Fallout 4
Разработчик Bethesda Game Studios
Издатель Bethesda Softworks
Официальный сайт fallout4.com
Дата выхода Ноябрь 2015
Локализатор, региональный издатель СофтКлаб
Жанр Ролевая игра (RPG), Шутер

Без долгих прелюдий с затяжными рекламными кампаниями, спустя несколько месяцев после анонса студия Bethesda запустила в продажу Fallout 4. Новый «счастливчик» выходит из очередного убежища навстречу неизвестности и приключениям. Вокруг выжженные радиацией земли, скрюченные деревья и дикие мутировавшие существа. Fallout снова стучит в наши сердца, открывая перед игроками пейзажи разрушенного Бостона и его окрестностей.

История нового героя начинается аккурат в день старта той самой войны, разделившей историю человечества на «до» и «после». Здесь мы выбираем внешность, имя и наблюдаем кадры тихого семейного уюта, которые быстро сменяются срочной эвакуацией.

Герой со своей семьей едва успевают спуститься под землю, увидев как гаснет их прошлое в яркой вспышке ядерного взрыва на горизонте.

Далее события начинают идти неожиданно. Всех жителей замораживают в криокамере, а когда протагонист впервые приходит в себя, то наблюдает похищение сына. В следующий миг он снова погружается в ледяной сон, от которого ему суждено очнуться в полном одиночестве. В результате технического сбоя все замороженные гибнут. Наш герой, последний свидетель старой эпохи, выбирается наружу и узнает, что прошло пару сотен лет, и мир вокруг изменился до неузнаваемости.

Далее игра развивается по знакомой схеме. Мы осваиваемся в новых условиях, добываем оружие, броню, знакомимся с местными жителями, выполняем для них поручения и вступаем в разные фракции. На первых же минутах знакомимся со спутником-псом, который записывается в наши компаньоны, потом быстро ввязываемся в заварушку с рейдерами и даже получаем в свое распоряжение силовую броню. После этого герой оказывается в эпицентре жаркой перестрелки, которая завершается моментом появления небезызвестного монстра под названием «коготь смерти».

Вместо постепенного погружения и атмосферы выживания нам предлагают безостановочный боевик, где мы бежим и стреляем, подхватывая у убитых новое оружие и ошметки брони. Вот у вас уже лучевое оружие, а через пару мгновений и миниган в руках. Вы сигаете с крыши в броне и кроете все вокруг градом пуль. Но тут выскакивает «коготь» и в несколько ударов лихо оканчивает ваш безумный рейд.

И все это без какого-либо раскручивания сюжетной истории — просто беги, убивай, собирай барахло.

После того, как приводишь путников в брошенный поселок, начинается обустройство их нового места проживания. Посадить овощей, построить колонку — нехитрые задания обителей требуют компонентов, которые нужно собирать или получать при разборе разного хлама. Меню крафтинга по структуре не отличается от меню инвентаря — большие пролистываемые и промежуточные списки, где нужно сделать кучу нажатий, чтобы выбрать нужный объект. И про сам крафтинг через это меню внятно никто не рассказывает, поэтому простейшие операции поначалу ставят в ступор.

Первые впечатления от игры неоднозначны. Много боев, непонятного строительства и нет никакой интриги в происходящем. Ситуация меняется по мере знакомства с миром. Открывая новые места и встречаясь с новыми людьми, мы узнаем разные истории и получаем задания. Список квестов становится обширнее, история постядерного Бостона обрастает деталями, а мир открывает нашему взору новые интересные локации. В сюжете даже появляются новые мотивы, выдвигая на ключевые позиции повествования таинственный Институт с его человекоподобными роботами-синтами.

Мир Fallout 4 оказывается разнообразнее и неожиданнее, чем это кажется вначале. Привычные пейзажи с полупустыми холмами и редкими домиками сменяются массивными заводскими районами и плотной урбанистической застройкой. Все эти развалины заботливо нашпигованы разными припасами — от банального хлама до медпрепаратов и тайничков с патронами. Многие здания позволяют взбираться на верхние этажи и даже крыши. Тесные улочки старого Бостона иногда превращаются в целый лабиринт переулков и лазов через крыши и карнизы.

Любое приключение в игре чревато случайными встречами с гулями, диким зверьем, рейдерами или супермутантами. У разбойников или мутантов есть свои зоны обитания, поэтому даже полная зачистка какого-то региона не гарантирует безопасности при повторном посещении. Среди других опасностей окружающего мира — привычные радиоактивные зоны. Теперь еще мы можем оказаться и в эпицентре внезапно налетевшей радиоактивной бури, которая при низких защитных свойствах брони заставит искать убежища.

