Far Cry 3
Разработчик Ubisoft Montreal
Издатель Ubisoft Entertainment
Официальный сайт farcry.buka.ru
Дата выхода Ноябрь 2012
Локализатор Buka Entertainment
Жанр Шутер

Вторая часть Far Cry 2 в свое время стала чуть ли не надгробным камнем для франшизы. Затянутая и довольно скучная игра разочаровала многих игроков, хотя отзывы зарубежной игровой прессы были вполне благосклонны. Ubisoft поднапряглись, исправили основные ошибки и выпустили третью часть, заметно шагнувшую вперед.

В очередной раз отметаются все старые истории. Сюжет новой игры посвящен абсолютно новому герою и все события развиваются на новой территории. Играем мы за паренька Джейсона, который вместе со своими друзьями отправился в тур по злачным местам Азии. Клубы, алкоголь, драки с местными бугаями — нормальное такое отпускное приключение. Но на свою беду ребята решили испробовать скайдавинг, тем более, что  доброжелатель попутно расхвалил им один замечательный райский остров, где можно неплохо провести время. Но вместо рая на острове шумную компанию парашютистов ожидала встреча с пиратами и по совместительству торговцами людьми.

С этого момента и берет начало игра. Мы в клетке со старшим братом. Какой-то психованный пиратский главарь с большим шрамом разъясняет, что он тут царь и бог, а нам не сулит ничего хорошего. К счастью для всей компании именно старший брат оказывается единственным «мужиком» в обществе слегка отмороженных подростков. Он вспоминает былые армейские навыки, обезвреживает охранника и помогает нам выбраться из лагеря бандитов. В шаге от вожделенной свободы брата убивают, но мы получаем шанс спастись, коим не преминем воспользоваться. Бешенная погоня заканчивается падением в бурную реку, откуда нас спасает таинственный доброжелатель.

Far Cry 3

После того как герой приходит в сознание, колоритный негр Деннис предлагает нам свою помощь. Вот только он не спешит сколотить отряд из компании своих друзяк-повстанцев и кинуться отбивать незадачливых туристов из лап пиратов, а дает Джейсону возможность раскрыть себя, прокачаться до состояния тропического джедая, чтобы самому надавать по щам злым флибустьерам.

Far Cry 3

Проблема в том, что протагонист вовсе не герой. Да и вообще твердостью характера не особо отличается, как намекают нам сценаристы. Так что по пути к конечной цели ему предстоит пройти значительную трансформацию. Эта самая трансформация должна занимать важную роль в сюжетном повествовании. Почему должна? Да потому, что эта тема как раз раскрыта не очень удачно. Слишком быстро для Джейсона кровопролитие и стрельба становятся обычным рутинным делом. Первое убийство во время побега из плена вызывает некоторый шок, но потом все воспринимается легко, без каких-то комментариев со стороны героя и попыток придать психологичности и осмысленности всему тому беспределу, что мы творим.

Far Cry 3

Еще важную роль в сюжете играют взаимоотношения с друзьями, которых мы будем поочередно спасать. Некоторые из товарищей вызывают стойкую антипатию. Самое удивительное, что наибольшую мужественность и трезвость ума проявляют девушки. Парни никакие. Пока подруга налаживает и чинит катер, один друг рефлексирует по поводу быстро сдувшийся крутизны в период заточения, а второй просто пинает известный орган. Сама идея починки катера — тот еще бред. Суденышко напоминает ржавое корыто, стоит на берегу маленького озера внутри пещеры на высоте в пару десятков метров над уровнем моря. Кто и куда на этом будет уплывать — не ясно.

Far Cry 3

Far Cry 3

Неоднозначная реакция на нашу компанию со стороны игрока — хитрая задумка сценаристов, которые постепенно подводят игрока к непростому выбору в финале. Нам пытаются показать некую ничтожность и поверхностность современного цивилизованного человека. Этому противопоставляется суровые условия выживания на архипелаге с кучей хищников и бандитов. Это не место для тех, кто распускает нюни. Это место для суровых мужиков, которым и пытается стать Джейсон. За это ему сулят местную туземную царицу, так и норовящую взобраться на героя. Кстати, это ей таки удастся, а мы даже успеем понаблюдать ее грудь в кадре.

