A.L.K.E.R.
Системные требования подросли относительно Oblivion, что и неудивительно, картинка то стала более детализированной, хотя очень высокими их все равно не назвать. Для комфортной игры в 1280х1024 достаточно и Radeon HD 4670.
Музыкальное сопровождение в игре выполнено на очень качественном уровне, различные композиции отлично подчеркивают разные игровые моменты, а в некоторых пафосных мелодиях отлично узнается типичный стиль музыки из TES. Но действительно неизгладимое впечатление производит радио «Новости Галактики». Шикарные мелодии 60-х годов великолепно вписываются в общий антураж, а от забавных радио-спектаклей о похождениях парочки искателей приключений не оторваться. И все это великолепие мы можем услышать на родном языке в отличной озвучке благодаря качественной локализации компании 1С, за что ей огромное спасибо. Давно уже эта компания не радовала такой отличной работой, ведь здесь голоса актеров подобраны просто замечательно, чего стоит только один харизматичный Тридогнайт.
Итоги
Fallout3 можно считать лучшим образцов современной action-RPG, причем именно со ставкой на качественную разветвленную ролевую составляющую. В последнее время большинство проектов стараются делать максимально зрелищными и незамысловатыми. Небольшое количество размышлений, минимум острых социальными проблем, зато максимум действия и кучу спецэффектов и киношности. Воплощением такого идеала стал Mass Effect, игра захватывающая, но поверхностная и одноразовая по своей сути. Единственным представителем «старой школы» был прошлогодний «Ведьмак». Но Fallout 3 всех их сдвинул с пьедестала. Большой игровой мир, полный приключений и загадок с огромной свободой действий. Задания необычны и почти каждое имеет множество вариантов прохождения. NPC хоть и не очень много, но зато каждый выделяется своей харизмой. Каждое поселение – это свой небольшой уникальный социум, своя история, свой мирок. Нетипично острые для игр социальные конфликты и проявления - рабство, расизм, наркомания, даже проблема самоопределения искусственного интеллекта! И все это в своеобразной яркой зрелищной обертке с долей ироничности и зарядом своеобразного «ядерного» позитива. Fallout 3 – игра необычная, запоминающаяся и затягивающая. Но, к сожалению, некоторым современным игрокам проект может прийтись не по душе. Те, что помоложе, привыкли к линейности и зрелищности, те, что постарше, просто хотят отдохнуть. А Fallout 3 это игра, в которую уходишь с головой, забыв про время, и где требуется спрыгнуть со стремительного поезда основного сюжета, мчащего нас по прямым рельсам к скорому финалу, ведь на самом деле игра не проходится за день и на исследование Столичной пустоши может уйти и месяц. Так или иначе, но Fallout 3 уже вписан золотыми буквами в список великих игр, которые будут помнить и которые станут символом своей эпохи.