F.E.A.R. 3 | |
Разработчик | Day 1 Studios |
Издатель | Warner Bros. Interactive Entertainment |
Официальный сайт | www.whatisfear.com |
Дата выхода | Июнь 2011 |
Локализатор | Новый Диск |
Локализатор | Шутер |
От третьей части F.E.A.R. никто не ждал откровений. Атмосфера подрастерлась еще в многочисленных аддонах к оригиналу, игровая концепция себя почти исчерпала и требовала притока свежих идей. И в F.E.A.R. 2: Project Origin разработчики сконцентрировались на новом герое и более динамичном геймплее. Пустые однотипные помещения, наполненные смышлеными болванчиками, сменились скриптовыми коридорами и безостановочным действом. В итоге, из Project Origin получился обычный боевик, который лишился своего мрачного шарма, но при этом проходился он на одном дыхании. К третьей части Monolith и вовсе отошла от дел, авторов сменили на посту разработчики из Day 1 Studios, которые ранее занимались адаптацией игры для консолей. Ничего нового в мир F.E.A.R. они не привнесли. Взяв за основу вторую часть трилогии, они увязали вместе истории всех героев и добавили возможность кооперативного прохождения.
События в F.E.A.R. 3 начинают развиваться вскоре после окончания Extraction Point. Неразговорчивый Оперативник (Point Man), который отважно расстреливал солдат «Армахем» и всякую нечисть, попадает в плен. Его отводят в тюрьму и начинают потихоньку пытать, проводя активный кулачный массаж лица. И тут на сцену выходит покойный уже братишка Феттел, который хоть и получил пулю в лоб от нашего героя, но сохранил с ним телепатическую связь и теплые родственные чувства, все еще пытаясь склонить нас на темную сторону силы. Призрачный брат помогает совершить побег, и парочка союзников поневоле начинает свой путь к финальному воссоединению семейства. Перед этим герой успеет еще спасти старую напарницу по отряду, Джин Сун-Квон и узнает о том, что мамочка Альма должна разродиться еще одним отпрыском. Мир вокруг содрогается от ее схваток, которые приводят к разрушению нашей реальности, что никак не улучшает ситуацию в разрушенном ядерным взрывом городе.
Магнитофонные записи со скупыми обрывками информации давно в прошлом. F.E.A.R. 3 не обрастает кучей мелких деталей, сюжет прост и подается в виде роликов между отдельными главами, позволяя иногда отвлечь нас от стрельбы редкими видениями. При этом история вызывает интерес, ведь нам раскрывают подробности детства братьев, прошедшего в лабораторных застенках. Появляется в игре и герой Project Origin, роль которого, к его несчастью, весьма непродолжительна, как и сама его жизнь. Кстати, наконец-то продемонстрируют нам лицо таинственного Пойнтмена.
Но говоря об «интересе к игре» надо сказать, что просыпается он не сразу. Первые минуты навевают одну лишь скуку и уныние. Вялые перестрелки в узких коридорчиках, блеклая графика и спецэффекты, непонятно зачем прикрученная система укрытий, пуленепробиваемая решетка и много чего еще, что только раздражает. Кажется, что перед нами всего лишь второсортный клон Project Origin. Но постепенно напряженность растет, действие развивается, противников становится больше, дизайн уровней чуть сложнее и интереснее, а потом начинают работать и сюжетные шестеренки, которые пробуждают желание увидеть концовку.
Оперативник по-прежнему является несокрушимой машиной убийств, способным благодаря замедлению времени выкрутиться из любой переделки. Это до сих пор лучшее средство защиты и нападения. Укрытия, которых тут полно, не всегда к месту. Иногда торчащие плечи и руки героя остаются открыты для вражеских пуль (особенно, если прижаться к углу стены). Но в самых жарких стычках без укрытий, за которыми можно восстановить здоровье, не обойтись. Враги активны, тоже пользуются прикрытием, могут обойти вас сбоку. Но чувствуется, что их действия привязаны к определенному сценарию, инициатива их ограничена определенными рамками. Особенно они теряются, если вы находитесь на втором этаже над ними — будут кружить вокруг, бросать гранаты, но подняться по лестнице не догадаются.