Far Cry 3

Far Cry 3

В противовес такому экзотическому бонусу имеется старая любовь Джейсона — Лиза. Она периодически толкает нам вполне разумные речи о том, как мы изменились и отдалились. Естественно, это никакого эффекта на протагониста не производит. И вообще все эти сложные взаимоотношения с друзьями раскрываются немного поверхностно. Редкие диалоги теряются на общем фоне забегов по джунглям, а многие ситуации выглядят не очень убедительно. Влияние туземной проповедницы ощущается не столь остро и критично, как требовалось бы.

Трансформация героя дополняется наркоманско-грибной темой. Джейсон периодически оказывается под воздействием всяких веществ — то не на те грибы в пещере наступит, то выпьет чудо-зелье для открытия внутреннего «я». Все это сопровождается яркими видениями, органично вписанными в игровой процесс. То есть выполняя какое-то задание и проваливаясь в очередной наркотрип, Джейсон продолжает гулять и выполнять поставленные задачи и в этом галлюцинногенном мире. Весьма интересная задумка, которая позволяет авторам засунуть в игру всякую чертовщину. С ней даже явный перебор. Ладно еще, когда герой после бутылочки зелья сражается с виртуальными демонами. Но с чего вдруг он проваливается в галлюцинации во время драк с боссами? Причем это происходит аккурат в момент приближения нашей смерти. Но потом — бац, мы в сферическом вакууме сражаемся в QTE на ножах с главным негодяем. И все это действо сопровождается бурной словесностью со стороны противника, хотя смыслового наполнения в таких монологах особо и нет. И никакого объяснения этим внезапным «провалам» игра так и не дает.

Far Cry 3

В этом плане особенно бурное непонимание вызывает финальная битва с самым главным боссом всей местной бандитской организации. Вообще сюжетное обоснование всех последних действий выглядит очень натянуто. Герой спокойно общается с негодяем один на один в кабинете, а потом планирует тихое покушение с напарником в момент, когда жертва будет в окружении охранников. В чем смысл, если все равно нужно будет пробиваться сквозь толпы бандитов? В итоге весь этот бред скрашивает лишь сцена встречи с родственником в тюрьме, которую мы не будем спойрелить.

В некоторой степени нелогичность поведения можно объяснить постепенно одолевающим героя безумием. В мире Far Cry 3 все действующие лица отличаются легким сумасшествием. В первую очередь это касается злодеев, у которых вся харизма на этом безумии и неадекватности держится.

Far Cry 3

Яркий пример — изрядно разрекламированный в трейлерах Ваас с ирокезом и шрамом. Действительно колоритный подлец, но роль у него короче, чем хотелось бы. Да и сам по себе он не самая главная шишка в игре.

Far Cry 3

Кстати, в одном из эпизодов Ваас отпускает весьма интересный намек по поводу повторения одного и того же события в попытке что-то изменить. Так он характеризует безумие. Это весьма актуально для героя, который за все время много раз почти погибает, но потом снова в мир живых и продолжает свою охоту за пиратским главарями, с каждым разом становясь все более остервенелым и злым. Одно из таких возвращений происходит в яме с трупами. Данный эпизод напоминает идентичную сцену в Homefront, вот только проваливающиеся сквозь тела конечности заставляют плеваться не от ужаса самой сцены, а от ужаса ее технической реализации.

Со всеми своими грибными галлюцинациями, безумными пиратами и непонятными для трактовки определенными событиями Far Cry 3 мог бы стать эдаким психоделическим шутером, если бы авторы не разбавили его множеством вполне заурядных событий и не разыграли бы всю историю на фоне большого открытого мира. На первых порах игра даже напоминает какое-то приключение в духе глобальных ролевых игр вроде Skyrim. Но это ощущение быстро проходит и понимаешь, что Far Cry 3 не то что до Skyrim не дотягивает, игра даже отечественному Xenus 2 по некоторым аспектам уступает.

Far Cry 3

Игровая территория разделена на зоны, контролируемые пиратами. В каждой зоне есть их базы, вокруг которых курсируют патрули, мешающие нашему передвижению. Зачищая территорию мы избавляемся от назойливого бандитского присутствия. К захваченному блокпосту тотчас подтягиваются силы союзников-повстанцев, который потом сами начинают патрулирование местности, отвлекая на себя врага. При встрече друг с другом противоборствующие силы охотно ввязываются в перестрелки. Но забавнее всего наблюдать, как они устраивают бессмысленные и длительные «танцы» на машинах, сталкиваясь и тараня друг друга.