По ходу бесцельного шатания по городу и пригородам можно открыть какое-то новое задание или даже стать участником случайного события, но основные приключения развиваются по мере выполнения сюжетных квестов. При концентрации на главной сюжетной линии игра подбрасывает и занятные побочные задания, которые часто возникают в качестве некоего ответвления. Это может быть поиск людей, бандитские разборки или шпионские перипетии. Но даже при внешнем разнообразии задач большинство миссий, так или иначе, сводится к единой схеме следования в конечную точку с зачисткой всех сопротивляющихся по пути, чтобы в конце получить предмет или подсказку для новых поисков. Яркие персонажи и новые необычные локации делают такие рейды интересными. Но если по ходу задания ничего нового не предлагается, то оно обретает привкус однотипности.

Мало ситуаций, где вместо калибра оружия важную роль играет убеждение, личная харизма или нестандартный подход. Хотя определенная вариативность присутствует. Некоторые поступки оказывают влияние на последующие события, и это касается не только главной сюжетной линии.

Вариативность в боевой части связана с применением оружия и выстраиванием тактики. Основная стратегия при этом выстраивается по двум направлениям — открытый бой или попытки временно выиграть за счет скрытности. Второй вариант позволит нанести внезапный первый удар, расставить мины или активировать при помощи взлома компьютера роботов-охранников. Но очень быстро вас все равно обнаружат, и далее схватка пойдет в привычном темпе, где выигрывает тот, кто стреляет быстрее и точнее.

Кроме стрельбы в реальном времени присутствует знакомая система V.A.T.S. При сильном замедлении времени вы получаете возможность задать конкретную точку для прицеливания, распределив огонь по нескольким местам врага или сконцентрировав его в одном уязвимом месте. По личным ощущениям V.A.T.S. в новой игре играет меньшую роль, реальная стрельба зачастую результативнее. В тактическом режиме шанс попадания в голову всегда небольшой, даже если враг полностью открыт. Преимуществом такого режима является возможность ручной активации критического выстрела после того, как заполнится нужная шкала.

При всей своей «шутерности» есть небольшое ощущение плохой отзывчивости на ваши действия, бросок гранаты не всегда срабатывает так, как надо. Требуется небольшое привыкание к игре и настройка чувствительности камеры под себя. Зато потом получаешь полное удовольствие от использования разного оружия, где каждая единица из арсенала ведет себя по-разному в зависимости от характеристик.

У каждого пистолета, винтовки или лучевого оружия несколько параметров, которые определяются сочетанием установленных модулей. Для прокачки оружия нужны лишь компоненты, из которых можно собрать лучший приклад, новый прицел, магазин или изменить мощность. Доходит до того, что любую единицу оружия можно перевести в автоматический режим или пересобрать с абсолютно новыми характеристиками. В соответствии с вашими предпочтениями вы делаете для себя медленное и дальнобойное оружие или скорострельное для ближнего боя.

Столь же гибкая система апгрейдов и у брони. Кроме простого усиления тут разные варианты подкладок, увеличения вместимости карманов и прочие нюансы. На тонкий костюм можно сверху навешивать наплечники, наколенники и разные нагрудники. Все это можно менять, придавая отдельным компонентам разные характеристики. Есть и уникальные костюмы с фиксированными параметрами, которые не поддаются модернизации.

В игре встречаются легендарные вещи с особыми свойствами. Это может быть кусок брони с бонусом к какой-то характеристике или пистолет с особыми поражающими свойствами.

Силовая броня тоже подвергается модернизации. Все операции выполняются на специализированных станках. А острая недостача ресурсов требует постоянного поиска хлама с целью его разбора на составляющие. Все операции производятся в дружественных селениях. Так что, загрузившись под завязку железными банками, бытовой химией и прочим мусором, нужно возвращаться на такие «базы», разбирать все барахло на компоненты и потом работать с ресурсными материалами.

Еще один важный аспект, стимулирующий собирательство — развитие дружественных селений. То, что поначалу кажется пустым занятием, потом приобретает определенный смысл. Развитие поселков связано с отдельной фракцией. Расширяя ее влияние за счет новых территорий и их обустройства, потом можно получать подмогу. Сам процесс становления поселка завязан на привлечении поселенцев, создания для них комфортных условий проживания, организация добычи пищи и воды. Еще один важный вопрос — защита, которая зависит от построенных постов и автоматических турелей. После развития нескольких поселков можно заняться организацией торговли и караванов.

Совершенно непривычное занятие для Fallout, эдакая своя маленькая градостроительная стратегия. Но некоторым такое занятие может прийтись по душе. Если оно не нравится, то никто и не мешает его игнорировать. Тем более что есть и более воинственные фракции, не обремененные фермерскими заботами. Можно пойти в Братство Стали, которое устраивает дерзкие рейды и петляет над пустошами на винтовых машинах, поливая всех агрессивных обителей свинцовым огнем. Сама игра, кстати, не ограничивает в выборе сотрудничества. Как и во всех играх от Bethesda, до определенного момента вы можете работать на все организации.