Основная ставка в F.E.A.R. 3 сделана на противников-людей. Немного жаль, что в игру не попали призраки и невидимки, которые заставляли изрядно поволноваться ранее. Под конец нам явят демонов-попрыгунчиков, но они берут исключительно количеством и даже визуально выглядят не очень оригинально. Старые монстры были более жуткими.
Вся игра стала менее мрачной. Если раньше ночь была нашим вечным спутником, то теперь мы будем пробиваться с боем даже сквозь солнечный город. Тьма в F.E.A.R. 3 почти отсутствует.
Даже там, где мало источников освещения, вокруг царит серый полумрак, но никак не тьма. Попытки напугать нас какими-то видениями и образами маленькой Альмы воспринимаются на таком фоне абсолютно равнодушно. Редкие игры с мерцающим светом и полтергейстом ситуацию не улучшают. Не получается у Day 1 Studios создать того напряжения, что присутствовало в оригинале.
Даже во второй части избитые horror-приемы использовались удачнее. А в F.E.A.R. 3 мистический привкус страха почти исчез. Только под конец авторы решают нам дать отдохнуть от перестрелок и отправляют братьев в старую лабораторию, где они выросли. Здесь нам предстоит в закоулках пустых коридоров встретиться с видениями из прошлого и уничтожить предметы, связывающие нашу память с мучительным детством. При этом на одиноких искателей в темных коридорах периодически будет нападать бессмертный монстр, которого можно лишь временно отогнать. Интересная задумка, хотя реализована тоже не идеально, потому как небольшую лабораторию приходится избегать из конца в конец ни один раз, прежде чем соизволит открыться какая-то новая дверь. Это «подвальное» приключение нужно было как-то расширить по времени и по масштабу.
Все остальное проносится довольно быстро и ничем особо не запоминается. Хотя авторы стараются сделать каждую главу своеобразной, с оригинальным дизайном уровней и стилистикой, но все воспринимается как-то однотипно. К примеру, есть довольно занятный эпизод с путешествием через разоренный супермаркет, в котором нашли пристанище безумные культисты. Эти выжившие после взрыва бедолаги услышали «голос» Альмы и превратились в безумцев, поведением своим напоминающих зомби. Вооружены лишь палками да ножами, но их много и нападают толпой. Вышло некое подобие Left 4 Dead, только с более слабой динамикой.
Остальные противники не сильно выделяются разнообразием. Бойцы отличаются разве что разным вооружением. Периодически надоедающие спецназовцы в легкой броне не намного сложнее. На одном из уровней мы встретим стрелков со щитами, да и сами сможем им воспользоваться. Но это удовольствие больше пяти минут не продлится.
Самыми сложными противниками являются фазовые командиры. Они свободно перемещаются в пространстве, исчезая через порталы в стенах, телепортируют к себе подмогу из простых бойцов, и крайне устойчивы к пулям благодаря своей-то чудо-броне. И если поначалу встреча даже с одним таким командиром — испытание, то под конец на нас будут натравливать и по два таких супостата.
Порадуют в качестве врагов различными роботами и мехами. О возможности использования такой техникой игроком тоже не забыли. Прогулкам на мехах времени отведено даже больше, чем в F.E.A.R. 2. Причем, если раньше это была в основном забава и зрелищное шоу, то теперь придется немного попотеть в сражениях с такой же боевой техникой и вертолетами.
Кооператив в F.E.A.R. 3 интересен не тем, что уровни имеют какой-то особый масштабный дизайн с кучей развилок, а тем, что герои имеют разные особенности. Пойнтмен ничего нового кроме стрельбы и режима «Сло-мо» не предложит. А вот Феттел, в виду отсутствия физического тела, взаимодействовать с огнестрельным оружием напрямую не может. Зато он умеет швырять файерболы и поднимать в воздух врагов, превращая их в хорошие мишени для брата. Можно метнуть в группку врагов и случайную взрывающуюся бочку, но вот с другими предметами или телами взаимодействовать нельзя. Основная особенность — вселение в чужое тело, что позволяет некоторое время управлять им, восполняя жизненные силы за счет сбора особых сгустков крови (или энергии), оставшихся после трупов. При этом все остальные враги моментально переключаются на бывшего союзника, захваченного Феттелем. Да и эфемерную его сущность видят они легко и могут быстро уничтожить нематериальный призрак с помощью вполне материальных пуль. Вселиться в любого несчастного не выйдет, захваченный врасплох — самая простая мишень, но те, что усиленно ведут по вам огонь, в виду своей концентрации, поддаются на эту операцию с большим трудом.