Важный бонус от захвата блокпостов — появление на их месте точек быстрого передвижения. Это существенно сокращает длительность путешествий и экономит время.

Far Cry 3

Как шутер игра интересна благодаря вкраплению элементов стелса. Он тут прост и с рядом условностей, но именно его сочетание с перестрелками дает нужное разнообразие. Мы прячемся по кустам, отвлекаем врагов бросками камушков и подкрадываемся со спины, чтобы всадить нож. Предварительно оценить ситуацию можно при помощи фотоаппарата. При наблюдении местности через его видоискатель все существа отмечаются значками. Помеченные силуэты потом будут отображаться даже через стены и препятствия. Это позволяет изучить порядок их передвижения и разыгрывать комбинации для тихого вырезания целого блокпоста. Иногда этот же пост можно полностью истребить со снайперской позиции. Если оба варианта уже приелись, можно испытать мины, гранаты и коктейли молотова. Кстати, огонь, по-прежнему играет важную роль. Он быстро охватывает соседние здания и распространяется по траве, выжигая небольшие зоны. Это не только красиво, но и выгодно в определенных ситуациях.

Far Cry 3

Far Cry 3

Far Cry 3

На захваченных опорных пуктах появляются небольшие побочные квесты, все как один выполненные под копирку. Это задание по уничтожению главаря бандитской шайки или охота на определенное животное. В первом случае от нас требуется зарезать жертву, что по большей мере стимулирует к скрытному прохождению. Охота включает условие по использованию какого-то одного конкретного оружия — например, убить пару медведей из дробовика или застрелить тигра-людоеда из винтовки. И если первого рода занятия еще сохраняют хоть какой-то интерес на протяжении всей игры из-за разной расстановки врагов, то охота очень быстро вгоняет в скуку.

Есть в игре еще мини-игры соревнования по меткой стрельбе и гонки, но все это тоже не отличается разнообразием, поэтому приедается быстро.

Far Cry 3

Животных в игре много. Звери определенного типа имеют свой ареал обитания, но иногда генерируются случайно, что предполагает случайные встречи между травоядными и хищниками. Можно стать очевидцами и нападений на людей. Это можно даже использовать и для своей выгоды, освобождая из клеток плененных хищников, которые охотно накинутся на тех, кто их туда заточил. Сущность местной охоты кроется в добывании шкур, которые идут на создание более вместительных рюкзаков, подсумок и патронташей. На начальных порах мы можем тягать с собой весьма ограниченное число боеприпасов и оружия. Даже вместительность бумажника не позволяет запасаться внушительными суммами денег. Так что есть реальный стимул для добычи шкур. Вот только работает это все на первых этапах игры. Все необходимое можно быстро прокачать, если не лениться исследовать остров. Даже если не достигнешь максимума вместительности патронов или гранат, то ничего страшного в этом нет, выполнять боевые задачи можно и со средним арсеналом. Деньги и вовсе почти не нужны, их не на что тратить. Многое оружие выдается по сюжету или добывается в бою. С боеприпасами нет проблем. При этом от каждого убитого что-то остается, а на карте всегда полно каких-то ящичков с лутом. Так что со временем начинаешь покупать новые наименования в магазине лишь по причине избытка ненужных средств. Есть разные обвесы для оружия в виде прицелов, глушителей и увеличенных магазинов, но и это минимальные затраты для нашего постоянно пополняющегося бюджета. На определенном этапе начинаешь игнорировать трупы и ящики, окончательно забрасывая профессию собирателя.

Far Cry 3

Игнорируешь и большую часть возможностей местной «алхимии». Джейсон умеет варить из разных травок настойки. Но кроме лечебных препаратов ничего толком и не нужно. То есть возможность изготовить какие-то улучшающие рефлексы препараты есть, то польза от них минимальна.

