Final Fantasy XV: Windows Edition | |
---|---|
Разработчик | Square Enix |
Издатель | Square Enix |
Официальный сайт | finalfantasyxv.com |
Локализатор | СофтКлаб |
Дата выхода | Март 2018 |
Жанр | Экшен, Ролевая игра |
Final Fantasy является наиболее известной серией японских ролевых игр, хотя ее популярность в основном базируется на старых частях. Cреди компьютерных игроков фанатов мало, ведь крайне мало частей выходило на платформе PC. Но в последнее время компания Square Enix стала активнее смотреть и в нашу сторону, предлагая ремастер-версии старых Final Fantasy в Steam. Но главным событием, безусловно, стал релиз Final Fantasy XV. Игра изначально получила неоднозначный прием и противоречивые отзывы, в результате чего ее дорабатывали и дополняли сюжетными DLC. В результате припозднившаяся компьютерная версия обрела особый статус. В Final Fantasy XV: Windows Edition мы получили все улучшения и исправления, плюс сюжетные дополнения и улучшенную графику.
Ключевым вопросом для игрока, не интересующего жанром, является сюжетная преемственность Final Fantasy XV. Есть ли связь с прошлыми играми? Здесь каждая игра — это отдельная история и свой мир, поэтому новички могут смело погружаться в новую «Фантазию». А начинается она в легком расслабляющем стиле, хотя и намекает на будущие потрясения. Принц Ноктис с тремя друзьями отправляется в путешествие, чтобы сочетаться браком с некой леди Лунафреей — Оракулом, бывшей принцессой и просто симпатичной девушкой. Ну и буквально с первых минут все идет наперекосяк. Ломается машина, которую приходится толкать до заправки, чтобы потом в качестве оплаты за ремонт разбираться с местным зверьем.
С первых минут Final Fantasy XV демонстрирует эдакую японскую непосредственность в анимешном стиле — яркие персонажи, милая деваха вместо механика, забавные диалоги, уютные посиделки с друзьями и агрессивные монстры. При этом сюжет развивается весьма странно. Принц с пустыми карманами и единственной поломанной машиной? Убить немного скорпионов-переростков, чтобы ему помогли? Тяжко живется местной королевской династии.
Ключевым моментом является путешествие с друзьями. И все повествование построено так, чтобы выстраивать эту линию, не сильно заморачиваясь с хитрыми объяснениями. После ремонта начинается процесс поэтапного исследования мира, открытие новых мест и новые задания. Тут спасли охотника, там убили монстра. На побережье половили рыбу, накормили котика. Нужен билет на пароход? Поможем журналисту, которому требуется драгоценный камень. Местные журналисты они такие — их не расследования и политические интриги интересуют, а блестящие побрякушки. Во всем этом есть некая расслабленность и умиротворение, изредка прерываемая битвами с агрессивным зверьем.
Но стоит вам за этой суетой немного забыть о целях поездки, как повествование дает встряску. Пока товарищи колесят по автострадам, на столицу их королевства совершено нападение. Империя Нифльхайм, опирающаяся на достижения технического прогресса, разносит защитный волшебный щит над городом и убивает правителя. Принц в смятении и пытается выйти на связь с кем-то из приближенных. В итоге он начинает путь к своему становлению в качестве нового короля и спасителя. Для этого нужно овладеть особой магической силой, получить которую можно в древних королевских усыпальницах.
Такой поворот должен поднять градус серьезности, но игра еще долго сохраняет первоначальный темп, напоминая веселое приключение друзей, которые колесят на фоне красивых пейзажей. Мир разрастается в стороны, нам открываются новые проезды и ранее заблокированные зоны. Со всех сторон сыплются задания и мелкие поручения, за которыми иногда теряется основной сюжет. Final Fantasy XV изо всех сил старается показать, что она полноценная «песочница», где есть много занятий и некое подобие свободы.