Day 1 Studios постарались вдохнуть новую жизнь и в многопользовательский режим. Появились режимы выживания, в которых нужно обороняться от толп монстров или бойцов «Армахема». Можно примерять на себя роль демонического призрака и поохотиться на людей. Еще один режим предложит побег от стены смерти, где дорогу придется стремительно прокладывать сквозь толпы врагов.
Визуально игра со времен второй части не изменилась. Хотя и мелькала информация, что Day 1 Studios будет использовать свой движок, но в реальности картинка очень смахивает на Project Origin. Текстуры не стали четче, а детализация лучше. Но дизайн локаций стал более проработанным. В кадре больше мелочей вроде граффити и трещин на стенах, мусора и прочей мелочевки. Немного улучшили постэффекты, что лишь замыливает картинку.
Как уже говорилось выше, игра стала ярче и светлее. Выдать темную картинку у F.E.A.R. 3 не удается. И нет уже той шикарной игры теней, что завораживала в первой части. Динамические источники освещения вроде болтающихся ламп канули в прошлое еще во второй части. Все отбрасываемые тени весьма слабенькие, да и затенение объектов выглядит неубедительно. И, несмотря на неплохо поставленное освещение, иногда создается впечатление, что даже в помещениях присутствует рассеянный свет. Нет резкого разделения освещенных и темных зон, вокруг просто царит серый полумрак.
F.E.A.R. 3 поддерживает DirectX 11, но преимущества от этого стремятся к нулю. Под DirectX 9 картинка почти такая же. Скорее всего, в новом API используется лишь более качественная система освещения SSAO, как это было в Red Faction: Armageddon. При долгом и детальном сравнении можно заметить, что под DirectX 11 картинка все же приятнее, тени более насыщенные и темные. Зато лучи пробивающегося света обзаводятся четкими рубленными краями.
Единственное веское преимущество — поддержка сглаживания. Падение производительности в DirectX 11 тоже минимально, это еще раз намекает, что реальные улучшения стремятся к нулю. Так что обладателям старых карт абсолютно не стоит расстраиваться. Игра выглядит средненько. По уровню графики до того же Red Faction: Armageddon не дотягивает. Зато и требования у нее скромнее. К примеру, GeForce GTX 460 в DirectX 11 справляется даже с разрешением 1920x1080.
Кстати, игра по умолчанию запускается под DirectX 11 при наличии в системе соответствующей видеокарты. Не стоит искать дополнительный ярлык или exe-файл.
F.E.A.R. 3 вышел качественным коммерческим боевиком без огонька. Разработчики из Day 1 Studios сумели достойно продолжить вторую часть, разбавив ее модным нынче кооперативом и свежими мультиплеерными режимами. Но на сетевых развлечениях вся оригинальность и поток идей у авторов закончился. Атмосфера страха рассосалась окончательно, уступив место простому боевику, в котором мы весело отстреливаем все что движется, выбивая очки за выполнение разных испытаний, вроде трех убийств ножом в спину или 20 убийств подряд из дробовика. На этом весь прогресс со времен Project Origin остановился. Ничего принципиально нового у третьей части нет. Нет большого разнообразия монстров или арсенала, нет запоминающихся игровых ситуаций. Графика тоже не ахти, уровень все того же Project Origin. Однако потраченного времени не жаль. И вялое начало не мешает получить потом удовольствие от игрового процесса. Плюс, наконец-то подводится финал непростым взаимоотношениям Альмы и братьев-прототипов, хотя и остается намек на продолжение истории. Так что F.E.A.R. 3 станет неплохим развлечением для любителей шутеров до начала сезона громких осенних премьер.