Развитие главного героя реализовано через систему перков. Визуально дерево прокачки реализовано необычно, хотя общая система функционирует по знакомым принципам. Есть несколько главных параметров, влияющих на все остальные возможности. От силы зависит мощность ударов в ближнем бою и переносимый вес, выносливость влияет на здоровье и бег, и так далее. Последующие улучшения возможны при открытии особых навыков — повышения уровня взлома, повышение ранга владения пистолетами и т.п. Есть и весьма специфичные перки вроде особых бонусов в ночное время или вероятности взрыва поверженного врага. За каждый новый уровень дается одно очко, которое тратится на новый перк или улучшение одного из основных параметров. Без последнего не обойтись по причине того, что мощные навыки требуют и высокого уровня определенных параметров.

В дополнение к этому в игре имеется куча разных журналов и так называемых пупсов, которые дают особые бонусы — от повышения отдельных боевых параметров до роста каких-то узкоспециализированных навыков. Все это разбросано по закоулкам мира Fallout 4, поэтому настырный исследовать имеет больше шансов прокачать своего героя.

Игра навязчиво предлагает разных спутников. Первым напарником становится пес. Потом можно привлекать к совместным рейдам разных сюжетных персонажей, обвешивая их броней и оружием. Таким образом, можно компенсировать свои слабые места. Если вы больше специализируетесь по винтовкам, то пес поможет сдерживать прорывающихся бойцов, отвлекая на себя внимание. Неплохим помощников тут станет и супермутант, которого можно вызволить из заточения в одном из небоскребов. Если же вы сам рубака-парень, то дайте напарнику мощную винтовку, чтобы он не мешался под ногами, но был максимально эффективен.

Каждый такой герой имеет свою историю, которую он раскрывает по мере роста вашего авторитета. Ну а если добиться значительного уровня симпатии, то с какой-нибудь из спутниц можно и романчик покрутить.

Особую романтику Fallout придает своя специфическая стилистика ретро-футуризма, где будущее напоминает иллюстрации из старых кинофильмов, а в дизайне ясно проглядывается наследие старой эпохи. Четвертая часть бережно следует этому стилю, но не предлагает ничего нового. Только разных анимационных вставок с забавным рисованным персонажем стало больше. При этом анимация реальных действующих лиц особо не улучшилась. И в плане постановки сюжетных сцен игра тоже не шагнула вперед. Персонажи или стреляют, или ведут диалог, стоя по стойке смирно напротив друг друга. Симуляция жизни в населенных пунктах простейшая. В этом плане игра получила минимальное развитие, и на фоне недавнего The Witcher 3 выглядит блекло.

Свою атмосферу игре придают и радиостанции, которые транслируют старую музыку в стиле 60-х годов. Она неплохо ложится на виды разрушенного города с обвалившимися мостами. Но такой вариант музыкального сопровождения был доступен и в прошлых частях, не вызывая уже былых эмоций.

Визуальных революций не произошло. Fallout поддерживает DirectX 11, демонстрирует лучшую дальность прорисовки и лучшее освещение, но иногда все еще можно наткнуться на мутноватые нечеткие поверхности стен. Изменилась фактура многих материалов, нет ощущения повсеместного «пластика», как было ранее.

Детализация открытых пространств подросла за счет высокой видимости и обилию деревьев с кустарниками.

Появился густой туман, который иногда полностью окутывает окружающий мир. Особой плотности ему придает солнечный счет.

Сам эффект лучей особенно красиво смотрится на рассвете или закате. Впечатление такое, что это самый прогрессивный визуальный эффект, который в определенных условиях заметно улучшает картинку. При этом лучи сильно влияют на производительность. Поэтому на слабых видеокартах можете попытаться повысить производительность и за счет небольшого снижения качества лучей света.

Fallout 4 не стал новым толчком для серии. В свое время Fallout 3 подкупал тем, как атмосфера и нюансы механики были перенесены в новые игровые условия трехмерного ролевого боевика. И хотя старые любители изометрии были недовольны, игра была захватывающей и интересной. В Fallout: New Vegas был сделан акцент на увеличение глубины ролевой механики с большей вариативностью и тонким подходом к разрешению игровых ситуаций. Поэтому продолжение получило еще более теплый прием. А вот новая часть вызывает смешанные чувства. Что-то упрощено (как система диалогов), а чему-то уделено излишне много внимания (развитие поселений). Хотелось бы больше тонких продуманных квестов, но геймплей имеет уклон в сторону экшена в угоду массовому игроку. Это не мешает получать удовольствие от прохождения. Fallout 4 хорош, но многие ожидали большего.