Есть прокачка с тремя ветками умений, некоторые из которых тоже абсолютно бесполезны. Зачем нам сбор вдвое большего числа трав или шкур? Зато улучшений оружейного направления немного. Чуть-чуть можно поднять физические навыки, повысив скорость плавания и время нырков. Есть возможность неограниченного бега, но у героя изначально такая выдержка, что даже длинные марш-броски ему даются без усталости. Стрельба при спуске по канату? Да, забавно, пару раз можно использовать. Убийство со спины с последующим выдергиваем чеки и из гранаты и толканием такого тела в толпу врага — тоже на пару раз.

Far Cry 3

Но наиболее спорной со стороны игрока является привязка к радиовышкам. Вы можете сколько угодно исследовать местность вокруг, но до активации вышки, карта этой зоны не откроется. Зато сам процесс карабканья на вышки интересен. Все полуразрушенные башни по-своему уникальны и требуют выполнения ряда акробатических трюков, чтобы взобраться на верхнюю площадку.

Far Cry 3

Несмотря на огромные размеры игрового мира, вся эта «песочница» быстро приедается в виду однотипности побочных заданий. А встречи с патрулями и хищниками из интересного приключения быстро превращаются в рутину. Поиск каких-то коллекционных предметов и статуэток тоже не вдохновляет. Ну получим мы за это дополнительный опыт. А толку, если без выполнения определенной сюжетной миссии доступ к новых улучшениям может быть закрыт. Да и специфическая прокачка не особо стимулирует к старательному набору очков. Возможностей для прокачки в игре намного больше, чем бонусов за все это времяпрепровождение. И главное, что в игре почти нет нормальных побочных квестов с какой-то своей историей. Например, можно заняться исследованием заброшенных японских лабораторий. В одном из бункеров из есть прямая отсылка к компании Abstergo из серии Assassin's Creed. После такого намека ожидаешь интересного развития этой сюжетной ниточки, раскрытия каких-то тайн. Но ничего кроме забегов по лабораторным туннелям не получаешь. И в остальном игра такая же — все побочные квесты безлики. В последнем Assassin's Creed многие необязательные задания были выполнены как небольшое сюжетное приключение. Было взаимодействие с интересными персонажами, диалоги и определенный смысл в наших действиях. В Far Cry 3 ничего этого нет. Весь большой мир наполнен однотипными действиями и безликой массовкой.

Far Cry 3

Если вначале начинаешь активно и с интересом изучать остров, то под конец кроме сюжетной линии ничего уже не вызывает интереса. Это даже сами авторы понимали. Поэтому после транспортировки нас на новый остров для нас сразу открывают ряд точек для быстрого перемещения, чтобы не раздражать нудными забегами из края острова в другой. Кстати, если бы не искусственные ограничения, то на этот второй остров можно было бы легко попасть своим ходом без всяких там сюжетных перелетов и прыжков.

Главное повествование включает набор разнообразных заданий от перестрелок и погонь до сжиганий конопляных полей и приключений в духе Индианы Джонса.

Far Cry 3

Far Cry 3

Несколько миссий мы только и будем заниматься поисками таинственного кинжала, изучая древние храмовые комплексы в пещерах. Вот только суть этого таинственного кинжала нам так и не раскроют. Не позаботились авторы и внятным объяснением по поводу таинственного компаса, указывающего путь на этот кинжал.

Far Cry 3

Постановка некоторых сюжетных миссий хромает. Яркий пример — нападение на нефтехранилище в конце игры. Наш «разумный» напарник предлагает единственно верный с его точки зрения способ — прорваться сквозь главные ворота на автомобиле, пока он будет за пулеметом косить врагов. На деле же этот гений хитрых планов оказывается косым и бесполезным, зато туша его отлично привлекает все пули. Стоит оставить его на пару секунд, чтобы заложить заряд, как можно тотчас получить сообщение «вы провали миссию, Сем погиб». Но если подойти к выполнению этого задания с совершенно другой стороны, в одиночку пробраться на хранилище, то никаких проблем с закладкой взрывчатки не будет. Вот только потом все равно придется вернуться за напарником и подвезти его до определенной точки на хранилище. Перед этим же заданиям было еще одно любопытное приключение по добыче униформы новобранца пиратской армии. Нас принуждали к скрытному прохождению исключительно по определенному маршруту. Там кое-где можно срезать путь и доплыть до конечного пункта по воде, только нужный триггер в этом случае не сработает, все равно придется начинать сначала и идти по коридору с охранниками, отвлекая их камушками.