При этом открытый мир имеет много условностей. Ряд персонажей являет собой обычных истуканов для выдачи квестов. Передвижение на машине ограничено дорогами. Некоторые части местного мира разделены непроходимыми скалами и требуют долгих переездов. А сами задания являются однотипными и простыми. Большинство сводятся к поездкам из одной точки в другую, чтобы убить кучу зверей. Это никак не обыгрывается в сюжетном плане: получил, выполнил, приехал за наградой.
Персонажи, вписанные в основную историю, наоборот, оставляют благоприятные впечатления. Некоторые играют незначительную роль, но всегда обладают особым характером. Вам обязательно запомнится мудрый ворчливый Сид или мальчик, потерявший дедушку, несмотря на малое количество диалогов с ними. Иногда к нашей группе присоединяются новые спутники. В какой-то момент появится милая егоза Ирис, приходящейся сестрой одному из друзей. У нее нет никакого существенного влияния на сюжет, просто дополнительная болтовня в машине и прогулки на рассвете — но как удачно она дополняет всю компанию. Потом даже жалко с ней расставаться.
Если говорить об основной четверке героев, то тут игре удается создать нечто удивительное. Все эти поездки на машине, комментарии спутников, совместные посиделки в кафе и ночевки на природе создают ощущение дружеской компании, частью которой вы являетесь. Конечно, поведение напарников местами странное, юркий Промто вообще напоминает гиперактивную 10-летнюю девочку. Но все эти уловки работают, и поэтому последующие драматические события заставляют сопереживать нашей кампании.
Важное значение имеет образ Оракула. Лунафрея станет ключевой фигурой в мистических перипетиях и одной из жертв, принесенных в угоду трагическому драматизму.
В противовес таким приятным и милым персонажам есть строго каноничные плохиши, излучающие пафос и надменность. Стоит на экране появиться разодетому петуху, который говорит витиеватыми речами — сразу понимаешь, что перед нами опасный тип. Симптоматично, что далее этот персонаж ведет себя весьма странно — то помогает, то мешает. Еще страннее выглядит поведение героев, которые идут на поводу у явного противника, чтобы потом все это вылилось в сцену «ну кто ж знал, что так получится».
С мотивацией и общей структурой повествования есть проблемы. Вторая половина игры берет резкий темп, и мы начинаем прыгать из одного места в другое. Нет уже никакого открытого мира, лишь небольшие локации с минимумом побочных заданий. По ходу сюжета иногда уходят напарники. Недавно мускулистый Гладио читал лекцию про долг, а потом сам отлучился на время одной миссии. Или очнулись вы после мега-битвы, а другой товарищ уже ослеп в бою без всякой предыстории. Но эти моменты раскрыты в дополнительных сюжетных DLC, которые рассказывают о самостоятельных приключениях каждого из наших напарников. Чувствуется, что Final Fantasy XV собирали из кусочков, и в общей мозаике не хватает отдельных элементов. Это выглядит странновато, но компенсируется более стремительным развитием истории к концу игры. Кстати дополнения весьма неплохи. Это не банальная эксплуатация и самоповторы, а новые приключения в новых декорациях и со своими нюансами в игровой механике. Жаль, что дополнительные эпизоды не вписаны в единое повествование, чтобы украсить его свежими моментами.
Final Fantasy XV сильно отличается от старых JRPG по игровой механике. Игра больше напоминает привычные экшены в открытом мире — никаких пошаговых боев, все схватки происходят в реальном времени. Боевая система на первый взгляд проста, но имеет ряд нюансов. Ноктис банально колотит врагов разными мечами, выполняя серии ударов и своевременные блоки. Есть атакующий телепорт, позволяющий моментально подскочить к врагу. Используя эту чудо-способность можно также телепортироваться на возвышение или повиснуть на мече. Такие безопасные точки позволяют восполнить энергию для нового рывка. Успешный бой зачастую состоит именно из этих рывков: удар, телепорт в безопасную точку, новый удар.