После прохождения одиночной кампании можно развлечь себя сетевыми баталиями. Есть в Far Cry 3 и отдельная сюжетная кампания для кооперативного прохождения четырех игроков. Герои этого приключения оказываются преданными капитаном их судна, продавшего четверку в рабство. Бывшие полицейские и наемники объединяют усилия, чтобы отомстить капитану и порвать в клочья всех пиратов на своем пути.

В визуальном плане игра выглядит очень хорошо. Отличий от второй части Far Cry на самом деле не так уж и много. Главное, что серо-коричневая гамма исчезла, поэтому теперь картинка яркая и сочная. Некоторые поверхности поражают детализированными текстурами, хотя кое-где на склонах гор можно встретить и расплывчатую «мазню».

Far Cry 3

Far Cry 3

Появилась поддержка DirectX 11. В этом режиме игра радует более рельефными поверхностями и более реалистичным освещением. Во многом визуальная привлекательность Far Cry 3 обеспечивается именно освещением. В зависимости от положения солнца трава и листва могут немного просвечиваться. Верхние освещенные ветки деревьев затеняют нижнюю часть кроны. Особенно это ощущается во время рассветов или закатов, когда ко всему этому добавляются еще лучики света, пробивающиеся сквозь листву, и радужные разводы на экране. В полной мере все эффекты ощущается только при сложных алгоритмах просчета глобального освещения в DirectX 11. Даже обычный SSAO обеспечивает не столь естественное затенение травы как HDAO или HBAO. Ну а при рендеринге в DirectX 9 подобные эффекты вообще теряются, остается безжизненная однотипная трава.

Far Cry 3

Far Cry 3

Far Cry 3

Far Cry 3

Far Cry 3

Игра злоупотребляет Motion Blur. Даже при медленном передвижении на транспорте силуэты сильно размываются. Лечится снижением качества эффектов пост-обработки в настройках игры.

Far Cry 3

При всех визуальных «вкусностях» Far Cry 3 не может соперничать по естественности и натуралистичности пейзажей с первым Crysis. Со всей своей детализацией и высокой дальностью прорисовки местный мир выглядит «пластиковым». У Crysis же были действительно живые джунгли, пускай и без животных.

Far Cry 3

Расстраивает очень слабая реализация воды, она выглядит как в играх пятилетней давности.

Far Cry 3

С музыкальным сопровождением тоже не все однозначно. Есть великолепные фоновые мелодии в драматичных моментах, но при этом полно навязчивого электронного саундтрека, бьющего по ушам непривыкшего слушателя. И речь вовсе не про дабстеп на горящем конопляном поле, он то как раз очень к месту. Раздражают многие фоновые мелодии во время рядовых боев.

Far Cry 3 предлагает много всего и сразу. Но далеко не все заложенные в игру идеи получили достойную реализацию. Большой мир на деле оказывается неинтересен для изучения. Тут можно ощутить себя путешественником и исследователем новых территорий лишь на короткое время. Нет запоминающихся локаций и каких-то достопримечательностей. А за пределами сюжетного приключения нет харизматичных персонажей и интересных игровых ситуаций. Быстро сходит на нет необходимость охоты с добыванием шкур. Система торговли тоже не доведена до ума. Сбор ненужного лута и поиск кладов теряют ценность из-за избытка финансовых средств. Поиск коллекционных предметов со временем тоже превращается в рутину. Единственным стимулом остается желание выбить еще одну ачивку в списке достижений. Захват блокпостов и баз со временем тоже приедается, хотя сами перестрелки вполне неплохие благодаря обширному арсеналу и дополнительным возможностям стелса. Главный плюс игры — интересная сюжетная кампания. Хотя и в ней не обошлось без шероховатостей. Есть недоработки как в сюжете, так и в самом игровом процессе. Чувствуется, что разработчики хотели прыгнуть выше головы, но им это снова не удалось, как и в Far Cry 2. Вот только в третью часть все равно интересно играть. И если отбросить все многочисленные придирки по отдельным игровым аспектам, то общее впечатление будет положительное. Far Cry 3 понравится многим, но далеко не у всех вызовет восхищение.