По ходу сражения у нас набираются особые очки, позволяющие активировать мощные приемы напарников. Дополняя такие приемы своими выпадами, мы проводим удачные комбинации и наносим максимальный урон. Эта схема в случае удачной реализации выглядит весьма зрелищно. Камера демонстрирует все мощные удары напарников, а потом быстро наезжает на нас, когда мы подскакиваем добивать цель.
Пауза в сражении присутствует только для выбора лечебных зелий и разных тоников, повышающих определенные навыки. Если рядом напарник, то он сам попытается укрыть и подлечить принца. По мере прокачки в режиме паузы будут новые возможности: быстрый побег или кукла-приманка для отвлечения врага.
Сражения бывают красивыми и зрелищными. Но иногда они превращаются в хаос. Если мы столкнулись с врагом на открытой местности, то есть пространство для быстрых рывков и можно ориентироваться в происходящем. Если зажали в темной кишке подземного лабиринта, то в местной чехарде уже трудно разобраться, ведь камера скачет и постоянно меняет ракурс при атакующем телепорте и совместных приемах. Мгновение — и вы уже на полу в предсмертном состоянии, пропустив каких-то пару ударов. Эта хаотичность откровенно раздражает. Тем более, что игра любит подсовывать узкие пещеры для ключевых миссий.
Есть и другие странные моменты, вроде внезапных блоков и контрударов со стороны противника. Ощущается некая непредсказуемость. Иногда спасает поиск новой стратегии в бою. Свои неудачи можно компенсировать и частым приемом зелий. Подсвечиваемый уровень задания помогает лучше подготовиться к битве. А если проявить инициативу и заранее прокачать несколько дополнительных уровней, это облегчит задачу.
Магия представлена фаейрболами разных стихий. Предварительно мы создаем волшебные заряды и распределяем их между командой. По мере истощения стихийной магии, она пополняется в специальных точках на карте.
Если говорить о тактике противостояния с разными врагами, то какие-то нюансы важны в драке с крупными врагами. Большие монстры или роботы могут иметь уязвимые места и конечности. Связка ударов может вызвать оглушение, что откроет особую уязвимость. Часто враг обладает каким-то мощным умением, способным резко снизить жизнь героя до минимума, и важное значение обретает быстрый уход с линии атаки. Стоит отметить, что некоторые монстры и демоны имеют забавный и карикатурный вид, хотя встречаются и создания угрожающего вида.
Мир в дневное и ночное время живет по разным правилам. После захода солнца появляются демоны, и это время лучше пережидать в населенных пунктах или в безопасном лагере. На первых порах демоны будут серьезным врагом, потом с ними расправиться не составит труда. Но игра всегда подкинет нового противника, так что ночные рейды могут серьезно затянуться. Подобная генерация врагов есть и днем, но касается патрулей имперских роботов-солдат. Если вы долго бродите на одном месте, то вскоре появится корабль и сбросит этих бойцов.
Особняком стоят сражения с гигантскими богами. По ходу игры нужно то каменного титана разбудить, то огромное создание из глубин вызвать. И каждый эпизод обыгран уникально, а герой оперирует разными силами и навыками. Если поначалу Ноктис еще напоминает бойкого муравья, сражающегося против чего-то колоссального, то потом будет выступать в роли Нео, рассекающего пространство для мощных супер-ударов по громадной туше.
Такие сражения являются квинтэссенцией пафоса. И хотя гигантомания кажется банальным проявлением для японского фэнтези, но все равно выглядит впечатляющее. Эффект могут подпортить лишь проблемы с камерой. У меня битва с титаном часто скатывалась в хаос из-за быстрой смены ракурса. Зато уже на втором божестве все оказалось очень удобно и понятно.
Потом будет возможность призывать божественного помощника. В долгом бою, если выдержать нужное время призыва, огромный бог обрушит свою ярость и испепелит все вокруг.
Прокачка реализована интересным образом. Весь накапливаемый опыт начисляется только во время отдыха. Вы можете разбить лагерь в отведенных для этого местах или остановиться в гостинице. И только после ночевки вы получите очки развития, которые вкладываются в способности. Улучшаются боевые параметры главного героя и его напарников, повышается уровень владения магией, можно поднять побочные характеристики или получить бонусы на определенные действия.
Отдых на природе позволяет заняться кулинарией. Тут это имеет такую же важность как прием зелий у Геральта. Все основные герои имеют особый навык. Игнис наш полевой повар, который экспериментирует и из разных компонентов готовит блюда. Каждая еда дает особые бонусы, позволяя повысить здоровье, атаку или другие параметры на весь следующий день. При наличии мяса особого зверя и редких трав можно сварить мощное жаркое или супчик, который позволит вашей команде стать заметно мощнее. Сам список блюд очень велик и постоянно растет. Есть даже специальные задания с особыми блюдами.
Среди других занятий — фотография. Этим увлекается надоедливый Промто, который автоматически снимает все вокруг, но иногда просит забраться в какое-то место и сделать памятный снимок на фоне достопримечательностей. Не дает никаких особых бонусов, но наполняет мир дополнительными действиями.
Что до принца, то он увлекается рыбалкой. В специально отведенных местах можно забросить удочку и обеспечить себя добычей, выиграв в серии мини-игр. Важную роль играет приманка — для разных рыб она своя. И тут тоже есть прокачка навыка и возможность получить новое снаряжение после серии квестов. Рыбалка неплохо увлекает благодаря тому, что в каждом месте есть особая добыча. Всегда хочется пополнить список достижений и побить прошлый рекорд, выловив нового многокилограммового монстра.
Занятно, что Final Fantasy XV запоминается в ряде аспектов, которые в других играх имели бы незначительную роль. Рыбалка тут приятнее многих однотипных заданий. Второстепенных квестов генерируется огромное множество. Но лишь некоторые имеют какую-то сюжетную историю и интересный контекст. Большая часть до боли однотипна. В игре нет попыток расширить стандартную схему. Все сводится к поездке до точки и сражениям, которые в мелких поручениях выглядят весьма обыденно. Попытки заменить сражения фотосъемкой или нудными поисками предметов радуют еще меньше. Другие игры в открытом мире тоже вываливают на игрока много однотипных заданий, но пытаются их как-то обыграть. В Final Fantasy XV этого нет, просто болванчики, которые дают квест. Если говорить об охоте, то и полноценного общения нет. Есть список целей — бери, выполняй. Причем сама цель появится только после получения миссии, даже если на том же месте постоянно возрождается один и тот же монстр. Нельзя пробежаться и заранее выполнить случайные квесты.
Много сказано о поездках. И они тоже могут расстроить. Машина нужна для передвижения в автоматическом режиме, когда вы просто задаете конечный пункт. Потом вы пару минут расслабляетесь, наблюдая сменяющиеся пейзажи. Возможность ручного управления есть, но она зачастую не востребована, да и само управление ограничено — съехать с трассы все равно нельзя. Зато ожидаемо много нюансов, связанных с внешним обликом. Вы собираете разные краски, создаете узоры и наклейки. Есть серия квестов для прокачки автомобиля. В дополнение к этому машину нужно периодически заправлять и проводить техобслуживание у Синди. Автомобиль обрастает кучей действий, которые могут легко превратиться в рутину.
Другим средством передвижения являются птицы чакобо, напоминающие помесь страуса с курицей. Эти пернатые друзья позволяют быстро передвигаться по пересеченной местности, главное не забыть оплатить прокат на несколько дней вперед. В свободное время можно устроить гонки и посоревноваться в заезде на чакобо со своими друзьями. Примечательно, что даже эти животные не обходятся без кастомизации. Тут вам и смена окраса, и возможность навесить на грудь медальки за выигранные гонки. Есть разные корма и другие нюансы.
У игры особая визуальная стилистика. Чувствуется смешение атмосферы маленьких американских предместий с фэнтези-стилистикой и элементами техногенного мира. Само противостояние волшебного и технологического королевства дает хороший простор для фантазии, но этот контраст обыгран слабо. Но местный мир все же радует полетом фантазии в дизайне местности. Нам открываются огромные ущелья, ощетинившиеся скалами-клыками, перед нами необычное сочетание разломов и каменных мостиков вокруг кратера с волшебным метеоритом.
После долгого изучения первого мира мы отправляемся в водный город, который выглядит просто неимоверно. Это некое подобие Венеции, где морские воды через систему каналов и дамб образуют уютную гавань в водном котловане среди водопадов. Хитросплетение строений с пышной архитектурой рассечено системой акведуков, где плавают гондолы. Все выглядит очень круто. Но такое визуальное богатство приурочено к одной сюжетной миссии, плюс несколько мелких заданий.
Под конец все скатывается к поездке среди пустошей и забегу среди индустриальных пейзажей.
Картинка приятная. Есть большие пространства с высокой дальностью отрисовки и густой травой. Но в целом видно, что художники максимум усилий приложили к первым локациям. Последние уровни в плане проработки и обилия деталей выглядят слабее.
На рассвете и закате можно наблюдать красивую игру света. Есть динамические погодные эффекты с дождем, мокрыми поверхностями и каплями, стекающими по корпусу автомобиля.
Final Fantasy XV: Windows Edition получила улучшенные текстуры. Важным плюсом является поддержка любого разрешения. На мощной системе вы можете играть в честных 4K. Если вы обладатель такого монитора, то не забудьте скачать бесплатный апдейт 4K Resolution Pack с видероликами в этом разрешении. Оценить графику в 4K можно по нижнему ролику.
Компьютерная версия получила улучшенную траву на базе технологии NVIDIA TurfEffects. Эта трава выглядит лучше оригинальной, отбрасывает тень и дрожит, создавая ощущение ветерка.
Многие животные получили красивую гриву на базе NVIDIA HairWorks. Хотя персонажи со своими шевелюрами обходятся без этой технологии.
Также есть затенение VXAO, но из-за ограничений по расстоянию отрисовки теней, изменения заметны при определенных условиях. Этот эффект можно не активировать. Пункт NVIDIA ShadowLibs вообще не приводит к каким-то визуальным изменениям в рендеринге теней.
Подробнее о производительности видеокарт мы поговорим в специальном тестировании.
Подводя итоги, хочется сказать, что игра оставляет неоднозначные впечатления. Неравномерное повествование со странными моментами, инфантильные китчевые персонажи, простой открытый мир с кучей занудных однотипных заданий. Но при всем этом Final Fantasy XV оставляет теплые и приятные воспоминания. Тут не нужна излишняя серьезность в восприятии. Это симпатичная сказка про друзей, долг и взаимовыручку. В игре много приятных и милых мелочей, создающий свой шарм и особый колорит. Даже жаль, что заданий в духе «покорми котика» мало, хотелось бы больше таких пустяков. Игра дает новые впечатления, позволяя погрузиться в странный, но самобытный мир. И это большой плюс на фоне однотипных боевиков и распиаренных песочниц с бешенными фанатиками. Реальная проблема игры — отсутствие баланса между сюжетными миссиями и открытым миром. Вначале большой акцент сделан именно на открытом мире, но вторая половина повествования — набор линейных уровней. Трудно рекомендовать игру всем. Для начала стоит попробовать хотя бы демо-версию. Игра не обязательно понравится фанатам аниме и японской культуры. Не исключено, что в случае пресыщенности такой тематикой Final Fantasy XV будет восприниматься пресно. Мне, как человеку далекому от этого, игра понравилась, пусть и с оговорками. Не шедевр, но приятное и симпатичное приключение.